«Речь взрослых- образец для подражания»
консультация по логопедии

МАТЕРИАЛЫ НА  РОДИТЕЛЬСКИЙ ФОРУМ

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель – логопед Опрышко А.В. МБДОУ № 3 « Солнышко» opr.81@bk.ru +79787280681 «Речь взрослых- образец д ля подражания»

Слайд 2

Речь – могучее средство о бщения и взаимодействия людей. А. А. Люблинская .

Слайд 4

Усваивая родной язык, ребенок усваивает…бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов… К.Д. Ушинский

Слайд 5

Роль речи в общем развитии ребенка Освоение речи качественно изменяет ориентировку ребенка в окружающем мире и обеспечивает быстрое и лёгкое приспособление к среде. Используя слова ребенок учится анализировать окружающий его мир. С помощью слов, обозначающих признаки предметов, ребенок учится узнавать различные цвета, звуки, запахи; разные слова помогают осознать величину, удалённость, количественные, временные и другие связи, существующие между предметами внешнего мира.

Слайд 7

Рекомендации по развитию речи детей дошкольно го возраста

Слайд 8

Обогащение активного словаря Параллельный разговор Взрослый описывает все действия ребёнка: что он видит, слышит, чувствует и трогает.

Слайд 9

Разговор с самим собой Когда ребёнок находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите, с лышите, думаете, чувствуете.

Слайд 10

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи Провокация, или искусственное непонимание ребенка Приём помогает ребенку освоить ситуативную речь и состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость.

Слайд 11

Распространение продолжайте и дополняйте всё сказанное ребёнком, но не принуждайте его к повторению – достаточно того, что ребёнок вас слышит.

Слайд 12

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, ф онематического слуха. Приговоры Использование игровых песенок, потешек , приговоров в совместной деятельности с ребёнком способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл .

Слайд 13

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Пересказ . Сочинительство по сюжетным картинкам и по большим картинам. Составление рассказов, сказок из личного опыта. Составление сюжетных повествовательных рассказов по темам.

Слайд 14

Игры с природным материалом Огромное влияние на рост речевой и познавательной активности ребёнка оказывают разнообразие и доступность объектов, которые он может исследовать.

Слайд 15

Продуктивные виды деятельности Рисование, лепка, аппликация, конструирование развивают лингвистические и сенсорные способности ребёнка, которые имеют особое значение в формировании мыслительной деятельности.

Слайд 16

Замещение Игры - пантомимы и игры - имитации являются первой ступенькой театрализованной сюжетной игры. Эти формы игр способствуют полноценному и развивающему общению ребенка.

Слайд 17

Ролевая игра Ролевая игра стимулирует речевое развитие ребёнка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность .

Слайд 18

Музыкальные игры Музыкальные игры и песни важны в процессе овладения ребенка речью. Предоставляйте ребёнку возможность двигаться под разнообразную музыку, самостоятельно извлекать звуки из различных предметов, аккомпанируя себе.

Слайд 19

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Артикуляционная гимнастика Это комплекс специальных упражнений, которые укрепляют мышцы речевого аппарата, развивают их силу и подвижность .

Слайд 20

Речь взрослых должна быть: чёткой, неторопливой; доступной для понимания малыша; грамотной. Чем чаще родители будут разговаривать с ребенком, не переутомляя его, и доступным, правильным языком рассказывать ему сказки, разучивать вместе стишки, потешки , и играть, тем скорее ваш ребенок овладеет правильной речью! Речь взрослых – образец д ля речи детей!

Слайд 21

Спасибо за внимание! Желаю удачи!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                                        Учитель-логопед Опрышко А.В.  _+79787280681                                

                                                                                   

 Речь взрослых – образец для подражания

Вопрос, нужна ли хорошая речь в жизни, ответа не требует – она всегда нужна нам для решения самых насущных жизненных задач! Экология языка – это составляющая экологии культуры, и задача сохранения и воспитания речевой культуры у ребенка по значимости не менее важна, чем задача сохранения природы.

Для того чтобы речь малышей развивалась успешно, нужна развивающая речевая среда. Что это такое?

Речевая среда – это любые языковые образцы, которые воспринимает ребенок: это речь окружающих его близких взрослых и детей, педагогов, а также телевидение, фильмы, кино, театр, речь людей в транспорте и магазине, в музее и на улице и т.д. Но для маленького ребенка дошкольного возраста речевая среда – это прежде всего речь тех людей, с которыми он общается постоянно – то есть родителей. Подражая Вам, малыш перенимает все тонкости построения фраз, интонации, темпа и мелодики речи, употребления слов, но он также принимает и все ошибки! Давайте проверим себя. Правильно ли мы говорим с детьми?

Правило 1. 

В речи надо избегать постоянного употребления присловий:

«как бы», «на самом деле», «так сказать», «типа», «значит», «это», «ну» - они делают речь смешной, разорванной, несвязной. Л.В. Щерба называл такие слова «упаковочным материалом», совершенно ненужным для передачи смысла.

Вот что получается:

Жил-был этот, как его,C:\Documents and Settings\ирина\Мои документы\Downloads\САДИК\рамки+фон\zaderzhka-razvitij-rechi.jpg

Ну, значит, и того,
Жило это самое
Со своею мамою.
Был еще один чудак-
Это в общем значит так,
И его любимый зять.
Звали зятя
Так сказать.
А жену звали ну…
А соседа звали это…
А его родители-
Видишь ли
И видите ли…
А еще какой-то э-э-э
Жил на верхнем этаже…
И дружили они все…
Ну и значит, и вообще.

Правило 2. 

Взрослым в своей речи желательно очень четко и точно называть все предметы, которые окружают ребенка и которыми он пользуется.

Например, не говорить безликое «штаны», а называть конкретно: «брюки», «рейтузы», «колготки», «шорты», «джинсы». Вместо того чтобы говорить «не забудь шапку», назвать конкретный головной убор: берет, ушанка, кепка, шлем, панама, шляпка, бейсболка и т.д.

Когда  Вы правильно и точно называете предметы, у ребенка начинают появляться вопросы к Вам – почему так называется? Это отличный повод поговорить с малышом, попробовать обсудить, чем похожи и чем отличаются разные предметы. И это будет жизненное занятие, которое полезно и для интеллекта, и для речи ребенка и которое не потребует ни специальных книжек или картинок, ни Вашего времени.

Правило 3.

В своей речи желательно не злоупотреблять

уменьшительно – ласкательными словами: 

ножка, дорожка, машинка, ротик, кашка, ложечка, вилочка, карандашик и т.д. Ласковые слова очень нужны, но Ваша речь не должна состоять преимущественно из них!

Правило 4. 

Правило употребления глаголов в обращении к ребенку/детям.

 Очень часто родители обращаются к детям в прошедшем времени: «Так, встал и пошёл умываться!». Это недопустимо – это грубая речевая ошибка. Представьте, что кто-нибудь скажет Вам в автобусе: «Так, встала и уступила место!» — что Вы почувствуете? То же чувствуют и дети, когда им говорят в такой манере. К детям нужно обращаться с просьбой в настоящем времени: «Давай встанем. Сделаем зарядку». Или:  «Встань, пожалуйста, и иди умываться».                                               Правило 5.

Грамматическая и орфоэпическая правильность речи.

Приведу пример часто встречающихся ошибок. Правильное ударение выделено заглавной буквой.   ЗвонИм (звонИт), баловАть (балУет, балУешь, балОванный, баловАться, балУюсь, балУется, но бАловень), досУг, предложИть (предложЕние), красИвее, месяцАми (по месяцАм), ремЕнь, алфавИт, ворОта (к ворОтам, но в поэзии, песенка воротА), нет грибА, возьму дОску (дополнительный вариант – доскУ), давнИшний, задОлго, завИдно, яичница (произносится «яишница»), началсЯ, началАсь, началОсь (неправильно нАчался), повторИт (неправильно – повтОрит), арбУз, кУхонный, мЕльком, партЕр, шофЁр (неправильно – шОфер).

Что еще нужно запомнить: как правильно говорить

  • Пара чулок, пара сапог, пара гетр, пара носков, пара валенок,
  • Килограмм яблок, груш, слив, но апельсинов, помидоров, вафель (Не вафлей)
  • Возьми из кухни (возьми с кухни – ошибка)
  • Клади (неправильно – «ложь»)
  • Ляг (неправильно – «ляжь»)      Правило 6.

Не задавайте ребенку вопросов, в которых изначально заложено отрицание с частицей НЕ, например:  «Ты не знаешь, почему птицы улетают на юг?».

Вместо этого спрашивайте «Почему птицы улетают на юг осенью?». Не надо сомневаться в способностях ребенка!                             Правило 7.

Избегайте многословия.

Вместо того, чтобы спросить: «Сейчас я задам тебе сложный вопрос, и мне интересно ответишь ли ты на него или не ответишь и как ответишь – почему люди придумали разный транспорт?»  спросите просто: «Как ты думаешь, зачем люди придумали так много разных видов транспорта?»                              Правило 8.

Вопросы к ребенку стройте в логической последовательности с постепенным усложнением:

  • сначала простые вопросы (что видит, что знает, что слышит)
  • затем вопросы, требующие размышления анализа
  • в конце вопросы творческие, требующие выхода из проблемной ситуации.

Например, 1) какие ты знаешь виды транспорта – 2) зачем нужен транспорт людям? Зачем люди  придумали так много разных видов транспорта: водный, воздушный, подземный, наземный? – 3) Что было бы, если бы транспорт перестал существовать? Какие виды транспорта люди придумают в будущем? Если Вы сразу же зададите сложный, проблемный вопрос, то не сможете получить развернутый ответ от ребенка. Ему нужно «подойти» к высокой планке, «разогнавшись» на простых вопросах.

                                                          учитель-логопед МБДОУ №3 "Солнышко" А.В. Опрышко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речь взрослого пример для подражания

От того, как взрослый общается с ребенком, разговаривает с ним, понимает его, зависит успех взаимопонимания  и определяет успешное формирование личности....

Речь взрослого, как пример для подражания

Правильная речь взрослых является примером подражания детей...

Консультация для воспитателей "Речь взрослого – образец для подражания дошкольников"

Речь взрослого – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для дошкольников....

Речь взрослого – образец для подражания.

Консультация для родителей«Речь взрослого – образец для подражания»Учитель-логопед С.А. Позднякова...

"Речь взрослых - образец для подражания"

Речь взрослого – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для дошкольников.Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного...

"Речь взрослых - образец для подражания"

Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которы...