Использование «ЛЕГО» - технологий в коррекционной работе с детьми с ТНР.
проект по логопедии (подготовительная группа) на тему

Филиппова Светлана Евгеньевна

Цель проекта:

Развитие личности, мотивации и способностей детей с ТНР  в различных видах деятельности при помощи ЛЕГО.

Задачи:

  • Способствовать   овладению речью как средством общения детьми с ТНР .
  • Формировать готовность детей с ТНР к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.
  • Формировать у детей первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях предметов окружающего мира.
  • Развивать лексико-грамматическую сторону речи детей с ТНР.
  • Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность как предпосылки  к обучению грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lego.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Использование «ЛЕГО» - технологий в коррекционной работе с детьми с ТНР.

Цель проекта: Развитие личности, мотивации и способностей детей с ТНР  в различных видах деятельности при помощи ЛЕГО.

Задачи:

Способствовать   овладению речью как средством общения детьми с ТНР .

Формировать готовность детей с ТНР к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.

Формировать у детей первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях предметов окружающего мира.

Развивать лексико-грамматическую сторону речи детей с ТНР.

Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность как предпосылки  к обучению грамоте.

Введение федеральных государственных образовательных стандартов предполагает  использование новых развивающих технологий в образовательном процессе. Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. Такой подход легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО, так как конструкторы ЛЕГО позволяют ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться. ЛЕГО  позволяет  взаимодействовать взрослому и ребенку в различных видах деятельности: игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной и конструировании:

использование  ЛЕГО - конструктора является великолепным средством для интеллектуального  развития   дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности: конструирование находится в образовательной области «Познание» и интегрируется с образовательными областями «Коммуникация», «Труд», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Безопасность»;

основой образовательной деятельности с использованием ЛЕГО - технологии является игра – ведущий вид детской деятельности. ЛЕГО  позволяет учиться играя и обучаться в игре.

ЛЕГО - технология - средство развивающего обучения, стимулирует познавательную деятельность дошкольников, способствует воспитанию социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развития самостоятельности, способности решать любые задачи творчески.

ЛЕГО-технология объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников.

С помощью ЛЕГО легко создать образовательную игровую ситуацию, в которой ребёнок выбирает объект своего интереса, а педагог, включаясь в игру, реализует образовательные задачи.  Выбором ребенка педагог опосредованно может управлять, изменяя ЛЕГО среду и предлагая новые объекты для исследования. Например: в игровом уголке находятся различные постройки из ЛЕГО конструктора: дом, сад, поезд, грузовик, фигурки людей и животных и т.д. Педагог предлагает ребенку: «Во что мы сегодня поиграем?». Ребенок выбирает объект своего интереса, а педагог, подстраиваясь к нему, дополняет игру познавательными, исследовательскими, сюжетными играми: «Достроим дом», «Кто живет выше, а кто ниже», «Покажи, как машина объехала дом, заехала в гараж, выехала из гаража», «Подними на подъемном кране зеленый, маленький кубик» и т.д. Такое использование ЛЕГО ситуаций больше характерно для работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. Основной задачей коррекционной работы с детьми данного возраста является овладение диалогической речью. Для развития диалогической речи, правильного построения связного высказывания постоянно создавать естественную для ребенка ситуацию, в которой у него будет возможность говорить, делая что-то. Говорить о чем-то абстрактном ребенку трудно, гораздо проще рассказать о том, в чем он участвует, о том, что создает своими руками.

Для детей старшего дошкольного возраста с ТНР возможностей ЛЕГО для решения образовательных и коррекционных задач становится гораздо больше.

Применение ЛЕГО на коррекционных  занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует:

  • развитию лексико-грамматических средств речи в рамках определенных тем;
  • формированию грамматической составляющей речи (обрабатывание навыков согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, формообразования существительных с предлогами и без, словообразования глаголов с использованием различных приставок, образование сложных слов);
  • постановке и автоматизации звуков в ходе игры (выстраивание «волшебных» ступенек, лесенок, дорожек, по которым ребенок «проходит», называя соответствующие слоги и слова);
  • овладению звуко-буквенным анализом и слого-звуковым составом слов (применяются кубики с традиционным цветовым обозначением гласных, твердых и мягких согласных);
  • формированию пространственной ориентации, схемы собственного тела (классическая профилактика нарушений письма);
  • развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления);
  • тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук (оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи)

Работа по развитию речи с применением «ЛЕГО» - технологий делает коррекционный процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению коррекционного материала.

Промежуточным результатом деятельности педагогов в этом направлении стала система обучающих игр, направленная на коррекцию всех сторон речи с использованием ЛЕГО-технологии, которая представлена в презентации.