Родительский клуб "Компьютер за или против"
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Мурадян Светлана Сергеевна

Родительский клуб "Компьютер за или против"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_kompyutera_v_zhizni_sovremennogo_rebenka.ppt.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль компьютера в жизни дошкольника и дошкольного учреждения

Цель: обосновать значимость использования компьютера в жизни дошкольника. Познакомить родителей с развивающими функциями персонального компьютера для дошкольников; с влиянием компьютера на здоровье детей. Дать практические рекомендации по организации рабочего места ребёнка, осваивающего компьютер. СЛАЙД 1

Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня мы собрались, чтобы обсудить тему "Компьютер и ребёнок". Отличительной чертой времени, в котором мы живём, является стремительное проникновение информационных технологий во все сферы жизни. Современные дети способны с завидной легкостью овладеть навыками работы с различными электронными компьютерными новинками. СЛАЙД 2. Во время нашей встречи мы постараемся вместе разобраться: компьютер - добро или зло? Компьютер для ребёнка является игрушкой, необычной, привлекательной. Но вот вопрос: способствует ли он развитию ребёнка дошкольного возраста или, напротив, сдерживает его? Существуют как сторонники, так и противники применения компьютера в деятельности детей дошкольного возраста. А как считаете вы: можно ли и нужно ли дошкольнику общаться с компьютером? Давайте попробуем выявить все "плюсы" и "минусы" влияния компьютера на развитие ребёнка — дошкольника.

СЛАЙД 3

С.С.Высказывания родителей. Показ своего мнения магнитами на доске.

Что ж, в нашей небольшой аудитории мнения разделились.  

А мы в нашем детском саду тоже провели анкетирование среди родителей Л.В.средней и подготовительной группы. СЛАЙД 4

С.С. Также сняли небольшой фильм, где родители и дети высказывали свое мнение. Видеоролик по гиперссылке.

Конечно прежде всего нас родителей беспокоит вопрос здоровья и развития малышей, вынужденных проводить перед компьютерным монитором большую часть свободного времени, пока взрослые заняты решением финансовых проблем.

 

Хочется развеять некоторые мифы о влиянии компьютера на ребёнка, которые так прочно сидят в сознании большинства родителей.

Миф Первый «Общение с компьютером портит детское здоровье» СЛАЙД 5

Отчасти это правда, и нам необходимо вооружиться специальными знаниями в этом вопросе, чтобы компьютерные игры отныне приносили к нам в дом только положительные эмоции.

Самое главное – знать как влияет компьютер на детский организм и сколько времени ребёнок может проводить за монитором без вреда для здоровья. Существуют четыре основных вредных фактора: нагрузка на зрение, стеснённая поза, нагрузка на психику, излучение. Давайте разберём каждый из них по порядку:

Нагрузка на зрение

Это первый и самый главный фактор. Продолжительная работа на компьютере приводит к зрительному переутомлению, что, в свою очередь, может привести к снижению остроты зрения. Ребёнок старшего дошкольного возраста может проводить за компьютером не более 10-25 минут СЛАЙД 6, после чего необходимо сделать перерыв и небольшую гимнастику для глаз. Если у малыша проблемы со зрением, то садиться за монитор ему можно только в очках. СЛАЙД 7 Ни в коем случае не разрешайте ребёнку работать за компьютером в темноте. Расположите дисплей так, чтобы свет из окна не падал на экран и не светил в глаза. Проследите, чтобы расстояние от детских глаз до экрана составляло 50-70 см. И помните: компьютер не является основной причиной развития близорукости у детей. Огромную роль в этом играют наследственность, телевизор и чтение в темноте. При грамотном подходе и организации рабочего места ребёнка, его зрению ничего не угрожает. СЛАЙД 8

        Ну и, наконец, настоящие убийцы глаза - это игры. Движущееся изображение, мелкие элементы - все это приводит к такому переутомлению, которое снимается очень нескоро.

        Насколько же компьютер опасен для зрения? Сравнивая его с телевизором, следует помнить, что разрешение дисплея и его качество во много раз выше качества телевизионной трубки. Однако дисплей, как правило, ближе. И все же можно считать, что нагрузка на глаз от монитора немного ниже, чем от телевизора. Поэтому время, проведенное за компьютером, и время, поведенное перед телевизором, следует суммировать. 

Для справки. В обычном, так сказать, «режиме», человек опускает и поднимает веки (мигает глазами) в среднем один раз за 15-20 секунд. Делает он это неосознанно, как говорят «на автомате». Человеческий мозг самостоятельно контролирует этот процесс. При этом роговица глаза получает живительную порцию влаги, клетки роговицы не пересыхают и глаз работает в нормальном режиме.

Теперь вернемся к нашему «подопытному» пользователю… И что мы видим?… Сидит сосредоточившись на экране монитора, мигая глазами один раз в… 2-4 минуты! Естественно при таком авральном режиме, через несколько часов, глаза начинают протестовать, выражая свой протест в виде боли, слезятся, воспаляются. Если ничего с этим не делать — через 5-6 часов непрерывной работы к протестующим глазам присоединяется головной мозг и появляется головная боль. Через пару-тройку лет такого неуважительного отношения к глазам, можно доиграться и до катаракты — между прочим профессиональной болезни программистов. Не спроста всех заядлых компьютерщиков, не соблюдающих элементарные правила работы за компьютером, называют «красноглазиками».

Стеснённая поза СЛАЙД 9

Сидя за компьютером, ребёнок смотрит с определённого расстояния на экран и одновременно держит руки на клавиатуре или органах управления. Это вынуждает его принять определённое положение и не изменять его до конца игры. Проследите, чтобы кисти рук малыша находились на уровне локтей, а запястья – на опорной планке. Также необходимо сохранять прямой угол (90 градусов) в области суставов. СЛАЙД 10 И, конечно, как можно больше разнообразьте досуг ребёнка: между компьютерными играми ребёнок должен играть в подвижные игры, гулять, заниматься спортом. СЛАЙД 11 Не разрешайте малышу перекусывать за компьютером: эта вредная во всех смыслах привычка может остаться на всю жизнь.

Психическая нагрузка

Третий по важности фактор – нагрузка на детскую психику. СЛАЙД 12 Компьютер требует не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. Интересные игры требуют огромного напряжения, которого практически не бывает в обычных условиях. Эта область ещё мало изучена, поскольку современная мультимедиа-техника появилась значительно недавно. И всё же психическую нагрузку можно уменьшить. СЛАЙД 13 Во-первых, в работе (повторимся ещё и ещё раз) следует делать перерывы, а во-вторых, необходимо следить за содержательной стороной игр. Легче всего для детского восприятия статическое, крупное цветное изображение в сопровождении звука. Достаточно безопасно рассматривать картинки или фотографии в сопровождении дикторского текста.  Хуже для психики и для глаз воспринимается рисование на компьютере: здесь звук не играет отвлекающей роли, а всю работу выполняют глаза. Напрягая зрение, малыш напрягается сам. Всё это происходит и во время чтения с экрана текста, поэтому поиск информации в Интернете нужно дозировать. Ну и , наконец, настоящие вредители – игры, содержащие движущееся на высокой скорости изображение и мелкие элементы. Переутомление и напряжение детского организма после таких длительных игр снять очень нелегко.

Излучение СЛАЙД 14

Изначально все родители боятся радиации от компьютерного монитора. Но должна вам сказать, что у современных мониторов предусмотрены все меры безопасности: в частности, собственно то, что называется радиацией (гамма-лучи и нейтроны), монитор вообще не производит. В нём просто нет устройств со столь высокой энергией. Также ничего не излучает системный блок. Но вы наверно заметили, что нигде в квартире пыль не скапливается с такой скоростью, как на компьютерном столе. Дело в том, что на электроннолучевой трубке кинескопа имеется потенциал в 100 раз выше напряжения в сети. Сам по себе потенциал не опасен, но он создаётся между экраном дисплея и лицом сидящего перед ним, и разгоняет осевшие на экран пылинки до огромных скоростей. И эти пылинки летят, естественно, во все стороны и оседают на компьютерный стол и лицо ребёнка. Эти пылинки, как пули, врезаются в кожу того, кто сидит перед экраном. Это постоянное электpостатическое поле может быть вpедно пpи заболеваниях глаз и кожи. Реально постоянное электpостатическое поле можно опpеделить, если к экpану монитора поднести кусочек тонкой бумаги или волос и они будут притягиваться к экрану. Если кусочек тонкой бумаги или волос пpитягиваются к повеpхности фильтpа, значит, он вас не защищает. Следовательно, необходимо постоянно снижать количество пыли в помещении посредством влажной уборки. А малыша, вставшего из-за компьютерного стола, следует умыть прохладной водой или протереть лицо влажной салфеткой.  

СЛАЙД 15 Соблюдение несложных правил работы на компьютере позволит вам сохранить здоровье вашего малыша и одновременно открыть ребёнку мир огромных возможностей, доступный сегодня маленькому пользователю.

Не следует забывать, что источником электромагнитного излучения является любой предмет, работающий на электрическом токе.

Поэтому электропроводка в доме, лампы, электрические часы, обогреватели и бойлеры — все это является источником электромагнитного излучения.

Кроме сидящего за компьютером самым уязвимым является человек, сидящий/стоящий справа напротив вас (под углом). Конечно, играет роль расстояние. До 1,5 м зона считается опасной.

Миф Второй «Компьютерные игры приносят только вред». СЛАЙД 16

Поистине гигантское количество игр, ассортимент которых обновляется практически ежемесячно (если не еженедельно), может сбить с толку любого из нас. Если в семье решено применять компьютер с целью воспитания и развития ребёнка, то взрослые должны понимать, как, зачем и во что играют современные дети, быть в курсе игровых новинок и уметь совместно обсудить содержание новой игры. Чтобы не выглядеть полными профанами в глазах наших детей, нам не мешало бы поинтересоваться законами компьютерного игрового мира. И поможет нам в данном вопросе знание жанровой классификации игр.

 Специалисты выделяют следующие их виды:

  • игры типа "убей их всех", в которых главный герой должен победить врагов СЛАЙД 17
  • игры – приключения, где герой проходит по страницам повестей и рассказовигры стратегические, в которых приходится принимать решения по изменению стратегии в ходе игры СЛАЙД 18
  • развивающие игры, которые способствуют познавательному развитию СЛАЙД 19
  • обучающие игры, способствующие усвоению детьми навыков чтения, элементарных математических представлений СЛАЙД 20
  • графические игры, связанные с рисованием, конструированием СЛАЙД 21


Важно только правильно выбрать игру для ребенка. Ведь компьютерная игра удовлетворяет естественную потребность ребенка в игре. Он учится следовать определенным правилам, планировать свои действия, добиваться улучшения своих результатов. Так что главное правильный выбор игры в соответствии с принципом "Не навреди!"

Итак, итоговые рекомендации для правильного применения игровых программ с целью воспитания и развития дошкольника: СЛАЙД 22

Прежде всего, выбирайте жанр игры в соответствии с темпераментом и склонностями ребёнка: одним детям лучше подходят спокойные, размеренные игры, другим – активные, динамические.

Разрешайте дольше играть в игры с исследовательским содержанием, чем с развлекательным. Если ребёнок проявляет инициативу, пытается разрешить возникшую проблему, анализирует сложившуюся ситуацию и делает из неё выводы – такая игра, несомненно, содержит элементы исследования.

Продолжительность игры выбирайте в соответствии с возрастом ребёнка и характером игры. Ритм и продолжительность игры должны быть сбалансированы: если ритм игры напряжён, то игра не должна быть продолжительной.

Не прерывайте игру ребёнка до завершения эпизода – малыш должен покидать компьютер с сознанием успешно выполненного дела.

Постарайтесь, чтобы ребёнок усвоил главный принцип продолжительности игровых сеансов – нельзя играть в игры в ущерб жизненно важным занятиям, таким как сон, еда, отдых, физкультура, игры на свежем воздухе и др.

Миф Третий «Компьютер – только для игр и развлечений» СЛАЙД 23

Это довольно распространённое заблуждение, несмотря на обилие развивающих программ для детей разного возраста на прилавках наших магазинов. Основное, в чём может помочь компьютер родителям дошколёнка – это, конечно, подготовка малыша к школе.

Использование компьютера в качестве помощника в подготовке дошкольника к обучению в школе не только возможно, но и необходимо: оно способствует повышению интереса к учёбе, её эффективности и развивает ребёнка всесторонне.

Одним из важных моментов применения компьютера в работе со старшими дошкольниками является то, что ребёнок, управляя обучающей игровой программой, начинает сначала думать, а потом действовать. Казалось бы, ничего особенного в этом нет, однако это очень важный аспект, связанный с дальнейшим обучением в школе. В «докомпьютерную эпоху» ни детский сад, ни семья не отправляли в школу ребят, которые могли бы сначала думать, а потом действовать. Учительница начальных классов постоянно призывала практически каждого ученика: «Сначала подумай, а потом говори!»; «Сначала подумай, а потом пиши!»; «Сначала подумай, а потом делай!» и т.д. до бесконечности. В чём же дело? А всё дело в том, что у ребёнка нет теоретического мышления, оно ещё не сформировалось, так как ни детский сад, ни начальная школа не имели надёжного средства для его выработки. Теоретическое мышление в первую очередь связано с осознанием способа действия, необходимого для решения учебной, игровой, изобразительной или любой другой задачи. Компьютер же, благодаря своему устройству и функциям, развивает такое мышление, осуществляя интеллектуальную подготовку малыша к школе.

Другой ценный аспект подготовки ребёнка к школе с помощью компьютерных программ – это приобщение малыша к исследовательской работе. СЛАЙД 24 Компьютерные игры и программы устроены так, что процесс их освоения побуждает ребёнка пробовать, проверять, уточнять, делать выводы, корректировать свои действия в соответствии с текущей ситуацией. Компьютерные игры приучают к этому довольно быстро, и успех в освоении игровых программ в дошкольном возрасте непременно даст отдачу в быстром и эффективном освоении прикладных программ в школе. Часы и дни, потраченные на развивающие компьютерные игры, вполне способны сэкономить месяцы работы по освоению сложных программных систем в будущем.

И, наконец, такой немаловажный аспект, как социальная адаптация ребёнка к школе, его отношения с будущими одноклассниками. Следует заметить, что достижения детей в компьютерных игровых программах не остаются незамеченными ими самими и окружающими. Дети чувствуют большую уверенность в себе, повышается их самооценка. Даже робкие и малообщительные малыши начинают активно делиться своими впечатлениями и достижениями в освоении компьютерного мира. Они рассказывают, обсуждают сюжеты, увиденные на мониторе, играют в сюжетно-ролевые игры, взаимосвязанные по содержанию с компьютерными играми. Дома, во дворе, в дошкольном учреждении дети с достоинством рассказывают друзьям о всех «тонкостях» работы на компьютере, который выступает как эффектный способ самоутверждения, повышения собственного престижа. Овладение компьютером благотворно влияет на формирование личности ребёнка и придаёт ему более высокий социальный статус.

 Подводя итоги, СЛАЙД 25,26 хочу напомнить вам, уважаемые родители, что естественная среда развития ребёнка – это игра. Малыша не нужно учить или заставлять играть. Он играет спонтанно, с удовольствием, не жалея времени и не преследуя определённых целей. Поэтому имеет большое значение разнообразие детских игр, в том числе и компьютерных, в которых ребёнок мог бы выдумывать всё новые повороты сюжета и принимать на себя разные роли. Развивая воображение ребёнка, важно помнить, что материалом для его фантазий служит вся окружающая жизнь, и чем больше в его мире разнообразия, тем больше простора для его развития.

Я вам раздам памятки " 14 правил которые должен знать каждый родитель"

Если соблюдать все требования и правила, то компьютер не нанесет вреда ребенку, а польза его очевидна.

        В отношении многих вещей нельзя однозначно сказать: это вредно, а это полезно. Выхлопные газы вредны, но транспорт движется, и, больше того, мы им пользуемся. Витамины полезны, но если съесть их горсть, чтобы подействовали сразу, получше и подольше, не исключен вариант реанимации. Компьютер слишком облегчает жизнь, чтобы быть только полезным.

Заключение. Как снизить вредность компьютера

Итак, вкратце резюмируем, какие бывают вредности и как их снизить:

1. Снижение утомляемости глаз:

- хороший дисплей 15 дюймов (14 и 17 дюймовый мониторы более утомительны); правильное расстояние до дисплея (45-60 см);

- чтобы избавиться от бликов на экpане от дополнительных источников света они должны использоваться только для подсветки документов.  Естественный свет должен падать сбоку (слева).

-.вpемя непpеpывной pаботы с монитором:  для взpослого - 2 часа;   для pебенка - 30 минут;  пеpеpыв - не менее 15 минут

- ограничение времени игры в игры, подобные Doom и работы в Интернете (самое вредное для зрения);

- поощрение мультимедиа со звуком (расслабляет зрение).

2. Снижение физического утомления (стесненной позы):

- специальный компьютерный стул на газпатроне, без подлокотников;

- специальный компьютерный стол с выдвижной доской под клавиатуру.

3. Снижение психического напряжения:

- ограничение времени игры в Doom (и в подобные игры) и работы в Интернете;

- регулярные перерывы по 15 минут через каждые 30 минут.

4. Снижение электромагнитного излучения:

- установка монитора задней стенкой к стене;

- исключение пыли в помещении; - умывание холодной водой после работы.

-.понижение в воздухе концетpации легких аэpоионов и повышение тяжелых  аэроионов при работе монитора вызывает головные боли. Необходимо хоpошо  пpоветpивать помещение и ,пpи возможности, установить ионизатоp.

СЛАЙД 27  компьютер в принципе вреден, так как он пожирает твое драгоценное время...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Матрешка и пирамидка против компьютера»

Родительское сорание проходит в форме судебного заседания где есть судья, истцы (матрешка и пирамидка), ответчик (компьютер)...

Презентация родительского собрания в подготовительной группе"Компьютер и ребенок За и ПРОТИВ"

Данная презентация рассчитана на выявление положительного и отрицательного воздействия компьютера на детей старшего дошкольного возраста....

Родительское собрание на тему: «Компьютер и ребенок: за и против».

Отличительной чертой времени, в котором мы живем, является стремительное проникновение информационных технологий во все сферы жизни.Нет сомнения, что современные дети способны с завидной легкостью овл...

Родительское собрание «Современные гаджеты для детей - «за» и «против»

В связи с интенсивным развитием средств компьютерной  коммуникации детство представителей нынешнего поколения проходит в условиях особых рисков развития. Сложность ситуации заключа...

Родительское собрание «Современные гаджеты для детей - «за» и «против» материал (старшая группа) на тему

В связи с интенсивным развитием средств компьютерной  коммуникации детство представителей нынешнего поколения проходит в условиях особых рисков развития. Сложность ситуации заключа...

Родительское собрание "Пять шагов против гриппа"

Родительское собраниена тему:«Пять шагов против гриппа»....