использование универсальной опорной схемы в практике логопеда
консультация по логопедии

Мартынова Елена Ивановна

Использование универсальной опорнойсхемы, как одиного из методов коррекции нарушения слоговой структуры слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon universalnaya_opornaya_shema.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование универсальной опорной схемы, как один из методов коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей с ОВЗ

Учитель – логопед:

Мартынова Елена Ивановна

        Ежегодно среди детей с ОВЗ, посещающих речевые группы и ДОУ, отмечается увеличение количества воспитанников, имеющих выраженное нарушение слоговой структуры слова. Это влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, осложняет усвоение навыков звукового анализа, а также письма и чтения.

        Сейчас разработано и эффективно применяется большое количество методик по коррекции нарушений слоговой структуры слова, но их авторам не удалось создать одну универсальную методику.

        Подбор методов и приемов коррекции слоговой структуры индивидуален и зависит от степени и вида нарушения (см.Большакова).

        Исходя из опыта работы и наблюдений, в большинстве случаев нарушений слоговой структуры слова сохранным остается конец слова. Поэтому целесообразно начинать работу, опираясь на сохранные элементы лексической единицы, начиная с последнего слога, отрабатывая постепенно слого-ритмический рисунок слова.

        В популярных источниках (Ткаченко), а также в некоторых авторских технологиях других педагогов, найденных в интернете, для работы над словами предлагается использовать опорные схемы в виде таблиц с демонстрацией наглядной артикуляции, схемы соотношения звуков и слов с картинкой и образом, графические изображения звуков, либо кинестетические обозначения гласных и согласных.

        Данные схемы, безусловно, актуальны и эффективны, но на определенном этапе, где важно точное произношение звуков и слов, в определенном возрастном периоде, начиная с возраста, когда дети могут соотносить наглядный образ и положение своих органов артикуляции.

        Осуществлять коррекцию нарушенной слоговой структуры необходимо как можно раньше, даже если звуки не все и не всегда сформированы, но есть потребность помочь ребенку освоить основные принципы речевого высказывания, а также сформировать ритмический рисунок слова.

         В таком случае, как и в более легких (по необходимости), имеет смысл воспользоваться более упрощённой универсальной опорной схемой, доступной большинству возрастных категорий детей с ОВЗ.

        Универсальная опорная схема представляет собой ряд из 5-7 одинаковых геометрических фигур (круги или квадраты), неподвижно зафиксированных на полотне рабочего стола ребенка. Первая фигура, обозначающая начало слова, должна незначительно отличаться от других по цвету или размеру. Начиная работу над словом ребенок одновременно с произнесением слова по слогам последовательно «нажимает» пальчиком на каждую фигурку, сначала с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

        Как показала практика, максимально удобно отрабатывать слого-ритмический рисунок слова, начиная с сохранного элемента слова, чаще с конца слова.

        Примерные этапы работы над слоговой структурой слова с применением универсальной наглядной схемы у детей с ОВЗ:

  1. Четкое произнесение слова взрослым.
  2. Произнесение слова совместно с ребенком доступным ему способом, для уточнения имеющихся нарушений слоговой структуры слова.
  3. Сопряженное произнесение слова медленно (по слогам), «нажимая» своим или пальцем ребенка на каждую фигуру (в соответствии с количеством слогов), обозначив интонационно начало слова. Оставшиеся лишние фигуры необходимо закрыть.

Пр: ма-ши-на

       

 

  1. Отработка ритмического слогового рисунка, начиная с конца слова, постепенно продвигаясь к его началу:

Пр: Ма-ши-на

                   -на!

           -ши!-на!

     Ма!-ши!-на!

  1. Самостоятельно произнесение ребенком слова, с опорой на схему.

        Использование универсальной опорной схемы предполагает несколько подходов к каждому этапу (до полного усвоения ребенком с ОВЗ алгоритма отработки последовательности слогов в слове). Работа над словами, вызывающими сложности при произнесении, упрощается, когда ребенок самостоятельно использует схему в сложно произносимых словах в экспрессивной речи при самостоятельном высказывании.

        Таким образом, с помощью универсальной опорной схемы постепенно отрабатывается ритмический рисунок слова, от последнего слога к первому. Это позволяет сократить время коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия: Заучивание стихотворения Н.Минского «Листопад» с использованием логических опорных схем в старшей группе.

Конспект занятия:Заучивание стихотворения  Н.Минского «Листопад» с использованием логических опорных схемв старшей группе. (образовательные области «Чтение художественной литературы», "...

Конспект занятия: Заучивание стихотворения Н.Минского «Листопад» с использованием логических опорных схем в старшей группе.

Конспект занятия:Заучивание стихотворения  Н.Минского «Листопад» с использованием логических опорных схемв старшей группе. (образовательные области «Чтение художественной литературы», "...

Конспект занятия: Заучивание стихотворения Н.Минского «Листопад» с использованием логических опорных схем в старшей группе.

Конспект занятия:Заучивание стихотворения  Н.Минского «Листопад» с использованием логических опорных схемв старшей группе. (образовательные области «Чтение художественной литературы», "...

Конспект занятия: Заучивание стихотворения Н.Минского «Листопад» с использованием логических опорных схем в старшей группе.

Конспект занятия:Заучивание стихотворения  Н.Минского «Листопад» с использованием логических опорных схемв старшей группе. (образовательные области «Чтение художественной литературы», "...

Заучивание стихотворений с использованием логических опорных схем

развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по определённой лексической теме...