Игры по дороге в детский сад
консультация

Кузьмина Вера Николаевна

Важным условием для умственного развития ребенка является овладением им правильной речью. Часто при оценке речевого развития ребенка взрослые обращают внимание только на то, насколько правильно дети произносят звуки, но речь – процесс многогранный и состоит из многих компонентов. В материале представлены игры и упражнения, направленныена развитие всех компонентов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_po_doroge_v_detskiy_sad.docx18.64 КБ

Предварительный просмотр:

Важным условием для умственного развития ребенка является овладением им правильной речью. Часто при оценке речевого развития ребенка взрослые обращают внимание только на то, насколько правильно дети произносят звуки, но речь – процесс многогранный и состоит из следующих компонентов.

Звукопроизношение

К шести годам звукопроизношение у детей приближается к норме, и работа идет по улучшению дикции, автоматизации звуков в речи.

Необходимо чётко и внятно произносить все звуки речи, слоги, а также слова и предложения со сложной звуковой и слоговой наполняемостью. Дефектное произношение может отразиться на письме. Ребёнок будет писать, как говорит, поэтому необходимо при наличии дефектов звукопроизношения в обязательном порядке обратиться к логопеду.

Словарный запас

К 6 годам дошкольник:

● Должен владеть обиходным словарем в полном объеме: знать все обобщающие слова (профессии, транспорт, посуда, инструменты, овощи, фрукты, ягоды, времена года, сутки, одежда, обувь, головные уборы, посуда, мебель, бытовая техника или приборы, домашние и дикие животные и птицы, насекомые и др.)

● Не должен путать сходные предметы: кувшин - ковшик, миска - чашка, тарелка, кружка, стакан, фартук - сарафан, шофер - шахтер.

● Должен знать из чего состоят предметыу дерева - ствол, ветки, листья, корни, у стула - спинка, сиденье, ножки.

● Ваш ребёнок должен владеть достаточным количеством глаголов: не путать сходные действия. Знать, что делают различными инструментами (пилят, рубят, режут, колют), как кричат животные и птицы (мычат, щебечут, чирикают, кудахчут, блеют, ржут, стрекочут).

Ребёнок в этом возрасте умеет подобрать антонимвысокий - низкий, узкий - широкий, толстый - тонкий, острый - тупой

Предлоги времени и пространства используются к месту и правильно: за диваном, из-за дивана, над, на, под, из-под, около, перед, между, после. 

К 6 годам ребёнок должен хорошо ориентироваться во времени: знать времена года, месяцы, дни недели, части суток.

Грамматический строй

Проверьте, умеет ли ребёнок образовать множественное числостулья, окна, ведра, пни, дома.

Уменьшительные и увеличительные формы слов: стульчик, платьице, креслице, камушек, домище, волчище, хвостище.

Не нарушена ли структура длинных слов: электричество, милиционер, конструктор, строительный материал.

Связная речь

 К 6 годам дети обычно умеют пользоваться не только простыми, но и сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, пересказывать текст без пропусков и перестановок частей. При этом все формы существительных, прилагательных и глаголов используются без ошибок.

Дети также способны выделять в предложениях слова, близкие или противоположные по смыслу. Они в состоянии понять разное значение одного и того же слова, правильно оценить переносный смысл слов (в поговорках, пословицах), выбрать наиболее точные слова и выражения, подходящие к данной ситуации. Дети могут пересказать литературное произведение. В рассказах по картинке дети способны передать содержание, составить самостоятельный рассказ, придумать события, предшествующие и последующие изображаемому.

Обучение грамоте

К 6 годам ребенок в состоянии овладеть основами грамоты: познакомиться со всеми буквами алфавита и знать их; проводить звуковой анализ слов; анализировать предложения (по словесному составу) и составлять их из слов и букв азбуки (3-5 слов); читать по слогам и целыми словами несложные тексты. Если ребенок не владеет всем перечисленным, с ним следует позаниматься дополнительно. Ребенок должен уметь делить предложения на слова, слова на слоги, проводить фонематический анализ и синтез. Ребёнок должен уметь выделять звуки из слов, определять место звука в слове, последовательность звуков, называть мягкие и твёрдые согласные звуки. Недоразвитие этого навыка проявляется на письме.

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?   

Вашему вниманию предлагаются игры для развития речи ребенка, в которые можно поиграть как дома, так и на прогулке. Дети увлечены замыслом игры и не понимают того,  что таким образом они учатся. Данные речевые игры способствуют развитию речи, обогащения словаря, внимания, воображения ребенка. С помощью таких игр ребенок научиться классифицировать, обобщать предметы. Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно.

«Кто или что может это делать?»

(развитие активного словаря)

Взрослый называет действие, а ребенок подбирает предметы. Например, слово «идет», ребенок подбирает: девочка идет, мальчик идет, кошка идет, снег идет и т. д.

Подберите слова к глаголам стоит, сидит, лежит, бежит, плавает, спит, ползает, качается, летает, плавает,…

«Веселый счет»

 (согласование числительного с существительным и прилагательным)

Вокруг много одинаковых предметов. Какие ты можешь назвать? (дома, деревья, листья, лужи, сугробы, столбы, окна...) Давай их посчитаем: один кирпичный дом, два кирпичных дома - пять кирпичных домов и т. д. (Каждый день можно подобрать разные определения к одному слову: высокий дом, красивый дом, многоэтажный дом, знакомый дом…)

«Подружи слова»

(образование сложных слов)

листья падают – листопад, снег падает – снегопад, сам летает – самолет, пыль сосет – пылесос и т.д.

«А что, если…» 

(развитие связной речи и мыслит. процессов)

Взрослый начинает фразу, ребенок заканчивает. А что произошло, если бы не было ни одной машины…А что произошло, если бы не было птиц… А что произошло, если бы не было конфет… И т. д. возможно придумать различные варианты.

«Отгадай, что это»

(развитие умения обобщать и классифицировать)

Например: Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи). Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие. Движется по дорогам, по воде, по воздуху….

«Один – много»

 (образование множественного числа существительных):

сорока – сороки, берёза - берёзы, машина – машины и т.д.

 «Назови ласково» 

(упражнение в словообразовании):

синица – синичка, кошка-кошечка…..

«Какой? Какая?»

Подобрать как можно больше признаков к   предмету (согласование прилагательных с существительными): лиса (какая?)…, белка (какая?)…, заяц (какой?)….

«Придумай слово»

Ребенок должен придумать слово на заданный звук. Например: на звук Ш - шасси, шапка, шуба, швабра и т. д.

«Нужное слово»

По заданию взрослого ребенок произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.

«Больше, чем... Меньше, чем…»

Взрослый ставит задачу: «Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь, а ты называешь предмет или животное (до трех), которое по размеру больше, чем я назвал». Например: «Муравей - коробок, слон - дом, мышка - кошка, карандаш – самовар». И так далее. Или наоборот. Вы называете что-то, а ребенок подбирает предмет, который меньше названного.

«Что бывает… Какое бывает...»

        Начните игру словами: «Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть...» и подождите, пока ребенок придумает свой вариант (хотя бы один). Если малыш не продолжает вашу фразу, закончите ее сами и предложите аналогичную – с еще одним признаком: любым другим или противоположным по значению, если это возможно (в данном случае: твердым бывает ...). Или наоборот: «Мячик может быть большим или маленьким, красным, зеленым или желтым, резиновым или пластмассовым. А еще...». И так далее о других предметах или живых существах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые игры по дороге в детский сад

Уважаемые родители, превратите дорогу в детский сад в игру познавательную, развивающую, интересную как для Вас, так и для вашего ребенка. Игру, которая поможет пробудить его речь и мысли....

Домашняя игротека для детей и их родителей. Игры по дороге в детский сад и в повседневной жизни.

Невыспавшиеся малыши утром обычно капризничают, мамы и папы начинают нервничать, покрикивать на них, а те в ответ больше хнычут... Утро испорчено, причем и для родителей, и для детей. Что делать? Отвл...

Игры по дороге в детский сад и не только...

Самые доступные игры для малышей и родителей, не требующие больших затрат. Проявите фантазию и Ваш ребенок научиться мыслить....

Педсовет – деловая игра «Счастливая дорога от детского сада до домашнего порога»

Педсовет – деловая игра «Счастливая дорога от детского сада до домашнего порога»...

Игры по дороге в детский сад

Сделайте дорогу в детский сад полезной и приятной!...

Игры по дороге в детский сад. Консультация для родителей Консультация для родителей. Игры по дороге в детский сад.

Игры по дороге в детский сад. Консультация для родителейКонсультация для родителей.Игры по дороге в детский сад....

Игры, в которые можно играть по дороге в детский сад.

Конечно, это лишь малая часть таких игр, на примере этих, Вы легко придумаете свои. Главное, необходимо помнить, что игра - это ведущий вид деятельности ребенка. Ребенку язык игры понятен....