«Логопедический пункт»
методическая разработка по логопедии

Архипова Надежда Викторовна

Этот материал нужен для общего информарования родителей, педагогов. Его можно использовать на родительских собраниях, круглых столах, в консультациях и беседах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logopunkt_sobranie.doc37.5 КБ
Файл logopunkt_rod_sob.pptx2.36 МБ

Предварительный просмотр:

Филиал  МОУ Тимирязевской СШ – детский сад «Берёзка»

Тема доклада на родительское собрание:

«Логопедический пункт».

Подготовила: учитель-логопед

Н.В. Архипова

октябрь 2018 год

Тема: «Логопедический пункт».

Цель: оказания помощи дошкольникам, имеющим нарушения в развитии речи, в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по родному языку).

Основными задачами логопедического пункта являются:

— коррекция нарушений в развитии речи дошкольников;

— своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении дошкольниками общеобразовательных программ;

— разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) дошкольников.

На базе  нашего детского сада с апреля 2017 года работает логопедический пункт. Для чего и зачем необходим логопедический пункт в детском саду?

Ещё ребёнок не появился на свет, а его речь уже постепенно начинает развиваться. При рождении этот процесс резко ускоряется. Задолго до появления первого слова происходит становление всей речевой системы. И главная роль в развитии речи, в первую очередь, принадлежит родителям. Очень важно вовремя заметить отставание и нарушения в развитии речи.

Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, обеднение словарного запаса ребёнка, нарушение грамматического строя родной речи. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка в целом. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.

Речь - это путь к общению, новым впечатлениям и жизненному опыту, путь к расширению представлений об окружающем его мире.

Итак, возвращаюсь к вопросу, поставленному в начале: для чего и зачем нужен учитель - логопед в детском саду?

Для чего? Обследовать воспитанников дошкольного образовательного учреждения для выявления детей, нуждающихся в логопедической помощи.

Зачем? Организовать своевременную логопедическую помощь для предупреждения и преодоления специфических ошибок в устной и письменной речи. Ведь известно, чем раньше начнётся коррекционная помощь, тем она эффективнее.

Логопедический пункт (сокращенно «Логопункт»)

— это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в другую (специализированную) группу.   

Каких детей берут на логопункт?

На логопедические пункты берут не всех детей обычного детского сада, а только самых нуждающихся в помощи. Существует очередность в зависимости от степени тяжести нарушения речи.  В первую очередь на логопедический пункт зачисляются дети 6 лет, которым через год поступать в школу.  То есть ребята из подготовительной группы. А так же те, кто не закончил занятия с логопедом в прошлом году.  На оставшиеся места зачисляется часть детей старшей группы.  Все остальные, нуждающиеся в помощи логопеда, ставятся на очередь. Дети, более младшего возраста, из средней группы, могут получить логопедическую помощь, только в виде консультаций в специально отведённое для этого время.

Дети с каким диагнозом (логопедическим заключением) зачисляются  на Логопункт?

Чаще всего принимаются дети с такими логопедическими заключениями:

  • нарушение произношения отдельных звуков (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) — ФНР  
  • фонетико-фонематическое недоразвитие речи (у детей с  дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) — ФФНР
  • общее недоразвитие речи -  ОНР - третьего уровня речевого развития у детей с дизартрией или стертой формой дизартрии.    

Для зачисления ребенка на логопункт требуется пройти ПМПК – психолого-медико-педагогическая комиссия.

В каком режиме проходят занятия на Логопункте?

Наилучший эффект, конечно же, дают индивидуальные занятия. Частоту и продолжительность занятия с вашим ребёнком определяет логопед в зависимости от степени выраженности речевого нарушения, возраста малыша и его психофизических особенностей. В основном индивидуальные занятия  на логопункте длятся от 15 до 20 минут. Цель индивидуальных логопедических занятий — коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов.    

Сколько детей зачисляется на Логопункт?

Количество детей, одновременно занимающихся на логопедическом пункте, не должно превышать 20 человек. Так как логопедическая помощь требуется  большому количеству детей с разными видами речевых диагнозов, то сроки работы с каждым из детей могут сильно различаться (от 3-х до 9-12 месяцев). Поэтому с логопункта в детском саду дети выводятся  не всей группой, а индивидуально, по мере исправления речевого нарушения. На освободившееся место сразу же зачисляется  другой ребенок, стоящий на очереди.   Таким образом, логопункт в детском саду — это открытая и подвижная система. В одиночку решить задачу полной коррекции речи детей логопеду очень тяжело. Поэтому он усиленно привлекает к работе и родителей, и  специалистов детского сада.   

Для успешного исправления речи детей просто необходима помощь родителей! Они должны выполнять все рекомендации логопеда, регулярно посещать консультации со специалистом, выполнять домашние задания, которые выдаются один раз в неделю. И, конечно, со стороны родителей необходим пристальный контроль за речью ребенка.

Ответственный за доклад: учитель-логопед – Архипова Н.В.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Режим работы Понедельник 8.00 – 12.00 Вторник 8.00 – 12.00 Среда 8.00 – 12.00 Четверг 8.00 – 12.00 Пятница 8.00 – 12.00 Л огопедический пункт Филиал МОУ Тимирязевской СШ - детский сад «Берёзка»

Слайд 2

Что такое логопункт ? Логопедический пункт – это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в специализированную группу. Не в каждом детском саду есть логопедическая группа или логопункт, где дети могут получить своевременную помощь логопеда. У нас в детском саду такая помощь оказывается, что позволяет нашему учреждению наиболее эффективно решать задачи всестороннего развития детей.

Слайд 3

На логопедический пункт зачисляются дети с 5 лет с несложными (по сравнению с диагнозами для логопедических групп) речевыми нарушениями . На логопедические пункты берут всех детей нуждающихся в помощи. Существует очередность в зависимости от степени тяжести нарушения речи . В первую очередь зачисляются дети 6 лет, которым через год поступать в школу. То есть ребята из подготовительной группы. А так же те, кто не закончил занятия с логопедом в прошлом году . На оставшиеся места зачисляется часть детей старшей группы . Все остальные, нуждающиеся в помощи логопеда, ставятся на очередь . КАКИХ ДЕТЕЙ БЕРУТ НА ЛОГОПУНКТ

Слайд 4

Чаще всего принимаются дети с такими логопедическими заключениями : 1. Нарушение произношения отдельных звуков – ФН- фонетическое недоразвитие 2. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – ФФНР

Слайд 5

Общее количество детей для логопедической работы в течение года в детском саду составляет 20 человек . Для зачисления на логопункт необходимо пройти ПМПК- психолого-медико-педагогическая комиссия. Цель: комплексная диагностика ребенка разными специалистами, которые ставят заключение и дальнейшие рекомендации (работа с логопедом, психологом и др.) Сколько детей зачисляется на логопункт ?

Слайд 6

Занятия на логопункте 1.Индивидуальные 2-3 раза в неделю 2. Подгрупповые 2 раза в неделю

Слайд 7

В первую очередь логопед на логопедическом пункте осуществляет работу по следующим направлениям: Коррекция звукопроизношения Формирование фонематических процессов Обогащение словарного запаса, формирование грамматических категорий языка являются параллельными задачами. Работа логопеда

Слайд 8

1. Подготовительный этап – формирование точных движений языка, губ, щек; – формирование направленной воздушной струи; – развитие мелкой моторики рук; – развитие фонематического слуха; – отработка опорных звуков . 2. Этап постановки звука 3. Этап автоматизации 4. Этап дифференциации 5 . Этап введения звука в свободную речь Работа над звукопроизношением осуществляется поэтапно

Слайд 9

Взаимодействие логопеда и родителей делает коррекционный процесс более эффективным, поскольку Уменьшается срок коррекции речевых нарушений Более прочно закрепляются полученные навыки Весь процесс коррекции проходит для ребенка легко Почему логопеду нужна помощь родителей.

Слайд 10

Количеством детей – в группу зачисляется 15 человек, на логопункт 20 человек. В логопедической группе дети имеют одинаковое речевое заключение. На логопункте одновременно занимаются дети с различными речевыми нарушениями. Системой работы - в группе логопед + воспитатель + родители, на логопункте логопед + родители. Направлениями работы - в группе звукопроизношение + грамматический строй + словарный запас + связная речь. На логопункте звукопроизношение + фонематические процессы + словарный запас. Чем логопункт отличается от логопедической группы.

Слайд 11

В логопедической группе – в коррекционную программу встроена общеразвивающая. На логопункте – в общеразвивающую программу встроена коррекционная(Коррекция Программы

Слайд 12

Занятия 2 раза в неделю, С детьми старшей и подготовительной групп, Занятия по усвоению детьми элементов грамоты ( изучение букв, звуков; различение гласных и согласных, звонких, глухих, мягких и твердых звуков; обучение чтению и письму) Логопедический кружок « Букваренок »

Слайд 13

Больше общайтесь с детьми; Снизить до минимума просмотры телевизора, исключить компьютеры, планшеты, телефоны; Обучать чтению грамотно; Обращаться за рекомендациями к специалистам (воспитатели, логопеды, врачи). Общие рекомендации

Слайд 14

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер-класса для родителей детей, посещающих логопедический пункт ДОУ: «Использование метода «песочной терапии» в логопедической работе с детьми»

Конспект мастер-класса для родителей детей, посещающих логопедический пункт ДОУ: «Использование метода «песочной терапии» в логопедической работе с детьми»....

Паспорт логопедического кабинета в ДОУ( логопедический пункт)

В материале содержится литература, пособия, игры, используемые в работе логопеда....

Цели и задачи коррекционно-логопедической работы с детьми, зачисленными на логопедический пункт ДОУ

Выступление на родительском собрании: Цели и задачи коррекционно-логопедической работы с детьми, зачисленными на логопункт ДОУ. Организационные вопросы. Рекомендации логопеда по организации занятий до...

Долгосрочный логопедический проект «Звуки, звуки, слышим вас». по использованию наглядно-дидактического материала в формировании фонематических процессов у детей в условиях логопедического пункта ДОО.

Долгосрочный логопедический проект «Звуки, звуки, слышим вас  » по использованию наглядно-дидактического материала в формировании фонематических процессов у детей в условиях...

Календарный план логопедической работы учителя-логопеда на логопедическом пункте в ДОУ на 2020 – 2021учебный год

Календарный план работы учителя - логопеда на логопедическом пункте ДОУ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по логопедической работе с детьми 5-6 лет, имеющими нарушения речи в условиях логопедического пункта

Данная рабочая программа предназначена для логопедического обучения и воспитания детей 5-6 лет с ОНР (ІІІ уровень) и решает проблему интеграции коррекционной и основной общеразвивающей программы. В ...

Сценарий логопедического досуга "Игротека скороговорок" для детей подготовительной группы, обучающихся на логопедическом пункте.

Скороговорка - это уникальное явление языковой культуры любого народа. Маленькие, коротенькие рифмованные фразы - великолепные упражнения для отработки правильной, чёткой и грамотной речи.Скороговорки...