автоматизация звуков
консультация по логопедии (старшая группа)

Неверова Ирина Викторовна

рекомендации для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakreplenie_zvukov.odt23 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Закрепление поставленных звуков в речи»


Консультация для родителей «Закрепление поставленных звуков в речи»

Очень часто при исправлении звукопроизношения родители и логопед сталкиваются с таким явлением, как «кабинетная речь». Вот вроде бы хорошо говорит и «шипит»-«рычит» на занятии с педагогом, а дома так и пропускает поставленные звуки.

Нередко ребенок сам изолированно произносит верно звук или с радостью показывает его окружающим, но в речи не использует его. Наступает самый важный момент – закрепление поставленного звука в речи. Для успешного данного этапа коррекции можно выделить три составляющих:

понимание важности закрепления звука ребенком (развитие самоконтроля).

контроль за правильным произношением родителями (и теми людьми, кто часто общается с ребенком).

контроль за правильным произношением в детском саду.

Насколько постановка звука кропотливый труд учителя-логопеда, требующий специальных знаний и навыков, настолько автоматизация звуков – сотрудничество ребенка и его родителей. Это сотрудничество может решать не только задачу формирования правильной речи, но так же способствовать установлению доверительных отношений в семье, когда ребёнок стремится к общению со своими близкими. Параллельно вы сможете развить внимание, память, мышление, воображение – психические процессы, тесно связанные с речью, достаточный уровень сформированности которых необходим для успешного обучения.

Введение звука в свободную речь – это сложный процесс, требующий постоянных тренировок. Важно, чтобы ребенок слышал правильную речь, исправлял свои ошибки и постепенно станет сам говорить правильно. Здесь перед Вами – родителями, стоит важная задача – помочь ребенку правильно говорить звук, но при этом – не давить, а тактично исправлять ошибки.

Дети зачастую очень ревностно относятся к ошибкам, могут начинаться «зажиматься» и бывает, что пропадает желание заниматься как дома с родителями, так и в детском саду с логопедом (никто не любит когда нас критикуют). Для спокойного прохождения этапа закрепления звука в речи можно предложить несколько видов взаимодействия родителей и ребенка:

1. Если ребенок что-то сказал неправильно, спросите «А ты правильно сказал? А как будет правильно?» Тем самым Вы учите ребенка анализировать свою речь и искать ошибки.

2. Предложите ребенку такую игру «Я знаю 5 слов со звуком «Р». Если ребенок говорит слово неправильно, предложите ему каждый раз называть пять новых слов с «проблемным» звуком. Очень часто детям надоедает каждый раз придумывать новые слова и они тщательнее следят за своей речью.

3. Возможно применение такой тактики «Я не знаю такого слова «сапка». Когда ребенок делает ошибку, обратите внимание и спросите – что за слово такое непонятное. Ребенок постарается себя исправить.

Важно: если у ребенка не получается сказать слово правильно, он не понимает где у него ошибка – предложите правильный вариант, очень четко произнеся нужный звук, повторите вместе с ребенком и предложите ему самому сказать. Главное – чтобы не возникало негативных реакций.

Скорость введения звуков в речи у всех детей индивидуальна, некоторым детям достаточно всего нескольких занятий и звук закреплен в самостоятельной речи, а у других этот процесс затягивается на долгое время - зависит это, прежде всего от индивидуальных особенностей ребёнка:

1)От вида речевого нарушения – например, сложнее звуки автоматизируются у детей–дизартриков. Дизартрия - говорит о нарушении или недостаточной чувствительности мышц, которые отвечают за работу органов артикуляции, т. е. нервные клетки, которые обеспечивают движения данной мышцы, еще не достаточно созрели, вследствие чего возникают трудности и в произношении звука и в автоматизации. 2)От состояния фонематического слуха – у детей с недостаточно сформированным фонематическим слухом и фонематическим восприятием звукдольше не вводится в самостоятельную речь.

Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных подвижек может и не быть. Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения должны быть ежедневными. Данную работу можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок. Важно! Ежедневно закреплять поставленный звук и следить за правильным произношением его в самостоятельной речи ребенка.

Таким образом: исправление речи - длительный процесс, требующий систематических занятий. Не сравнивайте малыша с ровесниками, сравнивайте только с ним самим на предыдущем этапе. Старайтесь чаще хвалить его за успехи - это стимулирует усердие ребенка, придает ему уверенности в себе.

П


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)

Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ. СКУЧНО?.. НЕТ, ИНТЕРЕСНО! ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ

ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо...

Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями на основе текстов для автоматизации звуков (часть 2) . Автоматизация звука «Р» в рассказе Открытые ворота.

Автоматизация звука «Р» в связной речи и обучение  пересказыванию  на материале  рассказа "Открытые ворота"....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях...

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях...

"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)

Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....