Конспект логопедического занятия "Знакомство с понятием «речь»."
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Цыганок Екатерина Васильевна

Знакомство с понятием «речь».

Цели:

Коррекционно-образовательные: познакомить детей с понятием «речь», функциями речи; учить отвечать на вопросы, составляя полную фра­зу;

Коррекционно-развивающие: развивать способность к самостоятельным выводам; развивать логиче­ское мышление, мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательная: воспитывать бережное отношение к книге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakomstvo_s_rechyu.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство с понятием «речь».

Цели:

Коррекционно-образовательные: познакомить детей с понятием «речь», функциями речи; учить отвечать на вопросы, составляя полную фразу;

Коррекционно-развивающие: развивать способность к самостоятельным выводам; развивать логическое мышление, мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательная: воспитывать бережное отношение к книге.

Ход занятия

1.        Организационный момент.

Сначала садятся девочки, называя свое имя, затем — мальчики.

2.        Знакомство с понятием «речь».

Логопед выставляет на доску картинки (человек, кошка, птица, рыба) и просит детей выделить лишний предмет (человек). После того, как дети справятся с заданием, логопед сообщает: «Только человек умеет говорить. Все, что мы говорим — это речь».

3.        Знакомство с функциями речи.

Сказка «Невидимка» (рассказывает логопед).

Жил-был мальчик Петя. Он ходил в детский сад. Он очень хотел стать невидимкой, чтобы его никто не видел и не слышал. И вдруг желание его исполнилось. Он пришел в детский сад. Воспитатель спросила: «Где Петя?». «Я здесь», — крикнул Петя, но его никто не услышал. Петя понял, что стал невидимкой. Дети пошли на прогулку. Они играли, разговаривали друг с другом, шутили, смеялись, рассказывали разные истории. Петя тоже хотел поиграть с ребятами, рассказать свою интересную историю, но ребята не слышали и не замечали его. Пете стало скучно, и он побежал домой. Увидев дома маму, он крикнул: «Мама, вот я!» Но мама не видела и не слышала его.

«Очень плохо быть невидимкой, заплакал Петя. Я хочу разговаривать с мамой, с ребятами, со всеми людьми. Я не хочу быть невидимкой». Сказав это, Петя снова стал обыкновенным мальчиком.

Логопед спрашивает:

—        Почему Петя не захотел быть невидимкой?

Логопед подводит детей к выводу: Без речи плохо жить на свете. Невозможно поиграть, поговорить с ребятами, с мамой, другими людьми, спросить или попросить их о чем-то, поделиться радостью.

4.  Чтение стихотворения А. Барто.

—        Послушайте, как рассказал мальчик своей сестренке о просмотренном кинофильме в стихотворении А.Л. Барто

«Сильное кино».

— Они ползут,

А он им — раз!

А тут как раз

Она ползла,

А он как даст ему

Со зла!

Она им — раз!

Но тут как раз

Ее он спас,

Он был с ней заодно.

Ух сильное кино!

А сестренка сказала:
Нет, видно я еще мала,

Я ничего не поняла.

  • Как вы думаете, почему сестренка не поняла брата?
  • Чтобы тебя понимали, надо уметь правильно говорить.

Пословицы:                      Хорошую речь приятно слушать.

Хорошая речь слаще меда.

5. Чтение стихотворения «Разные   звуки».

Вы  уже  слышали,  как   звучат  разные  предметы.  Все  живые  существа  тоже  издают  звуки.  Послушайте  стихотворение:  

«Разные   звуки».

Где  то   собаки   рычали:  -Р – Р – Р !

В  стойле  коровы  мычали:  - Мууу!

В  комнате  мухи  жужжали: - Жжжжж!

Мимо  машины  бежали: - Трр!

Гудели  от  ветра  все  провода: - Зззнь!

Капала  в  кухне  из  крана  вода:  Уууу!  Уууу!

Листья  по  ветру  шумели: - Шшшш!

А  комары  всё  пели:  - Зззз!

Непоседа  мячик  днем  и  ночью

Успокоится  не  хочет: - Пам! Пам!

Куклы  кашляют  в  постели –

Днем  мороженое  ели!  - Кхх!  Кхх!

(Э.Нийт).

Как  перекликались  поезда?  (Уууу)   и    т.  д.

Вы   сегодня  ещё   не   сможете  повторить  все  звуки,   но  мы  обязательно  научимся  их  произносить.

 Звуки   издают  животные,  а  мы  с  вами – говорим.  Человек   обладает   речью.  

Звуки   речи  соединяются,  и   получаются  слоги,  слоги  образуют  слова.  

Мы  будем  учится  слушать  и  произносить  речевые  звуки.

6 .        Психотерапия (психологический настрой детей).
Логопед читает:

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Дети проговаривают с логопедом:

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

7.        Физминутка.

Произнесение стихотворения с движением рук.

Мы летаем высоко.

Мы летаем низко.

Мы летаем далеко.

Мы летаем близко.

8.        Закрепление понятия «речь», функции речи.

Дети рассматривают картинки:

—        дети общаются друг с другом;

  • дети работают на участке;
  • семья смотрит телевизор;
  • дети на занятии в детском саду;
  • папа читает сыну книгу;

Дети отвечают на вопрос: Для чего нужна речь? Логопед подводит детей к выводу: «С помощью речи люди общаются друг с другом, узнают новое».

9. Итог занятия.

Детям раздаются сюжетные картинки. Логопед предлагает детям поднять картинки, на которых с помощью речи:

  • люди разговаривают друг с другом;
  • узнают новое;
  • работают;
  • играют;
  • делятся радостью, утешают друг друга.

Затем логопед спрашивает: «Для чего нужна речь?»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по развитию речи «В гостях у сказки»

Цели: диагностические:классификация предметов, обобщение предметов и    слов по существенному признаку (животные, мебель, посуда), времена года, пространственная ориен...

Конспект логопедического занятия по развтитию речи в старшей группе детей с ОНР на тему: "Деревья в осеннем лесу".

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей подгруппе для детей с ОНР на тему: "Деревья в осеннем лесу." Итоговое открытое занятие по теме с элементами театрализации, логоритмики, псих...

Конспект логопедического занятия по развитию речи «В гостях у сказки»

Цели: диагностические: классификация предметов, обобщение предметов и    слов по существенному признаку (животные, мебель, посуда), времена года, пространственная ориентировка;обра...

Конспект логопедического занятия по развитию речи с детьми средней группы №4.

Тема: «Деревья».Цели:1. Составление рассказа–описания «Дерево».2. Учить отвечать полными предложениями.3. Практическое употребление в речи предлогов На, В, Под.4. Использование множественного числа су...

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей логопедической группе (1-й период) "Признаки осени"

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей логопедической группе (1-й период)  "Признаки осени"...

Логопедическое занятие. Тема: понятие речи, функции речи.

Логопедическое занятие в подготовительной к школе группе....