Опыт работы по мнемотехнике
методическая разработка по развитию речи

Шаванова Нина Владимировна

В своей работе я часто использую метод мнемотехники. К вашему вниманию представляю свой опыт работы с этим методом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_mnemotehnika.pptx2.34 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПОДГОТОВИЛА: Воспитатель Шаванова Н. В. МБДОУ «Детский сад № 33» « Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста » Опыт работы

Слайд 2

Актуальность проблемы речевого развития Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов.

Слайд 3

В речи детей существуют множество проблем: недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение ; бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ; - бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.

Слайд 4

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) : «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Слайд 5

В своей работе по развитию речи детей я использую различные методы и приёмы. Это и художественное слово, вопросы, беседа, рассказ, толкование (разъяснение понятия), составление плана, дидактические игры и др. Но всего перечисленного, я считаю, недостаточно. Изучив литературу, я пришла к выводу, что помочь мне в решении проблемы развития связной речи может мнемотехника .

Слайд 6

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному Мнемотехника-это Сенсорно-графическая схема ( Воробьѐва В.К.) Блок –квадрат( Глухов В.П.) Предметно-схематическая модель (Ткаченко Т.А.) Схема составления рассказа( Ефименкова Л.Н.) Коллаж ( Большева Т.В.)

Слайд 7

Мнемотехника Мнемотехника (греч .)–« искусство запоминания »-это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники в обучении дошкольников позволяет решить такие задачи как: 1. Развитие связной речи; 2.Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации); 3. Развитие мелкой моторики рук; 4. Развитие основных психических процессов –памяти, внимания, образного мышления; помогает овладение приѐмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.

Слайд 8

Структура мнемотехники Мнемотехника Мнемоквадрат Мнемодорожка Мнемотаблица

Слайд 9

Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблицы . Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация.

Слайд 10

Мнемотаблицы : • являются дидактическим материалом по развитию речи; • их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи; • использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, при загадывании загадок, при заучивании пословиц, поговорок, стихотворений. Работа с такими таблицами строится по принципу «от простого к сложному»: 1. Рассматривание таблиц и разбор, изображённых на ней символов. 2. Преобразование символов в образы. 3. Пересказ при помощи символов.

Слайд 11

Приёмы мнемотехники начинают использоваться на занятиях с детьми младшего возраста. Чтобы выработать у детей определённые навыки и умения, вводятся в обучающий процесс, мнемоквадраты , из которых составляем мнемодорожку , где на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка. Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Слайд 12

Обучение пересказу литературных произведений по мнемотаблицам начинается со знакомых сказок: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», при этом используется приём совместного рассказа.

Слайд 13

Пересказ рассказа «Еж» Е. И. Чарушин При пересказе с помощью мнемотаблиц , дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Слайд 14

Составление описательного рассказа. При составлении описательного рассказа по предмету, вначале обращаю внимание на характерные особенности внешнего вида предмета (части, цвет, форму). В результате обогащается словарный запас ребенка. Далее составляю совместный рассказ с детьми . Я начинаю и указываю на часть предмета, дети заканчивают. Задача детей - увидеть признаки и качества предмета. На этом этапе происходит активизация словаря .Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета. 1. Цвет. 2. Форма. 3. Величина. 4. Из чего состоит (детали) 5. Как с этой игрушкой можно играть? Завершающий этап - самостоятельный рассказ ребёнка.

Слайд 15

Мнемодорожка по составлению описательного рассказа «Описание игрушки»

Слайд 16

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание я даю картинку (изображение) ; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого дети по памяти, используя графическое изображение, воспроизводят стихотворение целиком. На начальном этапе я предлагаю готовую план - схему, а по мере обучения я планирую активно включать детей в процесс создания своей схемы.

Слайд 17

О весне сказали нам песни из скворечника И серёжки жёлтые на ветвях орешника. О весне сказали нам воробьи драчливые, Вербочки мохнатые, ручейки шумливые, Бабочка-крапивница на лесной проталинке, Синие подснежники и сырые валенки!

Слайд 18

В результате использования мною мнемотаблиц : У детей: расширился круг знаний; появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появился интерес к заучиванию стихов и потешек , скороговорок, загадок; словарный запас вышел на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость. Считаю, что чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и мнемотаблицы , тем лучше развивается связная речь, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка.

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы. Тема: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста»

Педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать ...

Опыт работы по теме "Активация умственной деятельности дошкольников посредством использования элементов мнемотехники и моделирования сказочных сюжетов

Здесь представлен опыт моей работы.  Если кого то заинтересовал мой материал . то приглашаю к сотрудничеству . Пишите , буду рада общению....

Обобщенный опыт работы учителя-логопеда на тему "Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с общим недоразвитием речи пересказу текстов и заучиванию стихотворений"

Материал из обобщенного опыта работы по теме: Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с ОНР пересказу текста и заучивании стихотворений" можно ...

Опыт работы по мнемотехнике

Приемы мнемотехники, как способ развития речи у детей дошкольного возраста...

Учебно-методическая разработка. Мнемотехника — опыт работы. Описание опыта работы

Учебно-методическая разработка.Мнемотехника — опыт работы. Описание опыта работыПроблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давн...

Опыт работы "Чудо мнемотехника"

Педагогический проект «Чудо-мнемотехника. Заучивание стихотворений с детьми младшего дошкольного возраста с помощью мнемотаблиц»...

Опыт работы "Использование мнемотехники в формировании предпосылок читательской грамотности"

Использование мнемотехники в формировании предпосылок читательской грамотности у дошкольников старшего возраста...