Программа дополнительного образования "Игровичок"
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)

Поддубная Марина Юрьевна

Программа дополнительного образования "Игровичок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovichok_office_word_9.docx30.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение   
                      детский сад   «Тополек» комбинированного вида

                               

                         

                         Рабочая программа кружка

«Игровичок»

                                         

                                                                     Руководители:

                                                                     учитель-логопед

                                                                         Поддубная Марина Юрьевна;

                                                                                             педагог-психолог

                                                                         Кашникова Елена Романовна

                                                           

                                                            Маслянино 2017г.                               

Актуальность

Всё ярче замечается тенденция, что год от года детей с тяжелыми нарушениями речи приходит в детский сад  все больше. Данные дети имеют комплексное органическое нарушение, что значительно затрудняет коррекционную работу с ними.  Эту группу детей объединяет отсутствие полноценной мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации, разлаженность поведения, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость, тот уровень речи, который есть у них  не может служить полноценному общению.  

У  детей с тяжелыми нарушениями речи часто отмечается неврологическая симптоматика, в связи с чем, для них характерны: снижение психической активности, внимания, памяти, недостаточность целенаправленной деятельности, беспокойное поведение, двигательная расторможенность.

Педагогам зачастую бывает сложно вовлечь таких детей в полноценную образовательную деятельность, такие дети нуждаются в особом внимании и индивидуальном подходе.

Цель и задачи программы.

Цель программы:  Развитие коммуникативных навыков у детей через обучение игре по правилам,  формирование речевой активности, волевых усилий.

Задачи:

1. Развивать фонематическое восприятие и фонематические представления.  

2. Развивать слуховое внимание и память.

3. Вырабатывать четкость координированных движений во взаимосвязи с речью.

 4. Развивать мелодико-интонационные и просодические компоненты, творческую фантазию и воображение.

 5. Укреплять костно-мышечный аппарат.

6. Развивать дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывать чувство равновесия, правильной осанки, походки, грации движения.

7. Развивать речь, чувства ритма, способность ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность.

8.  Развитие коммуникативных навыков, навыков работы в команде.

9. Способствовать успешной социализации детей среди сверстников.

 Принципы содержания программы.

-  В основу программы заложен принцип комплексной коррекции психических процессов, развития органов голосового и речевого аппарата у детей. Процесс развития  дошкольников  построен на комплексе музыкально-двигательных, рече-двигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, в ходе которых и осуществляется коррекция.

- Комфортность: атмосфера доброжелательности, создание для каждого  ребёнка ситуации успеха.

- Личностно – ориентированное взаимодействие: учитываются индивидуальные и психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом, создаются раскованная, стимулирующая активность ребенка атмосфера.

- Погружение каждого ребенка в процесс: реализация задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.

- Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в процесс.

 

 Методы и приемы:

В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы: словесные, наглядные, практические, чаще всего работа основывается на сочетании этих методов.

Словесные методы: беседа, вопросы, образное слово (стихи, загадки, пословицы), объяснение, напоминание, поощрение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.

Наглядные методы: показ, демонстрация, плакаты, рисунки и схемы обеспечивают зрительное и слуховое восприятие изучаемого действия.

Практический метод занимает большую часть времени в структуре занятия: игры, упражнения, театральные миниатюры.

 Краткое содержание  программы.

  Занятия  начинаются с сентября и проводятся один раз в неделю по 30 минут, во второй половине дня в малой подгруппе. Занятия рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушение речи и имеющих сложности в поведении, замкнутых, неактивных, тревожных, импульсивных.  В группе 6 детей. Общее количество учебных занятий в год – 29. Каждое занятие проводится по единой лексической теме в игровой форме.   Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых  навыков. Содержание занятий изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала.

Структура занятия: подготовительная, основная и заключительная части.

• Подготовительная часть длится 3-7 минут. Используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания, памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса.

 • Основная часть занимает 10-15 минут, включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения,  игру на детских музыкальных инструментах, подвижные и малоподвижные игры, а так же следующие виды упражнений:

  - на развитие внимания, памяти, мышления;

 -  регулирующие мышечный тонус;

 -  на развитие чувства темпа и ритма;

         - на развитие координации движения;

         - на координацию речи с движением;

        - на координацию пения с движением;

        - на развитие речевых и мимических движений;

        -на развитие мелкой моторики;

       - на расширение словарного запаса.

 • Заключительная часть занимает 2-7 минут. В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения.

Этапы выполнения программы.

1. Формирование группы.

2. Подбор игр и упражнений, сценария, музыки и т. д.

3. Организация работы с детьми.

4. Итоговое выступление перед детьми с театральными миниатюрами.

Ожидаемые результаты:

1.  Сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ;

3.Способность выполнять пальчиковые упражнения, этюды для напряжения и расслабления тела;

4.Сформированность умения играть по правилам.

5.Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении;

6.Улучшение показателей слухового, зрительного и двигательного внимания, памяти;

7.Улучшения показателей диагностики развития речи.

8. Раскрытие возможностей для самореализации, т.е. удовлетворение потребности проявить и выразить себя, передать свое настроение, реализовать свои творческие способности.

    Список средств обучения:

Оборудование: экран, магнитофон, проектор, компьютер, колонки, столы, стулья, шторы для затемнения.

Инвентарь: фигурки, музыкальные инструменты, иллюстрации к сказкам, книжки-раскладушки, краски, пластилин, карандаши, музыкальная фонотека, куклы би-ба-бо, настольный театр, массажные мячи, набор игр с прищепками, пальчиковый театр, песочная зона, различные крупы, мячи разного размера, настольный театр.

 

Литература

1.   Г. Шалаева «Логопедические игры» М. 2008 год.

2.    Караманенко Т.Н. « Кукольный театр дошкольникам». М.     1995 год,
3.    О. Новикова «1000 игр, заданий и упражнений», М. 2008 год.
4.    Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Лекарство кукольного театра. 
5.    Как развивать и воспитывать детей в игре? (из книги Л.В. Артемовой «Чем хороши театрализованные игры?»
6.    Ларина Л.А. Кукольный театр - форма искусства  и средство воспитания.

7. С.Е. Гаврина « Развиваем познавательные способности»  Ярославль 2007 г.

8. М. Ю. Картушина «Логоритмика для малышей», М. 1996 г.

9. М. Ю. Картушина  «Логоритмические занятия в детском саду», М. 2001г.;

10. Т. А. Воробьёва «Логопедические упражнения», М. 2005г.;

1.11. Расписание работы кружка.

День недели

Время

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

                               15-15- 15-45

Пятница

План работы кружка:

№ занятия

Тема занятия

Количество часов

1.

«Здравствуй осень золотая»

  1. Мелкая моторика: работа с массажными мячами, упражнение « По столу круги катаю».
  2. Работа с ритмом: ритмический рисунок №1.
  3. Логоритмика: «Ходим, ходим, стоп»
  4. Игра на развитие лексико-грамматической стороны речи: «Один-много».
  5. Игра «Зайчик и лиса»

2

       2.

«Овощи – фрукты»

1.Мелкая моторика: «Этот шарик непростой»»

2.Работа с ритмом: ритмический рисунок № 2

3. Логоритмика: «Передай мячик».

4. Игра на развитие лексико-грамматической стороны речи: «Четвёртый лишний»

5. Игра «Совушка-сова».

3

3.

«Все работы хороши, выбирай на вкус»

1.Мелкая моторика: «Ёжик»

2.Работа с ритмом: ритмический рисунок № 3

3. Логоритмика: «Ходим в шляпах»

4. Игра на развитие лексико-грамматической стороны речи: «Узнай по тени»

5. Игра «Холодно-горячо».

2

4.

«Домашние животные»

1.Мелкая моторика: «Весёлые мячики»

2.Работа с ритмом: ритмический рисунок № 4

3. Логоритмика: «Пролезем в обруч»

4. Игра на развитие лексико-грамматической стороны речи: «Чей голос?»

5. Игра «Замри».

2

5.

«Такие разные птицы»

1.Мелкая моторика: «Колкие иголки»

2.Работа с ритмом: ритмический рисунок № 5

3. Логоритмика: «Играем с бубном»

4. Игра на развитие лексико-грамматической стороны речи: «Ориентация в пространстве»

5. Игра «Звери на болоте».

2

6.

«Как звери к зиме готовятся. Дикие животные»

1.Мелкая моторика: работа с прищепками, упражнение «Солнышко».

2.Работа с ритмом: ритмический рисунок № 6

3. Логоритмика: «Крокодильчики»

4. Игра на развитие лексико-грамматической стороны речи: «Чей детёныш?»

5. Игра «Поводырь».

2

7.

«Зимушка хрустальная»

1.Мелкая моторика: работа с прищепками «Игры-собиралки»

2.Работа с ритмом: ритмический рисунок № 7

3. Логоритмика: «Оркестр»

4. Игра на развитие лексико-грамматической стороны речи: «Назови ласково».

5. Игра «Телефон».

2

8.

«Зимние забавы. В гости к Дедушке Морозу»

1.Мелкая моторика: работа с прищепками, упражнение «Накорми животных».

2.Работа с ритмом: ритмический рисунок № 8

3. Логоритмика: «Баскетбол»

4. Игра на развитие лексико-грамматической стороны речи:  «Продолжи предложение».

5. Игра «Пантомимические этюды».

2

9.

 «Спортом занимайся - здоровым оставайся»

1.Мелкая моторика: работа с мячиком «Су-джок» упражнение «Орех».

2.Работа с ритмом: ритмический рисунок № 9

3. Логоритмика: «Играем в снежки»

4. Игра на развитие лексико-грамматической стороны речи: «Угадай вид спорта».

5. Игра «Почта».

2

       10.

«Мы актеры»

1.Мелкая моторика:  работа с мячиком «Су-джок», упражнение «Волшебные пружинки».

2.Постановка спектакля «Колобок» (пальчиковый театр)

3.Подвижная игра: «Зеркало движений».

2

       11.

 «Природа проснулась – весне улыбнулась»

1.Мелкая моторика: работа с мячиком «Су-джок», сказка «Ёжик»;

2.Работа с ритмом: ритмический рисунок № 10

3. Логоритмика: «Цветочек»

4. Игра на развитие лексико-грамматической стороны речи: «Бывает – не бывает».

5. Игра «Нос, пол, потолок».

2

       12.

«Транспорт»

1.Мелкая моторика:

2.Работа с ритмом: музыкальные инструменты.

3. Логоритмика: «Автобус»

4. Игра на развитие лексико-грамматической стороны речи: «Четвертый лишний»

5. Упражнение «Угадай и нарисуй».

2

      13.

«Подводный мир»

1.Мелкая моторика: работа с мячиком «Су-джок», упражнение «Колкие иголки».

2.Работа с ритмом: работа с музыкальными инструментами.

3. Логоритмика: «Тихо-громко»

4. Игра на развитие лексико-грамматической стороны речи: «Ориентация в пространстве».

5. Игра «Что было бы, если бы я…».

2

     14.

«Здравствуй лето! Насекомые»

1.Мелкая моторика: упражнение «Комарик».

2. Логоритмика: «Тётушка Веселуха»

3. Игра на развитие лексико-грамматической стороны речи: «Угадай, чья тень»

5. Игра «Комарик».

2

И того

29

 

 

                                                             

                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"

Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...