Использование ЛЕГО-технологии в коррекционной работе учителя-логопеда
статья по логопедии

Семенова Ангелина Сергеевна

Использование ЛЕГО-технологии в коррекционной работе учителя-логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lego.docx24.81 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ЛЕГО-технологии  в коррекционной работе

учителя-логопеда

Дошкольное детство - это возраст игры. Ребёнок, играя, не только познает мир, но и выражает к нему свое отношение. Необходимость постоянного внимания к игре детей со стороны взрослых обусловлена тем, что она является критерием психофизического развития дошкольника (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.). Основой коррекционно-развивающей работы  с использованием ЛЕГО-технологии является игра – ведущий вид детской деятельности. Речь ребёнка и непосредственно игровая деятельность развиваются взаимосвязано.

Наборы ЛЕГО зарекомендовали себя во всём мире как образовательные продукты, удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности. В силу своей педагогической универсальности они оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками.

ЛЕГО-конструирование - это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С его помощью трудные учебные задачи можно решить при помощи увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребенок и педагог могут с ней справиться. В процессе конструктивно-игровой деятельности педагог, опираясь на непроизвольное внимание детей, активизирует их познавательную деятельность, совершенствует сенсорно-тактильную и двигательную сферу, формирует и корригирует поведение, развивает коммуникативную функцию и интерес к образовательной деятельности. Отечественные логопеды и зарубежные педагоги однозначно отмечают, что использование в работе с детьми конструкторов ЛЕГО позволяет за более короткое время достичь устойчивых положительных результатов в коррекции нарушений речи. Оно также направлено на предупреждение вторичных дефектов, что способствует становлению ребенка как личности  (Т. В. Лусс).

В логопедии ЛЕГО-технология интересна тем, что, строясь на интегративных принципах, она позволяет обеспечить единство коррекционно-образовательных,  коррекционно-воспитательных, коррекционно-развивающих  целей и задач.  ЛЕГО-конструирование - это не только практическая творческая деятельность, но и развитие умственных способностей, которое проявляется в других видах деятельности: речевой, игровой, изобразительной, конструктивной.  Это также  воспитание социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развитие самостоятельности, способности детей решать любые задачи творчески. ЛЕГО-технология является интерактивной педагогической технологией, так как стимулирует познавательную деятельность дошкольников. Интерактивная деятельность предполагает организацию и развитие диалогового общения.

М.М. Кольцова, Е.И. Исенина и др. авторы отмечают, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики.  Использование в коррекционной работе конструкторов ЛЕГО способствует развитию мелкой моторики рук, активизирует различные отделы коры больших полушарий головного мозга, тем самым способствует развитию и гибкости артикуляционного аппарата, у  детей улучшается звукопроизношение.

Исследования Л.С. Выготского и А.Р. Лурия показали, что четыре психических процесса – внимание, восприятие, память и мышление составляют психологическую базу для развития речи.

З.А. Репина рекомендует начинать коррекцию общего недоразвития речи с развития психологической базы речи, её основы.   ЛЕГО-конструирование может помочь достичь ребёнку высокого уровня восприятия, пространственного мышления, планирующей функции речи. В игре с конструктором, при выполнении задания, дошкольники выполняют задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениям, действиями. Дети не просто выполняет заученные действия, они видоизменяют их, получая новые результаты. Развивающееся мышление даёт возможность заранее предусматривать результаты своих действий, планировать их.

Все продуктивные виды деятельности, в том числе и ЛЕГО- конструирование, не только выражают определённые результаты психического развития ребёнка, но и обеспечивают его развитие, способствуют совершенствованию и перестройке психических свойств и способностей (по В.С. Мухиной).

Л.С. Цветкова утверждает, что развитие зрительного предметного восприятия  подготавливает базу для перехода к формированию языковых и речевых средств, к оречевлению предметного мира, к связи «предмет – слово».  В постройках из ЛЕГО – конструкторов наглядность представлена объёмными предметами и воспринимается со всех сторон. На основе такого восприятия предмета в сознании дошкольника формируется образ. Стараясь как можно точнее передать форму, ребёнок активно работает пальцами, происходит мощное воздействие на тактильные рецепторы, а это, способствует развитию речи.             

Огромную роль в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями играет сенсорное развитие. Конструирование тесно связано с сенсорным и интеллектуальным развитием ребенка: совершенствуется острота зрения, восприятие цвета, формы, размера, успешно развиваются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).

Зрительное восприятие формируется в процессе осмысленной деятельности ребёнка с самими предметами. Глубокие качественные изменения состоят в том, что ребёнок постепенно переходит от вычленения отдельных составляющих частей фигуры к сравнению, сопоставлению объекта или его частей с другими объектами или предложенным образцом. (по В.С. Мухиной).

Главное значение сенсорного воспитания по М. Монтессори состоит в создании основы для развития мышления через расширение поля восприятия. Применение дидактических упражнений с использованием ЛЕГО-элементов позволяет усилить коррекционно-развивающий эффект при проведении занятий по обобщению сенсорного опыта. Впечатления, полученные при активном взаимодействии с внешним миром, дают пищу разуму для выработки абстрактных понятий.

Конструкторы ЛЕГО можно успешно применять для развития звукопроизношения и фонематического слуха (приведу на примере автоматизации звука [С]).

«Произнеси звук кратко и протяжно»

Предварительная работа: выложить на плато детали конструктора, чередуя короткие и длинные элементы.

Предлагаю детям послушать, как звучит насос: «с-с-с». Обращаю внимание, что он может издавать протяжный звук: «с-с-с-с» и краткий звук: «с». Затем мы превращаемся в насосы и начинаем работу. Работаем по очереди, по схеме, которую выложили на плато.

Далее предлагаю названному ребенку указать пальцем на первый, выложенный на плато элемент конструктора и произнести звук [С]. Если элемент длинный – звук произносится протяжно, если короткий – кратко.

«Продолжи узор и произнеси слоги»

Предварительная работа: выложить на плато ряд из красного, желтого и зеленого элементов.

Вспоминаем с детьми, что наш веселый насос любит разные песенки. Но иногда он путает слова этих песенок. Предлагаю ему помочь. Договариваемся, что красная деталь – это слог «СА», желтая – слог «СО», зеленая – слог «СУ». Стараемся не перепутать и пропеть песенку правильно.

Прошу ребенка указывать пальчиком на элементы ряда и произносить слоги в зависимости от его цвета.

«Собираем чемодан»

Предварительная работа: выложить на плато квадрат. Каждому ребенку раздается набор картинок с изображением различных предметов, одежды и обуви.

Рассказываю детям, что наш веселый насос собрался в путешествие – мир посмотреть. Предлагаю помочь ему собрать вещи. На наших плато – чемодан. В него надо положить только те картинки, название которых начинается на звук [С].

«Поймай звук»

Предварительная работа: выложить на плато длинную деталь конструктора.

 Рассказываю детям, что у нашего веселого насоса дома есть красивая полочка, такая же, как на ваших плато. Насос любит складывать туда разные звуки. Предлагаю и детям на свои полочки положить больше звуков [С].

Мною произносятся разные звуки, если ребенок слышит звук [С] - прикрепляет на свою полочку деталь конструктора.

«Различаем звуки»

Предварительная работа: выложить горизонтально на плато две длинные детали конструктора.

 Предлагаю детям разложить звуки на две полочки. На полочку слева будем складывать звуки [С], а на полочку справа – звуки [Ш].

Я называю звуки, если ребенок слышит звук [С] - прикрепляет на левую полочку деталь конструктора, а если слышит звук [Ш] - прикрепляет на правую полочку деталь конструктора.

«Где находится звук?»

Предварительная работа: выложить на плато цепочку из трех одинаковых деталей конструктора.

 Вспоминаем с детьми, что у каждого слова есть начало, конец и середина, так же, как у наших схем на плато. Предлагаю показать деталь в начале схемы, в конце схемы, в середине схемы.

Показываю детям картинки, в названиях которых звук [С] в различных позициях. Дети называют слово и определяют позицию звука в слове. Позиция звука в слове отмечается детьми на своих плато закреплением над соответствующей деталью элемента другого цвета.

«Подбери слова к схемам»

Предварительная работа: выложить на плато два горизонтальных ряда одинаковых деталей: первый ряд – из трех элементов, второй ряд – из четырех элементов.

 Вспоминаем с детьми, что каждое слово состоит из определенного количества звуков. Договариваемся, что левый ряд деталей на плато – это схема слова, состоящего из трех звуков, а правый ряд – схема слова из четырех звуков.

Показываю детям картинку, название которой состоит из трех звуков. Произношу название картинки. Прошу детей посчитать количество звуков в слове и определить подходящую схему. То же с картинками, в названиях которых четыре звука.

«Составь звуковую схему»

Предлагаю детям на своих плато составить звуковую схему к заданному слову при помощи цветных деталей.

Наглядно и интересно можно провести работу на развитие слоговой структуры слов.

«Оркестр»

Произвожу с помощью музыкальных инструментов звуки, различные по времени звучания. Задача детей – с помощью коротких и длинных деталей конструктора выложить на своих плато заданный ритмический рисунок.

 «Пальчики жмут на кнопочки»

Предлагаю детям выложить на своих плато пять элементов конструктора. Задача ребенка – нажимая поочередно каждым пальцем на «кнопочку» произносить заданный слог.

«Посчитай слоги»

Произношу определенное количество слогов. Задача ребенка - сосчитать слоги и выложить на своих плато соответствующее количество элементов конструктора.

«Раздели словечко»

Произношу слова различной слоговой структуры. Задача ребенка – сосчитать число слогов в слове и выложить на своих плато соответствующее количество элементов конструктора.

«Рассели животных по домам»

Предварительная работа: дети из элементов конструктора строят одно- и двухэтажный дома.

Каждому ребенку раздается набор картинок с изображениями животных, названия которых состоят из одного и двух слогов. Задача детей – «расселить животных» в соответствии с количеством слогов.

Элементы ЛЕГО-конструктора с успехом используются в  заданиях на развитие мелкой моторики и пространственной ориентации.

«Продолжи узор»

По образцу дети выкладывают на своих плато начало узора из 3 – 4-х деталей, затем продолжают его самостоятельно.

«Цветные башенки»

Дети по очереди кидают кубик. На гранях кубика находятся цвета, указывающие на то, какой цветом элемент конструктора необходимо взять для постройки башенки.

«Двумя руками сразу»

Каждому ребенку дается плато, разделенное вертикальной линией на две равные половины и набор парных деталей конструктора. В качестве образца педагог показывает детям такое же плато с закрепленным на нем симметричным рисунком.

Предлагаю детям взять первые детали в обе руки и одновременно прикрепите их на нужные места (и т. д.).

Задача детей – создание симметричного рисунка на своих плато одновременно двумя руками.

ЛЕГО-конструкторы можно использовать на занятиях по подготовке к обучению грамоте. Манипулируя деталями конструктора ЛЕГО, ребенок, превращая их то в одну, то в другую букву, запоминает образ буквы, лучше различает сходные буквы. Формировать кинестетические ощущения позволяет упражнение по обведению контура буквы пальчиками, тактильное опознание букв. Конструируя буквы из элементов синего или красного цвета, ребёнок запоминает и учится различать гласные и согласные буквы.

Речевые ситуации, возникающие в процессе создания построек и игр с ними, способствуют развитию речи детей: расширяется словарный запас, развиваются коммуникативные навыки, совершенствуется умение обобщать и делать выводы.

Работа по лексическим темам с помощью ЛЕГО-конструктора, имеющего широкий ассортимент наборов, даёт возможность детям с нарушениями речи  запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы, помогает перевести слова из пассивного словаря в активный, развивает семантические связи.

Предложенные мной задания и их модификации могут значительно разнообразить  логопедическую  работу, а также повысить мотивацию детей к выполнению заданий учителя-логопеда.

Таким образом, работа по развитию речи с применением ЛЕГО-технологии делает коррекционно-развивающий процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению материала.

Чем разнообразнее будут приемы логопедического воздействия на детей, тем более успешным будет формирование речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование «ЛЕГО» - технологий в коррекционной работе с детьми с ТНР.

Цель проекта:Развитие личности, мотивации и способностей детей с ТНР  в различных видах деятельности при помощи ЛЕГО.Задачи:Способствовать   овладению речью как средством общения детьми...

Творческий отчет "Использование сказки в коррекционной работе учителя-логопеда"

В логопедической работе все новые технологии можно удачно сочетать  с приёмами сказкотерапии, где решаются коррекционные задачи по развитию всех компонентов речи....

Использование ИКТ в коррекционной работе учителя-логопеда и учителя-дефектолога

Материал будет полезен педагогам, при создании конспектов занятий с испольцованием информационно-коммуканиционных технологий...

Использование Лего-технологий в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

На современном этапе развития интеграционных процессов в образовании проблема адаптации детей с ОВЗ к условиям ДОО имеет приоритетное значение....

Мастер - класс "Использование лего – технологии в коррекционной работе с детьми ТНР."

Создание благоприятных условий для развития у детей с ТНР первоначальных конструкторских умений, творческих способностей посредством внедрения в образовательный процесс LEGO– технологи...

Презентация «Использование ЛЕГО-технологий в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи»

Традиционные формы и методы обучения все в меньшей степени способны откликаться на изменения характеризующие современность. Современные дошкольники часто отдают свое предпочтение лего -конструкто...

Консультация для педагогов "Использование Лего-технологии в коррекционной работе логопеда"

Как разнообразить коррекционную работу с детьми? Можно использовать интересную для детей лего-технологию. В консультации предложены задания по развитию речи с использованием лего-технологии. Материал ...