« Инновационные технологии в логопедической практике» «Апробирование логоритмических занятий в логопедии»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Посохова Римма Владимировна

Данная статья полезна не только логопедам, но и воспитателям и работникам ДОУ. Используйте логоритмику, как можно чаще не своих занятиях и Вы увидите как плодотворна она влияет на развитие речи у детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsionnye_tehnologii_v_logopedicheskoy_praktike.doc128 КБ

Предварительный просмотр:

« Инновационные технологии в логопедической практике»

«Апробирование логоритмических занятий в логопедии»

       

           Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. Речь – это не врожденная способность, она формируется постепенно. К 5 годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин – анатомического строения тела, задержки развития речевого аппарата. Функциональной незрелости речевых зон головного мозга, несформированности произвольных движений и т.д. Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются. Логоритмичекие занятия для детей старшей группы, посещающих обычный детский сад, которые помогут исправить речевые нарушения дошкольников.

          Основополагающий принцип проведения занятий – взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом на логоритмических занятий.  Логоритмические занятия составлены с опорой на лексические темы. Многократное повторное изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Содержание занятий изменятся по мере поэтапного усложнения речевого материала. Повторение их в форме спектаклей, сказок, игр совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает положительное эмоциональное состояние детей, познавательных интерес и внимание, активизирует речь. Сюжетно – тематическая организация занятия наиболее соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуется возможности детей координировать свои движения. В результате знания лучше усваиваются.

        Логоритмические занятия направлены на развитие всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных интересов, творческих способностей детей, воспитывают нравственно – эстетические и этические чувства .

        Логоритмическое хзанятие включает следующие элементы:

  • Логопедическую гимнастику – комплекс упражнений для укрепления мышц и органов  

    артикуляционного аппарата.

  • Чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков.
  • Пальчиковю гимнастику для развития тонких движений пальцев.
  • Упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным  

    особенностям детей, для мышечно – двигательного и координального тренинга.

  • Фонопедическе упражнения по методу В.В.Емельянова для укрепления гортани и

    привития навыков речевого дыхания.

  • Вокально  артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания.
  • Песни и стихи, сопровождаемые движением рук, для развития плавности и

    выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга;

  • Музыкальные игры, способствующие развитию речи, речевого слуха и памяти.
  • Музыкальные игры способствующие развитию речи, внимания, умению  

    ориентироваться в пространстве;

  • Мело – и ритмодекламация для координации слуха, речи,.
  • Упражнения для развития мимических мышц.
  • Коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны  общения,  

    симпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения,  

    позитивного самоощущения.

  • Упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.

                     Структура занятия не всегда включает все перечисленные элементы. Последовательность ознакомления со звуками можно варьировать в зависимости от характера нарушений речи у детей. Общеразвивающие упражнения должны соответствовать возрастным особенностям детей. Логоритмические занятия рекомендуется проводить несколько раз в неделю. Организатором занятий может выступать музыкальный руководитель, логопед или воспитатель. Желательная тесная связь  работе педагогов ДОУ, чистоговорки, пальчиковые игры, динамические паузы можно использовать на других занятиях. Песенный и танцевальный результат разучивается на музыкальных занятиях. Главный принцип достижения эффективности работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его возрастных, психофизиологических способностей и речевых возможностей.

             Занятия апробируются. В старших группах детских садов .

Современная артикуляция

(новые приемы в подготовке речевого аппарата)

       Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнером о совместной  деятельности, руководить коллективом. Правильная, хорошо развития речь является одним из показателей готовности ребенка к школьному обучению.

      Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно и е развитие формируется в зависимости от ряда причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытующее мнение, о том, что звукопроизносительная сторона речи формируется самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых – будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением - глубоко ошибочно. Невмешательство в формирование детской речи почти всегда ведет за собой отставание в развитии. Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь.

     Воспитание чистой, правильной речи у ребенка – задача большой общественной значимости, и серьезность её должны осознавать все – логопеды, родители, воспитатели и учителя.

       Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов – кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звук, которые не могли быть произнесены из-за её отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолировано, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе    органов звукопроизносительного аппарата. Таким образом, произнесение звуков речи – это сложный двигательный навык.

Для четкой артикуляции нужны сильные и упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических; процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания. Таким образом говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, шеи, плечевого пояса и грудной клетки.         Метод воспитания звукопроизношения путем специфической гимнастики признан целым рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по расстройствам речи.

      Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые дл правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых фонем -  и коррекции нарушений звукопроизнесения любой этиологии и патогенеза. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки отдельных положений губ, языка, мягкого НБА, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

     Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики требует от ребенка больших энергетических затрат, определенных усилий и терпения. Эффективность логопедической работы по развитию артикуляционной гимнастики в значительной мере определяется тем, как сам ребенок в процессе её проведения, какая роль отводится ему, какова степень его инициативности. Чтобы у ребенка не пропал интерес артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону. Предпосылкой успеха является благоприятные условия. Для этого лучше всего использовать игру, как ведущий вид деятельности, а также естественную и привлекательную для них как форму занятий. В игре обязательно должен присутствовать элемент соревнований, должны быть награды за успешное выполнение упражнений. Для красочного и забавного оформления игры – занятия используются красочны пособия, игрушки, сказочные герои, привлечение стихотворных текстов…

Интегрированные занятия

       Интегрированные занятия – это занятии проводимы совместно например с психологом, музыкальным работником или воспитателем. Эти занятия сейчас часто используются в практике и имеют существенные результаты. Например занятия проводимые совместно с музыкальным руководителем называются логоритмическими . Дети в игровой форме да еще и в игровых ситуациях лучше воспринимают материал и быстрее его осваивают и воспринимают.

     Занятия проводимые совместно с психологом имеют свою сущность и специфику. На этих занятиях используется тестовая методика ГД дети с одной стороны рисуют на заданный звук, а с другой это тест на определения памяти, логики или мышления. Эти занятия очень содержательны интересны детям и очень результативны, поэтому они и апробируются сейчас на базе школ и дошкольных учреждений

Использование игр и игровых упражнений  на занятии

      Детский сад – это первое звено в системе народного образования и воспитания. Игра является ведущим видом деятельности детей – дошкольников. Поэтому все занятия строятся на основе или в форме игры. Для детей  разработаны игры и упражнения, которые условно можно объеденнть в две группы:

  1. игры и упражнения направленные на совершенствование ориентировки ребенка в окружающем мире и формирование словаря;
  2. Игры и упражнения, способствующие совершенствованию работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста

Ознакомление с окружающем и формирование словаря.

         Слово – это единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса. Словарная работа тесно связана с ознакомлением ребенка с миром вещей, явлений, их свойствами, качествами. От объекта к слову и от слова к объекту – два взаимосвязанных подхода, которые использованы автором при разработке игр. Известно, что знакомясь с огромным миром вещей, которые их окружают дети путают предметы, сходные по назначению и похожие внешне : чашка – стакан – кружка., платье – сарафан., и т.д.

        Практические работники знают как трудно научить ребенка описывать предмет, учитывая всю совокупность признаков Именно эти трудности и преодолевает игра «У кого какой предмет»,  «Ателье» в этих играх дети учатся описывать предметы, одежду, где дают полную его характеристику. Как известно, мышление неотделимо от речи. Поэтому развитие речи детей должно постоянно сопутствовать овладение мыслительных операциями. Умение сравнивать, классифицировать, обобщать проявляется в логической четкости, доказательности речи. В возрасте 4-6 лет имеет место игр на различение цветов и их оттенков. Они помогают познакомить дошкольников с общепринятой систематизацией цветовых тонов и оттенков, что значительно обогащает детскую речь.

Воспитание звуковой культуры речи.

       В понятие «ЗКР» входит не только правильное произношение, но и культура речи произнесения (отчетливое произнесение звуков, слов, фраз, хороший темп речи, её громкость). Полноценное развитие этих сторон речи – необходимое условие подготовки детей к обучению грамоте. Поэтому новые игры и игровые ситуации – большое подспорье к практике.

  • Игра на развитие фонематического слуха.
  • Игра «Найди пару».
  • Некоторые игры предназначены для группового обучение, на некоторые для

         индивидуальных занятий, и для самостоятельной работы с детьми.

  • Игры и игровые ситуации можно и нужно использовать на логопедических

         занятиях в работе с детьми с подготовительными группами дошкольных

         учреждений.

Учитель-логопед

Посохова Римма Владимировна

ФГКДОУ №156 МОРФ г. Белгород-22

сайт: мhttp://kalinka156.ucoz.net/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Инновационные технологии использования логопедических игр и игровых упражнений как средства повышения мотивации детей в системе работы на коррекционных часах»

Организуя коррекционную работу по развитию речи, логопеду и воспитателю приходится искать интересные для дошкольников формы преподнесения и закрепления материала. Это, конечно же, игры. Они являются о...

Инновационные технологии в логопедической практике. Часть 1.

Презентация в двух частях.Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины,  логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, не т...

Использование инновационных технологий в логопедической деятельности с учащимися на комплексных занятиях

С 1 сентября 2011 года ученики первых классов начали обучение по новому образовательному стандарту начального общего образования. Предполагается постепенное переведение на этот стандарт всей начальной...

Использование инновационных технологий на логопедических занятиях в ДОУ

АннотацияИспользование инновационных здоровьесберегающих технологий  на логопедических занятиях у дошкольников с нарушениями речи.Биоэнергопластика, кинезиология, ИКТ...

Конспект НОД учителя логопеда на тему "Использование инновационных технологий в логопедической практике"

Эта НОД наполнена обширным речевым материалом для закрепления звука "Р" на разных этапах автоматизации....

Конспект открытого интегрированного логоритмического занятия учителя-логопеда и педагога дополнительного образования по изо в старшей группе компенсирующей направленности «Колокольчик» Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗИМНИЙ ЛЕС»

Конспект открытого интегрированного логоритмического занятия  учителя-логопеда и педагога дополнительного образования по изо в старшей группе компенсирующей направленности «Колокольчик&raqu...