Проект "Ты не один"
проект по логопедии (младшая группа)

Рябенкова Валентина Тихоновна

Проект по социально-коммуникативному развитию детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) "Ты не один", воспитывающихся в условиях дома ребёнка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sots_proekt.docx45.52 КБ

Предварительный просмотр:

 

Утверждаю

Главный врач ОГБУЗ «Специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики «Красный Бор»

_________________О.Я.Дейнеко

09.10.2017г.

Проект:

«Социально – коммуникативное развитие детей с тяжелыми нарушениями речи  (ОНР) 3-4 лет «Ты не один», воспитывающихся в условиях дома ребенка»

                                                             

 Составила: логопед  Рябенкова  В.Т.

г. Смоленск 2017 год

«Ввести ребенка в мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста»

В.А.Сухомлинский

Описание проблемы и актуализация проекта

Дети дома ребенка – это дети из неблагополучных семей, ведущих асоциальный образ жизни. Агрессивные проявления со стороны родителей задают ребенку негативные образцы поведения в социуме, начиная с раннего детства.  Согласно данным статистики только 10% выпускников сиротских учреждений адаптируются в обществе, поэтому проблема социализации личности ребенка, понимание норм и ценностей жизнедеятельности в социуме является актуальной проблемой для детей дома ребенка. Дети дома ребёнка воспитываются в условиях стационара, они лишены семьи, которая выполняет социализирующую функцию. Лишение детей материнской заботы с последующей депривацией, негативно сказывается на их психическом развитии и физическом здоровье. У детей отмечается эмоционально-личностная незрелость, у них сужен круг представлений о явлениях социальной действительности, а те знания которые имеются оказываются поверхностными, неточными, неверными . Не сформированы межличностные отношения и гендерные представления. Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их коммуникативные навыки и умения значительно ниже, чем у их сверстников. Эти недостатки затрудняют социальную адаптацию, взаимодействие детей с ТНР со взрослыми и детьми, поэтому логопед в доме ребенка является активным участником образовательного процесса в области «Социально-коммуникативное развитие». В качестве решения выявленной проблемы мной разработан проект по социально-коммуникативному развитию детей, воспитывающихся в доме ребенка. Социальный проект поможет в значительной степени ускорить адаптацию детей  в новых условиях жизни, выработать определенный стиль общения, расширить знания и представления об окружающей действительности, сформировать элементарные навыки поведения в социуме и навыки общения со сверстниками. Поскольку дети дома ребенка в силу своего возраста, отсутствия жизненного опыта, не могут видеть и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, ставить цели, проектная деятельность в младшем дошкольном возрасте носит, как правило, характер двухстороннего сотрудничества детей и взрослого.

Паспорт проекта

( информационно-практико-ориентированый)

Тема: Социально-коммуникативное развитие детей-сирот 3-4лет с ТНР (ОНР1,2 ур.)

Продолжительность: учебный год.

Участники: дети гр.№1, логопед.

Цель проекта: Разработка и проведение мероприятий по формированию и повышению уровня социализации детей с ОНР в условиях дома ребенка. Формирование у детей, оставшихся без попечения родителей, ранней коммуникации и навыков социального поведения и общения.

Задачи:

- формирование базовых представлений о себе и окружающем мире;

- обеспечение эмоционального благополучия (непосредственное общение с каждым ребенком, уважительное отношение к его потребностям и чувствам);

- содержание проектной деятельности осуществить исходя из интересов и возможностей каждого ребенка с учетом социальной ситуации его развития;

- формирование умения сотрудничать со взрослыми и сверстниками;

- воспитание элементарных навыков поведения, соответствующих нормам и правилам, принятым в обществе;

- формирование коммуникативных навыков, культуры общения;

-  развитие познавательной активности;

- обогащение и уточнение словарного запаса, развитие фразовой речи.

Гипотеза: Предположим, что  реализация проекта является условием повышения уровня социализации детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, успешной адаптации в условиях дома ребенка и приобретения положительных личностных качеств.

                     Этапы проектной деятельности:

  • Выявление проблемы;
  • Организация работы над проектом;
  • Практическая деятельность;
  • Результаты мониторинга.

Выявление проблемы у детей:

  • Существуют ли у ребёнка трудности адаптации в новых условиях жизни;
  • Установить, какие представления о себе и близком окружении имеются у ребенка;          

  • Выделяет ли ребёнок своё «Я»;
  • Существуют ли у ребёнка проблемы в общении с детьми и взрослыми;
  • Выяснить какие эмоциональные состояния знакомы детям;
  • Выявить уровень коммуникативных умений детей.

                  Методы изучения уровней речевой коммуникации:

  • Наблюдение за общением детей в естественных условиях;
  • Поручения (спроси, поблагодари, предложи);
  • Беседа после чтения;
  • Совместное рассматривание картин;
  • Игровые ситуации.

                   Организация работы над проектом:

  • Сотрудничество с воспитателями группы, психологом и методистом сенсорной комнаты;
  • Создание комфортной обстановки, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка;
  • Развитие познавательной активности, расширение представлений об окружающем, развитие творческого воображения;
  • Речевое развитие: обогащение и активизация словаря, формирование фразовой речи.

Формы работы:

        

  • Занятия: «Кукла» как прообраз человека, «части тела» ;
  • Утренники , праздники: « масленица» , «день защиты детей»;
  • Сказкотерапия ;
  • Игротерапия ;
  • Создание проблемных ситуаций;
  • Подвижные игры с правилами;
  • Заучивание стихов, потешек и песенок-складок;
  • Кинезиотерапия ;
  • Рассматривание сюжетных картинок.

Методы и методики проектной деятельности

1. Теоретический анализ педагогической и психологической литературы по изучаемой теме

2. Психодиагностические методы:

Методика Г.Б. Степановой «Индивидуальный профиль социального развития ребенка»

«Сюжетные картинки» Р.Р.Калининой

 

 Дидактические игры Е.А.Стребелевой

Методики Р.С. Немова

Ожидаемые результаты:

  • В группе  создана атмосфера доброжелательности, доверия, сотрудничества.
  • У детей  сформированы модели общения: здороваются при встрече, обращаются по имени и отчеству к взрослым, используют в речи вежливые слова «спасибо», «пожалуйста».
  • Ориентируются в окружающей обстановке.
  •  Знают названия и назначение предметов, проявляют любознательность
  • Пополнится и обогатится словарь детей.
  •  Расширятся  знания об окружающем, появится  речевая смелость: будут  задавать  вопросы, комментировать происходящее вокруг себя.
  • У детей сформируются моральные оценки (что хорошо, а что плохо), сложится моральная регуляция поведения.
  •  Разовьются социальные и нравственные чувства.

Реализация проекта:

  • Изготовить альбом  “Наши праздники и развлечения”.

Провести вечер развлечений по теме “Овощи”.

Создать картотеку коммуникативных игр

Оценка коммуникативных умений проводится с учетом следующих критериев (таблица1).

Критерии оценки коммуникативных умений ребенка (14детей)

Таблица 1

 № п/п

Параметры оценки

Количество детей

Уровень речевой активности в %

1

2

3

1

Проявляет большой интерес ко всему новому и необычному, легко приспосабливается к требованиям взрослого, вступает в контакт. Ребенок активен в общении со знакомыми взрослыми, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, проявляет инициативу в общении.

3

21%

2

Проявляет интерес, но неуверен в своих возможностях. В общение вступает чаще по инициативе взрослого (отвечает на вопросы, иногда задает сам). Затрудняется излагать свои мысли.

8

58%

3

С трудом вовлекается в совместную деятельность. Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и взрослыми, не умеет излагать свои мысли. По инициативе взрослого отвечает на вопросы, сам не задает.

3

21%

План мероприятий проектной деятельности

(педагогическая деятельность логопеда)

Таблица 2        

Временной период

Направленияработы

Занятия, игры-упражнения

Развивающие задачи

Сформированные знания, представления и умения детей

Сентябрь

 

Образ «Я»

Игровое упражнение «Кто там?» (с зеркалом)

Формировать у ребенка представления о себе

Знают свое имя, фамилию, половую принадлежность, возраст не называют

Формирование гендерных представлений

НОД

«Оденем кукол на прогулку»   (кукла-мальчик, кукла-девочка)

Рассматривание картинок из серии «Хорошо и плохо»

Учить различать девочек и мальчиков по строению фигуры и одежде

Называют себя: «Я-мальчик, я-девочка»

Формирование представлении о своих частях тела и зонах лица

Игры с речевым сопровождением: «Тик-так, сделай так»

«Есть на пальцах наших ногти…»

Пальчиковый игротренинг: «Ротик мой умеет  кушать…»

«Это глазки: вот! вот!...»

Формировать умение ориентироваться на собственном теле

Учить выполнять движения в соответствии с текстом

Показывают или называют: колени, спина, грудь, шея, плечи, локти

Подражают движениям взрослого

октябрь

Явления окружающей жизни

НОД

Рассматривание картины «В огороде»

«Сухой бассейн»

(занятие в сенсорной комнате)

Уточнить знания о том, где растут овощи, как их убирают

Способство

вать избавлению от мышечного и эмоционального напряжения

Сформировано обобщающее  понятие «Овощи»

Формируется умение управлять своим поведением

НОД

«Репка» с использованием настольного театра

Воспитывать умение эмоционально сопереживать героям  сказки

Эмоционально включаются в ситуацию,  проговаривают небольшие эпизоды

НОД

 Осень»

Целевая прогулка в лес

Учить замечать изменения, происходящие в природе осенью

Проявляют интерес и любознательность, задают много вопросов: «Чей это листик?, а этот чей?»

Игра-занятие по методике               М. Монтессори «Собираем грибы в лесу»

Учить самостоятельно выполнять игровые действия

Развиваются навыки самостоятельности и аккуратности

«Угостим собачку косточкой»

Воспитывать любовь к животным

Формируется желание заботиться о собаке, стимулируется речевая активность

Ноябрь

Знакомство с окружающими  с социальными объектами

НОД

Экскурсии за пределы дома ребенка: к железной дороге, к остановке автобуса, к магазину, на кухню (4 занятия)

Расширять кругозор детей, знакомить с правилами поведения в общественных местах

Формируется адекватное поведение в общественных местах

Формирование взаимодействия со взрослыми и детьми

Коммуникативная игра «Ласковое имя»

Учить взаимодействовать со сверстниками называть с помощью взрослого ласковые имена детей

Формируется доброжелательное отношение к сверстникам

Дидактическая игра «Найди свою пару» (Дидактические игры Е. А.  Стребелевой)

Формировать  умения общаться с партнерами по игре

Развивается интерес к организованной двигательной активности

«Помоги» (Дидактические игры Е. А. Стребелевой)

Русская народная игра: «Кисилек»

Формировать умения оказывать помощь друг другу

Развивать интерес к устному народному творчеству

Формируется внимание, дружелюбие

Развивается внимательность,согласованность

Игра- упражнение по методике М. Монтессори «Смети, но не просыпь»

Формировать умение играть в паре и быть терпеливым по отношению к товарищу

Приобретаютнавыки самостоятельности и уверенности в себе

Декабрь

«Чего не хватает» (Дидактические игры  Е. А. Стребелевой)

Учить деловому общению, ввести выражение «Дайте пожалуйста, спасибо»

Формируются симпатии детей друг к другу

«Шоферы и строители»  (Е. А. Стребелева)

Развивать деловое общение с партнером по игре

Формируются дружеские взаимоотношения, черты незакомплек-сованной личности

Явления окружающей жизни

Ира с речевым сопровождением «Снеговик»

Формировать представление об играх детей зимой: лепят снеговиков, катаются на лыжах, санках, коньках

Развивается умение концентрировать внимание, координировать движения

НОД

Дидактические игры: «Кто где живет?», «Детеныши животных» (Дикие животные)

Расширять знания о диких животных

Формируется познавательный интерес к окружающему миру

Январь

Формирован ие нравственных понятий

«Кукла Оля, кукла Таня»  (Е. А. Стребелева)

Формировать умения, понимать плохие поступки и осуждать их

Сформирована мотивация: «Я – хороший»

Серия сюжетных картинок

Уточнить понятия хорошо, плохо, умения характеризовать действия, изображенные на картинках

Самостоятельно высказывают свое отношение к поступкам детей: «Ты-хороший, ты-плохой»

НОД

Стихотворения А.Барто  «Зайка», «Бычок», «Мишка»

(3занятия)

Учить внимательно слушать, понимать содержание и эмоционально откликаться на произведение

Формируется желание  оказывать сочувствие и помощь литературным героям

Февраль

Март

Развитие познавательной активности

НОД

«Раздай хвостики животным»

НОД

«Какие предметы спрятались в рисунке?

(методика Р.С.Немова)

НОД

«Нелепицы»

НОД

«Отгадай, кто это»

НОД

«Убери лишнюю картинку»

«Сухой дождь»

 

занятие в сенсорной комнате)

НОД

«Воздух»

Формировать заинтересованность, умение соблюдать очередность

Развивать внимание, память, мышление

Закреплять представления ребенка о домашних животных на материале загадок

Упражнять в группировке предметов по классам, исключать лишний предмет

Формировать умение управлять своими чувствами

Определить свойства воздуха путем эксперементирования

Сформировано уважение к сверстнику, умение быть терпеливым

Определяют не все предметы

Замечают ошибки в изображенном предмете только после привлечения их внимания

Отгадывают загадки после повторного п

редъявления

Функции обобщения сформированы по 5-6 лексическим темам, но объяснить свои действия затрудняются

Теплый – для возбужденного ребенка, холодный – для подавленногоСоблюдают правила поведения в сенсорной комнате

Проявляют любознательность, выдержку

Апрель

Знакомимся с профессиями

НОД

«Кому что нужно»

НОД

Лото «Профессии»

НОД

Сюжетно-ролевая игра: «Больница»

Воспитывать интерес и уважение к труду взрослых

Закрепить названия профессий: повар, доктор, маляр, пожарник, летчик, шофер, парикмахер

Учить ребенка выполнять роль доктора в соответствии с замыслом игры

Самостоятельно убирают игрушки, помогают накрывать на стол, не бросают мусор

Проявляют уважение и вежливое обращение к сотрудникам дома ребенка

Умеют выполнять, взятую на себя роль. Проявляют инициативу в игре

Май

Мир вокруг нас

НОД

«Времена года»

НОД

«Куда села бабочка»

НОД

«Воздух»

Учить видеть признаки сезонных изменений в природе, жизни и труде людей

Уточнить знания ребенка о растениях (трава, цветы, дерево, куст), их частях: ствол, ветки, листья

Познакомить детей со свойствами воздуха путем экспериментирования

Сформировано бережное отношение к живой природе

Сформирован о устойчивое внимание и интерес на протяжении всего занятия

Сформированы навыки культуры поведения.

Результаты проектной деятельности отражены в таблицах № 3,4,5

Для определения уровней социализации использовала методику: «Индивидуальный профиль социального развития ребенка» Г.Б.Степановой (детей- 14чел.)

Таблица 3

Утверждения

Уровень социализации

Начало проекта

Конец проекта

В %

С %

Н%

В %

С %

Н %

Легко идет на контакт со взрослым

14

57

29

71

29

_

Успешно действует под руководством взрослого

28

36

36

57

29

14

Часто взаимодействует со сверстниками

43

43

14

57

43

_

Легко устанавливает дружественные отношения со сверстниками

21

58

21

43

43

14

Способен  жертвовать своими интересами ради других

_

57

43

36

36

28

Проявляет качества лидера

_

29

71

21

50

29

Хорошо действует самостоятельно

14

36

50

50

36

14

Признает правила поведения, предложенные взрослым

21

29

50

57

29

14

Не причиняет вреда растениям, животным, книгам, игрушкам

36

14

50

50

50

_

Умеет сдерживать себя, контролировать свое поведение

21

50

29

50

29

21

Аналитическая таблица коммуникативных умений и навыков

(показатели в процентах к количеству детей -14 чел.)

Таблица 4

№ п/п

Критерии оценки

Количество

детей

Характеристика динамики

Начало

проекта

Конец проекта

1.

Проявляет большой интерес ко всему новому и необычному, легко приспосабливается к требованиям взрослого, вступает в контакт. Ребенок активен в общении со знакомыми взрослыми, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, проявляет инициативу в общении.

6  (42%)

 7  (50%)  

Положительная

2.

Проявляет интерес, но неуверен в своих возможностях. В общение вступает чаще по инициативе взрослого (отвечает на вопросы, иногда задает сам). Затрудняется излагать свои мысли.

4  (29%)

   7  (50%)

Положительная

3.

С трудом вовлекается в совместную деятельность. Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и взрослыми, не умеет излагать свои мысли. По инициативе взрослого отвечает на вопросы, сам не задает.

4  (29%)

_

Положительная

Аналитическая таблица развития личностных качеств

Таблица 5

Личностные характеристики

Параметры оценки

        

Начало проекта

Конец проекта

Самостоятельность

Ребенок нуждается в постоянной помощи взрослого

Самостоятельно дейст-вует при выполнении знакомых заданий, при предъявлении новых использует ранее накопленный опыт

Уверенность

Не уверен в себе, действует с оглядкой на взрослого

Принимает задачу и уверенно выполняет ее

Инициативность

Ни в чем не проявляет инициативы

Принимает на себя роль, взаимодействует со сверстниками в игре

Любознательность

Интерес к окружающему снижен

 Замечает изменения в окружающей среде и задает много вопросов

Настойчивость

При возникновении трудностей отказывается от задания

Совершает многократные попытки добиться результата, варьируя способы действия

Способный управлять своим поведением

Соблюдает правила поведения в группе, в логопедическом кабинете, на улице

Понимает социальную оценку поступков сверстников (что хорошо, что плохо)

Общительность

Вступает в общение по инициативе взрослого и детей

Активно общается со сверстниками, умеет договариваться. Проявляет дружелюбие и доброжелательность

Познавательная активность

Познавательная активность ниже возрастной нормы

Поглощен деятельностью, действует сосредоточенно, длительно сохраняет интерес к заданию

Эмоционально-отзывчивый

Эмоции носят слабовыраженный характер

Откликается на эмоции детей. Умеет выразить сочувствие, пожалеть сверстника, обнять его, помочь

Выводы:

Из таблиц видно, что у детей в формировании социально- коммуникативных умений и навыков отмечается положительная динамика, значит проект был содержательным и насыщенным и поэтому дал хорошие результаты. Практическая значимость проекта заключается в разработанной системе коррекционно-развивающих занятий. Речевая активность детей по окончанию проекта значительно повысилась, наблюдается улучшение со стороны лексических и грамматических средств языка. Благодаря проекту у детей сформировались положительные личностные качества и качества эмоционально благополучного ребенка, накоплен опыт доброжелательных взаимоотношений со сверстниками. Выдвинутая гипотеза полностью подтвердилась. Для улучшения результативности проекта разработать в 2018-2019 учебном году дополнительный проект: «Адаптация и ранняя социализация детей 3-4 лет с ТНР»

Литература:

В. А. Доскин, З. С. Макаренко, Р. В.  Ямпольская «Развитие и воспитание детей в домах ребенка»

Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Комаровой

Руководство для врачей домов ребенка под редакцией Л. В. Дружининой

Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова «Дети с общим недоразвитием речи»

Е. А. Стребелева «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии»

О.С.Павлова «Нарушение коммуникативного акта у детей с общим недоразвитием речи

Л.Г.Соловьева «Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи» Дефектология 1966 №1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по ОБЖ "Один дома"

Цель проекта: формирование осознанного правильного поведения, позволяющего избегать ситуации дома. Закрепление знаний о правилах безопасности при общении с бытовыми приборами, острыми предметами, спос...

Физкультурно – оздоровительная работа по проекту «Весна» на один день в средней группе

Физкультурно – оздоровительная работа по проекту «Весна» на один день в средней группе...

Проект по ОБЖ "Один дома"

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                 центр развития ребенка детский сад №50...

Проект "Когда я один дома"

Сформировать у детей представление об опасных предметах,  которые встречаются в быту, необходимости этих предметов для человека, правилах пользования ими....

Проект «Оригами как один из креативных методов художественно - эстетического воспитания дошкольников».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому развитию детей...

Педагогический проект "Экспериментирование, как один из методов развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

Данная работа посвещена опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавате...

Проект по ОБЖ "Один дома"

Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности...