Программа дополнительного образования "Речевичок"
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)

Поддубная Марина Юрьевна

Программа дополнительного образования "Речевичок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevichok_word_8.docx52.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение   
   детский сад   «Тополек» комбинированного вида

                               

Рабочая программа кружка

«Речевичок»

                                         

                                   Руководитель:

                                     учитель-логопед

                                                                Поддубная Марина Юрьевна

                                                                                         

                                         

                                                   Маслянино 2018г.                               

       Актуальность

Дети с речевыми нарушениями это особая категория детей. Как правило, для таких детей характерна не только искаженная, не четкая речь, но и недоразвитие лексико-грамматической стороны речи, у них плохо развита мелкая и крупная моторика.  Эти дети не часто выступают на утренниках, им не дают главные роли в сценках, в силу особенностей их речевого развития. Со временем, осознавая свои дефекты, у этой категории ребят может развиться не уверенность в себе, страх выступать перед большой аудиторией.

Я считаю очень важным, дать детям возможность почувствовать в себе силу выступая перед публикой, раскрыть свои творческие способности, почувствовать себя в состоянии «я могу», «у меня получается» и при этом получить поддержку взрослых и сверстников. Это способствует формированию полноценной личности, а так же помогает  успешно справиться с речевым недоразвитием.

.  

Цель и задачи программы.

Цель программы:  способствовать преодолению речевых нарушений  у детей путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций  через театральную деятельность, игру,  развитие мелкой моторики.

Задачи:

1. Выработать четкую, умеренно громкую речь. Закрепить  правильное звукопроизношение.

2. Развивать выразительность речи, мелодико-интонационные и  просодические компоненты.

3. Развивать слуховое внимание и память.

4. Расширять словарный запас.

 5. Развивать мелкую моторику.

 6. Развивать коммуникативные навыки. Способствовать успешной социализации детей

Принципы содержания программы.

-  В основу программы заложен принцип комплексной коррекции психических процессов, развития органов голосового и речевого аппарата у детей. Процесс развития  дошкольников  построен на комплексе  речедвигательных, речевых, пальчиковых игр и упражнений, в ходе которых и осуществляется коррекция.

- Комфортность: атмосфера доброжелательности, создание для каждого  ребёнка ситуации успеха.

- Личностно – ориентированное взаимодействие: учитываются индивидуальные и психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом, создаются раскованная, стимулирующая активность ребенка атмосфера.

- Погружение каждого ребенка в процесс: реализация задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.

- Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в процесс.

 

 Методы и приемы:

В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы: словесные, наглядные, практические, чаще всего работа основывается на сочетании этих методов.

Словесные методы: беседа, вопросы, образное слово (стихи, загадки, пословицы), объяснение, напоминание, поощрение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.

Наглядные методы: показ, демонстрация, плакаты, рисунки и схемы обеспечивают зрительное и слуховое восприятие изучаемого действия.

Практический метод занимает большую часть времени в структуре занятия: игры, упражнения, театральные миниатюры, спектакли.

 Краткое содержание  программы.

  Занятия  начинаются с сентября и проводятся один раз в неделю по 30 минут, во второй половине дня в малой подгруппе. Занятия рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста с нарушениями  речи.  В группе  восемь детей. Общее количество учебных занятий в год – 27.  Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых  навыков.

Структура занятия: подготовительная, основная и заключительная части.

• Подготовительная часть длится 5-7 минут. Используются вводные упражнения,  направленные на работу над мелодико-интонационной выразительностью речи, силой голоса. А так же в водную часть  систематически включаются упражнения на развитие мелкой моторики и одновременно речи с использованием различных видов мячей.

 • Основная часть занимает 15 минут, включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на детских музыкальных инструментах, подвижные и малоподвижные игры, а так же следующие виды упражнений

  -на развитие дыхания, голоса, артикуляции;

 -  на развитие чувства темпа и ритма;

         - на координацию речи с движением;

        - на координацию пения с движением;

        - на развитие речевых и мимических движений;

        -на развитие мелкой моторики;

       - на расширение словарного запаса.

 • Заключительная часть занимает 2-5 минут. Подведение итогов, сообщение планов на следующее занятие, ритуал прощания.

Этапы выполнения программы.

1. Формирование группы.

2. Подбор игр и упражнений,  произведений для постановки и т. д.

3. Организация работы с детьми.

4. Итоговое выступление перед детьми с театральными миниатюрами.

Ожидаемые результаты:

1. У детей сформированы умения ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ;

2.Улучшилась мелодико-интонационная выразительность речи.

3. Улучшились показатели диагностики развития речи

4. Раскрытие возможностей для самореализации, т.е. удовлетворение потребности проявить и выразить себя, передать свое настроение, реализовать свои творческие способности.

5. Выступление перед детьми и взрослыми с театральными миниатюрами

    Список средств обучения:

Оборудование: магнитофон, проектор, компьютер, колонки, столы, стулья, ширма.

Инвентарь: куклы для театра Би-ба-бо, для пальчикового театра, настольный театр,  музыкальные инструменты, иллюстрации к сказкам, массажные мячи, мячи для суджок терапии, мячи разного размера,  набор игр с прищепками.

Литература

1.   Г. Шалаева «Логопедические игры» М. 2008 год.

2.    Караманенко Т.Н. « Кукольный театр дошкольникам». М.     1995 год,
3.    О. Новикова «1000 игр, заданий и упражнений», М. 2008 год.
4.    Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Лекарство кукольного театра. 
5.    Как развивать и воспитывать детей в игре? (из книги Л.В. Артемовой «Чем хороши театрализованные игры?»
6.    Ларина Л.А. Кукольный театр - форма искусства  и средство воспитания.

7. С.Е. Гаврина « Развиваем познавательные способности»  Ярославль 2007 г.

8. М. Ю. Картушина «Логоритмика для малышей», М. 1996 г.

9. М. Ю. Картушина  «Логоритмические занятия в детском саду», М. 2001г.;

10. Т. А. Воробьёва «Логопедические упражнения», М. 2005г.;

11. Т.А. Воробьёва, О.И. Крупенчук «Мяч и речь», «Каро» 2003г.

 Расписание работы кружка.

День недели

Время

Понедельник

Вторник

15-15 – 15-45

Среда

Четверг

                   

Пятница

                                                       План работы кружка:

№ занятия

Тема занятия, содержание

Количество часов

1.

Введение. Знакомство с различными видами театра.

1.Ознакомительный показ фрагментов сказок с использованием разных видов театра: настольный, пальчиковый, «Би-ба-бо».

2. Знакомство с особенностями каждого из видов театра, с оборудованием.

3.Практическая деятельность: разыгрывание мини-диалогов между животными с использованием пальчикового театра.

1

       2.

Актёрское мастерство. Что нужно актёру?

1.Беседа: что должен уметь делать актёр?

2.Игры и упражнения на развитие  мелодико-интонационной выразительности речи:

-«Точка»

-«Восклицательный знак»

-«Вопросы»

-«Вопрос-ответ»

-Разыгрывание миниатюры «Ёж»

3. Упражнение с массажным мячом на развитие мелкой моторики: «По столу круги катаю»

2

3.

Знакомство с настольным театром

1.Просмотр спектакля  «Теремок»

2.Беседа «Особенности настольного театра»

3. Упражнение на развитие  мелодико-интонационной выразительности речи: «Почемучки»

4. Упражнение с массажным мячом на развитие мелкой моторики: «Этот шарик непростой»»

1

4.

Настольный театр. Постановка, репетиции и показ спектакля.

1.Развитие мелкой моторики, работа с массажным мячом:

-«Ёжик»

-«Весёлые мячики»

-«Колкие иголки»

2.Игры и упражнения на развитие тембра голоса:

-«Кот-кошка-котёнок»

-«Угадай-ка»

-«Медвежата»

-«Высоко -низко»

-«Я актёр»

3. Репетиции спектакля «Теремок»

4. Показ спектакля

5

5.

Знакомство с пальчиковым театром

  1. Развитие мелкой моторики, работа с прищепками: «Солнышко»
  2. Игры и упражнения на развитие силы голоса:

-«Вьюга»

-Работа с чистоговоркой

3. Показ спектакля «Колобок»

1

6.

Пальчиковый театр. Постановка, репетиции и показ миниатюр.

1.Развитие мелкой моторики, работа с прищепками:

-Игры-диалоги;

-Игры-собиралки;

«Накорми животных»

     2. Игры и упражнения на развитие силы голоса:

- «Кто кого?»

- «Тихо-громко»

-«Далеко-близко»

   3.Игры и упражнения на развитие восприятия темпа речи:

-«Карусели»

-«Работа со скороговорками»

-«Курочка и цыплята»

  4. Репетиция и показ миниатюр:

-«Кошка»

-«Шарик»

5. Репетиция и показ сказки «Колобок»

6

7.

Подготовка к конкурсу чтецов по творчеству Маршака.

  1.  Развитие мелкой моторики, работа с мячиком «Су-джок».
  2. Игры и упражнения на развитие восприятия ритма речи:

-«Повтори ритм»

           -«Подбор рифмы»

          -«Подскажи словечко»

3. Работа над выразительностью речи.

4. Репетиция и показ миниатюры:

-«Усатый – полосатый»

3

8.

Знакомство с театром  Би-ба-бо.

  1. Развитие мелкой моторики, работа с мячиком «Су-джок»:

-«Орех»

2.Игры и упражнения на развитие восприятия темпа речи:

           -«Барабанщик»

           -Работа с чистоговоркой, скороговоркой

  1. Просмотр спектакля «Репка»

1

9.

Театр Би-ба-бо. Постановка, репетиции, показ спектакля.

  1. Развитие мелкой моторики, работа с мячиком «Су-джок»:

-«Колкие иголки»;

-Сказка «Ёжик»;

-«Волшебные пружинки»

 2.Игры и упражнения на развитие восприятия ритма речи:

-«Продавец»

-«Помощники»

-«Снежная баба»

-«Подбор рифмы»

3. Работа над выразительностью речи.

4.Репетиции спектакля «Репка»

5. Показ спектакля.

7

И того

27

 

                                                       Приложение

Картотека игр по формированию интонационной выразительности речи детей

  1. Игры-упражнения на развитие восприятия мелодики

"Дирижеры"

Цель. Формировать навыки восприятия понижения основного тона (мелодики), развивать речевой слух.

Материал. "Дирижерские" палочки (по количеству детей).

Описание. Педагог произносит серии звуков, слогов и фразы с понижением основного тона. Дети при повторном их воспроизведении педагогом дирижируют палочкой, изображая движение мелодики вниз.

"Составь схему"

Цель. Формировать навыки восприятия понижения основного тона (мелодики), развивать речевой слух.

Материал. Листы бумаги формата А4 с изображением стрелки, направленной по диагонали из верхнего левого угла в нижний правый угол, - по количеству детей.

Описание. Педагог произносит текст, каждый ребенок на столе выкладывает столько карточек, сколько повествовательных предложений он отметил в тексте.

                                                          Кто хозяин?

У Миши и Сени жила собака. Ее звали Дружок. Мальчики подобрали Дружка

с перебитой лапой. Они ухаживали за ним. Дружок выздоровел. Кто хозяин Дружка? Миша и Сеня каждый день говорили об этом. Однажды они гуляли в лесу. Дружок бежал впереди. Вдруг на Дружка напали овчарки. Миша закричал и залез на дерево. А Сеня не убежал: он взял палку и защитил Дружка. Прибежал сторож и отогнал овчарок. Миша теперь не спорил, кто хозяин Дружка.

(По В. Осеевой.)

"Точка"

Цель. Знакомство со знаком препинания - точкой, закрепление навыков восприятия понижения основного тона.

Материал. Листы бумаги в клетку, фломастеры - по количеству детей.

Описание. Педагог объясняет детям, что на письме в конце предложений, в которых о чем-то сообщается, ставится точка. Затем показывает карточку с изображением точки. При этом можно продекламировать: "Фразу следует кончать, если точка рядом. Точку надо уважать, точку слушать надо" (С. Маршак).

Затем детям зачитывают различные

тексты и дают задание поставить на

листе бумаги столько точек, сколько

повествовательных предложений

 они отметили.

"Волшебная линия"

Цель. Формировать навыки восприятия повышения основного тона, развивать речевой слух.

1-й вариант.

Материал. Листы бумаги формата А4 с изображением стрелки, направленной по диагонали из нижнего левого угла в верхний правый угол, - по количеству детей.

Описание. Педагог произносит серии звуков, слогов и фразы с повышением основного тона, дети одновременно с ним проводят указательным пальцем по изображенной стрелке.

2-й вариант.

Проводится аналогичным образом, но линию, символизирующую повышение основного тона, дети "рисуют" в воздухе.

"Восклицательный знак"

Цель. Закреплять навыки восприятия повышения основного тона, знакомить с восклицательным знаком.

Материал. Карточки с изображением восклицательного знака - по количеству детей.

Описание. Педагог знакомит детей с графическим изображением восклицательного знака. Показ сопровождает стихотворением:

Чудак - восклицательный знак!

Никогда он не молчит,

Оглушительно кричит:

"Ура! Долой! Караул! Разбой!"

Затем педагог произносит текст, а дети, услышав восклицательное предложение, поднимают над головой карточки.

"На опушке".

Ходила Аленушка в лес. Какая красота в лесу! Как птицы поют! Вышла она на опушку. На опушке ромашки. Хороши ромашки!

"Вопросы"

Цель. Формировать навыки восприятия фраз с переломом мелодического рисунка.

Описание. Педагог произносит вопросительные предложения, а дети, дирижируя рукой, показывают повышение мелодики на вопросительном слове и ее понижение к концу предложения.

"Вопросительный знак"

Цель. Закреплять навыки узнавания вопросительных предложений с вопросительным словом, знакомить с вопросительным знаком.

1-й вариант.

Материал. Карточки с изображением вопросительного знака.

Описание. Педагог произносит текст. Дети, когда слышат вопросительное предложение, показывают карточку.

2-й вариант.

Описание. Педагог произносит текст. Каждый ребенок на столе выкладывает столько карточек, сколько вопросительных предложений он отметил в тексте.

"Кулики".

- Кто там бродит у реки?

- Это наши кулики.

- А чего они хотят?

- Накормить своих ребят.

- Где ребята?

- На песочке.

- Сколько их?

- Сынок и дочка.

У сынка на горлышке Все промокли перышки, От того, что, не спросясь, Сунул клювик прямо в грязь...-

"Вопрос-ответ"

Цель. Совершенствовать навыки выделения вопросительных предложений без вопросительного слова, учить дифференцировать на слух различные виды мелодики.

Материал. Эмблемы с изображением точки и вопросительного знака - по количеству детей.

Описание. Дети встают в две шеренги лицом друг к другу: одна шеренга - "точки", другая - "вопросительные знаки". Когда педагог произносит фразу-вопрос, шаг вперед делают дети с эмблемами вопросительного знака, когда фразу-утверждение, - дети с эмблемами точки.

Примечание. При произнесении вопросительных предложений без вопросительного слова обязательным является выделение с помощью логического ударения слова, содержащего вопрос. В связи с этим при ответе в утвердительных предложениях также необходимо выделить данное слово. Например: "Кошка поймала мышку?" -"Кошка поймала мышку".

"Просьба"

Цель. Формировать навыки восприятия фраз с переломом мелодического рисунка, узнавания предложении, выражающих просьбу, совет, приказ.

Описание. При повторном воспроизведении текста педагогом дети должны хлопнуть в ладоши, когда услышат предложение, содержащее просьбу, совет или приказ.

"Просчитался".

Жил в своем логове волк. Жилище свое он не чинил и не чистил. Оно было грязное и ветхое.

Проходил мимо волчьего логова слон. Едва задел за крышу, она и покосилась.

- Дружище, прости меня, пожалуйста! -сказал слон. - Я нечаянно, и сейчас починю.

Слон взял молоток и гвозди и починил крышу. Стала крыша еще крепче, чем была. А волк подумал, что слон его боится, и решил заставить сделать себе новый дом.

- Стой! - закричал волк. - Ты что же, думаешь так легко отделаться?! Изволь построить мне новый дом! Да поживее, а то я тебя проучу.

Ничего не ответил слон. Он схватил волка хоботом и швырнул в яму. А потом взял и сел на волчий дом.

- Вот тебе новый дом! - сказал слон и ушел.

- Ничего не понимаю, - удивился волк. -То у меня прощения просил, а потом так жестоко поступил...

- Дурачина ты! - прокаркал ворон. - Не видишь разницы между трусостью и воспитанием.

(По С. Михалкову.)

«Назови ласково»

Цель. Закреплять умение передавать мелодику интонации завершённости в экспрессивно речи.

Описание. Детям предлагается повторить за педагогом фразу с интонацией завершённости, заменив с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов все имена существительные на «ласковые», например фраза-образец «У лисы пушистый хвост» должна звучать так: «У лисички пушистенький (или допускается «пушистый») хвостик».

«Что кому нужно?»

Цель. Закреплять умение передавать мелодику интонации завершённости в экспрессивной речи.

Материал. Два набора картинок: один - с изображением людей разных профессий, второй - с изображением соответствующих орудий труда.

Описание . Педагог раздаёт детям картинки из первого набора, а картинки с изображением предметов показывает, задавая вопрос: «Кому нужен... (молоток)?» Ребёнок, у которого картинка с изображением плотника, отвечает: «Молоток нужен плотнику». За правильный ответ даётся фишка.

«Что с чем?»

Цель. Закреплять умение передавать мелодику интонации завершённости в экспрессивной речи.

Материал. Любые предметы быта (ключ, лейка, тарелка и др.).

Описание . Педагог предлагает детям найти то, из чего едят суп, из чего поливают цветы, и т.д. Вызванный ребёнок выбирает нужный предмет и отвечает полным предложением: «Суп едят из тарелки», «Цветы поливают из лейки».

«Почемучки»

Цель. Закреплять умение передавать мелодику интонации вопроса в экспрессивной речи.

Материал. Сюжетные картинки.

Описание . Педагог говорит детям, что сегодня они будут «почемучками» - будут задавать вопросы, а он - отвечать на них. Вопросы дети формулируют по сюжетным картинкам, которые выставляются на доске. Например: «Почему люди берут зонты?», «Почему летом не катаются на лыжах?» и др.

«Письма-загадки»

Цель. Закреплять умение передавать мелодику интонации вопроса в экспрессивной речи.

Материал. Набор карточек, на которых с помощью рисунков, заменяющих имена существительные, и стрелок, заменяющих глаголы, зашифрованы фразы. На каждой карточке зашифрована одна или две фразы, символы следуют; один за другим, как слова в предложении.

Описание. Педагог просит прочитать зашифрованное письмо и предъявляет детям одну карточку. Сначала показывает первый символ (существительное-рисунок), при этом остальные символы прикрыты плотной бумагой. Поскольку детям неизвестна зашифрованная фраза, то педагог просит их называть каждое слово с вопросительной интонацией, т.е. с повышением мелодики. Затем показывает следующий символ (стрелку), дети подбирают подходящий по смыслу глагол (желательно заслушать несколько предположений) и произносят два слова вместе, но мелодика повышается уже на втором слове. Так происходит до тех пор, пока не будут открыты все символы, после чего вся фраза произносится целиком в соответствии с поставленным знаком препинания.

«Просьба»

Цель. Закреплять умение передавать мелодику интонации оценки в экспрессивной речи.

Описание По образцу педагога дети дают друг другу поручения и по результатам выполнения произносят слова одобрения с оценочной интонацией: «Молодец!», «Какой ты молодец!», «Замечательно сделал!» и т.д.

2. Игры-упражнения на развитие восприятия темпа речи

"Карусели"

Цель. Учить соотносить темп речи и движений.

Описание. Дети в соответствии с текстом стихотворения с соответствующим темпом производят вращательные движения руками:

Еле, еле, еле, еле

(в медленном темпе)

Завертелись карусели

(в умеренном темпе),

А потом кругом, кругом

(в быстром темпе),

Все бегом, бегом, бегом

(бег).

"Курочка и цыплята"

Цель. Учить соотносить темп движений и темп речи.

Описание. Дети сидят на стульях полукругом. Слушая отрывок скороговорки, произносимой педагогом в медленном темпе, кистью одной руки, собранной в щепоть, медленно дотрагиваются до раскрытой ладони другой руки - "курочка клюет зернышки"; при слушании отрывка в быстром темпе совершают те же движения быстро - "цыплята клюют зернышки".

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

(медленный темп)

А за ней ребята -

Желтые цыплята

(быстрый темп).

"Барабанщик"

Цель. Побуждать детей движениями воспроизводить темп, задаваемый педагогом в речи.

Материал. "Барабанчики" - осязательные "коврики" размером 18x25 см (размер не имеет принципиального значения, главное, чтобы на коврике умещались обе руки ребенка), выполненные из разных материалов: отрезка коврового покрытия, пластиковой доски, бархатной бумаги.

Описание. Педагог произносит текст стихотворения, произвольно меняя темп (от быстрого к медленному и наоборот), дети на своих "барабанчиках" отстукивают ладонями заданный темп. После одного-двух повторений педагог предлагает каждому ребенку коврик из другого материала.

Левой, правой!

Левой, правой!

На парад идет отряд.

На парад идет отряд.

Барабанщик очень рад:

Барабанит, барабанит

Полтора часа подряд.

Левой, правой!

Левой, правой!

Барабан уже дырявый.

«Поехали, поехали»

Цель. Закреплять умение координировать темп движений и темп речи.

Описание: Дети, взявшись за руки, ведут хоровод и произносят в медленном темпе слова потешки: «Поехали, поехали за грибами, за орехами», затем переходят на бег и произносят продолжение потешки в быстром темпе: «Поскакали, поскакали с пирогами, с пирогами».

"Осенние листочки"

Цель. Формировать представление о темпе ("быстро", "умеренно", "медленно").

Материал. Красные ("медленно"), желтые ("умеренно") и зеленые ("быстро") кружки.

Описание. Детям, сидящим за столом или на ковре, предлагается выложить перед собой кружки-символы в той последовательности, в какой педагог меняет темп речи, читая стихотворение.

Листопад, листопад,

Листья желтые летят.

Желтый клен, желтый бук,

Желтый в небе солнца круг.

Желтый двор, желтый дом.

Вся земля желта кругом.

Желтизна, желтизна,

Значит, осень - не весна.

Игра повторяется несколько раз. При повторном чтении темп произнесения каждой строчки меняется.

3.Игры-упражнения на развитие восприятия ритма речи

«Повтори ритм»

Цель: развивать чувство ритма.

Описание. Большим и указательным пальцем медленно в ритм текста стучать по столу.

Си-дят в те-ни маль-чиш-ка с книж-кой,

Чи-та-етсказ-ку по скла-дам.

Зве-нят стре-ко-зы над маль-чиш-кой,

Ко-зел ша-га-ет по цве-там.

«Подбор рифмы»

Цель: Научить детей подбирать рифму к слову.

Описание.

1 вариант.   Читается стихотворение, не договаривая последнее слово, дети должны подобрать рифмующееся слово из ряда близких по смыслу:

Воробей, чего ты ждешь?

Хлебных крошек не ... (Клюёшь? Кушаешь? Ищешь?)

Маленький бычок,

Рыженький бочок.

Ножками ступает.

Головой ... (Трясет? Вертит? Мотает?)

2 вариант.  Читается стихотворение, дети договаривают целое словосочетание, выбирая его из ряда сходные по смыслу:

Наша старшая сестра

Вяжет ... (До позднего вечера? С самого утра? Целыми днями?)

У меня в кармашке

Маки ... (И незабудки? Да ромашки? И колокольчики?)

3 вариант. 

Педагог дает опорные слова, дети пробуют сами придумать стихотворение:

Шина, машина, прокололась, ехала.

Ехала машина.

Прокололась шина.

Ножки, сапожки, надевай, на, теплые.

Надевай на ножки

Теплые сапожки.

"Язычки-дразнилки"

Цель. Учить детей различать и посредством движений выделять акцентированные доли на фоне звучания равной силы (работа над неожиданным акцентом).

Материал. Игрушки "язычки" - индивидуально на каждого ребенка.

Описание. Педагог произносит с равной силой голоса слоги, произвольно делая акцент, например: Та-та-та-та-та-Та-та-та-Та-та-та-та-та-Та-та-Та... Дети, выделив акцентированный слог, должны один раз подуть в "язычок". Разнообразить игру можно, предложив детям свистки, дудочки или бубны.

«Продавец»

Цель: развивать чувство ритма, учить воспроизводить ритмический рисунок.

Оборудование: металлофон.

 Описание: проговаривание стихотворения в сопровождении металлофона. Педагог отбивает ритм на металлофоне, дети хором проговаривают стихотворение. Затем отбить ритм пробуют дети по очереди:

Продавец ребятам рад.

В магазине для ребят

Есть матрешки расписные,

Есть машинки заводные.

«Подскажи словечко»:

 Цель:  учить подбирать рифму к словам.     

Описание:                                        

Раным-рано по утру                                Гуляю на балконе я

Лейку новую беру.                                  Там, где цветет…(бегония)

Мне воды не жалко.

Пей, моя…(фиалка)

«Осенние листья»

Цель: учить координировать ритм движений и речи

Описание:

Раз, два, три, четыре, пять,         (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Будем листья собирать.               (Сжимают и разжимают кулачки.)

Листья берёзы,                              (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём.     («Шагают» по столу средним и

                                                              указательным  пальчиками.)

 «Листья»

Цель: учить координировать ритм движений и речи

Описание:

Листья осенние тихо кружатся,              (Кружатся на цыпочках, руки в стороны)

Листья нам под ноги тихо ложатся        (Приседают.)

И под ногами шуршат, шелестят,           (Движения руками вправо-влево)

Будто опять закружиться хотят.             (Поднимаются, кружатся.)

  «Помощники»

Цель: учить координировать ритм движений и речи

Описание:

Раз, два, три, четыре,                         (удар кулачками друг о друга, хлопок в

                                                              ладоши; повторить)

Мы посуду перемыли:                       (одна ладонь скользит по другой по     кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку        (загибают пальчики, начиная с большого)

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,                        (одна ладонь скользит по другой)

Только чашку мы разбили,                (загибают пальчики, начиная с большого)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали.                      (удар кулачками друг о друга, хлопок в

                                                              ладоши; повторить)

 Хороводная игра «Снежная баба»

Цель: учить координировать ритм движений и речи

Описание:

Сегодня из снежного мокрого кома               (идут по кругу, катят перед собой

Мы снежную бабу слепили у дома.                воображаемый ком)

Стоит наша баба у самых ворот.                    («рисуют» руками три круга,

                                                                            начиная с маленького)

Никто не проедет, никто не пройдет.            (грозят указательным пальцем                

                                                                         сначала правой руки, потом левой)

Знакома она уже всей детворе,                       (идут по кругу, последние слова

А Жучка все лает: «Чужой во дворе!»           говорит один ребенок- Жучка)

4.Игры-упражнения на развитие восприятия тембра голоса

«Кот – кошка – котенок»

Цель. Закреплять умение произвольно изменять тембр голоса.

Описание. Педагог предлагает детям воспроизвести, как мяукает папа-кот, мама-кошка, малыш-котенок, произнося слово «мяу»  с изменением высоты голоса и сопровождая движениями.

"Угадай-ка"

Цель. Закреплять навыки восприятия тембровой окраски голоса.

Описание. Педагог произносит фразы радостным, грустным, злым, испуганным или удивленным голосом. Дети определяют и называют, с какой тембровой окраской голоса произнесены фразы.

«Медвежата»

Цель. Закреплять умение произвольно изменять тембр голоса.

Материал. Три маски медведей.

Описание: Два ребёнка играют роли медвежат, один - медведицы. Медвежата высоким голосом просят у мамы: «Мам, мёду нам, мам, молока бы нам». Медведица отвечает низким голосом: «Вот я вам, всё мало вам!» Медвежата отбегают и пропевают свою просьбу низким голосом, медведица грозит им лапой и отвечает высоким голосом: «Вот я вам, вот я вам!»

«Высоко – низко»

Цель. Закреплять умение произвольно изменять тембр голоса.

Описание: педагог предлагает детям произносить протяжно гласный звук в различных тембровых регистрах,  изменяя тембр в зависимости от положения руки педагога. Если рука поднята вверх – звук произносится высоким голосом, если рука на уровне груди – средним по высоте голосом, а если рука опущенная вниз – звук произносится низким голосом.

--------------------------------

5.Игры на развитие силы голоса.

 «Вьюга».

Цель: учить регулировать силу голоса.

Описание: Педагог  показывает картинку, на которой нарисована вьюга, и говорит:

- Вьюга начинается.

Дети  по команде  делают вдох, а на выдохе начинают тянуть: - У-У-У…

Если педагог говорит, что вьюга сильная, дети увеличивают силу голоса. Если  говорит, что вьюга затихает, дети уменьшают силу голоса.  

 «Кто кого?»

Цель: Развитие силы голоса.

Педагог  ставит двух детей друг против друга, и по сигналу воспитателя дети начинают сначала тихо, а затем громко тянуть гласные: А, О и т.п. Кто тянет дольше, не делая дополнительного вдоха, тот выиграл.

 

 «Тихо – громко»

Цель: учить изменять силу голоса.

Описание: дети, медленно разводя руки в стороны, протяжно произносят гласный звук. Начинают с тихого звучания, увеличивая силу голося по мере разведения рук

Стихи - диалоги

И. Токмакова
Разговор Лютика и Жучка

- Лютик, лютик, что хохочешь?
- Да ведь ты меня щекочешь.
Так листочки мне щекочешь,
Что не хочешь захохочешь.

===========
Лидия Орлова
ЁЖ

- Очень, ёж,
Ты хорош!
Жаль, что в руки
Не возьмешь...
- Не возьмешь,
Ну и что ж!
Без иголок
Я не ёж!
==========

В. Лунин
Кошка

- Что ты, кошка, сторожишь?
- Сторожу у норки мышь!
Выйдет мышка невзначай
Приглашу ее на чай!
=======

Маршак
"ВОЛК И ЛИСА "

Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую лису.

- Лисавета, здравствуй!
- Как дела, зубастый?

- Ничего идут дела.
Голова еще цела.

- Где ты был?
- На рынке.
- Что купил?
- Свининки.

- Сколько взяли?
- Шерсти клок,

Ободрали
Правый бок,
Хвост отгрызли в драке!
- Кто отгрыз?
- Собаки!

- Сыт ли, милый куманек?
- Еле ноги уволок!


Борис Заходер.
Ёжик


-Что ж ты, ёж, такой колючий?
- Это я на всякий случай:
Знаешь кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи.

Лиса и Крот. 

-Славный домик, 
Милый Крот,
Только больно
Узкий вход!

- Вход, Лисичка,
В самый раз:
Он не впустит
В домик Вас!


Морж.

Морж спросил у Кенгуру:
- Как выносишь ты жару?
- Я от холода дрожу! -
Кенгуру сказал Моржу.

Уши. Эмма Мошковская.

- Доктор, доктор,
как нам быть:
уши мыть
или не мыть?

Если мыть, 
то как нам быть:
Часто мыть 
или пореже?..

Отвечает доктор:
- ЕЖЕ! -
Отвечает доктор гневно:
ЕЖЕ-
ЕЖЕ-
ЕЖЕДНЕВНО!

Шарик. Эмма Мошковская.

- Шарик, хочешь отпущу?
- Ой, хочу, хочу,очу!
- Ты направо, или влево,
Или прямо-прямо в небо?
Ты ведь должен мне сказать, 
Где потом тебя искать.
Я тогда тебя поймаю!

- Я не знаю... Я не знаю...
Ну а если б даже знал, 
Ни за что бы не сказал!


***
Усатый-полосатый 
Маршак Самуил
Стала девочка учить котёнка говорить:
- Котик, скажи: мя-чик.
А он говорит: мяу!

- Скажи: ло-шадь.
А он говорит: мяу!

- Скажи: э-лек-три-че-ство.
А он говорит: мяу-мяу!

Всё "мяу" да "мяу"! Вот какой глупый котёнок!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"

Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...