Презентация "Использование речедвигательных упражнений в работе с детьми по развитию речи"
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа)

Смирнова Наталья Алексеевна

Презентация будет полезна для учителей-логопедов и педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechedvigatelnye_uprazhneniya.pptx399.36 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ПГО «Детский сад №40 общеразвивающего вида» Использование речедвигательных упражнений в работе с детьми по развитию речи. «Здоровый человек - самое драгоценное произведение природы» ( Томас Карлейль ) Исполнитель: учитель – логопед, Смирнова Н.А.

Слайд 2

Нарушения речи у детей разнообразны по выраженности, симптоматике, структуре и становятся главной причиной неподготовленности их к обучению в школе родному языку. Помимо речевой патологии у них отмечается нарушение опорно – двигательного аппарата, координации движений, мелкой моторики, некоторая задержка психического развития.

Слайд 3

Содержание работы по преодолению речедвигательных трудностей основывается на закономерностях формирования движений в онтогенезе. Речедвигательная сфера формируется в направлениях: От общей моторики к мелкой, позже артикуляционной; От общих движений тела через движения мышц лица, далее к артикуляционным движениям; от диффузных движений к дифференцированным (изолированным, чистым, тонким изолированным движениям); От элементарной дифференциации движений к постепенно усложняющейся их дифференциации.

Слайд 4

В работе следует опираться на ряд методических приемов, повышающих проявление двигательной активности артикуляционных органов, мелкой и общей моторики, в числе которых: Применение и быстрая смена различных исходных положений; Изменение скорости или темпа движений, введение различных ритмических сочетаний, последовательности элементов; Смена способов выполнения упражнений; Использование в упражнениях предметов различной фактуры, массы, объема; Использование более сложных сочетаний основных движений (ходьба, бег, прыжки).

Слайд 5

Виды работы по развитию речедвигательной сферы у детей в процессе образовательной деятельности : выполнение упражнений на снятие мышечного тонуса воротниковой зоны, общее расслабление; на развитие мимико – артикуляторных мышц, общей моторики, ритма и темпа движений; самомассаж лица, шеи, ладоней, подушечек и фаланг пальцев; выполнение кинезиологических упражнений; артикуляционная игровая гимнастика; дыхательная гимнастика; пальчиковая гимнастика; проведение речевых игр на развитие общей, мелкой моторики.

Слайд 6

Нашим плечикам и шее с физкультурой веселее. Вверх и вниз, вверх и вниз (движения головой вверх и вниз). Это, мама, не каприз! Вправо – влево, вправо – влево: ( повороты головы направо и налево) Посмотри, как королева. Покивать по сторонам (наклоны головы к плечам) Нужно нам, так нужно нам. Головою покрутить (неглубокое вращения головой) Не забыть, не забыть. И Незнайками побыть: (пожимание плечами) Плечи вверх и опустить. И плечами повращать - ( вращение плечами вперед и назад) Нужно плечики размять. Вперед – назад, вперед – назад- (плечи вперед и плечи назад) И все дела пойдут на лад.

Слайд 7

Общее расслабление. Целью этого вида упражнений является устранение напряженности, скованности, воспитание свободы действий. Предлагаются отдельные задания на расслабление мышц. Например, поочередное раскачивание, потряхивание ног и рук, вращение кистями, наклоны туловища под музыку, а также имитационные движения: «Полоскание платочков», «Тряпочные куклы», «Самолеты летят». Используются специальные игры и упражнения на смену напряжения и расслабления, состоящие из серии последовательных действий. Например, руки в стороны, сжать в кулак, сбросить; руки вверх в кулак, бросить наклон (руки свободные). Комплекс движений, снимающих мышечное напряжение: а) поднять руки до уровня плеч и опустить их как пустые рукава; б) имитация стряхивания брызг с кистей рук; в) имитация полоскания белья; г) круговые расслабленные неглубокие движения головой; д ) поглаживающие движения задней стенки шеи и плеч. Это движение дети выполняют друг другу, стоя «паровозиком»; е) ходьба расслабленной походкой; ё) при снятии мышечного тонуса используется легкое плоскостное поглаживание.

Слайд 8

Самомассаж Перед самомассажем дети должны тщательно вымыть руки. Ручки растираем и разогреваем. Дети растирают ладони, хлопают. И лицо теплом своим мы умываем. Разогретыми ладонями проводят по лицу сверху вниз. Грабельки сгребают все плохие мысли, Делают граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам. Ушки растираем вверх и вниз мы быстро. Растирают ушные раковины по краю снизу вверх и сверху вниз. Их вперед сгибаем, тянем их за мочки, Складывают ушные раковины и потягивают уши вниз за мочки. А потом мы пальцы все кладем на щечки. Перемещают пальцы на щеки. Щечки разминаем, чтобы «надувались». Указательным, средним и безымянным пальцами разминают щеки круговыми движениями. Губки разминаем, чтобы улыбались. Большим и указательным пальцами разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу.

Слайд 9

Очень холодно зимой. Мерзнут ручки – ой, ой, ой! Надо ручки нам погреть, Посильнее растереть Ну - ка , братцы, кто сильнее? Кто из вас поздоровее? Все вы, братцы, молодцы, Просто чудо - удальцы! Вариант для «маршировки»: Человечки на двух ножках Маршируют по дорожке. Левой – правой, левой – правой, Человечки ходят браво. Вариант для «прыжков»: Вариант для «бега»: Человечки на двух ножках Человечки на двух ножках Стали прыгать по дорожке. Побежали по дорожке Прыг- скок, прыг – скок, Побежали, побежали, Все быстрее: прыг да скок. Вдруг споткнулись и упали! Упражнения по самомассажу рук

Слайд 10

Кинезиологические упражнения Жили (кулак) были (ребро) зайчики (ладонь) На (кулак) лесной (ребро) опушке (ладонь). Жили (кулак) были (ребро) зайчики (ладонь) В (кулак) беленькой (ребро)избушке (ладонь). Мыли (кулак) свои (ребро) ушки (ладонь), Мыли (кулак) свои (ребро) лапочки (ладонь). Наряжались зайчики (кулак) - Надевали (ребро) тапочки (ладонь).

Слайд 11

Дыхательная гимнастика включает игры и упражнения для развития темпа и ритма дыхания, голоса. Темп и ритм дыхания воспитываются в процессе дыхательных упражнений сначала без речи, затем с речью. Например, спокойная ходьба, по сигналу поднять руки вверх (вдох), опустить вниз (выдох). Дифференцированное дыхание (вдох и выдох носом, вдох и выдох ртом, вдох ртом – выдох носом «Ныряльщики», вдох носом – выдох ртом); развитие длительной, направленной воздушной струи – «Упрямая свеча», «Погреем руки», «Цветочный магазин» (по методике М.Ф. Фомичевой); диафрагмальное дыхание – «Надуй шарик», «Ушки» (наклоны головы к одному и другому плечу.

Слайд 12

Пальчиковая гимнастика. Упражнения для развития мелкой моторики следует освоить в первую очередь, обучая детей выполнять их как правой, так и левой рукой, вовлекая в работу все пальчики. В начале обучения осваиваются наиболее легкие упражнения: соединение одноименных пальцев обеих рук, поочередное соединение пальцев одной руки с большим пальцем другой. Затем проводится сжимание пальцев по одному в кулачок и разжимание также по одному, пошевеливание всеми пальцами при опускании рук. И только после этого детям предлагается конструировать из пальцев различные фигуры, похожие на предметы / домик, ворота, стол, стул и т.д./; растения /бутон, цветок, елочка/; животных /гусь, ежик, птичка, медведь/. Стихотворное сопровождение подбирать ритмичное, легко запоминающееся.

Слайд 13

Упражнения для развития общей, мелкой и речевой моторики детей. Эти упражнения и игры даются детям, когда у них уже есть систематический опыт предыдущей работы и когда все дети освоили пальчиковую гимнастику. Упражнения могут быть тематическими или такими, которые очень нравятся детям и они их могут повторять каждый день. Таким образом, речедвигательные упражнения имеют разнообразную основу и могут с успехом включаться в любую деятельность детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми с нарушением речи

Кинезиология, как оздоровительная форма, применяется в умственном и физическом оздоровлении дошкольников...

Использование логоритмических упражнений в работе с детьми, имеющими нарушения речи

Движения помогают глубже прочувствовать музыкально-эмоциональные характеристики слова, осмыслить его. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу ребенка, что активизирует познавательную...

Применение кинезиологических упражнений в работе с детьми, имеющими нарушения речи.

laquo;Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно» Академик  Н.М. Амосов....

Игровая деятельность в группах раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО Использование игровых приёмов в работе с детьми . . Использование игровых приёмов в работе с детьми по развитию речи детей раннего возраста"

Представляю вашему вниманию  развивающие игры на липучках, которые стали для меня  очень актуальными.Цель данных пособий: способствовать созданию педагогических условий для ра...

Консультация для воспитателей ДОУ. Кинезиологические упражнения в работе с детьми, имеющими нарушения речи

В работе учителя-логопеда особое значение уделяется работе с кистями рук, поскольку  кинезиологическая тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ...