Развитие пространственных представлений у дошкольников как профилактика нарушений чтения и письма
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Кузьменко Ирина Ростиславовна

В статье рассматриваются особенности и нарушения  пространственно-аналитической деятельности у детей с ОНР и и пути коррекции этих нарушений.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие пространственных представлений у дошкольников как профилактика нарушений чтения и письма.

        В последнее время школьными логопедами отмечается рост нарушений чтения и письма. Одной из причин этих нарушений является недостаточное овладение пространственной ориентировкой в дошкольном возрасте. Это период  освоения словесной системы отсчёта по основным пространственным направлениям, в основе которых лежит опыт непосредственного передвижения в нём.

        Анализ логопедической литературы показывает, что только при определённом уровне развития у детей пространственных представлений они более успешны в дальнейшем усвоении знаний и умений по всем предметам. В связи с этим важно изучить проблему не только в теоретическом, но и в практическом аспекте.

Особенности  пространственно-аналитической деятельности

у детей с ОНР

               При общем недоразвитии речи  формирование пространственных представлений имеет свои особенности, связанные с особенностями развития детей с речевой патологией. Недостаточность пространственных представлений у дошкольников с ОНР проявляется в нарушении восприятия собственной схемы тела – формирование представлений о ведущей руке, о частях лица и тела происходит позднее, чем у нормально развивающихся сверстников. Многие пространственные понятия     ( спереди, сзади, вверху, внизу, слева, справа) дети осваивают только в ходе специального обучения. Они затрудняются в понимании, дифференциации предлогов и наречий. У многих из них нарушено восприятие целостного образа предмета:  не могут сложить разрезную картинку, не выполняют конструирование по образцу, нарушается графическая деятельность.

       В дальнейшем у детей появляются сложности при ориентировке в схеме тетрадного листа. Например, они долго не могут усвоить и довести до автоматизма стандартные требования к оформлению письменных работ (пропуск определенного количества строчек или клеточек, выделение красной строки, соблюдение полей и т. д.).

.       Из-за того, что ребенку трудно различить, как располагаются в пространстве отдельные элементы букв, запомнить их конфигурацию, он может писать некоторые из них в зеркальном  отображении.  В норме эти ошибки исчезают по мере формирования навыка письма, но  у детей с ОНР они оказываются  достаточно стойкими.   Страдает  скорость и качество чтения.

     Однако пространственные нарушения у детей с ОНР характеризуются некоторой динамичностью, тенденцией к компенсации. Способность устанавливать отношения между явлениями действительности в предметно-практической деятельности и частично принимать их в импрессивной  речи сохраняется. Но в экспрессивной речи дети с речевой патологией зачастую затрудняются в поиске языковых средств  для выражения этих отношений или используют их неточно.

С целью изучения особенностей  формирования  пространственных представлений и отражения их в речи было проведено обследование детей   логопедической группы, включающее  в себя десять разделов тестирования:

1. Ориентировка в схеме собственного тела (по словесной инструкции).

2. Ориентировка в схеме другого человека.

3. Расположение предметов слева и справа относительно себя.

4. Расположение предметов  сзади и спереди относительно себя.

5. Расположение предметов слева направо.

6. Расположение предметов сверху вниз.

7. Расположение предметов относительно друг друга.

8. Употребление в речи предлогов.

9. Ориентировка на листе бумаги.

10. Графический диктант.

  Если расположение предметов  вверху -- внизу, впереди – позади детьми анализируется достаточно хорошо, то обозначение направлений пространства «право» и «лево», ориентировка в схеме другого человека, ориентировка на листе бумаги, употребление предлогов  находятся на среднем или низком уровне  развития. Это обусловлено ещё и тем, что некоторые функции находятся в стадии формирования.

             Результатом исследования  явилась разработка системы работы по развитию  пространственных ориентировок, оптико-пространственного восприятия  посредством дидактических игр и упражнений, которые включаются в  структуру  занятий  по  формированию правильного   звукопроизношения, развитию лексико-грамматического строя, связной  речи  и  предъявляются  детям последовательно   (с усложнением), проводятся  в  системе  с  подгруппой  и индивидуально.

При  построении работы  по формированию пространственных представлений как базовые выделяются следующие направления:

  • обучение ориентировке в схеме собственного тела;
  • обучение ориентировке в окружающем пространстве;
  • обучение восприятию пространственных отношений между предметами;
  • обучение ориентировке на плоскости.

    Исходным в развитии пространственных ориентировок является осознание детьми   схемы собственного тела. 

     На начальных этапах игры  и упражнения проводятся без учета зеркального отражения частей тела:

  • Показывать  на себе и называть основные части лица ( глаза, нос, рот, брови, ресницы, щёки, подбородок, лоб.)
  • Закреплять знание частей тела и их речевое обозначение на             собственном теле.
  • Перекрёстная ориентировка в схеме собственного тела (показать правой рукой левый глаз, левое ухо, левое колено ).

    Выделять ведущую руку: показать какой рукой надо кушать, рисовать; обозначить ведущую руку браслетом; показать правую (левую) руку; показать игрушку правой (левой ) рукой;  взять предмет  в правую (левую) руку; упражнение в подборе пар.

        Определение схемы тела стоящего напротив

      Особенно трудным для дошкольника является определение правых и левых частей тела у человека, сидящего или стоящего напротив, потому что в этом случае ребенку надо мысленно представить себя в другом пространственном отношении.

Упражнения:  -- показ правой и левой руки детей;   -- дорисовать правую и левую части лица;   --  здороваемся маркированной правой рукой;                     --  определение правой и левой частей одежды;     -- «логопедический коврик» ( -Что находится справа и слева от  объекта, находящегося напротив?);    -- игры с куклами (называние правых и левых частей тела куклы, выполнение заданных действий – зарядка для куклы)

Определение местоположения в пространстве,  правого и левого направлений.

    Начинается работа по  формированию представлений с дифференциации понятий  вверх – вниз, впереди – сзади:

После этого переходим к более сложной дифференциации понятий  слева – справа, налево -- направо :

Упражнения в определении направлений по картинкам, по стрелкам.

Определение пространственных взаимоотношений предметов

           Параллельно с работой по дифференциации правых и левых частей тела и развитию ориентировки в окружающем пространстве проводится поэтапное уточнение понимания предложно-падежных конструкций, обозначающих отношения между предметами и происходит овладение пространственными наречиями и предлогами.

Для облегчения усвоения значений  предлогов вводятся схемы.

В старшей группе дети знакомятся с пространственными предлогами, имеющими  выраженное конкретное значение.

В подготовительной группе дети знакомятся с более  сложными предлогами.

Проводятся упражнения в подборе пространственных предлогов.

Описание картинок с использованием предлогов.

Моделирование пространственных отношений по инструкции и их словесное обозначение.

        На занятиях по обучению грамоте дети учатся писать предлоги, выделять их как слова в потоке речи, подсчитывать количество слов в предложениях, зрительно запоминают графические образы предлогов, составляют с ними предложения и короткие рассказы.  На занятиях по развитию связной речи  предложно-падежные конструкции включаются в активную речевую практику детей.  Предлог является объектом постоянного внимания и активной умственной деятельности.

        Ориентировка на плоскости

У детей с ОНР существуют определенные трудности в ориентации на ограниченной плоскости ( вертикальной и горизонтальной).  

-- Ориентировка на плоскости включает в себя умение находить и называть верхний, нижний, левый и правый края плоскости, находить и называть её центр, правый верхний, левый верхний, правый нижний, левый нижний углы (определение местонахождения предметов, фигур  в таблицах из 4-х, 9-ти,  16-ти квадратов ).

-- Составление сюжета из деталей по образцу ( пособие «Времена года» ).

-- Определение последовательности числового ряда, перечисления или счета предметов, рассматривания  серии картинок, рисования горизонтальной линии  слева направо  (маркер левой руки).

--«Логопедический коврик»  Ребёнок  встаёт на коврик и комментирует, какая фигура находится в правом квадрате, какая – в левом. Затем по инструкции логопеда ребёнок делает шаг влево или вправо и поясняет, какие геометрические формы он увидел в новых квадратах.

--Моделирование  парада  Победы на Красной площади.

--Конструирование  из счетных палочек изображений предметов.

--Использование дидактических игр:

  • «Математический планшет»
  • «Маленький дизайнер»
  • «Соты Кайе»
  • Игра «Пицца»
  • Кубики  «Сложи узор»
  • Цветные счетные палочки Кюизенера
  • Логические блоки Дьенеша

Ориентировка на листе бумаги.

--Определить по рисунку, с какой стороны относительно других находится каждый предмет.

--Рисование маршрутов движения  с речевым сопровождением.

--Соединение точек в числовой последовательности , рисование по штрихам.

--Обведение по контуру и штриховка в разных направлениях.

--Ориентировка на листе бумаги в клетку

--Упражнение в счете клеток в разных направлениях.

--Графический диктант.

 «Путешествие»  по клеточкам (образцы детских работ).

Развитие буквенного  гнозиса

-Предупреждение оптической  дисграфии: нахождение схожих, отличающихся, правильно и неправильно написанных букв.

-Узнавание букв в усложненных условиях.

-Чтение изографов.

-Чтение слов, нахождение и раскрашивание букв, их составляющих.

Развитие буквенного  праксиса.

 -Лепка изучаемых букв из пластилина;

-Составление букв из элементов;

-Выкладывание  «портрета» буквы из камешков;

- Конструирование букв резинками на математическом планшете..

-Составление букв в таблице из 9-ти квадратов.

-Показ образа буквы руками (Х), положением частей тела (Ф).

-Выкладывание букв шнурочком.

-Составление заданной буквы каждым ребенком, чтение получившегося слова.

Использование развивающей игровой среды в развитии пространственных представлений у дошкольников.

Песочная терапия: -- большая песочница

                   -- индивидуальные песочницы

Большая песочница:

Составление «песочных картин» по лексическим темам.

Составление рассказов по сюжетам этих картин с использованием предложно-падежных конструкций, определением местоположения объектов.

Индивидуальные песочницы: ( Развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации, пространственной  ориентации).

Письмо, рисование  магнитными жуками, управляя ими под стеклянным дном.

Письмо и рисование пальчиками по поверхности песка.

Рисование одновременно правой и левой рукой  (установление межполушарных связей).

Развитие чувства симметрии:  рисование предметов и письмо букв, имеющих свойство зеркальности, с одновременным наблюдением за его отражением в зеркале.

Песочная анимация:

Индивидуальное и коллективное рисование по лексическим темам на столе с подсветкой, составление рассказов по сюжету своей картины

Стол с подсветкой:   

Составление сюжетов из прозрачных камешков, бабочек (-Покажи, какая бабочка летит к цветам? Какая летит от цветов? Над цветами? Под цветами?) .

Конструирование из полупрозрачных кубиков: (групповая работа «Строим город»).

Сенсино:  

Различение геометрических форм, силуэтов животных, узнавание букв без зрительного контроля.

Конструкторы ЛЕГО:

Использование собранных макетов в построении сюжетов на песке.

Итог.

Представленные направления работы будут полезны и детям общеразвивающих групп в целях обогащения сенсорного опыта, развития стереогнозиса, делая представления об окружающем мире многообразными, расширяя познавательную активность и активизируя мыслительные функции.

        Подобранные  задания  способствуют  качественному повышению понимания пространства, помогут хорошо и красиво писать, рисовать, овладеть элементарными графическими действиями, закрепить довольно сложную  систему связей между движением и словом.

При поступлении ребенка в школу начнётся новый этап приобретения знаний, умений и навыков, в том числе и в области освоения пространства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика нарушений чтения и письма у дошкольников.

Готовый материал для оформления уголка учителя-логопеда в детском саду. Объем-6 листов. Распечатывай и вставляй.  Можно оформить как папку-передвижку или как стендовый доклад. Возможно использова...

Профилактика нарушений письменной речи посредством развития пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи.

В материале представлена системав работы по развитию прострвнственных представлений у дошкольников с ОНР с целью профилактики дисграфии....

Профилактика нарушений чтения и письма у дошкольников

Профилактика нарушений чтения и письмау детей дошкольного возраста...

Педагогический проект логопеда "Профилактика нарушений чтения и письма у дошкольников с речевыми нарушениями".

Данный материал включает в себя непосредственно проект, мероприятия по его реализации и итоговую НОД для детей с ОНР подготовительной к школе  группы....

Развитие пространственных представлений у дошкольников как профилактика нарушений чтения и письма

В статье рассматриваются особенности и нарушения  пространственно-аналитической деятельности у детей с ОНР и и пути коррекции этих нарушений....

Профилактика нарушений чтения и письма у старших дошкольников с ТНР. Формирование ориентировки во времени

Цель: повышение психолого-педагогической компетенции семьи в вопросе подготовки старших дошкольников к школе....