Развитие пространственных представлений у дошкольников как профилактика нарушений чтения и письма
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)
В статье рассматриваются особенности и нарушения пространственно-аналитической деятельности у детей с ОНР и и пути коррекции этих нарушений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_razvitie_prostranstvennyh_predstavleniy_u_doshkolnikov.docx | 24.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие пространственных представлений у дошкольников как профилактика нарушений чтения и письма.
В последнее время школьными логопедами отмечается рост нарушений чтения и письма. Одной из причин этих нарушений является недостаточное овладение пространственной ориентировкой в дошкольном возрасте. Это период освоения словесной системы отсчёта по основным пространственным направлениям, в основе которых лежит опыт непосредственного передвижения в нём.
Анализ логопедической литературы показывает, что только при определённом уровне развития у детей пространственных представлений они более успешны в дальнейшем усвоении знаний и умений по всем предметам. В связи с этим важно изучить проблему не только в теоретическом, но и в практическом аспекте.
Особенности пространственно-аналитической деятельности
у детей с ОНР
При общем недоразвитии речи формирование пространственных представлений имеет свои особенности, связанные с особенностями развития детей с речевой патологией. Недостаточность пространственных представлений у дошкольников с ОНР проявляется в нарушении восприятия собственной схемы тела – формирование представлений о ведущей руке, о частях лица и тела происходит позднее, чем у нормально развивающихся сверстников. Многие пространственные понятия ( спереди, сзади, вверху, внизу, слева, справа) дети осваивают только в ходе специального обучения. Они затрудняются в понимании, дифференциации предлогов и наречий. У многих из них нарушено восприятие целостного образа предмета: не могут сложить разрезную картинку, не выполняют конструирование по образцу, нарушается графическая деятельность.
В дальнейшем у детей появляются сложности при ориентировке в схеме тетрадного листа. Например, они долго не могут усвоить и довести до автоматизма стандартные требования к оформлению письменных работ (пропуск определенного количества строчек или клеточек, выделение красной строки, соблюдение полей и т. д.).
. Из-за того, что ребенку трудно различить, как располагаются в пространстве отдельные элементы букв, запомнить их конфигурацию, он может писать некоторые из них в зеркальном отображении. В норме эти ошибки исчезают по мере формирования навыка письма, но у детей с ОНР они оказываются достаточно стойкими. Страдает скорость и качество чтения.
Однако пространственные нарушения у детей с ОНР характеризуются некоторой динамичностью, тенденцией к компенсации. Способность устанавливать отношения между явлениями действительности в предметно-практической деятельности и частично принимать их в импрессивной речи сохраняется. Но в экспрессивной речи дети с речевой патологией зачастую затрудняются в поиске языковых средств для выражения этих отношений или используют их неточно.
С целью изучения особенностей формирования пространственных представлений и отражения их в речи было проведено обследование детей логопедической группы, включающее в себя десять разделов тестирования:
1. Ориентировка в схеме собственного тела (по словесной инструкции).
2. Ориентировка в схеме другого человека.
3. Расположение предметов слева и справа относительно себя.
4. Расположение предметов сзади и спереди относительно себя.
5. Расположение предметов слева направо.
6. Расположение предметов сверху вниз.
7. Расположение предметов относительно друг друга.
8. Употребление в речи предлогов.
9. Ориентировка на листе бумаги.
10. Графический диктант.
Если расположение предметов вверху -- внизу, впереди – позади детьми анализируется достаточно хорошо, то обозначение направлений пространства «право» и «лево», ориентировка в схеме другого человека, ориентировка на листе бумаги, употребление предлогов находятся на среднем или низком уровне развития. Это обусловлено ещё и тем, что некоторые функции находятся в стадии формирования.
Результатом исследования явилась разработка системы работы по развитию пространственных ориентировок, оптико-пространственного восприятия посредством дидактических игр и упражнений, которые включаются в структуру занятий по формированию правильного звукопроизношения, развитию лексико-грамматического строя, связной речи и предъявляются детям последовательно (с усложнением), проводятся в системе с подгруппой и индивидуально.
При построении работы по формированию пространственных представлений как базовые выделяются следующие направления:
- обучение ориентировке в схеме собственного тела;
- обучение ориентировке в окружающем пространстве;
- обучение восприятию пространственных отношений между предметами;
- обучение ориентировке на плоскости.
Исходным в развитии пространственных ориентировок является осознание детьми схемы собственного тела.
На начальных этапах игры и упражнения проводятся без учета зеркального отражения частей тела:
- Показывать на себе и называть основные части лица ( глаза, нос, рот, брови, ресницы, щёки, подбородок, лоб.)
- Закреплять знание частей тела и их речевое обозначение на собственном теле.
- Перекрёстная ориентировка в схеме собственного тела (показать правой рукой левый глаз, левое ухо, левое колено ).
Выделять ведущую руку: показать какой рукой надо кушать, рисовать; обозначить ведущую руку браслетом; показать правую (левую) руку; показать игрушку правой (левой ) рукой; взять предмет в правую (левую) руку; упражнение в подборе пар.
Определение схемы тела стоящего напротив
Особенно трудным для дошкольника является определение правых и левых частей тела у человека, сидящего или стоящего напротив, потому что в этом случае ребенку надо мысленно представить себя в другом пространственном отношении.
Упражнения: -- показ правой и левой руки детей; -- дорисовать правую и левую части лица; -- здороваемся маркированной правой рукой; -- определение правой и левой частей одежды; -- «логопедический коврик» ( -Что находится справа и слева от объекта, находящегося напротив?); -- игры с куклами (называние правых и левых частей тела куклы, выполнение заданных действий – зарядка для куклы)
Определение местоположения в пространстве, правого и левого направлений.
Начинается работа по формированию представлений с дифференциации понятий вверх – вниз, впереди – сзади:
После этого переходим к более сложной дифференциации понятий слева – справа, налево -- направо :
Упражнения в определении направлений по картинкам, по стрелкам.
Определение пространственных взаимоотношений предметов
Параллельно с работой по дифференциации правых и левых частей тела и развитию ориентировки в окружающем пространстве проводится поэтапное уточнение понимания предложно-падежных конструкций, обозначающих отношения между предметами и происходит овладение пространственными наречиями и предлогами.
Для облегчения усвоения значений предлогов вводятся схемы.
В старшей группе дети знакомятся с пространственными предлогами, имеющими выраженное конкретное значение.
В подготовительной группе дети знакомятся с более сложными предлогами.
Проводятся упражнения в подборе пространственных предлогов.
Описание картинок с использованием предлогов.
Моделирование пространственных отношений по инструкции и их словесное обозначение.
На занятиях по обучению грамоте дети учатся писать предлоги, выделять их как слова в потоке речи, подсчитывать количество слов в предложениях, зрительно запоминают графические образы предлогов, составляют с ними предложения и короткие рассказы. На занятиях по развитию связной речи предложно-падежные конструкции включаются в активную речевую практику детей. Предлог является объектом постоянного внимания и активной умственной деятельности.
Ориентировка на плоскости
У детей с ОНР существуют определенные трудности в ориентации на ограниченной плоскости ( вертикальной и горизонтальной).
-- Ориентировка на плоскости включает в себя умение находить и называть верхний, нижний, левый и правый края плоскости, находить и называть её центр, правый верхний, левый верхний, правый нижний, левый нижний углы (определение местонахождения предметов, фигур в таблицах из 4-х, 9-ти, 16-ти квадратов ).
-- Составление сюжета из деталей по образцу ( пособие «Времена года» ).
-- Определение последовательности числового ряда, перечисления или счета предметов, рассматривания серии картинок, рисования горизонтальной линии слева направо (маркер левой руки).
--«Логопедический коврик» Ребёнок встаёт на коврик и комментирует, какая фигура находится в правом квадрате, какая – в левом. Затем по инструкции логопеда ребёнок делает шаг влево или вправо и поясняет, какие геометрические формы он увидел в новых квадратах.
--Моделирование парада Победы на Красной площади.
--Конструирование из счетных палочек изображений предметов.
--Использование дидактических игр:
- «Математический планшет»
- «Маленький дизайнер»
- «Соты Кайе»
- Игра «Пицца»
- Кубики «Сложи узор»
- Цветные счетные палочки Кюизенера
- Логические блоки Дьенеша
Ориентировка на листе бумаги.
--Определить по рисунку, с какой стороны относительно других находится каждый предмет.
--Рисование маршрутов движения с речевым сопровождением.
--Соединение точек в числовой последовательности , рисование по штрихам.
--Обведение по контуру и штриховка в разных направлениях.
--Ориентировка на листе бумаги в клетку
--Упражнение в счете клеток в разных направлениях.
--Графический диктант.
«Путешествие» по клеточкам (образцы детских работ).
Развитие буквенного гнозиса
-Предупреждение оптической дисграфии: нахождение схожих, отличающихся, правильно и неправильно написанных букв.
-Узнавание букв в усложненных условиях.
-Чтение изографов.
-Чтение слов, нахождение и раскрашивание букв, их составляющих.
Развитие буквенного праксиса.
-Лепка изучаемых букв из пластилина;
-Составление букв из элементов;
-Выкладывание «портрета» буквы из камешков;
- Конструирование букв резинками на математическом планшете..
-Составление букв в таблице из 9-ти квадратов.
-Показ образа буквы руками (Х), положением частей тела (Ф).
-Выкладывание букв шнурочком.
-Составление заданной буквы каждым ребенком, чтение получившегося слова.
Использование развивающей игровой среды в развитии пространственных представлений у дошкольников.
Песочная терапия: -- большая песочница
-- индивидуальные песочницы
Большая песочница:
Составление «песочных картин» по лексическим темам.
Составление рассказов по сюжетам этих картин с использованием предложно-падежных конструкций, определением местоположения объектов.
Индивидуальные песочницы: ( Развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации, пространственной ориентации).
Письмо, рисование магнитными жуками, управляя ими под стеклянным дном.
Письмо и рисование пальчиками по поверхности песка.
Рисование одновременно правой и левой рукой (установление межполушарных связей).
Развитие чувства симметрии: рисование предметов и письмо букв, имеющих свойство зеркальности, с одновременным наблюдением за его отражением в зеркале.
Песочная анимация:
Индивидуальное и коллективное рисование по лексическим темам на столе с подсветкой, составление рассказов по сюжету своей картины
Стол с подсветкой:
Составление сюжетов из прозрачных камешков, бабочек (-Покажи, какая бабочка летит к цветам? Какая летит от цветов? Над цветами? Под цветами?) .
Конструирование из полупрозрачных кубиков: (групповая работа «Строим город»).
Сенсино:
Различение геометрических форм, силуэтов животных, узнавание букв без зрительного контроля.
Конструкторы ЛЕГО:
Использование собранных макетов в построении сюжетов на песке.
Итог.
Представленные направления работы будут полезны и детям общеразвивающих групп в целях обогащения сенсорного опыта, развития стереогнозиса, делая представления об окружающем мире многообразными, расширяя познавательную активность и активизируя мыслительные функции.
Подобранные задания способствуют качественному повышению понимания пространства, помогут хорошо и красиво писать, рисовать, овладеть элементарными графическими действиями, закрепить довольно сложную систему связей между движением и словом.
При поступлении ребенка в школу начнётся новый этап приобретения знаний, умений и навыков, в том числе и в области освоения пространства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика нарушений чтения и письма у дошкольников.
Готовый материал для оформления уголка учителя-логопеда в детском саду. Объем-6 листов. Распечатывай и вставляй. Можно оформить как папку-передвижку или как стендовый доклад. Возможно использова...
Профилактика нарушений письменной речи посредством развития пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи.
В материале представлена системав работы по развитию прострвнственных представлений у дошкольников с ОНР с целью профилактики дисграфии....
"Систематизация игр и игровых упражнений по профилактике нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи".
Из опыта работы....
Педагогический проект логопеда "Профилактика нарушений чтения и письма у дошкольников с речевыми нарушениями".
Данный материал включает в себя непосредственно проект, мероприятия по его реализации и итоговую НОД для детей с ОНР подготовительной к школе группы....
Развитие пространственных представлений у дошкольников как профилактика нарушений чтения и письма
В статье рассматриваются особенности и нарушения пространственно-аналитической деятельности у детей с ОНР и и пути коррекции этих нарушений....
«Развитие зрительно –пространственных представлений у детей с речевой патологией как профилактика нарушения чтения и письма».
Обобщение опыта работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности по теме: «Развитие зрительно –пространственных представлений у детей с речевой патологией к...
Профилактика нарушений письменной речи посредством развития пространственных представлений у дошкольников с речевыми нарушениями.
При поступлении ребёнка в школу начинается новый этап приобретения знаний, умений и навыков, в том числе и в области освоения пространства. Изучение письменных знаков связано с развитием простра...