Семинар-практикум для педагогов ДОУ по теме: "Система работы с воспитанниками с ОВЗ (детьми-инвалидами) с использованием современных технологий в условиях общеразвивающей и комбинированной группы ДОУ"
методическая разработка по логопедии

Шипунова Римма Раисовна

В данном материале представлена система работы с воспитанниками с ОВЗ и детьми-инвалидами в услових комбинированной и общеразвивающей группы с использование современных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_tekst.docx31.3 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум

«Система работы с воспитанниками ОВЗ (детьми-инвалидами) с использованием современных технологий в условиях общеразвивающей  и комбинированной группы».

Образовательный процесс с воспитанниками  с ОВЗ в МАДОУ «Детский сад №20 «Золушка» регламентируется следующим нормативно-правовым обеспечением:

  • Федеральный уровень
  • Региональный уровень
  • Муниципальный уровень.

МАДОУ «Детский сад № 20 «Золушка» посещает 317 воспитанников, из них:

Возрастная категория

В условиях комбинированной группы

В условиях общеразвивающей группы

ОВЗ (ТНР)

ОВЗ (УО)

Дети-инвалиды

ОВЗ

От 4-5 лет

3

1

 2 (ТНР)

От 5-6 лет

1

1

От 6-7 лет

 2

1 (ЗПР)

Для организации эффективной помощи воспитанникам с ОВЗ, детям-инвалидам в нашем учреждении действуют следующие службы:

          ПМПк является формой методической работы педагогического коллектива и взаимодействия специалистов, объединяющихся для психолого-медико- педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии в условиях МАДОУ «Детский сад № 20 «Золушка». Это систематически действующее совещание лиц, участвующих в образовательном процессе Учреждения, наделенное правом давать рекомендации. Главная задача Консилиума - определение основных направлений, форм и сроков коррекционно-развивающего процесса.  ПМПк  в Учреждении создается для определения методов, содержания и продолжительности оказания психолого-педагогической и медико-социальной (ППМС) -помощи обучающимся.

ППМС – центр-основная цель: оказание ППМС-помощи в развитии и социальной адаптации лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основной образовательной программы, развитии и социальной адаптации. Педагог-психолог, учителя-логопеды предоставляют ППМС-помощь (при наличии письменного согласия родителей (законных представителей) обучающихся), в следующих формах:

- психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и воспитателей;

- коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, в том числе логопедическая помощь обучающимся;

- помощь обучающимся в социальной адаптации.

Варианты АООП: Согласно части 1 статьи 79 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ и ФГОС дошкольного образования определяются следующие  условия  содержание образования, обучения и воспитания:

  • для обучающихся с ОВЗ – адаптированной основной образовательной программой соответствующего уровня образования (при обучении в отдельной группе или в отдельной общеобразовательной организации) или адаптированной образовательной программой при совместном обучении с нормально развивающимися сверстниками;
  • для детей с инвалидностью – ООП соответствующего уровня образования (если нет заключения ПМПК)) или АООП с учетом индивидуальной программы реабилитации или абилитации.

АООП в нашем учреждении разработана по структуре ООП программы  

(целевой, содержательный и организационный разделы) и состоит из трех частей:

АОП для детей с ОВЗ (ТНР)

I часть

на основе  примерной  адаптированной  программы коррекционно-развивающей работы для детей с тяжелыми нарушениями речи под редакцией Н.В.Нищевой.

АООП для детей с ОВЗ (УО)  (ребенок - инвалид)

II часть

на основе  программы  для детей с нарушением интеллекта «Коррекционноразвивающее  обучение и воспитание» (авт. Е.А. Екжанова,  Е.А.Стребелева

АООП для детей с ОВЗ (ЗПР)

III часть

 на основе программы  «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» под редакцией  С.Г. Шевченко

Рассмотрим возможные варианты статуса воспитанников в ДОУ

  1. Воспитанник с ОВЗ – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ч. 16 ст. 2 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).
  2. Ребенок – инвалид.  Статус инвалида гражданам России присваивает Бюро медико-социальной экспертизы (п. 1 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95). Получение справки об инвалидности и индивидуальной программы реабилитации или абилитации (ИПРА) не всегда требует изменений условий и программы образования ребенка. Например, дети с соматическими заболеваниями  могут обучаться по основной образовательной программе и не посещать ТПМПК. Обращаю ваше внимание: обучающийся с ОВЗ не всегда является инвалидом, а ребенок с инвалидностью может не нуждаться в создании специальных условий обучения.
  3. Воспитанник с трудностями в усвоении ООП ДО (потенциальный ОВЗ)

Алгоритм организации работы с ребенком ОВЗ

  1. Первичная встреча с семьей воспитанника. Оформление необходимых документов. Администрацией учреждения  решается вопрос о создании необходимых условий пребывания воспитанника с ОВЗ в учреждении.
  2. Специалисты ППМС – центра проводят первичные беседы, консультации, рекомендации, планируют деятельность   по устранении имеющихся нарушений развития.
  3. Медицинская сестра дает рекомендации по осуществлению индивидуального подхода ребенку в соответствии с диагнозом, организации питания, соблюдению режимных процессов  в ДОУ и дома.
  4. Воспитатели отвечают за создание психологически –комфортной среды в группе
  5. Рабочая группа приступает к разработке АООП, утверждение которой проходит на педагогическом совете.
  6. Параллельно специалисты ППМС – центра проводят углубленную диагностику всех сфер развития воспитанника с ОВЗ.
  7. На заседании ПМПк определяется образовательный маршрут воспитанника с ОВЗ, разрабатывается индивидуальная программа педагогической и социально-педагогической помощи  и психологического сопровождения воспитанника с ОВЗ (ИПС).
  8. В течение учебного года специалистами ППМС –центра проводится промежуточная диагностика, при необходимости изменяется или дополняется содержание образовательной деятельности.
  9. В конце учебного года проводится итоговая диагностика развития воспитанника с ОВЗ и  анализ  реализации АООП.

Структура индивидуальной программы педагогической и социально-педагогической помощи  и психологического сопровождения воспитанника с ОВЗ  - ИПС.

  1. Титульный лист (ИПС утверждается приказом директора, согласовывается с родителями (законными представителями)
  2. Пояснительная записка (в которой указывается из какого учреждения прибыл воспитанник, с каким заключением и рекомендациями ТПМПК. Какие специальные условия необходимы   для данного воспитанника.
  3. Педагогом группы оформляется педагогическая характеристика. Педагогом-психологом заполняется психологическое представление на воспитанника. Учитель-логопед делает выписку из речевой карты.
  4. Описываются направления психолого-педагогического сопровождения, определяются сроки, участники и форма сопровождения. Определяется куратор сопровождения, который ведет ИПС
  5. Прописываются цель, задачи: образовательные, коррекционные, воспитательные
  6. Составляется индивидуальный учебный план
  7. Индивидуальный маршрут развития воспитанника с ОВЗ заполняется каждым  участником  сопровождения помесячно, сдается куратору. В конце месяца отслеживается динамика развития воспитанника с ОВЗ.
  8. В конце учебного года - выводы и заключения о ходе реализации ИПС (заполняется в мае каждым специалистом). После ПМПк формулируется коллегиальное заключение и рекомендации на последующий период  обучения.

Алгоритм организации работы с ребенком-инвалидом

  1. Первичная встреча с семьей воспитанника. Оформление необходимых документов. Администрациейучреждения  решается вопрос о создании необходимых условий для пребывания ребенка-инвалида в учреждении.
  2. Специалисты ППМС – центра проводят первичные беседы, консультации, рекомендации, планируют деятельность   по устранении имеющихся нарушений развития.
  3. Медицинская сестра дает рекомендации по осуществлению индивидуального подхода ребенку в соответствии с диагнозом, организации питания, соблюдению режимных процессов  в ДОУ и дома.
  4. Воспитатели отвечают за создание психологически –комфортной среды в группе

       Тьютор или ассистент выполняет следующие функции:

  • оказывает помощь ребенку-инвалиду в различных видах деятельности;
  • выполняет рекомендации ТПМПК;
  • организует ситуацию поддержки ребенка-инвалида;
  1. Рабочая группа приступает к разработке АООП, утверждение которой проходит на педагогическом совете.
  2. Параллельно специалисты ППМС –центра проводят углубленную диагностику всех сфер развития ребёнка-инвалида.
  3. На заседании ПМПк определяется образовательный маршрут ребенка-инвалида, разрабатывается специальная индивидуальная программа развития (СИПР) в соответствии с письмом Мин. Обр.науки  О ВВЕДЕНИИ ФГОС ОВЗ.
  4. В течение учебного года специалистами ППМС –центра проводится промежуточная диагностика, при необходимости изменяется или дополняется содержание образовательной деятельности.
  5. В конце учебного года проводится итоговая диагностика развития ребенка-инвалида и  анализ  реализации АООП.

Алгоритм организации работы с ребенком, испытывающим трудности в усвоении ООП (потенциальный ОВЗ).

  1. От педагогов группы поступает запрос на ПМПк о необходимости консультации ТПМПК конкретному воспитаннику, т.к. он не справляется с усвоением ООП.
  2. Специалисты ППМС – центра и воспитатели группы оформляют необходимые документы и сопровождают воспитанника на ТПМПК для определения дальнейшего образовательного маршрута.
  3. После заключения ТПМПК (в случае получения воспитанником статуса ОВЗ) администрацией оформляется заявление от родителей (законных представителей) на перевод воспитанника с ОВЗ на обучение по адаптированной основной образовательной программе ДОУ.
  4. Дальнейшее сопровождение планируется в соответствии с вариантом 1.
  5. В случае получения воспитанником статуса ребенок-инвалид, дальнейшее сопровождение планируется в соответствии с вариантом 2.

При работе с воспитанниками ОВЗ, детьми-инвалидами, специалисты ППМС – центра используют современные развивающие  технологии, представленные  на слайде:

Ребенок

ОВЗ (ТНР)

Здоровьесберегающие:

  • артикуляционная,
  • пальчиковая,
  • Дыхательная гимнастика
  • массаж, самомассаж (лица, кистей рук)
  • су-джок – терапия
  • дэнс –терапия;
  • арт –терапия;
  • биоэнергопластика.

Игровой набор «Дары Фрёбеля».

Игры Воскобовича.

Сказкотерапия.

Ребенок

ОВЗ (УО)

–  инвалид

Здоровьесберегающие:

  • песочная терапия;
  • пассивная пальчиковая  гимнастика;
  • пассивный массаж (лица, кистей рук)
  • су-джок – терапия;

Пластилинотерапия.

Элементы АВА – терапии.

Ребенок

ОВЗ (ЗПР)

Здоровьесберегающие:

  • артикуляционная, пальчиковая,
  • дыхательная гимнастики
  • массаж, самомассаж (лица, кистей рук)
  • су-джок – терапия
  • арт –терапия;
  • биоэнергопластика.

Игровой набор «Дары Фрёбеля».

Игры Воскобовича.

Сказкотерапия.

        Таким образом, тщательно организованная коррекционная деятельность специалистов ППМС-центра позволяет добиться значительных результатов в работе с воспитанниками с ОВЗ как в условиях комбинированной, так и общеразвивающей группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий семинара-практикума с участием родителей на тему: «Сказка как источник развития речи, творчества детей и взрослых» с использованием образовательной технологии активных методов обучении (АМО)

Данное образовательное мероприятие с родителями разработано с использованием образовательной технологии активных методов обучения (АМО), что делает мероприятие интереснее, а родителей активными участн...

Семинар-практикум для педагогов «Использование современных технологий в процессе сенсорного развития детей раннего возраста»

Семинар- практикум для педагогов "Использование современных технологий в процессе сенсорного развития детей раннего возраста"...

Консультация для педагогов по теме: «Система педагогической работы с воспитанниками по познавательно – экспериментальной деятельности в младшей и средней группе»

Экспериментирование способствует активному развитию мыслительных способностей: наблюдая за объектами опыта, ребёнок анализирует, обобщает полученные сведения, сравнивает их, делает элементарные выводы...