Развитие речи дошкольника
консультация по логопедии

Глазунова Лариса Владимировна

Развитие речи дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_doshkolnikov.docx19.46 КБ

Предварительный просмотр:

         Развитие речи дошкольников.

Речевая функция – одна из важнейших психических функций и является основным механизмом мышления.  Речь не является врожденной способностью человека, а формируется постепенно в процессе роста и развития.

Наличие речевых расстройств и тем более, полное отсутствие речи у ребенка обычно сказывается на всем его психическом развитии, отрицательно влияют на формирование характера, приводят к отклонениям в его поведении.   Конечно же, все дети индивидуальны, но существуют определенные нормы в развитии детской речи, на которые стоит обратить внимание. И от этих норм следует отталкиваться при принятии решения: идти к логопеду или нет.

Рассмотрим, что же является нормой развития речи для детей.  

От 1    до 2 месяцев   появляется гление (агу-агу,  гу),     после 3х месяцев «лепет» ( тя-тя-тя, ба-ба);

С  6 месяцев              лепет и      звуки  воспроизводятся уже с интонацией.  Ребенок реагирует на свое имя.  Реагирует на голоса других людей без зрительных  подсказок, поворачивает голову и глаза   к   источнику   звука.

В 1 год     легко подражает произносимым взрослым знакомым словам, много и разнообразно лепечет.    Использует до 10  простых слов со значением   (ма-ма,  па-па, ба-ба, би-би,  ко-ко….).      Понимает простые инструкции.

К 1г  3 месяцам   накапливается    до  20  «лепетных» слов,   появляются предложения, состоящие из  слов – корней,  которые  не только   называют предметы, но и одновременно обозначают действия,  производимые  с этими предметами, т.е. являются  одновременно предложениями. Слово «би-би» обозначает  не  просто машинку,  но и сказанное с  требовательной  интонацией  и подкреплённое  жестами:  «Дай машинку»...

         В 1 г  6месяцев        ребенок имеет  активный словарь 30- 50  слов, в основном из существительных,  звукоподражаний.

В 1г   8месяцев            малыш уже  использует   слова-предложения,  а теперь начинается этап фразовой речи. Начинается этап предложений из нескольких слов-корней: «бай» - спать, «бух» - упал, «куп-куп» - купаться и т.д. Много глаголов повелительного наклонения «дай», «неси». Вот примеры таких предложений «ку бух» - кубик  упал, «ав-ав  ам»-собачка кушает.    Ребенок хорошо произносит гласные – а, у, о, и; согласные – п, б, м, к, г, нь, ть, дь, ль, сь.

В 2  года        активный словарь      до 200 слов. Используется, как минимум,  два предлога:   в, на.   Иногда правильно использует местоимения “Я” и “Ты.            Реагирует на такие команды, как «покажи мне свои глаза (нос, рот, волосы)”.

Происходит возникновение первых форм слова. Теперь фраза начинает оформляться грамматически в соответствии с законами языка, а не способом простого приставления слов друг к другу.    Первыми формами существительных, которые появляются в речи, являются -     формы множественного числа с окончаниями –и, -ы  «толь-толи» стол-столы»;      «дать синку»-дать машинку;    без употребления предлогов («толе» - на столе). Теперь  фраза уже состоит из 3 слов.

Добавляются звуки:   Хь, ць, й,  Т, Д, Н.  Часто опускается начальный звук в слове или конечный согласный , большинство стечений согласных замещаются одним звуком.

В 2г  6  месяцев  активный словарь примерно от 200  до 300 слов.  Фраза уже состоит из 3-4 слов. Задает вопросы:  «где?», «когда?», «куда?».  Понимает сказки и рассказы о событиях, которых не  было в опыте ребенка.   Использует предлоги:    из дома,   с мамой,  на столе, для мамы,   через речку, под стол…

В этот период должны быть звуки:  [ с’], [л’], [й’], а также, [г], [х], [к], [м], [п], [б], [н], [в], [ф], [д], [т] (и их мягкие пары), все гласные.   Шипящие звуки ([ш], [ж], [ч’], [щ’]) малыш нередко заменяет мягкими свистящими.   Согласные  [р], [р’], [л] отсутствуют или заменяются звуками [л'], [й]

К 3 годам  активный словарный запас около    1000 слов. Фраза  из  5 слов, понятна посторонним. Правильно использует местоимения “Я” и “Ты”.   Используют редкие слова во множественном числе и в прошедшем времени.       Использует в речи уменьшительно-ласкательные суффиксы (домик, зайчик).

Знает  предлоги: в,  на, под, за, из.   Знает основные части тела и может показать их и назвать.    Называет 4 основных цвета, 3 формы (круг, квадрат, треугольник).  В речи много глаголов.    Понимает простые вопросы, связанные с окружающей средой и деятельностью, использует     слова-обобщения.      Должен знать свой пол, имя, возраст, имена родителей.  До 3,5 лет возможно смягчения звуков.

В  4 года        активный  словарный  запас  около 1500 слов.   Усвоены  звуки  С, З, Ц. Использует все части речи.  Может использовать в речи как минимум четыре предлога или может продемонстрировать свое понимание их значения по просьбе взрослого.          Может повторить слова из  4х   слогов.  Знает названия знакомых животных.  Знает    несколько основных цветов.   Может повторить 5 цифр.  Понимает   понятия: больше - меньше, когда видит соотношение большого с маленьким;  дальше -  ближе;  короткий – длинный…  обобщает предметы.   Легко следует простым командам.

К  5 годам  активный словарный запас около 2000 слов.      Речь:  правильное произношение всех звуков,     простых грамматических конструкций,    сформирован фонематический слух.  Использует много спонтанных описательных слов: прилагательных и наречий, использует  времена   глаголов.   Знает основные: большой-маленький,  высокий -низкий и т.д.     Может считать до 10.  Может назвать бытовые предметы с точки зрения использования (шляпа, обувь, кресло)

Выполняет цепочки    из  4-5 движений по инструкции.    Должен знать свой возраст, адрес и имена ближайших родственников.     Освоены  понятия времени: утро, день, ночь, день, позже, после, в то время.        Ориентируется в днях: завтра, вчера, сегодня.

В 6   лет  активный словарный запас от 3000  до 4000 слов.  Знает все дни недели и легко ориентироваться во времени.    Речь полностью понятна.    Должен уметь составлять связный рассказ по картинке, видеть связи между объектами и событиями.   Активно  расширяет  словарный  запас.   Употребляет  антонимы,  синонимы,   может объяснить пословицу,  сочинить рассказ,  описать картинку,   ребенок способен пересказать небольшой  текст, составить рассказ по картине или серии картин, по представлению  в правильной логической последовательности.    Формируются навыки звукового анализа слов (ребенок способен определить наличие звука в слове, место звука в слове).  Формируется внутренняя речь.

Когда  развитие речи отличается от этих норм необходимо обратиться к специалистам (логопеду,  неврологу,  сурдологу, лору,  психиатру ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в старшей группе «Развитие речи дошкольников – самый ответственный период в развитии речи у детей»

В данном материале размещено родительское собрание,проведённое с родителями детей в старшей группы в игровой форме. Начинается собрание со вступительного слова педагога о большом значении развития реч...

Использование современных технологий в развитии речи дошкольников. Конспект НОД по развитию речи с элементами моделирования для средней группы "Путешествие в лесной кинотеатр"

В данном материале можно увидеть,как используются некоторые из современных технологий для развития речи детей среднего возраста: пальчиковая гимнастика,упражнение для речевого дыхания, артикуляционная...

Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»

Цели: ·        развивать произносительную сторону речи·        формировать коммуникативные навыкиЗадачи:Звуковая кул...

Консультация для воспитателей по развитию речи «Значение пальчиковых игр в развитии речи дошкольников»

Пальчиковые игры и упражнения, пальчиковые разминки способствуютразвитию речи детей дошкольного возраста. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развиваютумение подражать взрослому...