Методическая разработка на тему "Формирование правильного артикуляционного уклада"
методическая разработка по логопедии

Давыдова Татьяна Николаевна

Коррекция звукопроизношения начинается с формирования правильного артикуляционного уклада. Заинтересовать ребенка, удержать его внимание во время многократного повторения упражнений проще всего через игру, так как игра-это естественная деятельность детей. Интерактивная игра-тренинг по формированию правильного артикуляционного уклада "Игры с Веселым язычком", созданная в виде нелинейной презентации, может помочь учителю-логопеду осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку, выбирая нужные конкретно для него упражнения для формирования правильного артикуляционного уклада. А подборка артикуляционных сказок разнообразит закрепление комплексов артикуляционных упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_veselym_yazychkom.pptx2.2 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

интерактивная игра-тренинг по формированию правильного артикуляционного уклада «Игры с весёлым язычком» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 35 Колпинского района Санкт-Петербурга учитель-логопед Давыдова Татьяна Николаевна Санкт-Петербург

Слайд 2

Давыдова Т.Н.

Слайд 3

Давыдова Т.Н.

Слайд 4

Давыдова Т.Н.

Слайд 5

Давыдова Т.Н.

Слайд 6

Подражаем мы лягушкам : Тянем губки прямо к ушкам, Мы потянем – перестанем И нисколько не устанем. «Улыбка» Растягивание сомкнутых губ, удерживание губ в улыбке (зубы сомкнуты) Давыдова Т.Н.

Слайд 7

«Хоботок» Вытягивание сомкнутых губ вперед (зубы сомкнуты) Чтоб понравиться слону – губы хоботом тяну. Давыдова Т.Н.

Слайд 8

«Окошко» Широко открыть рот – «жарко» Закрыть рот – «холодно» Рот приоткрою я немножко, Губы сделаю «окошком». Зубки рядышком стоят И в окошечко глядят. Давыдова Т.Н.

Слайд 9

«Заборчик» Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы Широка Нева – река, И улыбка широка. Зубки все мои видны – От краёв и до десны. Давыдова Т.Н.

Слайд 10

«Шарик» Надуть щеки Сдуть щеки Давыдова Т.Н.

Слайд 11

«Орешки» Рот закрыт Кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки На щеках образуются твердые шарики- «орешки» Давыдова Т.Н.

Слайд 12

«Кролик» Зубы сомкнуты, верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы Давыдова Т.Н.

Слайд 13

«Птенчики» Рот широко открыт Язык спокойно лежит в ротовой полости Давыдова Т.Н.

Слайд 14

«Лопаточка» Рот открыт Широкий расслабленный язык лежит на нижней губе Давыдова Т.Н.

Слайд 15

«Иголочка» Рот открыт Узкий напряженный язык выдвинут далеко вперед Давыдова Т.Н.

Слайд 16

«Чашечка» Улыбнуться Широко открыть рот Высунуть широкий язык Придать ему форму «чашечки» Давыдова Т.Н.

Слайд 17

«Киска» Губы в улыбке, рот открыт Кончик языка упирается в нижние зубы Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы Давыдова Т.Н.

Слайд 18

«Трубочка» Рот открыт Боковые края языка загнуты вверх Давыдова Т.Н.

Слайд 19

«Грибок» Улыбнуться Присосать к небу широкий язык Под березой, у дорожки Гриб растет на толстой ножке. Мимо мы пройти не сможем, Гриб в лукошко мы положим. Давыдова Т.Н.

Слайд 20

«Вкусное варенье» Улыбнуться Открыть рот Широким язычком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу Давыдова Т.Н.

Слайд 21

«Часики» Улыбнуться, открыть рот Кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой Давыдова Т.Н.

Слайд 22

«Гармошка» Улыбнуться Сделать «грибочек» (т.е. присосать широкий язык к нёбу) Не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать) Давыдова Т.Н.

Слайд 23

«Качели» Улыбнуться Открыть рот Кончик языка за верхние зубы Кончик зыка за нижние зубы Давыдова Т.Н.

Слайд 24

«Чистим зубки» Улыбнуться, открыть рот Кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы Давыдова Т.Н.

Слайд 25

«Лошадка» Приоткрыть рот Поцокать языком (как цокают копытами лошадки) Давыдова Т.Н.

Слайд 26

«Маляр» Губы в улыбке Приоткрыть рот Кончиком языка «покрасить» (погладить) нёбо Давыдова Т.Н.

Слайд 27

Давыдова Т.Н.

Слайд 28

Котик Музик утром встал, Чистить зубки побежал. Вправо-влево, вправо-влево Чистим зубки мы умело. Пополощем ротик, Как чистюля Котик. Музик наш расческу взял, И причесываться стал. Мы за ним не отстаем; Все покажем язычком. Дальше по порядку Делаем зарядку! Музик спинку выгибает. Музик спинку прогибает. А теперь язык наш – мяч. Начинаем футбольный матч! Гол забили мы! Ура!! Вот и завтракать пора: Котик нам напек блины, Со сметаною они. Как сметанку любит Котик? Оближи скорее ротик. А теперь чаек попьем. Чай мы в чашечку нальем. Музик сыт, Музик рад! Музик любит всех ребят! Утро с котиком Музиком ( О.Н.Арсеневская ) Давыдова Т.Н.

Слайд 29

Жил веселый Язычок В маленьком домишке, Превращался во что мог На радость всем детишкам. Вот в лопатку превратился И на губке развалился. Распластался, растянулся И губами улыбнулся. Вот широко рот открылся, Язычок поднялся вверх, Потянулся, изогнулся И стал чашечкой для всех. А теперь Язык наш колкий, Стал он тонкий, как иголка. Язычок свой потяни И иголкой уколи. На тонкой ножке Стоит грибок у дорожки. Язык свой к нёбу прилепляй И грибочек ты срывай. Ходят часики тик-так, Не остановишь их никак. Влево — тик, вправо — так, Тик-так, тик-так. А теперь вот, погляди, — Это скачут лошади. Языком пощелкай ты, Артикуляционная сказка (Т.В. Мецлер ) Как копытами они. Давыдова Т.Н.

Слайд 30

Язычок наш захотел: На качелях полетел! Летят они то вверх, то вниз. Ты вместе с ними прокатись. Очень любит Язычок вкусное варенье, Приготовил он друзьям это угощенье. Варенье приятное, вкусное, ароматное. Язычок подними, варенье с губки оближи. Язык наш змейку не боится, В нее он может превратиться. Вперед-назад, вперед-назад, Не напугает он ребят! Как маляр наш Язычок, Кисточкой покрасил чердачок. Не чердак, а нёбо! У него дел много! Так живет наш Язычок В маленьком домишке, Превращается во все На радость всем детишкам! Давыдова Т.Н.

Слайд 31

— Дети, сейчас мы полетим в космос. Давайте подготовим ракету к полету: почистим моторы (Артикуляционное уп­ражнение «Почистим зубки», или извест­ные всем логопедам упражнения «Маля­ры», «Вкусное варенье»); продуем турби­ны («Кто раньше загонит мяч?», «Фокус», «Музыкальный пузырек»); проверим под­готовку космонавтов (Упражнения из раз­ных комплексов). К полету готовы! Те­перь — в космос! Выходим на орбиту (Круговые движения вытянутых в трубоч­ку губ и языка). Сделаем посадку на этой планете (Артикуляционное упражнение — основа для постановки звука, над автома­тизацией которого будет идти работа на занятии). На нашей планете живут слова со звуком [...] (Автоматизация звуков). Артикуляционная сказка «Планета» (Н.А. Лукина) Давыдова Т.Н.

Слайд 32

Жил-был ленивый котенок. Все время он лежал на крылечке. (Упражнение «лопаточка».) Отшлепала его как-то бабушка ( пя-пя-пя ): «Мышей не ловишь!» Обиделся котенок и ушел в лес. Идет по тропинке, она то широкая, то узкая. (Язык широкий-узкий .) То горочка, то низинка . (Язык вверх-вниз.) Вдруг увидел он забор. (Упражнение «забор».) За забором был дом с окошками. («Трубочка-улыбка».) В домике жил петушок. Стали они жить вместе. Котенок помог петушку сделать ремонт — покрасил потолочек . («Маляр».) Каждое утро они чистили зубы. («Почистили зубки».) Котик исправил часы. (Язык вправо-влево.) Петушок смолол зерно на мельнице. (Круго­вые движения языком.) Потом они пошли кататься на качелях. (Язык вверх-вниз.) Хитрая лиса решила украсть петушка. Стала она прыгать через забор. (Щелканье языком.) Зайчик все это увидел, ре­шил предупредить петушка и забил в барабан. ( Д -д-д-д !). Артикуляционная сказка «Ленивый котенок» (Н.А. Лукина) Давыдова Т.Н.

Слайд 33

Жили-были три поросенка. Говорить они не умели — только визжали. Каждое утро Наф-Наф чистил зубы. («Почистим зубки».) Обходил вокруг дома. (Круговые движения языка.) Белил потолки. («Маляр».) Строил мостики, забивал гвозди. («Грибок», «цоканье».) А его глупые братья сдували одуванчики. (Выработка плавной, длительной, непрерывной воздушной струи.) В это время Волк решил испугать маленьких поросят — сдуть их домики из соломы и прутиков. («Кто дальше загонит мяч» ? «Фокус» — щеки не раздувать.) Поросята испугались и побежали к брату. («Цоканье».) А Волк решил забраться в их домик через трубу — и свалился в котел. («Чашечка».) Зашипел кипяток в котле, обжег Волка . ( Ш-ш-ш-ш-ш .) Артикуляционная сказка «Волк и три поросенка» (Н.А. Лукина) Давыдова Т.Н.

Слайд 34

Жил в лесу невоспитанный мышонок. Он никому не говорил «доброе утро» и «спокойной ночи». Рассердились на него все звери в лесу — не хотят с ним дружить. Грустно стало мышонку. Пошел он к маме и спросил: «Как мне помириться со всеми зверями в лесу?» Мама отвечает ему, что нужно быть со всеми вежливым. Мышонок решил исправиться, почистил зубки «Почистим зубки», причесался «Расческа». Видит, зайчик на качелях качается «Качели». Пошел он и громко пропищал: «Доброе утро!» Улыбнулся зайчик и угостил мышонка морковкой. Обрадовался мышонок, дальше пошел. Навстречу ему змейка ползет, в язычке гирьку держит, чтоб сильным был. «Язык-силач». И с ней он поздоровался. Удивилась змейка и гирьку уронила. . Артикуляционная сказка «Невоспитанный мышонок» (Т.В.Рожкова) Давыдова Т.Н.

Слайд 35

Очень понравилось мышонку быть вежливым. Побежал он дальше, чтобы еще с кем-нибудь поздороваться. Видит, сидит на дереве ворона, бублик во рту держит «Бублик». Мышонок громко закричал ей: «Доброе утро!» Ворона каркнула ему в ответ и полетела всем рассказать, что мышонок стал вежливым. А мышонок все бегал по лесу, всем кричал «доброе утро» и так устал, что споткнулся и покатился с горки «Горка». Едва в воду не упал. Хорошо, заборчик его задержал, который лягушата построили «Заборчик». Отдохнул, огляделся по сторонам, видит: лягушки прыгают, приглашают его поиграть с ними. Но мышонку некогда играть — еще не всем доброго утра пожелал. Бежит он по лесу и видит: на дереве летучая мышь проснулась. «Доброе утро!» — кричит ей мышонок. «Уже вечер наступил, — отвечает летучая мышь, — добрый вечер, мышонок!» И мышонок засвистел весело, как паровозик. «Паровозик свистит». И побежал домой, чтобы мама не волновалась, что его нет так долго. Давыдова Т.Н.

Слайд 36

Спасибо за внимание! Давыдова Т.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки по формированию правильного эмоционального реагирования у дошкольников

Статья рассказывает о  том, как дети эмоционально реагируют на различные жизненные обстоятельства,учит родителей правильному реагированию на то или иное эмоциональное состояние ребенка....

Нетрадиционные приемы воздействия при работе с детьми-дизартриками на этапе формирования правильного артикуляционного уклада

В материалах представлены приемы нетрадиционного массажа при работе с детьми дизартриками....

Методическая разработка «Формирования компетентности правильного здорового питания у дошкольников»

Методическая разработка «Формирования компетентности правильногоздорового питания у дошкольников»...

Комплекс упражнений для выработки правильного артикуляционного уклада

Комплекс упражнений для выработки правильного артикуляционного уклада...

Автоматизация звука "Ш" Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях. Задачи: - Закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звук [Ш].

Автоматизация звука "Ш"  Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях. Задачи: - Закреплять правильный артикуляционный уклад при произноше...