Весна. Первоцветы.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Курдюкова Татьяна Михайловна

Конспект занятия. На занятии дети получают сведения о поведении на природе, бережному отношению к первоцветам, составляют рассказы о первоцветах. Закрепляется материал в играх: "Круг добра", "Найди отличия", "Составь предложения", "Узнай картинку".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesna_pervotsvety.docx30.47 КБ

Предварительный просмотр:

Весна. Первоцветы.

Цели:

Коррекционно-образовательные:

расширение и активизация словаря по теме.

Коррекционно-развивающие:

развитие грамматических представлений;

формирование навыков  словообразования;

развитие мелкой моторики рук;

развитие звукового и слогового анализа;

развитие связной речи.

Коррекционно-воспитательные:

воспитывать бережное отношение к природе и её красоте.

Оборудование: картинки по теме, плакаты деревьев, ручки, карандаши, заготовки с  предложением, тексты динамических пауз, алгоритм рассказа о цветах, шарики су – джок.

Сегодня к нам пришли гости. Поздоровайтесь. И посмотрите на меня.

Организационный момент.

Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться:

Доброе утро!

Доброе утро! —  солнцу и птицам

Доброе утро! — улыбчивым лицам.

Каждый становиться добрым, доверчивым.

Доброе утро длиться до вечера!

Встанем в круг добра. Игра: «Круг добра» — касаясь ладонями друг друга, улыбнёмся и произнесём добрые ласковые слова друг другу по цепочке (доброе утро,  здравствуй, какая у тебя красивая улыбка, какая у тебя красивая футболка, спокойной ночи, доброго дня, добрый вечер ).

Молодцы.

Сегодня мы пойдём на прогулку  в лес,  на лесную полянку.

Вспомните, пожалуйста, правили поведения на природе:

Как правильно вести себя на природе и не причинять ей вреда.

Дети рассказывают:

Не ломай ветви деревьев и кустарников.

Не повреждай кору деревьев.

Не собирай берёзовый сок. Помни, что это вредит дереву.

Не  рви в лесу, на лугу цветов первоцветов. Их так мало осталось в природе.

Пусть красивые растения остаются в природе!

Не убивай в лесу пауков и не рви паутину.

Не лови бабочек, шмелей, стрекоз.

Не сбивай грибов, даже ядовитых.

Не разоряй муравейники.

Не подходи близко к гнёздам птиц.

 Не разоряй птичьи гнёзда.

В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. От вытаптывания погибают многие растения, насекомые.

Не шуми в лесу, и в парке.

Не жги весной траву на лугу.

Не оставляй в лесу, в парке, на лугу мусор.

Вот сколько правил надо знать и выполнять их правильно.

Игра: «Скажи наоборот» — образование прилагательных.

Холодно — тепло

Солнечно — пасмурно

Мягкая земля — твёрдая земля

Ветрено — тихо (безветренно)

Глубокий — мелкий

Быстрый — медленный

Молодцы.

Посмотрите на это дерево. Кого вы видите? (это птицы. Назовите их. Как одним словом назвать этих птиц? — перелётные.

Игра: «Сосчитай птиц» — согласование числительных с существительными.

Выполнение детьми.

Посмотрите, что вы видите под деревом? Это какие-то камни.

А вы знаете, они не простые, они  волшебные. Возьмите один камень и дайте своей мамочке. Пусть она прочитает, что  написано.

Какое сейчас время года?

Сколько весенних месяцев?

 Назовите весенние месяцы.

Назовите признаки весны.

Какие птицы прилетают весной?

Что происходит с животными?

Дети отвечают.

Молодцы. А сейчас мы поиграем.

Игра: «Подскажи словечко»

Ой, беда! Ой, беда!

Тает снег, кругом вода.

Не обуешь валенки,

На снегу … (проталинки).

Рад весне братишка Сашка,

И собака рада Жулька.

На припёке с крыши нашей

Утром свесилась … (сосулька).

На реке и треск, и гром,

Это значит ледолом.

На реке лёд идёт,

Это значит … (ледоход).

Самый первый день весны,

Самый-самый первый.

На опушке у сосны

Распустилась … (верба).

Снег в лесу, сугробов много.

Но слышна синицы трель.

С крыши прямо на дорогу

Звонко капает … (капель).

А  что происходит с животными весной? (Медведь, заяц, ёжик).

Динамическая пауза.  Су - Джок – терапия:  «Сказка про Ёжика». (Раздать шарики).

В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький Ёжик. (показать шарик в открытой ладони).

Ёж был маленький и поэтому всего боялся. Он, то выглядывал из своего домика, то прятался. (несколько раз сжать и разжать ладонь с шариком).

Однажды Ёжик вышел из своего домика,  и побежал по дорожке. Дорожка была узкая и извилистая. (катать шарик по ладони вперёд-назад).

Долго бежал Ёжик. И очутился около  быстрой реки. (круговые движения шариком по ладони — по часовой стрелке, затем  — против).

Маленький Ёжик  осторожно и медленно перебрался на другой берег. (покатать шарик по каждому пальцу, начиная с большого).

А там поляна — большая, круглая, красивая! (круговые движения шариком по ладони)

На поляне видимо-невидимо цветов.

Молодцы.

Садятся на стулья.

Презентация.

Внимательно посмотрите на эти картинки и назовите их.

Дети называют: мать и мачеха, одуванчик, медуница, ландыш, хохлатка, ветреница, сон-трава, калужница, примула, пролески, лесная фиалка, пролески, подснежник, крокусы.

Как одним словом назвать эти цветы? (Первоцветы).

А, что вы знаете о первоцветах. (это первые цветы, которые появляются весной).

Расскажите подробнее.

Рассказы детей с опорой на схему.

Как называется цветок, который появляется первым.

 Это подснежник. Подснежник растёт под снегом. Он появляется ранней весной. У подснежника светло-зелёный стебелёк с бутонами. Он белого цвета, или нежно - голубого. На тонкой ножке. Лепестки продолговатые. Растёт в лесу, на проталинках. Приятный запах.

Мать и мачеха. У этого цветка сначала вырастает стебель, затем бутон и цветок. Цветочки небольшого жёлтого цвета. Вкусно пахнет. Когда цветы отцветут, появляется белая маленькая головка — это семена, они разлетаются повсюду и опускаются на землю, а на следующий год на этом месте вырастают новые цветы. Растут везде. После цветения вырастают большие зелёные листочки. Если их потрогать — одна сторона у листьев тёплая, покрытая лёгким пушком, а другая — гладкая и холодная. Тёплая — это мать, холодная — мачеха.

Я хочу рассказать про одуванчик. У одуванчика сначала вырастают листочки, а затем появляется стебель, бутоны, цветок. Цветок жёлтого цвета. На длинной ножке. Листики длинные, резные. Нельзя нюхать эти цветы, будет нос жёлтый. Рвать их тоже не стоит. Когда его сорвёшь. На стебле появляется белое молочко,  оно пачкает руки и одежду. Растёт везде: в поле, в лесу, в городе.

Калужница. Купальница. Красивое весеннее цветущее растение. С тёмно-зелёными блестящими, крупными листьями и множеством золотисто-жёлтыми цветами. Цветёт в апреле-мае. Любит сырые места. Цветы могут быть и белыми с жёлтой серединкой.

Пролеска. Их многие называют  голубыми  подснежниками. Растения выделяются длинными листочками. Одновременно появляются цветоносы с мелкими бутонами. На одном побеге может быть 15-20 цветов собранных в метёлку. Все зависит от вида. Некоторые виды могут цвести весной, летом и осенью. Растёт в тени на открытом пространстве.

Лесная фиалка. Многолетнее растение. Корни стелятся по земле. Корни каждый год дают почки и вырастает много листьев. У цветка 5 лепестков, которые бывают разной формы. Эти цветы растут даже на севере. Цветы вкусно пахнут мёдом и бывают нежно - голубые, фиолетовые, бледно-синими, лиловыми  с жёлтой серединкой. Растут в лесу.

Медуница. Появляется ранней весной. На стебле этого растения одни цветы темно-розовые, другие сиреневые, третьи  ярко-синие. Этот цветок называют сладким букетиком, потому что в цветках много сладкого сока-нектара. Медуница красивый весенний цветок, который появляется через 8-10 дней после мать и мачехи. Узнать его можно сразу: только у медуницы бывают разноцветные цветки-колокольчики.

Ландыш. Ландыши растут в тени деревьев. У ландыша вырастают сначала листики и оно скучены в трубочку. Когда листики раскроются, между двумя листьями вырастает высокая ножка. На ней несколько белых колокольчиков. Цветёт в мае. У ландышей очень нежный запах. Плоды созревают в конце мая в начале сентября. Это большие красные ягоды. Они ядовиты. Ландыши полезные лекарственные растения.

Примула. Цветут ранней весной. Сначала вырастают листики. Они светло-зелёные или ярко-зелёные. Затем вырастает небольшой стебель. Затем раскрываются ароматные цветки. Цветы могут быть жёлтыми, розовыми, белыми, красными, но серединка у этих цветов всегда жёлтого цвета.

Молодцы. У вас получились интересные рассказы.

Игра: «Назови ласково»

Ветер — ветерок

Солнце — солнышко

Лужа — лужица

Корень — корешок

Бутон — бутончик

Лепесток — лепесточек

Цветок  – цветочек

Подснежник —  подснежничек.

Пролеска — пролесочка.

Фиалка — фиалочка.

Примула —  примулка.

Вы молодцы.

Как вы думаете? Можно рвать цветы в букеты. (Нет). Почему? (Все первоцветы занесены в Красную книгу. Ими можно только любоваться. Все первоцветы — лекарственные растения. Для медицинских целей их выращивают на специальных делянках (грядках).

Игра: «Найди отличия» — по индивидуальным картинкам (вместе с родителями) — развитие внимания, мышления. (Дети подходят к родителям. Родители считают отличия и хвалят детей).

Молодцы.

А сейчас подойдите ко мне, мы с вами поиграем

Игра: «Четвёртый лишний» (на слух) — развитие мышления и слухового внимания.

Подснежник, фиалка, крокус, роза.

Колокольчик, медуница, примула, ландыш.

Пролеска, астра, одуванчик, подснежник.

Мак, подснежник, медуница, крокус.

Динамическая пауза.

Вырос высокий цветок на поляне, (поднять руки вверх и сложить ладошки вместе_

Утром весенним раскрыл лепестки, (раскрыть пальчики)

Всем  лепесткам красоту и питанье, (удерживают руки и опускают вниз)

Дружно дают под землёй лепестки. (соединить руки внизу тыльной стороной друг к другу)

Проходим и садимся за столы.

Прочитайте что написано на листе (одуванчик).

Работа с предложением. (Заранее дети печатают слово)  и выполняют звуковую схему под контролем  логопеда.

Пока вы работали за столами, на нашей полянке, появились картинки с разными цветами. Внимательно посмотрите. Нужно собрать одинаковые картинки, перевернуть прочитать слова и составить предложения.

Игра: «Составь предложение» — из одинаковых цветов составить предложение, гости  читают.

Отлично.

Итог.

О чем мы говорили на занятии? О цветах первоцветах. В какие игры играли (дети перечисляют).

Да мы сегодня много говорили о цветах — первоцветах.

Эти цветы выросли и зацвели ранней весной специально, чтобы украсить нашу землю, леса и доставить радость людям. И все люди должны ценить такую красоту. Цветы — это не только красота, но и часть родной природы, которую надо знать, беречь и охранять.

Сегодня вы рассказали нашим гостям много нового и интересного о цветах — первоцветах. Спасибо вам за это. Вы все получаете призы – раскраски, вы раскрасите их в свободное время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия на тему "Весна. Первоцветы"

Занятие проводилось в подготовительной группе для детей с онр. На занятии использовалась мультимедийная презентация "Что такое весна?"...

Конспект НОД в подготовительной группе Тема: «Весна. Первоцветы».

Цели:- Обобщать и систематизировать знания детей о весне, о первоцветах на основе наблюдений; уточнить признаки весны.- Расширять знания об окружающем мире, об изменениях в природе весной; развивать с...

Информационно-творческий проект "Первые вестники весны - первоцветы"

Проект  с детьми саршей группы  по ознакомлению детей с первоцветами...

Весна.Первоцветы.

Знакомство с первоцветами....

"Весна. Первоцветы"

Открытие новой выставки! "Весна. Первоцветы". Ребята из группы "Цветик-семицветик" весь март чевствуют мам и дочек, бабушек и внучек, чудесных женщин. Зачем ограничиваться только в...