Опыт работы по мнемотехнике
учебно-методический материал по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Шубина Александра Ивановна

Приемы мнемотехники, как способ развития речи у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_po_mnemotehnike.docx154.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 75 г. Челябинска»

454010, г. Челябинск, ул. Дзержинского 83-б, тел: 8(351)734-24-88, E-mail: madouds75@yandex.ru

Опыт работы

«Использование приёмов мнемотехники в работе учителя-логопеда»

Выполнила:

учитель-логопед

Шубина А.И.

Челябинск, 2019

СОДЕРЖАНИЕ

Введение        3

ГлаваI. Теоретические аспекты проблемы использования мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста        7

1.1. История возникновения мнемотехники        7

1.2 Влияние мнемотехники на речевое развитие детей дошкольного возраста.        9

1.3 Понятие мнемотехники, методы и приемы работы с детьми дошкольного возраста        11

Глава II.  Содержание работы по развитию речи с использованием приёмов мнемотехники ……………………………………………………… 12

2.1 Актуальность использования мнемотехники в коррекционной работе. ...12

2.2 Методы и приемы коррекционной работы с детьми с ТНР ……………...12

2.3 Сотрудничество с родителями ……………………………………………..16

Заключение        18

Список литературы        19

Приложение        


Введение

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучится, но свяжите двадцать таких же слов с картинками, и он их усвоит на лету».

 К. Д. Ушинский

Речь - это, прежде всего инструмент общения. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования.

Одной из задач ФГОС ДО образовательной области «Речевое развитие» является - развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Связная речь - это объединение фрагментов, обозначающих одну конкретную тему и несущих единую смысловую нагрузку. Связная речь - один из компонентов устной формы речи детей. Владение связной речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного запаса, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи - лексической, грамматической, фонетической. Проблемой развития связной речи детей дошкольного возраста занимались и занимаются многие педагоги, это К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, М. М.Конина, В. В. Гербова, О. С. Ушакова и др.  [7, 27]

Уровень развития речи дошкольников очень различен. Одни свободно распоряжаются имеющимся у них словарным запасом, другие при большом пассивном запасе слов используют небольшой активных словарь. Некоторые употребляют слова и выражения, даже если не знают их точного значения.

Усвоение смысла слова происходит в неразрывной связи с ознакомлением ребенка с окружающей жизнью, поэтому жизненный опыт служит основой для речевого развития. Развитие представлений и формирование общих понятий является основой совершенствования мыслительной деятельности - умения обобщать, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения

Следуя из выше сказанного, встает вопрос о выборе средств и методов коррекции имеющихся недочетов в речевом развитии. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Опыт работы показывает, что эффективным средством при обучении связной речи дошкольников служат приёмы мнемотехники.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. - предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. -блоками-квадратами, Большева Т. В. -коллажем, Ефименкова Л. Н -схемой составления рассказа [2, 24, 25]. Итак, что же такое мнемотехника?

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Использование мнемотаблиц заметно облегчает детям овладение связной речью, кроме того наличие зрительного плана - схемы делает рассказы четкими, связными последовательными. По мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. - рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия [19, 20].

Основа мнемотехники заключается в том, что весь текст представляется в последовательных картинках.  На основе визуальных символов дети запоминают информацию в необходимой последовательности и в результате могут ее повторить, опираясь на картинки, которые включают в себя предметы, свойства, явления и т.д. Данный метод с успехом применяют для развития речи у детей, как педагогами, так и родителями при самостоятельных занятиях. Так же его используют для запоминания и заучивания пословиц, поговорок, стихов, загадок, последовательности одевания и мытья рук и т.д. Он показывает высокие результаты среди детей при воспроизведении информации. Как все процессы обучения, мнемотехнику следует применять, начиная с простых словосочетаний, которые включаются в мнемоквадраты. В дальнейшем усложнять постепенно задачу выстраивая мнемодорожки и мнемотаблицы. Мнемотаблицы содержат картинки с изображением героев рассказа, их действия, свойства окружающего их мира и явлений. При этом выделяют основной смысл сюжетов рассказов. Таким образом, главным является то, чтобы в мнемотаблицах был представлен наглядно такой материал, который будет легко восприниматься детьми  [23, 28].

Мнемотехника позволяет расширять объем памяти, формируя дополнительные ассоциации; ребенок учится свободно выражать свои мысли, мнение; дети расширяют свой кругозор. Так же данный метод развивает воображение и фантазию детей.

Актуальность данной проблемы определила тему работы: «Использование приемов мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда».

Объект исследования: речь детей  дошкольного возраста с ТНР.

Предмет исследования: приемы мнемотехники, как способ развития речи у детей дошкольного возраста.

Цель исследования: выявить эффективность использования приемов мнемотехники в дошкольном возрасте в развитии речи детей с ТНР.

В соответствии с целью были определены основные задачи исследования:

1. изучить теоретические аспекты заявленной  темы работы;

2. выявить особенности развития речи у детей с ТНР;

3. изучить влияние приемов мнемотехники на развитие речи детей с ТНР.

В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что при использовании приемов мнемотехники  будет повышаться уровень развития речи у детей с ТНР.

Для решения поставленных цели и задач исследования, проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседы, психолого-педагогический эксперимент, количественный анализ результатов.


Глава I. Теоретические аспекты проблемы использования мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста

  1. История возникновения мнемотехники

Мнемотехника известна с давних времен и насчитывает как минимум две тысячи лет. Искусство мнемотехники берет свое начало в 477 году до нашей эры. Считается, что термин «мнемоника» введен Пифагором Самосским в 6 веке до н. э. Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону. Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно, ею интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт [12, 17, 23].

Слово мнемоника имеет однокоренное слово - Мнемозина. Богиня Мнемозина - это персонифицированная память  по своему происхождению.     В греческой мифологии Мнемозина является богиней памяти и матерью девяти муз, а переносный смысл этого существительного - память. Известно, что уже в древней Греции люди успешно применяли приемы мнемотехники. Используя их, древние греки приобретали способность быстро запоминать очень большой, причем часто бессмысленный материал, демонстрируя свое искусство в публичных выступлениях. На Руси тоже использовалась мнемотехника. Ее яркий пример - славянская азбука. Название всех букв кириллицы были придуманы с мнемонической целью. «А (аз) Б (буки) В (веди) - я буквы знаю; Г (глагол) Д (добро) Е (есть) - письменность есть добро; Р (рцы) С(слово) Т(твердо) – произноси слово твердо и т.д.». Значит, уже издревле люди понимали, что мнемотехника облегчает запоминание, улучшает запоминание информации.

Ближе к нашему времени мнемоника изучалась параллельно с исследованиями психологов. Так, в 80 годы ХIХ века, немецкий психолог Герман Эббингауз, представитель ассоциативной психологии, поставил задачу изучать память сепаратно, отделив ее от логического мышления; для этого он придумал мнемонические способы запоминания бессмысленных слов типа «дер», «сар», «лим» и прочее.

В советский период в нашей стране эту тему изучали лишь отдельные ученые - психологи: А.Р. Лурия, Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.И.Зинченко. Основатель отечественной школы нейропсихологии А. Р. Лурия длительное время изучал память мнемониста, который мог с однократного восприятия последовательно запоминать ряды из ста цифр и более [23].

К сожалению, у советских методистов, дидактов, учителей «мнемоприемы» относились к разряду «противоречащих осознанному научному освоению учебного материала». Поэтому учителя не афишировали свои «искусственные запоминания», быть может, по этой причине до сих пор нет хорошей мнемонической копилки «классических приемов».

Начиная с конца 80 -х годов стали выходить в свет издания, которые наряду с занимательным материалом содержали и элементы мнемотехники. В конце 90-х только некоторые авторы уже осознанно стали выделять мнемоматериал наряду с другими. И эти уникальные находки по крупицам разбросаны в книгах, журналах, на уроках учителей - словесников. Как правило, это небольшие по объему книги или статьи в методических изданиях.

Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики и предназначалась для запоминания длинных речей. Современная мнемотехника значительно продвинулась как в теоретическом, так и в техническом плане и делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминать любую точную информацию, которая традиционно считается не запоминаемой: списки телефонных номеров, хронологические таблицы, разнообразные числовые таблицы, анкетные данные, сложные учебные тексты, содержащие большое количество терминологии и числовых сведений и т.п.[17]

Овладение мнемотехникой - это овладение инструментальным навыком. Обучение мнемотехнике можно сравнить с обучением машинописи, стенографии. Очевидно, что для формирования навыка необходимо выполнять упражнения. Без упражнений освоить мнемотехнику нельзя. После формирования навыка запоминания человек может пользоваться этим навыком, а может и не пользоваться. Сама по себе информация запоминаться не будет. Для запоминания каждый раз придется применять сформированный навык запоминания – последовательность определенных мыслительных действий, ведущих к фиксации информации в мозге.

1.2 Влияние мнемотехники на речевое развитие детей дошкольного возраста

Речь - сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредованная языком. Речь возникает как необходимое и достаточное средство для решения тех задач общения, которые встают перед ребенком на определенном этапе его развития. Родной язык играет важную роль в становлении личности ребенка. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышления, воображения, памяти.

Связность речи - это связность мыслей, где отражается логика мышления ребёнка, его умение осмысливать воспринимаемое и выражать в связной речи. Связная речь должна рассматриваться в единстве содержания и формы.        

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи. Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития речи. Проблема развития связной речи детей хорошо известна. Причиной речевых трудностей являются подмена живого человеческого общения инновационными технологиями, современной техникой. Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для свободного общения и выражения своих мыслей [1, 4, 14].

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: односложная, состоящая лишь из простых предложений речь; неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение; недостаточный словарный запас; неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Учитывая, что данный процесс обучения должен быть для них интересным, занимательным, развивающим. Как раз такими качествами обладает мнемотехника.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит.

Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того, приемы мнемотехники в результате грамотной работы педагога приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

Л.В. Омельченко определяет мнемотехнику как систему различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, которые тесно связаны с полноценным развитием речи[17].

Технология мнемотехники помогает в решении задач развития речи в процессе: формирования умений и навыков диалогической и монологической речи (рассматривание картин, иллюстраций, беседы, разговор, составление рассказов, пересказ художественной литературы и др.); активизации и обогащения словарного запаса, в т.ч, при отгадывании и загадывании загадок; при заучивании стихов; формирования грамматически правильной речи; обучения детей грамоте.

1.3 Понятие мнемотехники, методы и приемы работы с детьми дошкольного возраста

Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.

Мнемоника – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Мнемотехника помогает развивать: зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение, восприятие, кругозор и все стороны речи[16, 18].

В настоящее время использование мнемотехники для дошкольников становится всё более актуальным, так как обеспечивает эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Кроме того, основывается на комплексном подходе, включающем:

- решение в единстве коррекционно - развивающих задач, обеспечивающих социально - личностное, коммуникативное, эстетическое, моторное и эмоциональное развитие ребёнка;

-  специальную организацию развивающей среды;

- развитие мотивационно - потребностной сферы речевой деятельности.

Мнемотаблица– это схема, в которую заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.

Мнемотаблицы бывают двух видов:

1. обучающие - содержат познавательный материал;

2. развивающие - содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения.

Цвет в таблицах может быть различным в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Младшие дошкольники- цветовое изображение. Старшие черно - белое. Количество клеток в мнемодорожке и мнемотаблице зависит от возраста и уровня развития детей: для младших дошкольников от 4 до 9 клеток, для старших дошкольников 9-16 клеток. Изображения должны быть  хорошо знакомы и понятны детям.

Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

  1. чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью;
  2. быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней;
  3. соответствовать уровню развития детей.

Существует много приемов мнемотехники, но приемлемыми для дошкольников являются: группировка, классификация, поиск опорного пункта, схематизация, структурирование материала.

Группировка – когда материал делится на части. Кроме того, материал можно разделить на определённые, чётко обозначенные части – классы. Другими словами, классифицировать информацию. Например, выделить: животных и растения, живые объекты и неживые и т.д. Этот приём называется классификацией. Эти приёмы хороши тем, что уменьшают нагрузку на память ровно во столько раз, на сколько частей или классов разделён необходимый для запоминания материал. Психика человека так устроена, что любая новая информация помимо нашей воли цепляет, как-то затрагивает старую, уже известную. Эти процессы называют ассоциациями, а способ – ассоциативным. Для того чтобы использовать эту способность для запоминания, достаточно задать ребёнку вопрос: что напоминает тебе это слово, этот рисунок? А напоминать новая информация может о чём угодно. Любая информация всегда содержит нечто, что может стать опорой для запоминания. Этот приём называется поиском опорного пункта. Например, для запоминания текста рассказа, сказки необходимо использовать несколько опорных пунктов. Это своего рода план для припоминания, или мнемический план. В ряде случаев дети легче запоминают материал, если его основное содержание изображается в виде схем. Этот приём называется схематизацией. Нельзя не сказать о структурировании материала, при котором устанавливаются связи внутри материала, благодаря чему он начинает восприниматься как целое. Этот приём позволяет ребёнку хорошо запоминать, сохранять и воспроизводить любую информацию, ибо направлен на упорядочение материала [12].

Глава II. Содержание работы  с детьми с ТНР, используя приемы мнемотехники.

2.1 Актуальность использования мнемотехники в коррекционной работе.

На протяжении многих лет, работая с детьми логопедической группы, я сделала вывод о необходимости внедрения в коррекционный процесс эффективных методов и приёмов направленных на развитие психических процессов у детей с целью  улучшения их речевого развития.  Изучив большое количество литературы по данной теме, остановилась на необходимости применения в своей работе мнемотехник с целью улучшения коррекционного процесса. Взяла тему «Мнемотехника в коррекционной работе учителя-логопеда» в самообразовании. (Приложение №1)

Обследуя обучающихся, поступающих в группу  комбинированной направленности для детей с ТНР, мною было замечено, что логопаты испытывают значительные трудности при пересказе текстов, составлению рассказов из личного опыта, составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин, а так же затрудняются  в усвоении тем повседневных фронтальных  и подгрупповых занятий по лексическим темам и звуковой культуре речи.  Так же детям с нарушением речи тяжело дается разучивание стихотворений.   Так как характерными особенностями детей с общим недоразвитием речи являются нарушения лексического и грамматического компонентов, а так же бедная диалогическая речь (неспособность грамотно сформулировать вопрос и построить краткий развернутый ответ), недостаточная сформированность таких процессов как внимание и память, возникает необходимость использования  методов моделирования: использование схем-моделей и мнемотаблиц  для  эффективного развития связной речи.

2.2 Методы и приемы коррекционной работы с детьми с ТНР

Вся система запоминания в мнемотехнике основывается на визуальном мышлении. Именно с помощью мыслительных операций сознательно контролируется процесс запоминания, припоминания и сохранения информации в мозге, где зрительные образы -  инструмент для запоминания. У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, заместители, графические аналогии, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти, что и составляет суть мнемотехники.

Начиная работу по технологии мнемотехника, ставила перед собой следующие задачи:

1. способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления;

2. способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы;

3. способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

4. способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;

5. содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе;

6. способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их;

7. создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.

        В работе использовала картотеку дидактических игр на ознакомление с основами мнемотехники. (Приложение № 2)

Свою работу я строю с учетом основного принципа от простого к сложному.

  • мнемоквадраты
  • мнемодорожки
  • мнемотаблицы

Для начала детей знакомила с мнемоквадратами - понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Использовала их при работе над автоматизацией звуков в качестве нетрадиционных коррекционно-развивающих технологий, поскольку они позволяют ускорять процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Образцы мнемоквадратов:

 раскрасить, дорисовать, зачеркнуть, обвести по контуру

    «Посчитай» (назвать предметы по одному; по два; по одному и по два сразу)

  заштриховать       Один – много

  скажи ласково     скажи наоборот

   «Жадина» (назвать своим каждый предмет: мой, моя, моё, мои)

   «Прятки» (поочередно закрывать предметы и говорить, чего нет)

  четвёртый лишний

 Затем усложняла задание, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения.

Мнемодорожка:

И, наконец, вводила самую сложную структуру – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.

 Первоначально таблицы составляла сама, потом к этому процессу подключала и детей. Таким образом, пыталась повлиять через мнемотехнику не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов детьми.

Мнемотаблицы: являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности. Поэтому мнемотаблицы – схемы  использую:

  • для ознакомления детей с окружающим миром;
  • для обогащения словарного запаса для детей с ТНР;
  • для автоматизации звуков в чистоговорках, скороговорках;
  • при заучивании стихов;
  • при пересказах художественной литературы;
  • при обучении составлению рассказов;
  • при отгадывании и загадывании загадок;
  • при согласовании числительных с прилагательными и существительными;
  • при формировании лексико-грамматического строя речи.

Подобрала материал для картотеки чистоговорок и скороговорок в мнемотаблицах. (Приложение № 3)

Важной  частью работы с  мнемотехникой  являются  правильно подобранные игры и упражнения:

  • на  развитие  внимания
  • на развитие зрительного восприятия
  • на развитие слухового восприятия
  • активизирующие двигательную память, мелкую моторику
  • связанные с тактильным восприятием
  • связанные с фантазией

В моей работе применение мнемотехник с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, способствовало активизации психических процессов, что в свою очередь благотворно отразилось на развитии речи детей.  Такая работа позволила добиться положительной динамики в конце учебного года.  У большинства детей быстрее автоматизировались звуки речи,  заметно увеличился словарный запас, дети стали увереннее выражать свои мысли, грамматически правильно строить предложения. Работа с детьми в такой форме не только благоприятно повлияла на весь коррекционный процесс,  но и принесла удовольствие, как детям, так и специалисту.

2.3 Сотрудничество с родителями

Работа с родителями была реализована в разных формах. Это консультации, беседы, папки-передвижки, памятки. Анкетирование (Приложение № 4). Задачи работы с родителями заключались в следующем: систематизировать представления об особенностях формирования связной речи в данном возрасте; углублять представления родителей о мнемотехнике; повышать родительскую компетентность в речевом развитии детей; ориентировать родителей на правильный образец составления мнемотаблиц и самостоятельное их создание. Например: буклет «Секреты мнемотехники» (Приложение № 5), рекомендации «Как относиться к речевым ошибкам детей?», консультация «Заучиваем стихи - рисуем стихи», памятка «Что еще помогает развить мнемотехника?», презентация – консультация «Использование приемов мнемотехники в коррекционной работе» (Приложение № 6), консультация «Мнемотехника - помощник логопеда в коррекционной работе с дошкольниками с ТНР» (Приложение № 7) и т.д.

Заключение

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного мышления и речи; перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы, а также развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Таким образом, систематическая работа по развитию речи у детей с использованием мнемотехники  дает свои результаты:

  • у детей быстрее автоматизируются звуки и включаются в повседневную речь;  
  • активизируется словарный запас;
  • появляется желание пересказывать;
  • расширяется кругозор знаний об окружающем мире;
  • дети преодолевают робость, застенчивость.
  • Дети создают  свои книжки – подсказки  с мнемотаблицами. (Приложение № 8)

Дети проявляют интерес к работе с мнемотаблицами, вследствие чего,  легко осознают композиционное строение связного высказывания, легче воспринимают и перерабатывают зрительную информацию, сохраняют  её в памяти и воспроизводят, правильно связывают сюжет, выстраивают между собой части сюжета и передают последовательно готовый текст без помощи педагога, учатся самостоятельно составлять мнемотаблицы, составлять по ним описательные и повествовательные рассказы, повышается познавательная активность детей.

В рабочей гипотезе было выдвинуто предположение о том, что при использовании приемов мнемотехники  будет повышаться уровень развития речи у детей с ТНР. В ходе работы выдвинутое предположение подтвердилось.


Список литературы

  1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учеб.пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева.3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
  2. Большова, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники [Текст]: метод.рекомендации / Т. В. Большова. -  Спб., 2005. - 71с.
  3. Венгер, Л. А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию [Текст]: из опыта работы / Л. А. Венгер //Дошкольное воспитание. -1982. - № 3.
  4. Гвоздев, А. Н. От первых слов до первого класса [Текст]: дневник научных наблюдений / А. Н. Гвоздев. - М.: КомКнига, 2006. - 320 с.
  5. Гербова, В.В. Приобщение детей к художественной литературе [Текст]: программа и методические рекомендации/ В.В.Гербова. - Мозаика-Синтез, 2012
  6. Гербова, В.В. Работа с сюжетными картинами [Текст]: из опыта работы / В. В. Гербова// Дошкольное воспитание - 2010. - N 1. - с. 18-23.
  7. Гербова, В. В. Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок[Текст]: из опыта работы / В. В. Гербова// Дошкольное воспитание № 2. - с.18-21
  8. Гербова, В.В. Составление описательных рассказов [Текст]: из опыта работы / В. В. Гербова // Дошкольное воспитание. - 2011. - N 9. - с. 28-34.
  9. Гурьева, Н. А. Год до школы. Развиваем память [Текст]:   рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике / Н. А. Гурьева. - СПб., 2000.
  10. Громова, О. Е. Стихи о временах года и игры [Текст]: дидактические материалы по развитию речи детей / О. Е. Громова, Г. Н. Соломатина, Н. П. Савинова. - Москва, 2005
  11.  Елкина, Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста[Текст]: автореф. дис.… канд. пед. наук / Н. В. Елкина. - М, 2008. - 107 с.
  12. Козаренко, В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано» [Текст]:  метод.материал / В. А. Козаренко. - Москва, 2007.
  13. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию [Текст]: метод.пособие для педагогов / Э.П. Короткова. - М.:  Просвещение, 1982
  14. Максаков, А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье [Текст]: пособие для воспитателей и родителей / А. И. Максаков. - М.: Мозаика-Синтез, 2011
  15. Нищева ,Н. В. Обучение детей пересказу по опорным картинкам [Текст]:  пособие адресовано учителям-логопедам,педагогамДОО,учрежденийдополнительногообразования и родителям дошкольников / Н. В. Нищева. - вып. 2 - СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017 - 24с.
  16. Одинцева, А. В. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста [Текст]:  / А. В. Одинцева // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. - СПб.: Заневская площадь, 2014. - с. 52-53
  17. Омельченко, Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи [Текст]:  / Л. В. Омельченко //Логопед. 2008. № 4. с. 102-115
  18. Полянская, Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста [Текст]: метод. рекомендации / Т. Б. Полянская. : СПб., 2009.
  19. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст]: учеб.пособие для преподавателей и аспирантов психологии и педагогики, а такжестудентов высш. пед. учеб. заведений и университетов / С. Л. Рубинштейн. - СПб, 2001
  20. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников [Текст]:пособие для воспитателя / Ф. А. Сохин. - М., 2002
  21. Степанов, О. Мнемоника[Текст]:метод.пособие / О. Степанов. 1991-2001
  22. Ткаченко, Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов[Текст]:из опыта работы / Т. А. Ткаченко // Дошкольное воспитание. 2003. № 10. с. 16-21
  23. Ткаченко, Т. А. Формирование и развитие связной речи [Текст]:метод.пособие / Т. А. Ткаченко. - «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
  24. Ушакова, О. С. Занятия по развитию речи в детском саду [Текст]:пособие для воспитателей / О. С. Ушакова, Ф. А. Сохин. - М.: Просвещение, 1993.
  25. Ушакова, О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду[Текст]: из опыта работы / О. С. Ушакова // Дошкольное воспитание, 2012. - № 11. - с. 8-12.
  26. Фомичёва, Г. А. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]:уч. пособие для педагогов / Г. А. Фомичева. 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1984.
  27. Чернобай, Т. А. Оценка успешности речевого и физического развития дошкольников [Текст]: метод.рекомендации для педагогов детского сада / Т. А. Чернобай, Л. В. Рогачёва, Е. Н. Гаврилова. - Омск: ООИПКРО, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы. Тема: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста»

Педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать ...

Опыт работы по теме "Активация умственной деятельности дошкольников посредством использования элементов мнемотехники и моделирования сказочных сюжетов

Здесь представлен опыт моей работы.  Если кого то заинтересовал мой материал . то приглашаю к сотрудничеству . Пишите , буду рада общению....

Обобщенный опыт работы учителя-логопеда на тему "Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с общим недоразвитием речи пересказу текстов и заучиванию стихотворений"

Материал из обобщенного опыта работы по теме: Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с ОНР пересказу текста и заучивании стихотворений" можно ...

Опыт работы по мнемотехнике

В своей работе я часто использую метод мнемотехники. К вашему вниманию представляю свой опыт работы с этим методом....

Учебно-методическая разработка. Мнемотехника — опыт работы. Описание опыта работы

Учебно-методическая разработка.Мнемотехника — опыт работы. Описание опыта работыПроблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давн...

Опыт работы "Чудо мнемотехника"

Педагогический проект «Чудо-мнемотехника. Заучивание стихотворений с детьми младшего дошкольного возраста с помощью мнемотаблиц»...

Опыт работы "Использование мнемотехники в формировании предпосылок читательской грамотности"

Использование мнемотехники в формировании предпосылок читательской грамотности у дошкольников старшего возраста...