Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда
статья по логопедии
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx | 20.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда
Здоровье –
это состояние физического, психического и
социального благополучия человека, а не просто
отсутствие болезней или физических дефектов.
В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения.
Существует множество различных факторов, которые влияют на здоровье дошкольников:
физиолого – гигиенические, психологические, экологические, экономические, соци-альные. Также современные дошкольники испытывают значительные умственные перегрузки.
Поэтому проблема сохранения здоровья является актуальной на сегодняшний день. В законе РФ «Об образовании» сказано: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся». В связи с этим в последнее время наблюдается усиленное внимание к проблемам создания здоровьесберегающей среды, выбора форм, методов и технологий, направленных на укрепление и сбережения здоровья детей.
Практика показывает, что количество детей с нарушенным речевым развитием с каждым годом увеличивается.
Среди таких детей как правило, высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровитель-но-коррекционной работы с данными детьми.
Раскрывая понятие здоровьесберегающие образовательные технологии, важно отметить, что речь идет не о какой-то одной универсальной и чудодейственной технологии, а комплексной системе, направленной на коррекцию и профилактику речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья.
Конечно же использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях велико.
Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, как традиционные, так и не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя- логопеда.
В основном на занятиях используют такие известные, традиционные методы и приемы как:
• Дыхательная гимнастика
• Артикуляционная гимнастика
• Психогимнастика, логоритмические упражнения
• Развитие мелкой и общей моторики
• Комплексы упражнений, направленных на профилактику нарушений зрения.
Наряду с вышеперечисленными общепринятыми технологиями в коррекционной педагогике, учителя- логопеды активно стали использовать в практике нетрадиционные методы.
1. Кинезитерапия -
От греческого kinesis — движение,, therapia — лечение, т. е.
кинезитерапия – это лечение движением
Кинезиология- наука о развитии головного мозга через движение.
Применяя комплекс специальных кинезиологических упражнений, мы развиваем межполушарное взаимодействие, а значит создаем предпосылки для становления многих психических процессов, в т. ч. мышления и речи. Под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме: синхронная работа полушарий головного мозга; совершенствование и координация роли нервной системы. Самое распространенное упражнение: «Кулак – ребро – ладонь», «Лезгинка», «Клоун» (совместное движение глаз и языка).
2. Гидрогимнастика – прокатывание, перекатывание, перекладывание в теплой
воде различных предметов, например (резиновых мячей, различной текстуры, двух и более бусинок, доставание из воды различных мелких игрушек и т. д.)
Особенно гидрогимнастика полезна чрезмерно возбудимым детям. Температура воды оказывает успокаивающее воздействие на нервную систему ребенка.
Различные виды массажа.
Механическое воздействие изменяет состояние мышц, создает положительные ки-нестезии необходимые для нормализации произносительной стороны речи.
Существуют следующие виды развивающего массажа: массаж и самомассаж лицевых мышц;языка и плечевого пояса, кистей и пальцев рук; аурикулярный массаж (массаж ушных раковин);
3. Суджок-терапия,
Высокой эффективностью и безопасностью обладает су-джок терапия.
В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа
Эта лечебная система создана не человеком – он только открыл ее, – а самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности. На кистях располагаются система высокоактивных точек, соответстветствующих всем органам и участкам тела.
Их стимуляция оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие и обладает рядом неоспоримых достоинств.
Массаж можно осуществлять семенами, орехами, специальными массажерами, такими как «Чудо-валик», «Каштан» в комплекте с металличе-скими кольцами (их можно купить в аптеке).
Таким образом, Су - Джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами.
4. Гимнастика Стрельниковой,
Эта гимнастика - единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях. Все упражнения выполняются одновременно с коротким и резким вдохом через нос (при абсолютно пассивном выдохе, Вдох производится очень коротко, мгновенно, эмоционально и активно. Главное, по мнению А. Н. Стрельниковой, - это уметь затаить, "спрятать" дыхание. О выдохе совершенно не думать. Выдох уходит самопроизвольно.
5. Литотерапия - это лечение с использованием натуральных природных камней.
В более широком представлении под литотерапией понимают любое использование природных минеральных веществ (камней, металлов, илов, глин, минеральных вод и т. д.) с целью их воздействия на организм или сознание человека.
6. Песочная терапия –
Песок поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние, позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых. Игры с песком способствуют развитию тактильной чувствительности, мелкой моторики пальцев и кистей рук.
7. Ароматерапия - это использование запахов и ароматов для восстановления
организма и лечения. Используемые в ароматерапии ароматические масла помогают людям бороться с плохим настроением, стрессами, кожными заболеваниями.
Народный опыт и исследования ученых доказали, что запахи способны управлять настроением и работоспособностью. Поэтому, работая с детьми, нуждающимися в логопедической помощи, у которых в первую очередь имеются нарушения со стороны центральной нервной системы, можно использовать в работе ароматерапию.
Музыкотерапия.
Музыкотерапия – это воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.
Музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека.
8. Релаксация.
Релаксация - произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленно-сти, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Возникает вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий.
На логопедических занятиях мы используем релаксационные упражнения по ходу занятия, если у детей возникло двигательное напряжение или беспокойство. Упражнения проводятся под музыку. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи.
Таким образом, рассмотрев множество приёмов и методов по здоровьесбережению и примнению их в практической деятельности, можно сделать вывод, что использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с дошкольниками даёт положительные результаты:
Здоровье – это главное жизненное благо.
Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда
Сохранение устойчивой тенденции увеличения в детской популяции количества детей, имеющих нарушения речи различной этиологии и степени выраженности, осложнение речевых проблем требуе...
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя- логопеда
В настоящее время использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя – логопеда, также становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ
В последние годы отмечается устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличения числа детей с нарушением психического и речевого развития, в связи с чем применение здоровьесберегающих тех...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя -логопеда
Я применяю в работе здоровьесберегающие технологии, которые позволяют развивать речевое дыхание, крупную моторику, формировать произношение, фонематический слух....
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда ДОУ.
Так как здоровьесберегающие образовательные технологии - это воспитание культуры здоровья детей, то цель этих технологий, становление осознанного отношения ребенка к здоровью и раз...
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя - логопеда
Материал для учителей-логопедов, работающих с детьми имеющими нарушения речи. В материале представлены, какие задачи преследуют здоровьесбереающие технологии, на каких принципах строятся и классификац...
Материалы из опыта работы: «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ЗПР»
Материалы из опыта работы:«Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ЗПР»...