"Развитие речевого дыхания"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Цель: Внедрение  дыхательной гимнастики  в  образовательный процесс для детей с  нарушением  речи. 

Задачи:

-  изучить  различные  методики  формирования  речевого  дыхания   у детей с нарушением речи;

- повышение профессионального мастерства и компетентности в вопросах формирования речевого дыхания;

- разработать план работы по изучаемой теме; 

- подобрать комплекс упражнений для развития речевого дыхания;

-оформить  картотеку  игр  и  упражнений  для  развития  правильного  речевого дыхания;

- подготовить консультацию для родителей «Азбука дыхания»;

- подготовить мастер – класс для педагогов «Изготовление тренажёра для развития речевого выдоха»;

- разработать буклеты для родителей  и педагогов «Картотека

логопедических игр для формирования речевого выдоха»;

 - разместить материал на сайтах и порталах.

Количество  воспитанников  с  нарушением  речи  возрастает  год  от  года.

Неоспоримый  факт,  что  коррекция  нарушения  речи  начинается  с  формирования правильного  речевого дыхания. Поэтому правильный подход к данной проблеме весьма актуален в работе любого логопеда.

Речь ребенка формируется  в  процессе  общения  с  окружающими  его  сверстниками  и  взрослыми.  У  детей с  нарушениями  речи  часто  возникают  сложности  в  адаптации  в  группе  детского  сада, затем в школе.

Одной из главных задач учителя-логопеда в работе с детьми, имеющие нарушения  речи скорректировать дыхание ребенка. Инструментом стимулирования речевого дыхания является игровая деятельность.

Итог  работы – создание методологического инструментария: рекомендаций, картотеки игр и упражнений,  консультаций,  пособий  по  дальнейшему совершенствованию дыхательной функции.

 

 

План работы над темой по самообразованию за 2018-2019 учебный год

Содержание работы

Планируемый результат

Сроки реализации

Информационно-аналитический этап за 2018-2019 учебный год

Изучение методической литературы, статей, видеороликов, материалов по формированию правильного речевого дыхания.

Определение проблемы, целей и задач.

 

 

Сентябрь

Октябрь

Исследовать речевое дыхание.

- исследование умения дифференцировать носовое и ротовое дыхание;

- исследование силы воздушной струи;

- исследование особенностей фонационного дыхания.

 

 

 

Ноябрь

Декабрь

Подобрать методический комплекс для развития речевого дыхания.

Подбор игр и упражнений для развития правильного речевого дыхания.

 

Январь

Февраль

Обобщение опыта за 2018-2019 учебный год

Подготовить консультацию для родителей «Азбука дыхания».

Сентябрь

Октябрь

Подготовить мастер – класс для педагогов «Изготовление тренажёра для развития речевого выдоха».

 

Февраль

Разработать буклеты для родителей  и педагогов «Картотека логопедических игр для формирования речевого выдоха».

 

Март

Использовать игры и упражнения для развития речевого дыхания детей с нарушением речи на логопедических занятиях.

 

В течении года

Участие в системе методической работы за 2018-2019 учебный год

Знакомство с новыми формами, методами и приёмами обучения по формированию правильного речевого дыхания детей на специальных порталах.

 

В течении года

Обобщение и оформление материалов в методическую копилку

В течении года

 

 

 

Речевое дыхание — основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Хорошо поставленное дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков.

Правильное дыхание — это короткий глубокий вдох и плавный, экономный выдох.  Такое выполнение движений представляет трудность для детей, у которых имеются речевые нарушения.

Формирование правильного речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста позволяет: 
1. Сократить время для постановки и автоматизации речевых звуков.
2. Увеличить количество произнесенных слов на выдохе. 
3. Выработать четкую и внятную речь. 
4. Достичь координации дыхания, речи.
5. Повысить эффективность коррекции звукопроизношения.

 Речевой выдох – необходимое условие для произношения звуков. В зависимости от того, куда направлена воздушная струя – в ротовую или носовую полость, звуки будут звучать по-разному.

При прохождении воздуха через носовую полость «м, мь, н, нь».

При выдохе воздушной струи через рот «б, бь, д, дь».

При длительном выдохе через рот «с, ш, ж, з, х, ф, в».

Для звука «р» необходима сильная воздушная струя, чтобы привести в колебание кончик языка.

Прежде чем, начинать постановку звуков необходимо научить ребёнка правильной выработке воздушной струи. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения.

Цель дыхательный упражнений: увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.

В течение учебного года я пополнила методическую копилку игр и упражнений на развитие речевого дыхания.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechevogo_dyhaniya.docx2.7 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над развитием речевого дыхания, как одно из направлений в профилактике речевых нарушений.

О работе воспитателя над развитием  речевого  дыхания у детей в профилактике речевых нарушений...

"Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя – логопеда: система работы по формированию речевого дыхания"

Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому счи...

Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...

Авторское пособие на развитие речевого дыхания "Путешествие белоснежки и семи гномов в страну Дыхания"

Развивающее панно позволяет сочетать прямые и параллельные развивающие действия при реализации игровых и дидактических задач, при сочетании сенсорного и сенсомоторного развития, формирования умственно...

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник».

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи.Изготовление  дидактической игрушкина развитие речевого дыхания«Слоник»....

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник»

Знакомство с пособиями на развитие дыхания и наглядная демонстрация способов работы с ними. Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный рото...