Рабочая программа учителя-логопеда коррекционно-развивающей работы
рабочая программа по логопедии

Рожкова Ольга Викторовна

Программа разработана на 1 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_gr_no4.docx122.1 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад №2 городского округа города Райчихинска

Принята на заседании    

педагогического совета    

протокол № 1

от «_31_» _08__2018 г.

Утверждаю:

Заведующий МДОАУ  детским садом №2  

 _________С.А. Серёжникова

«_31_»___08_______2018 г.

                       

Рабочая    программа

учителя-логопеда

коррекционно-развивающей работы

в разновозрастной группе №4

для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

 на 2018-19 учебный год

               

                     Разработчик:

      Рожкова О.В., учитель-логопед,

                                                            высшая квалификационная категория.

             

г. Райчихинск

2018 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА                                                                    3

1.1 Нормативно-правовые документы                                                          3

1.2 Парциальные программы, технологии                                                    3

1.3 Цель и задачи программы                                                                         4

1.4 Принципы работы программы                                                                 5

1.5 Характеристика речевых особенностей детей с ОНР                            5

1.6  Целевые ориентиры                                                                                  7

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ                                                                        9

2.1 Основные направления коррекционно-развивающей работы              9

2.2 Организация коррекционно-развивающей работы                                10

2.3 Организация образовательного процесса                                               11

2.4  Комплексный тематический план воспитательно-образовательной работы с детьми                                                                                                             11

2.5 Циклограмма рабочего времени учителя-логопеда на неделю             12

2.6 Взаимосвязь учителя-логопеда с педагогами группы                             14

2.7  Работа с родителями                                                                                   14

2.8  Календарно-тематическое  планирование в разновозрастной группе   15

2.9 Диагностика развития ребенка 4-6 лет  с ОНР                                          18

 

3. ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                26

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1 Перечень нормативно-правовых документов

«Рабочая программа коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в группе для детей с ФФНР (фонетико-фонематическим надоразвитием речи) с 4 до 6 лет» является  основным документом для дошкольного образовательного учреждения.

Образовательная деятельность регулируется нормативно-правовыми документами:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155;
  • Конвенцией о правах ребенка. 1991г.;
  • Концепцией дошкольного воспитания от 16.06.1989 г.;
  • Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях 2.4.1.3049-13;
  • Уставом образовательного учреждения;
  • Адаптированной образовательной программой  ДОУ.

1.2.  Парциальные программы:

  • Нищева Н.В.  «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. СПб, 2014.;
  • Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР». СПб, 2007.;
  • Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. СПб, 2008.;
  • Нищева Н.В. Речевая карта ребенка с ОНР (от 4 до 7 лет).  СПб, 2008.;
  • Коноваленко В.В. «Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР» (1-3 периоды). М., 1999.;
  • Колесникова Е.В. «Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет». М., 1999.;
  • Козырева О.А., Дубенко Н.Б. «Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи».  М., 2005.;
  • Кузнецова Е.В. «Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет». М., 2004.;
  • Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. «Обучение грамоте детей с нарушениями речи». М., 2009.;
  • Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков». М., 1999.

Педагогические технологии:

  • Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения». М., 1999.;
  • Епифанова  О.В. «Автоматизация и дифференциация звуков» Упражнения, задания, игры для детей 6-9 лет. Волгоград, 2013.;
  • Дедюхина Г.В. «Работа над ритмом в логопедической практике». М., 2006.;
  • Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. «Исправляем произношение. Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств». С-П.. 2007.;
  • Куликовская Т.А. «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках». М., 2014.;
  • Акименко В.М. «Новые логопедические технологии». Ростов-на-Дону, 2008.;
  •   Метельская Н.Г. 100 физминуток на логопедических занятиях.  М., 2010.

Личных методических разработок и проектов:

-  «Кинезиологические упражнения» в разновозрастной группе для детей с ОНР;

- «Телесно-ориентировочные и танцевально-двигательные упражнения» в разновозрастной группе для детей с ОНР;

- «Логопедический   массаж» в разновозрастной группе для детей с ОНР;

-  «Биоэнергопластика» как фундамент развития  артикуляционного аппарата;

- «Говорим правильно».

Рабочая программа составлена для организации коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда в группе, имеющей речевой профиль «Общее недоразвитие речи».

В рабочей программе учитывается интеграция образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.

Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.

 «Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в разновозрастной группе для детей с ФФНР (фонетико-фонематическим недоразвитием речи) с 4 до 6 лет» представляет собой целостную методологически обоснованную, систематизированную, четко структурированную модель педагогического процесса, которое необходимо для реализации  в дошкольных образовательных организаций для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), и полностью соответствующую требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

В программе выстроены система коррекционно-развивающей работы, представлен учебно-тематический план, режим дня, описана предметно-пространственно развивающая среда; указаны задачи и содержание работы в каждой из пяти образовательных областей; описана система диагностики индивидуального развития детей.

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности учителя-логопеда по направлениям: диагностическое, коррекционное, профилактическое, научно-методическое в работе с детьми с 4 до 6 лет, родителями воспитанников и педагогами ДОУ и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образовательного процесса в разновозрастной  группе для детей с ФФНР. Приоритетным является воспитание,  обучение, развитие, присмотр, уход и оздоровление детей с нарушениями речи в соответствии с их индивидуальными особенностями.

Срок реализации данной программы рассчитан на один год.

  1. Целью данной Программы является освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами и построение системы коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в разновозрастной группе для детей с ФФНР от 4 до 6 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.

Программа коррекционно-развивающей работы для детей с ФФНР направлена на реализацию следующих задач:

Образовательных -

- Обеспечить успешное усвоение знаний, понятий по темам программы;

- Учить контролировать и оценивать результаты своей деятельности;

- Создать условия для формирования умений выделять главное, сравнивать, обобщать, проводить элементарный анализ, планировать, классифицировать, доказывать.

Коррекционно-развивающие -

- Развивать понимание речи;

- Развитие и коррекция моторной сферы (артикуляционной, мелкой и общей моторики);

- Развить, обогатить, уточнить, активизировать словарь (практическое усвоение лексических средств языка);

- Формировать грамматический строй речи (практическое усвоение грамматических средств языка);

- Развивать навык связной речи и речевого общения;

- Развивать просодическую сторону речи;

- Коррекция произносительной стороны речи;

- Формировать слоговую структуру слова;

- Формировать фонематический слух и  восприятие, развивать элементарные навыки звукового анализа и синтеза;

-Развивать когнитивные процессы, сопутствующие дефектам речи (внимание, восприятие, память, воображение, мышление,  пространственное ориентирование).

Воспитывающие -

-  Воспитывать интерес к окружающему миру; умение детей работать в коллективе; внимательно слушать  собеседника;  развивать усидчивость;

- Осуществить преемственность в работе с родителями воспитанников, сотрудников ДОУ.

Программой предусмотрено необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Так она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.

Основой Программы является создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы и всестороннего гармоничного развития детей с ФФНР. Это достигается за счет создания комплекса коррекционно-развивающей работы, с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента.

1.4 Принципы работы программы.

Программа имеет в своей основе следующие принципы:

  • принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
  • принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
  • принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
  • принципы интеграции усилий специалистов;
  • принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
  • принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
  • принцип постепенности подачи учебного материала;
  • принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.

1.5 Характеристика речевых особенностей детей с ФФНР.

ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) – это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем.  Это дети, которым ставится – ринолалия, дизартрия, дислалия акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы.

Дети с ФФНР имеют нормальный слухом и сохранный интеллект, но нарушена произносительная сторона речи и фонематический слух. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека упорядоченно – в «решетке фонем».

 Понятие «фонематический слух» следует отличать от понятия «фонематическое восприятие». Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове мак? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы. Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежат в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.

Особенности речи детей с ФФНР

Состояние звукопроизношения этих детей характеризуется следующими особенностями:

  • 1.  Замена звуков или их отсутствие в речи. Сложные по артикуляции звуки заменяются простыми по артикуляции, например: вместо [с], [ш]-[ф], вместо [р], [л]-[л'], []'], вместо звонких — глухие; свистящие и шипящие (фрикативные) заменяются звуками [т], [т'], [д], [д']. Отсутствие звука или замена его другим по артикуляционному признаку создает условия для смешения соответствующих фонем. При смешении звуков, близких артикуляционно или акустически, у ребенка формируется артикуляция, но сам процесс фонемообразования не заканчивается. Трудности различения близких звуков, принадлежащих разным фонетическим группам, приводят к их смешению при чтении и на письме. Количество неправильно произносимых или неправильно употребляемых в речи звуков может достигать большого числа — до 16-20. Чаще всего оказываются несформированными свистящие и шипящие ([с]-[с'], [з]-[з'], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ]); звуки [т'] и [д']; звуки [л], [р], [р']; звонкие замещаются парными глухими; недостаточно противопоставлены пары мягких и твердых звуков; отсутствует согласный []']; гласный [ы]. Вместо двух или нескольких артикуляционно близких звуков произносится средний, неотчетливый звук, вместо [ш] и [с] — мягкий звук [ш], вместо [ч] и [т] — нечто вроде смягченного [ч].

Причинами таких замен является недостаточная сформированность фонематического слуха или его нарушения. Такие нарушения, где одна фонема заменяется другой, что ведет к искажению смысла слова, называют фонематическим.

  • 2. Смешение звуков, т.е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. Некоторые звуки по инструкции изолированно ребенок произносит правильно, но в речи они отсутствуют или заменяются другими. Иногда ребенок одно и то же слово в разном контексте или при повторении произносит различно. Бывает, что у ребенка звуки одной фонетической группы заменяются, звуки другой — искажаются. Например, ребенок умеет правильно произносить звуки "р", "л" и "с" изолированно, но в речевых высказываниях вместо "столяр строгает доску" говорит "старял стлагает дошку". Такие нарушения называются фонетико-фонематическими.
  • 3. Искаженное произношение одного или нескольких звуков. Ребенок может искаженно произносить 2-4 звука или говорить без дефектов, а на слух не различать большее число звуков из разных групп. Относительное благополучие звукопроизношения может маскировать глубокое недоразвитие фонематических процессов. Например, вместо звуков "с", "ч", "ш" ребенок произносит звук "ть": "тюмка" вместо "сумка", "тяска" вместо "чашка", "тяпка" вместо "шапка".

Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность артикуляционной моторики или ее нарушения. Это фонетические нарушения, которые не влияют на смысл слова.

Программа разрабатывалась для детей в разновозрастной группе с четырех и пятилетнего возраста с ФФНР.

Индивидуальные особенности детей группы.

Ф.И. ребенка

Дата рождения,

Заключение городской ПМПК, группа здоровья

1.

Дима Ш.

03.04.2011 г

IV гр. Здоровья - УО

2.

Дима Н.

23.11.2011 г.

IV гр. Здоровья - УО

3.

Данил Т.

20.03.2012г.

IV гр. Здоровья – УО, нарушение поведения.

4.

Ренат Б.

19.03.2012г.

II гр. здоровья

5.

Андрей Ю.

26.07.2012 г.

II гр. здоровья

6.

Даниил А.

22.07.2012г.

II гр. Здоровья

7.

Анна З.

20.10.2012г.

II гр. здоровья

8.

Артём К.

07.11.2012г.

II гр. здоровья

9.

Артём Е.

29.08.2013г.

II гр. здоровья

10.

Слава П.

26.09.2013г.

II гр. здоровья

11.

Паша П.

25.12.2013г.

II гр. здоровья

12.

Кирилл М.

23.06.2014г.

II гр. здоровья

13.

Семён П.

25.10.2013г.

II гр. здоровья

Программа построена на принципе гуманно-личностного отношения к ребенку и позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, формирование базовых основ культуры личности детей, всестороннее развитие интеллектуально-волевых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы.

Социальный паспорт группы детей с ФФНР.

Ф.И. ребенка

Семья

Количество детей

Образование родителей

Трудоустройст-во родителей

Финансовое положение

Мама

папа

полная

неполная

1 ребенок

2 ребенка

3 и более

Среднее

Ср.-спец.

Высшее

Среднее

Ср.-спец.

Высшее

Мама

Папа

  Низкое  

Среднее

Высокое

1.

Дима Ш.

+

+

+

+

д/х

+

+

2.

Дима Н. (опекун)

+

5

+

-

+

3.

Андрей А.

+

+

+

д/о

+

4.

Данил Т.

+

+

+

+

д/х

+

+

5.

Ренат Б.

+

3

+

+

+

+

+

6.

Даниил А.

+

3

+

+

д/х

+

+

7.

Анна З.

+

+

+

+

д/о

+

+

8.

Артём К.

+

+

+

+

д/х

+

+

9.

Артём Е.

+

+

+

+

+

+

+

10.

Слава П.

+

+

+

+

+

+

+

11.

Павел П.

+

4

+

+

д/о

+

+

12.

Кирилл М.

+

+

+

+

д/х

+

+

13.

Семён П.

+

+

+

+

+

+

+

1.6 Целевые ориентиры.

Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры данной Программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной Программы. Целевые ориентиры даются для детей старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).

К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с данной Программой относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка.

Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.

Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.

Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.

Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.

Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.

Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты.

Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности.

Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям.

У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Основные направления коррекционно-развивающей работы.

Основной формой работы во всех пяти образовательных областях Программы является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые,  интегрированные занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения.

 В разновозрастной группе коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты и родители дошкольников под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.

Основой перспективного и календарного планирования коррекционно-развивающей работы в соответствии с программой является комплексно-тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольниками с ФФНР, согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы во всех возрастных группах, обеспечивает интеграцию усилий всех специалистов, которые работают на протяжении недели в рамках общей лексической темы.

Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития каждого ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.

I. Образовательная область «Речевое развитие»:

  • Развитие словаря.
  • Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
  • Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа (развитие просодической стороны речи, коррекция произносительной стороны речи; работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов; совершенствование фонематического восприятия, развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза).
  • Развитие связной речи.
  • Формирование коммуникативных навыков.
  • Обучение элементам грамоты.

II. Образовательная область «Познавательное развитие»:

  • Сенсорное развитие.
  • Развитие психических функций.
  • Формирование целостной картины мира.
  • Познавательно-исследовательская деятельность.
  • Развитие математических представлений.

III. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

  • Восприятие художественной литературы.
  • Конструктивно-модельная деятельность.
  • Изобразительная деятельность (штриховка, обведение по контуру).
  • Музыкальное развитие (восприятие музыки, выполнение ритмических  движений под музыку).

IV. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

  • Формирование общепринятых норм поведения.
  • Развитие игровой и театрализованной деятельности (игры малой подвижности, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры).
  • Совместная трудовая деятельность.
  • Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

V. Образовательная область «Физическое развитие»:

  • Физическая культура (выполнение общеукрепляющих движений в соответствии с текстом).
  • Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.

2.2. Организация коррекционно-развивающей работы в разновозрастной группе для детей с ФФНР.

Режим дня предусматривает пятидневную рабочую неделю, 10-часовое пребывание воспитанников в детском саду с 7.30 до 17.30

Режим дня в детском саду организуется с учётом физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной реактивности в первой и во второй половине дня.

При составлении и организации режима дня учитываются повторяющиеся компоненты:

  • время приёма пищи;
  • укладывание на дневной сон;
  • общая длительность пребывания ребёнка на открытом воздухе и в помещении при выполнении физических упражнений.

Режим дня соответствует возрастным особенностям детей старшей группы и способствует их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 5-6 лет составляет 5,5 - 6 часов.

Время занятий и их количество регламентируется «Программой» и САНПиНами (не более 3-4 занятий в день от 25-30 минут). Обязательным элементом каждого занятия является физкультминутка, которая позволяет отдохнуть, снять мышечное и умственное напряжение. Занятия с детьми, в основе которых доминирует игровая деятельность, в зависимости от программного содержания, проводятся фронтально. По подгруппам. Индивидуально. Такая форма организации занятий позволяет педагогу уделить каждому воспитаннику максимум внимания, помочь при затруднении, побеседовать, выслушать ответ.

Примерный режим дня группы.

Прием детей, игры, дежурство, утренняя гимнастика ______________________ 7.30—8.40

Подготовка к завтраку, завтрак _________________________________________ 8.40—8.55

Подготовка к занятиям ________________________________________________ 8.55—9.00

Первое занятие воспитателя и первое подгрупповое логопедическое занятие __ 9.00—9.20

Второе занятие воспитателя и второе подгрупповое логопедическое занятие __ 9.30—9.50

Индивидуальная работа логопеда с детьми, игры, подготовка к прогулке, прогулка ___________________________________________________________________ 9.50—11.25

Возвращение с прогулки, игры, чтение художественной литературы _______ 11.25—11.40

Подготовка к обеду, обед ____________________________________________ 11.40—12.10

Подготовка ко сну, сон ______________________________________________ 12.10—15.00

Подъем, закаливающие и оздоровительные процедуры ___________________ 15.00—15.15

Подготовка к полднику, полдник _____________________________________ 15.15—15.30

Индивидуальная работа воспитателя с детьми по заданию логопеда, игры, свободная деятельность детей _________________________________________________ 15.30—16.05

Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой __________________________ 16.05—17.30

2.3. Организация образовательного процесса.

Содержание рабочей программы реализуется с учетом принципа интеграции образовательных областей (коммуникативно-личностное развитие, познавательно-речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие), в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы.

Коррекционно - педагогический процесс в группе для детей с ФФНР организуется в соответствии с возрастными потребностями и индивидуально-типологическими особенностями развития воспитанников, объединяющей характеристикой которых является наличие у них специфических нарушений речи, обусловленных несформированностью или недоразвитием психологических или физиологических механизмов речи на ранних этапах онтогенеза, при наличии нормального слуха,  зрения и сохранных предпосылках интеллектуального развития. Эффективность коррекционно-воспитательной системы с дошкольниками определяется четкой организацией жизни  детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, четкой координацией и преемственностью в работе учителя-логопеда и воспитателей группы. Режим дня и расписание занятий строится с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей, а так же с учетом коррекционно-развивающих задач.

В разновозрастной группе для детей с ФФНР с октября по май (включительно) проводится в неделю 14 коррекционно-развивающих подгрупповых и групповых занятий продолжительностью 20 минут, 2 занятия лечебной физкультурой для нуждающихся (как лечебные процедуры), и по 3 индивидуальных занятия с учителем-логопедом и воспитателями с каждым ребенком, что не превышает рекомендованную СаНПиНом недельную нагрузку. В сетку занятий не включаются как лечебные процедуры занятия лечебной физкультурой и индивидуальные занятия со специалистами.

2.4 Комплексный тематический план воспитательно-образовательной работы с детьми на 2018-2019 учебный год.

Продолжительность учебного года - с 09 октября по 31 мая.

Продолжительность учебного года в дошкольных группах: 34 недели.

- с 09 октября по 19 октября – диагностический.

- с 22  октября  по 14 декабря – учебный период.

- с 17 декабря по 31декабря -  каникулы.

- с 9 января по11 мая -  учебный период.

- с 06 мая по 17 мая – итоговый  диагностический период.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

НОД

Количество  НОД   в неделю

Количество  НОД   в месяц

Количе-ство  НОД  в год

Количество часов в неделю // месяц // год

1

Речевое развитие:

Развитие звуковой культуры речи (ЗКР).

С октября по декабрь 2 раза в неделю; с января по апрель- 1 раз в неделю.

2

             

 1

8

               

4

2

16

40 мин.  // 2часа, 40мин. //  8 часов.

---------------------------

20 мин.  // 1 час, 20 мин.//  5 часов, 20 мин.

2

Речевое развитие:

Развитие лексико-грамматического состава речи и связной речи (ЛГСР).

С октября по декабрь 1 раз в неделю; с января по апрель- 2 раза в неделю.

1

                 

2

4

8

12

32

20 мин.  // 1 час, 20 мин.//  5 часов, 20 мин.----------------------

40 мин.//2 часа, 40 мин.// 10 часов, 40 мин.

3

Речевое  и познавательное развитие:

Ознакомление с окружающим миром (ОСО) -1 раз в неделю.

1

4

 

28

20 мин. //1час, 20 мин. //9 часов, 20 мин.

4.

Итого:

4

16

112

1час, 20 мин. // 5 часов, 20 мин.  //37часов, 20 мин.

Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Предложено оптимальное сочетание самостоятельной, индивидуальной и совместной деятельности, сбалансированное чередование специально организованной и нерегламентированной образовательной деятельности; свободное время для игр и отдыха детей выделено и в первой, и во второй половинах дня.

2.5 Циклограмма рабочего времени учителя-логопеда на неделю.

День недели

Время

Содержание работы

Понедельник

8.00 – 8.40

Индивидуальная работа с детьми по коррекции звукопроизношения

(2 ребенка).

8.40 – 9.00

Работа с раздаточным и демонстрационным материалом, подготовка к занятию.

9.00 - 9.20

9.30 - 9.50

Подгрупповые занятие по развитию лексико-грамматических средств языка.

9.50 - 10.00

Подготовка раздаточного материала к индивидуальным занятиям.

10.00 – 11.00

Индивидуальная работа с детьми по коррекции звукопроизношения

 (3 ребенка).

11.00 – 11.45

Организованная и совместная деятельность с детьми, участие в орг./моментах.

11.45 – 12.00

Консультации со специалистами ДОУ (индивидуально).

Вторник

8.00 – 8.40

Индивидуальная работа с детьми по коррекции звукопроизношения

(2 ребенка).

8.40 – 9.00

Подготовка раздаточного материала к индивидуальным занятиям.

9.00 – 10.40

Индивидуальная работа с детьми по коррекции звукопроизношения

(5 детей).

10.40 – 10.50

Консультационная работа с   физ. инструктором.

10.50 – 11.10

Изучение новинок методической литературы.

11.10 - 11.45

Организованная и совместная деятельность с детьми, участие в орг./моментах.

11.45 – 12.00

Работа с документацией.

Среда

8.00 – 8.40

Индивидуальная работа с детьми по коррекции звукопроизношения

 (2 ребенка).

8.40 – 9.00

Работа с раздаточным и демонстрационным материалом, подготовка к занятию.

9.00 - 9.20

9.30 - 9.50

Подгрупповые занятие по развитию звуковой культуры речи.

9.50 – 10.00

Подготовка раздаточного материала к индивидуальным занятиям.

10.00 – 11.00

Индивидуальная работа с детьми по коррекции звукопроизношения

 (3 ребенка).

11.00 – 11.45

Организованная и совместная деятельность с детьми, участие в орг./моментах.

11.45 - 12.00

Консультации с педагогами ДОУ (индивидуально).

Четверг    (2-ая половина дня)

13.00 – 15.00

Работа с индивидуальными тетрадями детей (задания для закрепления пройденного материала).

15.00  - 16.40

Индивидуальная работа с детьми по коррекции звукопроизношения (5 детей).

16.40 – 17.00

Консультирование родителей по интересующим вопросам.

Пятница

8.00 – 8.40

Индивидуальная работа с детьми по коррекции звукопроизношения

(2 ребенка).

8.40 – 9.00

Подготовка раздаточного материала к индивидуальным занятиям.

9.00 -1 0.40

Индивидуальная работа с детьми по коррекции звукопроизношения

(5 детей).

10.40 - 11.30

Организованная и совместная деятельность с детьми, участие в орг./моментах.

11.30 - 11.45

Работа с воспитателями группы по уточнению календарно-тематических мероприятий на следующую неделю.

11.45 – 12.00

Работа с документацией.

2.6 Взаимосвязь учителя-логопеда с педагогами группы.

Эффективность коррекционно-развивающей работы в логопедической группе зависит от преемственности в работе логопеда и других специалистов. Они стремиться к созданию единого подхода в коррекционно-воспитательной работе. Этому способствует:

- совместное изучение содержания программы обучения и воспитания в специальной группе  дошкольного учреждения и составление совместного плана работы. Воспитателю необходимо знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит логопед, так как правильное планирование занятий воспитателя обеспечивает необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей;

- обсуждение результатов совместного изучения детей, которое велось на занятиях и в повседневной жизни;

- совместная подготовка ко всем детским праздникам (логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его);

- разработка общих рекомендаций для родителей.

Циклограмма взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей группы на неделю.

День недели

Содержание работы

Понедельник

Выполнение заданий на закрепление знаний по лексико-грамматическим представлениям; работа по заданиям логопеда (тетрадь рабочих контактов учителя-логопеда и воспитателей группы).

Вторник

Выполнение заданий на закрепление знаний по звуковой культуре речи; отработка артикуляционных упражнений.

Среда

Выполнение заданий на закрепление знаний по ознакомлению с окружающим в соответствии с тематикой недели; выполнение игр, упражнений для развития мелкой моторики.

Четверг

Индивидуальные консультации с родителями группы, домашние задания.

1 раз в квартал - совместное проведение родительских собраний.

Пятница

Обучение игровым приемам; обсуждение плана работы тематики следующей недели.

2.7 Робота с родителями.

Годовая циклограмма работы учителя-логопеда с родителями.

Месяц

Информационная форма работы в уголке "Учимся разговаривать"

Индивидуальные и коллективные формы работы

Сентябрь

Значение правильной речи, возрастные особенности овладения детьми звукопроизношением

Родительское собрание (4-я неделя) - познакомить родителей со спецификой группы с ФФНР, с требованиями коррекционной программы; сообщить результаты диагностического обследования

Октябрь

Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения

Практическая консультация: "как тренировать слуховое внимание ребенка с речевой патологией"

Ноябрь

Роль родителей в процессе коррекции звукопроизношения

День открытых дверей - пригласить родителей с целью наблюдения, получения практических знаний как заниматься с ребенком дома, на что обращать внимание

Декабрь

Подъязычная связка: подрезать или растягивать?

Родительское собрание - сообщить результаты промежуточного мониторинга, какие имеются результаты, перспектива коррекционной работы

Январь

Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, коррекция нарушений тонкой (мелкой) моторики

Консультация-практикум: "Учимся рассказывать по одной и серии сюжетных картинок"

Февраль

Как помочь ребенку ввести в речь звук  «Р», сформированный на логопедических  занятиях

Родительское собрание: "Наши папы хоть куда!"

Март

Помогаем детям с тяжелым нарушением речи

Беседа-консультация: "Как и какие стихи следует учить, если у ребенка ОНР"

Апрель

Патологические привычки дошколят

Консультация: "Развиваем детское воображение и фантазию в домашних условиях"

Май

Речевая готовность ребенка к школе

Итоговое родительское собрание: подведение коррекционной логопедической работы за год, ознакомление с результатами диагностического обследования, прогнозирование дальнейших путей коррекционной работы, рекомендации на летний период времени

2.8  Календарно-тематическое  планирование занятий для детей с ФФНР в разновозрастной группе. 

Месяц

Неделя

Тема

Виды  занятий

Октябрь

2-3

Диагностика

Обследование:  выявление уровня представления о себе самом и окружающем мире; грамматического строя речи;  связной речи; фонетико-фонематического  строя речи; звукопроизношения.

4

Овощи и фрукты,

сбор урожая

  1. Занятие по развитию лексико-грамматического состава речи и связной речи (ЛГСР) – 1 раз в неделю (понедельник).     «Знакомство с понятиями ПРЕДМЕТ и ДЕЙСТВИЕ».
  2. Занятие по развитию звуковой  культуры речи (ЗКР)  - 1 раз в неделю (среда).       «Развитие слухового восприятия на речевых и неречевых звуках».

        

5

Осень (признаки, месяцы)

ЛГСР -  «Одушевленные и неодушевленные предметы. Знакомство с понятием  СЛОВО».

ЗКР -  «Знакомство со звуком и буквой (А)».

Ноябрь

1

Домашние животные осенью

ЛГСР  - «Сравнение количественных числительных – ОДНА, ОДИН».

ЗКР  - «Знакомство со звуком и буквой  (У)».

2

Дикие животные осенью.

ЛГСР - «Употребление именительного падежа множественного числа существительных в речи».

ЗКР  - «Сравнение звуков  и букв (А-У)».  

3

Одежда, обувь, головные уборы

ЛГСР  - «Знакомство с глаголами 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени».

ЗКР  - «Знакомство со звуком и буквой (И)».

4

Мебель

ЛГСР - «Использование в речи существительных с уменьшительно-ласкательным значением».

ЗКР - «Знакомство со звуком и буквой (Н)».

Декабрь

1

Зима (зимние месяцы, зимующие птицы)

ЛГСР - «Составление рассказа «Зима» по опорным словам и картинкам».  

ЗКР - «Знакомство со звуком и буквой  (М)».

2

Зимние забавы

ЛГСР - «Использование в речи притяжательных местоимений – МОЙ, МОЯ, МОЁ.

ЗКР - «Знакомство со звуком и буквой  (П)».

3-4

Новогодние утренники

ЛГСР - «Употребление винительного падежа единственного числа существительных в речи».

ЗКР - «Знакомство со звуком и буквой  (Т)».

Январь

2

Транспорт (виды, профессии)

ЛГСР  - «Употребление в речи родительного падежа единственного числа существительных без предлога и с предлогом У».

ЗКР  - «Знакомство со звуком и буквой (К)».

3

Профессии (трудовые действия)

ЛГСР - «Сравнение количественных числительных ДВА, ДВЕ».

ЗКР  - «Сравнение звуков  и букв (К-Т)».  

4

Инструменты

ЛГСР  - «Употребление приставочных глаголов в речи».

ЗКР  - «Сравнение звуков  и букв (П-Т)».  

5

Животные жарких стран

ЛГСР  - «Использование предлога НА».

ЗКР  - «Сравнение звуков  и букв (П-Т-К)».  

Февраль

1

Комнатные растения

ЛГСР - «Родительный падеж множественного числа существительных».

ЗКР  - «Знакомство со звуком  (Х)».          

2

Мир морей    и океанов

ЛГСР -«Сравнение предлогов НА и С».

ЗКР  - «Сравнение звуков  и букв (Х-К)».  

3

Наша

Армия

ЛГСР - «Сравнение предлогов  НА и ПОД».

ЗКР  - «Знакомство со звуком  (О)».      

4

ПДД

 ЛГСР - «Род имен существительных».

ЗКР  - «Знакомство со звуком  (ХЬ)».          

Март

1

Праздник – 8 марта

ЛГСР – «Пересказ РНС «Снегурочка» по серии сюжетных картинок».

ЗКР  - «Знакомство со звуком  (ПЬ)».

2

Весна (месяцы, первые цветы)

ЛГСР – «Составление описательного рассказа «Весна» по простым 1-фигурным сюжетным картинкам».

ЗКР  - «Знакомство со звуком  (ТЬ)».      

3

Наша Родина – РОССИЯ

 

ЛГСР - «Пересказ сказки «ТРИ МЕДВЕДЯ» (в обработке Л.Н. Толстого) с опорой на  серию картинок с элементами драматизации».

ЗКР  - «Знакомство со звуком  (КЬ)».      

4

МОСКВА – столица Родины

ЛГСР - «Знакомство с понятием «ПРИЗНАК».

ЗКР  - «Знакомство со звуком  (Ы)».      

Апрель

1

Наш

Город – Райчихинск.

ЛГСР - «Пересказ РНС «Заюшкина избушка» по опорным предметным картинкам».

ЗКР - «Сравнение звуков и букв (Ы-И)».

2

Космос

ЛГСР - «Составление повествовательного рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картинок и дополнительной опорой на предметные картинки».

ЗКР  - «Знакомство со звуком  (Л)».      

3

Посуда

ЛГСР -  «Относительные прилагательные – 1 часть».

ЗКР - «Знакомство со звуком (ЛЬ)».        

4

Почта

 ЛГСР - «Относительные прилагательные – 2 часть».

ЗКР - «Сравнение звуков и букв (ЛЬ-Й)».

Май

1

Лето (приметы), насекомые

ЛГСР - «Пересказ отрывка из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина с опорой на серию картинок».

ЗКР - «Знакомство со звуком и буквой (В, ВЬ)».

2-3

Итоговый мониторинг

ДИАГНОСТИКА (подведение итогов на  конец  учебного  года).

4

Школьные принадлежности

ЛГСР - «Относительные прилагательные – 3 и 4 часть».

ЗКР - «Знакомство со звуком и буквой (Ф, ФЬ)».

5

Прощание с Д/С

ЛГСР - «Заучивание отрывка из стихотворения А.К. Толстого «Колокольчики».

ЗКР - «Повторение гласных и согласных звуков».  

2.9  Диагностика развития ребенка 4-6 лет с ФФНР.

Начиная со  средней логопедической группы углубленное логопедическое обследование детей, осуществляет учитель-логопед. Углубленная диагностика проводится на начало (в течение сентября) и конец (1-3 недели мая) учебного года.

Задачами углубленного логопедического обследования являются выявление особенностей общего и речевого развития детей: состояния компонентов речевой системы, соотношения развития различных компонентов речи, сопоставление уровня развития языковых средств с их активизацией (использованием в речевой деятельности).

Углубленное логопедическое обследование позволяет выявить не только негативную симптоматику в отношении общего и речевого развития ребенка, но и позитивные симптомы, компенсаторные возможности, зону ближайшего развития.

Система оценки речевой карты - 2-й блок:

Для  СЕРИИ  1.  Исследование сенсомоторного уровня: 

1 балл – точное и правильное выполнение задания;

0,5 балла – замедленное и напряженное выполнение задания;

0,25 балла – выполнение с  ошибками;

0 балла – невозможность выполнения или отказ от выполнения.

Максимальное количество баллов за всю серию – 61 балл.

Для  СЕРИЙ  2-3.  Исследование  состояния импрессивной, экспрессивной  речи:

1 балл – точное и правильное воспроизведение;

0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

0,25 балла – неточное воспроизведение или правильный ответ после помощи второго вида;

0 балла – невозможность выполнения или воспроизведения.

Максимальное количество баллов за 2-ю серию  - 56 баллов.

Максимальное количество баллов за 3-ю серию  - 161 балл.

Для  СЕРИИ 4.  Исследование связной речи:

Критерии смысловой целостности:

1 балл – рассказ соответствует ситуации, воспроизведены все основные смысловые звенья;

0,5 балла – допускается незначительное искажение ситуации, неправильное восприятие  и сокращение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев;

0,25 балла – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение или сокращение  смысла включением посторонней информации, либо рассказ не завершен;

0 балла – отсутствие описания ситуации по причине невозможности или отказа от выполнения.

Критерии лексико-грамматического оформления высказывания:

1 балл – рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств;

0,5 балла – рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность грамматического оформления, единичные случаи поиска или неточное словоупотребление, отдельные близкие замены;

0,25 балла – наблюдаются аграмматизмы, повторы,  далекие словесные замены, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств;

0 балла – рассказ не оформлен, недоступен пересказ.

Критерии самостоятельности выполнения задания:

1 балл – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ или самостоятельный пересказ после 1-го предъявления;

0,5 балла – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно или пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения;

0,25 балла – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам;

0 балла – выполнение задания недоступно даже по наводящим вопросам.

Максимальное количество баллов за 4-ю серию  - 9 баллов.

Количество баллов по уровням за 2-й БЛОК:

  • Высокий уровень – 192 - 287 баллов;

  • Средний уровень  - 96 – 191 балл;  
  • Низкий уровень – 0 – 95 баллов.

Речевая карта ребенка дошкольного возраста с ФФНР

Фамилия, имя ______________________________________

Дата рождения, возраст______________________________

Дата обследования ________________________________

 1 БЛОК.   Общие данные

  1. Данные о нервно-психическом и соматическом состоянии

(на основании медицинской карты)

Педиатр __________-_____ _______________________________________

Невролог ___________-________ __________________________________

Психоневролог ________-________________________________________

Оториноларинголог_____-________________________________________

Офтальмолог_______-____________________________________________

Хирург__________-_____________________________________________

Ортопед ________-_______________________________________________

  1. Исследование поведения и эмоциональной сферы
  1.  Особенности коммуникативной сферы (сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм) ___________________________________
  2. Адекватность эмоциональных реакций_- ________________________
  3. Устойчивость эмоциональных реакций (наличие импульсивности или эмоциональная стабильность)_- _______________________________________

  1. Анатомическое строение артикуляционного аппарата
  • Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы) __________________________
  • Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов)___
  • Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний,перекрестный)______________________________________________
  • Твердое небо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, укороченное, субмукозная щель)  __________________________________________________
  • Мягкое небо (отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка) ____________________________________________________________
  • Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический») _______
  • Подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области)  _____________________________________

2 БЛОК. Углубленное логопедическое обследование

СЕРИЯ  1.  Исследование сенсомоторного уровня 

  1. Исследование состояния моторной сферы
  • Состояние мимической мускулатуры.

проба

Нач. года

Кон. года

Закрыть правый глаз, потом левый

Поднять брови,  нахмурить

Наморщить нос

Надуть щеки,  втянуть щеки

  • Состояние артикуляционной моторики.

упражнения

Нач. года

Кон. года

«Окошко»

«Улыбка» - «Трубочка»

 «Лопатка»

«Иголочка»

«Часики»

«Грибок»

«Маляр»

  • Состояние ручной моторики.

проба

Нач. года

Кон. года

Сложить в кольцо большой и указательный пальцы сначала на правой руке, потом – на левой.

Поочередно сгибать и разгибать пальцы сначала на правой руке, потом на левой.

Работа с карандашом – рисование горизонтальных и вертикальных линий, кругов.

Манипуляция с предметами – застегивание и расстегивание пуговиц, перекладывание мелких предметов из одной ёмкости в другую, завязывание и развязывание шнурков.

  • Состояние общей моторики.

проба

Нач. года

Кон. года

Прыжки на 2-х ногах

Перепрыгнуть через мяч

Топать ногами и хлопать руками одновременно

Бросить мяч от груди

Поймать мяч, бросить из-за груди

  1. Исследование неречевых психических функций

А) Исследование слухового восприятия:

  • Исследование контрастного звучания нескольких игрушек:

колокольчик

бубен

дудочка

погремушка

Нач. года

Кон. Года

  • Определение направление звука:

вверху

внизу

впереди

сзади

слева

справа

Нач. года

Кон. Года

  • Воспроизведение ритма:

-- долгий звук,        * - быстрый

-- -- * *

-- * * --

* * -- --

-- * * -- --

Нач. года

Кон. года

Б) Исследование зрительного восприятия

  • Различение цвета (показ предмета заданного цвета, подбор к чашкам соответствующих по цвету блюдец):

красный

оранжевый

желтый

зеленый

синий

фиолетовый

белый

черный

Н. г.

К. г.

  • Восприятие формы (покажи где?):

круг

квадрат

овал

треугольник

прямоугольник

Нач. года

Кон. года

В) Исследование восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления

  • Ориентировка в пространстве - показ предметов, которые находятся:

вверху

внизу

впереди

сзади

слева

справа

Нач. года

Кон. Года

  • Ориентировка в схеме собственного тела (показ):

правая рука, левая рука

правая нога, левая нога

правый глаз, левый глаз

правое ухо, левое ухо

Нач. года

Кон. года

  • Складывание фигур из палочек по образцу:

«Стульчик»

«Кровать»

«Ёлочка»

«Домик»

Нач. года

Кон. Года

ВСЕГО ЗА 1 СЕРИЮ __________

СЕРИЯ  2.  Исследование  состояния импрессивной речи

А)  Пассивный словарь

  • Понимание существительных (покажи где?)

пробы

Нач. года

Кон. года

Кукла, мишка, машина

Чашка, ложка, тарелка, кастрюля

Шапка, куртка, брюки, платье

Туфли, тапки, ботинки, сапоги

Яблоко, груша, банан

Морковь, огурец, помидор

Стул, кровать, диван

(на себе) – руки, ноги, глаза, уши

  • Умение обобщать (покажи где предметы …?)

пробы

Нач. года

Кон. года

Игрушки

Одежда

Обувь

Посуда

Мебель

Овощи

Фрукты

  • Понимание действий (покажи где?)

пробы

Нач. года

Кон. года

Девочка  стоит, идет

Дедушка лежит, сидит

Девочка  читает,  рисует

Мальчик есть, пьет

Птица летит – рыба плывет

Лягушка прыгает – змея ползет

  • Понимание признаков (покажи где?)

пробы

Нач. года

Кон. года

Большая чашка - маленькая

Воздушные шары – красный, синий,  желтый, зеленый

Кислый лимон – сладкая конфета

Круглый торт – квадратное печенье

Холодное мороженое – горячий чай

Горькое лекарство – сладкое варенье

Б)  Понимание различных форм словоизменения

  • Образование существительных множественного числа (покажи где?)

Им. Падеж

Н/Р: Стол - столы

Нач. г

Кон. г

Род.  падеж

Н/Р: Столы - столов

Нач. г

Кон. г

Дом

Коты

Кот

Дома

Кукла

Глаза

Глаз  

Окна

Окно

Куклы

  • Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами (покажи где?)

пробы

Нач. года

Кон. года

Машина в гараже

Ваза на столе

Мячик у ведерка

Котик под креслом

Коза за забором

  • Образование уменьшительно-ласкательной формы сущ-го  (покажи где?)

пробы

Нач. года

Кон. года

Стол - столик        

Машина – машинка

Ведро – ведерко (ведерочко)

Чашка – чашечка

Окно – окошко (окошечко)

  • Дифференциация форм ЕД-го и МН-го числа глаголов (покажи где?)

пробы

Нач. года

Кон. года

Кошка сидит – кошки сидят

Слон стоит – слоны идут

Птица летит – птицы летят

Машина едет – машины едут

  • Дифференциация глаголов с  приставками  (покажи где?)

пробы

Нач. года

Кон. года

Девочка наливает воду в стакан

Девочка выливает воду из стакана

Мальчик  поливает цветы из лейки

Собака выглядывает из конуры

Птица летит в гнездо

ВЕГО ЗА 2 СЕРИЮ ________

СЕРИЯ  3.  Исследование  состояния экспрессивной речи

А)  Состояние фонематического восприятия 

  • Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении

Нач. г

Кон. г

  • Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении

Нач. г

Кон. г

Кот – кит

Коса – коза

Дом – дым

Мишка – миска

Уточка - удочка

Кочка – кошка

Киска – миска

Малина - Марина

Почка – бочка

Рейка - лейка

Мишка – мышка

Марка – майка

  • Повторение слоговых цепочек:

Пробы

Нач. г

Кон. г

Нач. г

Кон. г

Ба-па

Па-ба

Га-ка

Ка-га

Да-та

Та-да

Ма-ба

Ба-ма

За-са

Са-за

Ца-са-ца

Са-ца-са

Ша-жа-ша

Жа-ша-жа

  • Исследование звукослоговой структуры:

пробы

Нач. года

Кон. года

Кот

Вода

Спина  

Банка

Самолет

Фотограф

Погремушка

Парашютист

  • Исследование звукопроизношения:

Пробы

Нач. года

Кон. года

Дом – день – обед

Тень – тина – аист

Нота – нить – слон

Вата – вилка – улов

Фота – фиалка – шкаф

Собака – маска – нос

Сено - василек – рис

Замок – коза

Зима – магазин

Цапля – яйцо – огурец

Шуба - кошка – камыш

Жук – ножи

Щука – вещи – лещ

Чашка - очки – мяч

Лампа – молоко – мел

Лето – колесо - соль

Рыба – корова – топор

Река - варенье – дверь

Гусь - бумага

Кот – сокол – клубок

Хлеб – сахар – петух

Йод – майка – трамвай

  • Анализ звукового состава слов:

Выделение 1-го звука в слове

Нач. г

Кон. г

Выделение последнего звука в слове

Нач. г

Кон. г

Астра

Сом

Утка

Кот

Обруч

Нос

Волк

Шары

Замок

Рука

Б)  Состояние грамматического строя речи

  • Повторение предложений:

пробы

Нач. г

Кон. г

Дети ловят бабочку.

В саду было много красных яблок.

Дети катали из снега комки и лепили снежную бабу.

Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому-что холодно.

Медведь нашел под большим деревом глубокую яму и сделал себе берлогу.

  • Употребление предложных конструкций с предлогами В, НА, ИЗ, ПОД, ОКОЛО

Нач. г

Кон. г

Птенец выпал _(ИЗ)  гнезда

Почки распустились _(НА)  деревьях.

Щенок спрятался _(ЗА) крыльцом.

Пес сидит __(ОКОЛО) конуры.

Кошка залезла __(ПОД)  дом.

  • Образование существительных множественного числа (покажи где?):

Им. Падеж

(МНОГО)

Нач. г

Кон. г

Род. падеж

(НЕТ  КОГО? ЧЕГО?)

Нач. г

Кон. г

Стол – столы

Дома – домов

Кот – коты

Слоты – столов

Дом – дома

Руки – рук

Кукла – куклы

Коты – котов

Рука – руки

Окна – окон

Окно – окна

Куклы - кукол

  • Подбор  прилагательных  к  существительному  (Какая? Какой? Какое?):

Пробы

Нач. г

Кон. г

Лиса

Лимон

Яблоко

Брюки

Солнце

  • Употребление числительных 2 и 5 с существительными:

С числительным 2

Нач. г

Кон. г

С числительным 5

Нач. г

Кон. г

Машина

Яблоко

Груша

Мяч

Ведро

В)  Активный словарь

  • Имена существительные (назвать по 4-5 к каждой группе):

пробы

Нач. года

Кон. года

Игрушки

Посуда

Одежда

Обувь

Мебель

Овощи

Фрукты

  • Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных:

пробы

Нач. г

Кон. г

Дом

Стол

Забор  

Окно

Палец

  • Назвать части тела (у себя) и части предметов:

Пробы

Нач. г

Кон. г

пробы

Нач. г

Кон. г

Ноги        

Спинка стула

Руки

Сиденье стула

Голова

Ножки стула

Глаза

Кузов машины

Уши

Колеса машины

Нос

Воротник куртки

Живот

Пуговицы рубашки

Грудь

Рукава платья

  • Название детенышей животных:

пробы

Нач. г

Кон. г

Кошки

Лисы

Свиньи

Собаки

Коровы

  • Образование глагола ИДТИ с приставками (ответ на вопрос):

пробы

Нач. г

Кон. г

Мальчик из дома (Что сделал?)…  /вышел/

По улице… /пошел/

Через дорогу… /перешел/

К магазину… /подошел/

В магазин… /вошел/

  • Назвать действие по предъявленному предмету.

«Что  делают?»

Нач.г

Кон.г

«Как передвигаются, общаются?»

Нач.г

Кон.г

Лопатой

Птицы

Топором

Рыбы

Пилой

Кузнечик

Расческой

Собака

Ножом

Лягушка  

Корова

  • Назови одним словом (уровень обобщений)

пробы

Нач. г

Кон. г

Мяч, кукла, машинка

Шорты, куртка, платье

Сапоги, туфли, тапочки

Вилка, сковорода, чашка

Шкаф, стол, кресло

Помидор, огурец, морковь

Яблоко, груша, апельсин

Кошка, собака, корова

Медведь, лиса, волк

Воробей, голубь, сорока

Автобус, самолет, поезд

ВСЕГО ЗА 3 СЕРИЮ _________

 СЕРИЯ 4  Исследование связной речи.

  • Составление рассказа по сюжетной картинке

Нач. года

Кон. года

Смысловая целостность

Лексико-грамматическое оформление

Способ выполнения

  • Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Нач. года

Кон. года

Смысловая целостность

(что сначала, что потом?)

Лексико-грамматическое оформление

Способ выполнения

  • Пересказ прослушанного текста

Нач. года

Кон. года

Смысловая целостность

Лексико-грамматическое оформление

Способ выполнения

ВСЕГО ЗА 4 СЕРИЮ __________

Нач. года

Кон.года

1 СЕРИЯ

2 СЕРИЯ

3 СЕРИЯ

4 СЕРИЯ

ВСЕГО:

  1. ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ:
  1. Нищева Н.В.  «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. СПб, 2014.
  2. Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР». СПб, 2007.
  3. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР. СПб, 2008.
  4. Нищева Н.В. Речевая карта ребенка с ОНР (от 4 до 7 лет).  СПб, 2008.
  5. Нищева Н.В. Рабочие тетради № 1, № 2 для средней, старшей и подготовительной логопедических групп. СПб, 2000.
  6. Коноваленко В.В. «Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР» (1-3 периоды). М., 1999.
  7. Колесникова Е.В. «Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет». М., 1999.
  8. Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду». Занятия с детьми 5-6 лет с ОНР. М., 2004.
  9. Кузнецова Е.В. «Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет». М., 2004.
  10. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. «Обучение грамоте детей с нарушениями речи». М., 2009.
  11. Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». М., 1999.
  12. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.  «Устранение ОНР у детей дошкольного возраста». М., 2004.
  13. Филичева Т.Б., Туманова  Т.В.  «Дети с ОНР». М., 2000.
  14. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР». М., 2001.
  15. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения». М., 1999.
  16. Епифанова  О.В. «Автоматизация и дифференциация звуков» Упражнения, задания, игры для детей 6-9 лет. Волгоград, 2013.
  17. Степанова О.А. «Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении». М., 2003.
  18. Степанова  О.А. «Организация логопедической работы в ДОУ». М., 2007.
  19. Лопатина  Л.В., Серебрякова Н.В. «Преодоление речевых нарушений у дошкольников». С-П., 2001.
  20. Кондратенко И.Ю. «Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте». М., 2005.
  21. Дедюхина Г.В. «Работа над ритмом в логопедической практике». М., 2006.
  22. Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. «Исправляем произношение. Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств». С-П.. 2007.
  23. Глухов В.П. Наглядно-дидактический материал для работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями  речи (ФФН и ОНР). М., 2003.
  24. Козырева О.А., Дубенко Н.Б. «Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи».  М., 2005.
  25. Косинова Е. «Уроки логопеда. Тесты на развитие речи для детей от 2 до 7 лет». М., 2014.
  26. Метельская Н.Г. 100 физминуток на логопедических занятиях.  М., 2010.
  27. Куликовская Т.А. «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках». М., 2014.
  28. Волкова Л.С. «Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференцированной диагностики». С-П., 2004.
  29. Волкова Л.С. «Логопедия». М., 2005.
  30. Акименко В.М. «Новые логопедические технологии». Ростов-на-Дону, 2008.  
  31. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. С-П., 2000.
  32. Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия.  М: Мозаика-Синтез,2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя-логопеда «Коррекционно-развивающая работа в ДОО с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи в условиях логопедического пункта».

Задачи программы:•предупреждать возникновение проблем  ребенка в речевом развитии;•оказать помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач речевого  развития;•повышать ...

Адаптированная рабочая программа учителя-логопеда ДОУ по логопедической работе с детьми 4-7 летнего возраста, имеющими ФНР, ФФНР, ОНР 2 и 3 уровня в условиях логопункта на 2017-2018 учебный год

Адаптированная рабочая программа учителя-логопеда ДОУпо логопедической работе с детьми 4-7 летнего возраста, имеющими ФНР, ФФНР, ОНР 2 и 3 уровняв условиях логопунктана 2017-2018 учебный год...

Рабочая программа учителя-логопеда коррекционно-развивающей работы в группе комбинированной направленности для детей 5- 7лет

Детей с речевыми нарушениями рассматривают, как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психологические особенности затрудняют успешное овладение и...

Рабочая программа учителя-логопеда коррекционно-развивающей работы по преодолению речевых нарушений у детей 3-8 лет в условиях логопедического пункта

Рабочая программа учителя-логопедакоррекционно-развивающей работы по преодолениюречевых нарушений у детей 3-8 летв условиях логопедического пункта...

Рабочая программа учителя - логопеда Коррекционно-развивающей работы в группах компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития среднего, старшего и подготовительного к школе возраста.

Содержание рабочей программыI. Содержательный раздел программы Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цели, задачи реализации рабочей программы 1.3. Принципы к формированию рабо...