Профилактика дисграфии посредством развития высших психических функций у детей с ОНР.
статья по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ С ОНР. Письменная речь- это зрительная форма устной речи. В ней происходит модуляция звуковой структуры слов в графические символы, определяется их временная и пространственная последовательность, а затем графемы перешифровываются в кинемы. В отличие от устной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения. Процесс письма обеспечивается согласованной работой четырех анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного. Поэтому необходимо еще в дошкольном возрасте начинать работу по развитию такой согласованности. Для успешного овладения письмом у ребёнка должны быть сформированы следующие предпосылки: Сформированность фонематических процессов; Хорошее, чистое звукопроизношение , без каких-либо нарушений, искажений и замен; Обширный словарный запас; Сформированность согласно возрасту грамматического строя речи; Произвольное внимание ( в старшем дошкольном возрасте оно только начинает формироваться); Необходим хороший объём памяти , особенно слухоречевой и зрительной; Развитые процессы зрительного праксиса и гнозиса, умение ориентироваться на своём теле и в окружающей обстановке; Достаточно точные, дифференцированные и скоординированные движения пальцев рук, что необходимо для формирования графомоторных навыков, что позволит ребенку успешно писать; Наличие навыков элементарного самоконтроля; Умение логически мыслить, находить закономерности, определять последовательность событий, исключать лишний предмет, обобщать, противопоставлять предметы и явления, находить аналогии. В настоящей работе представлен ряд авторских и уже известных дидактических игр и упражнений, где уделяется особое внимание на развитие таких процессов как: Зрительного гнозиса и мнезиса Пространственной ориентировки Слухоречевой памяти и внимания Развития графо-моторных навыков Самоконтроля. А также расширению словарного запаса, развитие грамматического строя речи, коррекцию звукопроизношения и слоговой структуры слов. Таким образом, данные игры помогают решать комплекс задач. Педагог по своему усмотрению может выбрать, какая задача будет решаться в данный момент приоритетно в той или иной игре. Подбирая демонстрационный и раздаточный материал, необходимо согласовывать с лексической темой или с тем звуком/буквой, с которыми в настоящий момент знакомятся дети. Количество предъявляемых ребенку картинок в процессе игр зависит прежде всего от уровня возможностей ребенка, постепенно усложняя задания и увеличивая объём материала. Главное, чтобы ребенок чувствовал себя уверенным, что он все сможет. В процессе некоторых игр и упражнений, особенно если необходимо что-то дорисовывать, обводить или исправлять ошибки, целесообразно использовать игровизоры или прозрачные пленки , папки-регистраторы, маркеры для доски. Это поможет использовать материал многократно. Играть можно в детском саду как в группах компенсирующей направленности, так и в общеразвивающих, дома с родителями и для коррекции оптико-кинетической дисграфии у школьников. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ «Узнай предмет» Цель: Развитие зрительного гнозиса Ход игры Ребенку показывают рисунки различных предметов или сюжета. Изображения должны быть контурными, силуэтными или зашумлёнными. Линия контура может быть сплошной или прерывистой. Необходимо узнать нарисованный предмет. Примерные вопросы к ребенку: -Кто/что нарисован/ на картинке? Кто что делает? -Дорисуй предмет, если контур прерывистый. -Что делают с данным предметом? -Придумай предложение с эти словом. -С какого звука начинается слово? Назови еще слова , начинающиеся с этого же звука. Классифицировать предмет по видовому принципу. Определить количество звуков. Слогов. «Найди все предметы» Цель: Развитие зрительного гнозиса, внимания Ход игры. Ребенку предъявляют наложенные друг на друга контурные изображения предметов по любой лексической теме. Количество и величина изображений варьируется от возраста и возможностей ребенка. Примерные вопросы к ребенку: -Что ты увидел на картинке? -Как назвать одним словом? -Назови все большие предметы? Назови все маленькие предметы. Что лишнее? (если какой-то предмет не подходит к данным группам) -Сосчитай предметы. -Найди и обведи только …( овощи, грибы, посуду и т.д) -Найди и заштрихуй самый большой предмет. -Заштрихуй большой предмет так, чтобы он стал меньше. - 3. « Запомни и повтори» Цель: Развивать слуховое и зрительное внимание и память. Ход игры Ребенку показывают ряд фигур, знаков, букв нарисованных на доске или на карточках. Ряды могут быть разные по величине, форме , видовой принадлежности . Например : фрукты, овощи, одежда, буквы, просто знаки Можно показать движения, как для пальцев рук, так и общие движения. Количество изображений зависит от уровня ребенка. Чаще начинаю с 2-3 изображений. При демонстрации ряда ( особенно на первых этапах обучения) необходимо подробно его рассмотреть, обговорить , что нарисовано, определить последовательность, цвет, величину. Затем образец убирается, и дети воспроизводят его либо графически, либо выкладывая на столе. Как усложнение фигуры могут быть расставлены не только в ряд, но и в виде узора. Тогда можно поговорить и о пространственных понятиях. Например: ∀+/⊥ , ААЛАЛ ШШЩШЩЩ iCA6JF7Z2.jpgiCA6JF7Z2.jpg iCA6JF7Z2.jpg iCA6JF7Z2.jpgiCA6JF7Z2.jpg 4.«Картинки-невидимки» Цель: Развитие зрительного внимания и памяти Ход игры Ход игры У логопеда и ребенка находятся одинаковые наборы изображений предметов, символов, букв. Перед началом игры рассматриваются и обсуждаются изображения. Затем логопед выкладывает перед ребенком поочередно несколько картинок лицевой стороной вниз. Каждая выкладываемая карточка предъявляется на 1-2 секунды. Ребенок должен запомнить и выложить такие же картинки лицевой стороной вверх и в том же порядке, как у логопеда. 5. «Разложи . как я скажу» Цель: Развивать слухоречевую память Ход игры У детей наборы картинок по любой лексической теме или геометрические фигуры отличающиеся цветом и размером. Перед началом игры уточнить что за картинки, хорошо ли дети знают предъявленные листья, деревья и т.д., понимают ли грамматические конструкции. Далее логопед четко произносит названия предметов, которые изображены на раздаточном материале. Дети внимательно слушают, запоминают и выкладывают картинки в том же порядке, в котором были названы. Например, логопед произносит: «Выложите кленовый лист, дубовый лист, березовый лист.» или «Осиновый, кленовый, осиновый, липовый», «банан, яблочко, банан, яблочко», « Высокий дом, низкий дом, низкий дом, высокий дом, высокий дом» В данной игре хорошо решаются задачи по развитию словаря детей, пониманию различных грамматических конструкций, развивает слухоречевую память и самоконтроль. Особенно это важно у детей с Задержкой психического развития и алалией. 6. «Разложи по полочкам, как я скажу» Цель: Развитие слухоречевой памяти, внимания, самоконтроля. Ход игры У каждого ребенка большая карта с изображенными полочками или сюжетная картинка типа «Лес», «Улица», «Квартира», «Магазин». У детей набор картинок соответствующей тематике занятия. Логопед даёт инструкцию, что куда положить. Инструкция в зависимости от уровня детей может быть одноступенчатой или многоступенчатой. Например: « Поставь березку в нижнем левом углу» «На верхнюю полку справа положи большую машину с красным кузовом, а на нижнюю полку слева маленькую машину с красным кузовом и жёлтой кабиной» «На высокую ель посади сороку, под березку посади тетерева, а на пенёк слева-сову» Обязательно после выполнения инструкций проводится проверка. Задаются вопросы :» Что и куда поставили?» Как усложнение сам ребенок, выложив у себя картинки по своему усмотрению, может дать инструкции другим детям, затем идет сравнение результатов. Эту игру можно проводить аналогично играм «Выложи также», «Запомни и разложи» в зависимости от реализуемых задач- понимание предложных конструкций, пространственных отношений, развитие зрительной и слуховой памяти, внимания. 7. « Найди ошибку» Цель: Развивать зрительное внимание, гнозис Ход игры Ребенку предъявляют предметные или сюжетные картинки на которых допущены ошибки. Необходимо исправить ошибки. 8. « Сделай картинки одинаковыми» Цель: Развивать зрительный гнозис, внимание. Ход игры Дети сравнивают картинки и дорисовывают необходимые детали, так чтобы изображения стали одинаковыми. 9. «Сравни картинки» Цель: Развивать зрительный гнозис, внимание мышление. Ход игры В качестве материала используются предметные или сюжетные картинки.Дети должны найти сходства и различия у предметов и сюжетов. Причем предметы могут быть похожи между собой ( 2 чашки, 2 куклы и тд.), но отличаться по цвету , форме, узору или украшению. А также предметы не имеющие сходства, но в их строении есть похожие детали, цвет, материал, назначение. Например: «Что общего у чашки и у миски?» 10. «Исправь ошибку» Цель: Развивать внимание, самоконтроль Ход игры А) Ребенку предъявляют 2 карточки с рядом фигур, букв или символов. 1 карточка –образец, а другая та, которую необходимо проверить. Ребенок , сравнивая карточку с образцом, находит отличия и исправляет. Например: Образец Проверяемая карточка Б) У ребенка карточка с рядом фигур, логопед называет предметы в определенном порядке, игрок проверяет, в том ли порядке нарисованы фигуры. В) Ребенку предъявляют ряд букв, символов или геометрических фигур. Логопед даёт установку : « Зачеркнуть все круги или не буквы А» или другой какой-то символ. 11. « Дорисуй недостающие детали» Цель: Развивать переключаемость внимания, усидчивость. Ход игры Перед ребенком ряды изображений предметов типа елочки, мячики и т.д.Необходимо дорисовать какие-то детали( яблочку веточку, морковке ботву и т.) Следить , чтобы ребенок дорисовывал предметы по порядку, не так : Сначала всем зонтикам ручки, потом иголочки ёжикам. 12. «Найди заплатку для коврика, сапога,» « От какого животного фрагмент» Цель: Развивать зрительный гнозис, внимание. Ребенку даются большие карты с пропущенными фрагментами узора, необходимо найти среди маленьких карточек «заплатки». Очень полезно использовать всем известные игры «Лабиринты», «разложи по порядку», «Из каких фигур постройка». Упражнения на развитие графо-моторных навыков. Следующие упражнения хорошо сочетать с массажем и пальчиковой гимнастикой. В качестве оборудования иметь игровизор или прозрачную папку, а также маркер для доски и тряпочку для стирания. Это позволит многократно использовать раздаточный материал. 1.«Обведи по контуру» Картинка кладется под прозрачную плёнку и ребенок обводит контур предмета. Можно давать узор для обводки. Цель данной игры : Развивать память руки На первых этапах хорошо выполнять работу маркером для доски, обводятся крупные изображения, затем по мере формирования графического навыка, изображение уменьшается 2.«Сделай картинку маленькой» Сначала картинка обводится по контуру, потом внутри изображения ребенок обрисовывает эту картинку, уменьшая размер. 3.«Сделай картинку большой» Выполняется аналогично предыдущему, но предмет обводим по внешней стороне контура, тем самым увеличивая предмет. 4. «Проведи дорожку» Ребенок обводит по контуру дорожку прямую, зигзагообразную, волнистую, в виде петелек. 5. Штриховки. «Дорисуй вторую половинку» 6. Рисование по образцу на бумаге в клеточку или в линеечку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pismennaya_rech.docx44.66 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОФИЛАКТИКА  ДИСГРАФИИ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ С ОНР.

              Письменная речь- это зрительная форма устной речи. В ней  происходит модуляция звуковой структуры слов в графические символы, определяется их временная и пространственная последовательность, а затем графемы перешифровываются в кинемы. В отличие от устной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения. Процесс письма обеспечивается согласованной  работой четырех  анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного. Поэтому необходимо еще в дошкольном возрасте начинать работу по развитию такой согласованности. Для успешного овладения письмом у ребёнка должны быть сформированы следующие предпосылки:

  • Сформированность фонематических процессов;
  • Хорошее, чистое звукопроизношение , без каких-либо нарушений, искажений и замен;
  • Обширный словарный запас;
  • Сформированность  согласно возрасту грамматического строя речи;
  • Произвольное внимание ( в старшем дошкольном возрасте оно только начинает формироваться);
  • Необходим хороший объём памяти  , особенно слухоречевой и зрительной;
  • Развитые процессы зрительного праксиса и гнозиса, умение ориентироваться  на своём теле и в окружающей обстановке;
  • Достаточно точные, дифференцированные и скоординированные движения пальцев рук, что необходимо для формирования графомоторных навыков, что позволит ребенку успешно писать;
  • Наличие навыков элементарного самоконтроля;
  • Умение логически мыслить, находить закономерности, определять последовательность событий, исключать лишний предмет, обобщать, противопоставлять предметы и явления, находить аналогии.

В настоящей работе представлен  ряд  авторских  и уже известных дидактических игр и упражнений, где уделяется  особое внимание на развитие таких процессов как:

  • Зрительного гнозиса и мнезиса
  • Пространственной ориентировки
  • Слухоречевой памяти и внимания
  • Развития графо-моторных навыков
  • Самоконтроля.

    А также  расширению словарного запаса, развитие  грамматического строя речи, коррекцию звукопроизношения и слоговой структуры слов.

Таким образом,  данные игры помогают решать комплекс задач.

Педагог по своему усмотрению может выбрать, какая задача будет  решаться в данный момент  приоритетно в той или иной игре.  Подбирая демонстрационный   и раздаточный материал, необходимо согласовывать с лексической темой или с тем звуком/буквой, с которыми в настоящий момент знакомятся дети.

 Количество предъявляемых ребенку картинок  в процессе игр зависит прежде всего от  уровня возможностей ребенка, постепенно усложняя задания и увеличивая объём материала. Главное, чтобы ребенок чувствовал себя уверенным, что он все сможет.

В процессе некоторых игр и упражнений, особенно если необходимо что-то дорисовывать, обводить или исправлять ошибки, целесообразно использовать игровизоры или прозрачные пленки , папки-регистраторы, маркеры для доски. Это поможет использовать материал многократно.

 Играть  можно   в  детском саду как  в группах компенсирующей направленности, так и в общеразвивающих, дома с родителями  и для коррекции  оптико-кинетической дисграфии у школьников.

ИГРЫ  И УПРАЖНЕНИЯ

  1. «Узнай предмет»

Цель:

            Развитие зрительного гнозиса

Ход игры

        Ребенку показывают   рисунки различных  предметов или сюжета.

Изображения должны быть  контурными, силуэтными или  зашумлёнными. Линия контура может быть сплошной или прерывистой. Необходимо узнать  нарисованный предмет.

 Примерные вопросы к ребенку:

-Кто/что нарисован/ на картинке? Кто что делает?

-Дорисуй предмет, если контур прерывистый.

-Что делают с данным предметом?

-Придумай предложение с эти словом.

-С какого звука начинается слово? Назови еще слова , начинающиеся  с этого же звука.

Классифицировать предмет по видовому принципу.

Определить количество звуков. Слогов.

  1. «Найди все предметы»

          Цель:

                   Развитие зрительного гнозиса, внимания

         Ход игры.

        Ребенку предъявляют наложенные друг на друга контурные изображения предметов по любой лексической теме. Количество и величина изображений варьируется от возраста и возможностей ребенка.

Примерные вопросы к ребенку:

-Что ты увидел на картинке?

-Как назвать одним словом?

-Назови все большие предметы? Назови все маленькие предметы. Что лишнее?

(если какой-то предмет не подходит к данным группам)

-Сосчитай предметы.

-Найди и обведи только …( овощи, грибы, посуду и т.д)

-Найди  и заштрихуй самый большой предмет.

-Заштрихуй большой предмет так, чтобы он стал меньше.

-

3. « Запомни и повтори»

Цель:

         Развивать слуховое и зрительное внимание и память.

Ход игры

Ребенку показывают  ряд фигур, знаков, букв нарисованных на доске или на карточках. Ряды могут быть разные по величине, форме , видовой принадлежности . Например : фрукты, овощи, одежда, буквы, просто знаки Можно показать движения, как для пальцев рук, так и общие движения.

 Количество изображений зависит от уровня ребенка. Чаще начинаю с 2-3 изображений.

При демонстрации ряда ( особенно на первых этапах обучения) необходимо подробно его рассмотреть, обговорить , что нарисовано, определить последовательность, цвет, величину. Затем образец убирается, и дети воспроизводят его либо графически, либо выкладывая на столе.

 Как усложнение фигуры могут быть расставлены не только в ряд, но и в виде узора. Тогда можно поговорить и о пространственных понятиях.

Например:

∀+/⊥ ,   ААЛАЛ

ШШЩШЩЩ

 iCA6JF7Z2.jpgiCA6JF7Z2.jpg iCA6JF7Z2.jpg iCA6JF7Z2.jpgiCA6JF7Z2.jpg

4.«Картинки-невидимки»

Цель:

        Развитие зрительного внимания и памяти Ход игры

Ход игры

      У логопеда и ребенка находятся одинаковые наборы  изображений предметов,  символов, букв.  Перед началом игры рассматриваются и обсуждаются изображения.

Затем логопед выкладывает перед ребенком поочередно несколько  картинок лицевой стороной вниз. Каждая выкладываемая карточка предъявляется на 1-2 секунды. Ребенок должен запомнить и выложить  такие же картинки лицевой стороной вверх и в том же порядке, как у логопеда.

5. «Разложи . как я скажу»

   Цель:

            Развивать слухоречевую память

Ход игры

 У детей наборы картинок по любой лексической теме или геометрические фигуры отличающиеся цветом и размером. Перед началом игры уточнить что за картинки, хорошо ли дети знают предъявленные листья, деревья и т.д., понимают ли грамматические конструкции.

       Далее логопед четко произносит названия предметов, которые изображены на раздаточном материале. Дети внимательно слушают, запоминают и выкладывают картинки в том же порядке, в котором были названы.

Например, логопед произносит: «Выложите кленовый лист, дубовый лист, березовый лист.»  или «Осиновый, кленовый, осиновый, липовый»,  «банан, яблочко, банан, яблочко»,  « Высокий дом, низкий дом, низкий дом, высокий дом, высокий дом»

         В данной игре хорошо решаются задачи по развитию словаря детей, пониманию различных грамматических конструкций, развивает слухоречевую память и самоконтроль. Особенно  это важно у детей с Задержкой психического развития и алалией.

6. «Разложи по полочкам, как я скажу»

   Цель:

           Развитие слухоречевой памяти, внимания, самоконтроля.

 Ход игры

У каждого ребенка большая карта с изображенными полочками или сюжетная картинка типа «Лес», «Улица», «Квартира», «Магазин». У детей набор  картинок соответствующей тематике занятия.  Логопед даёт инструкцию, что куда положить. Инструкция в зависимости от уровня детей может быть одноступенчатой или многоступенчатой.

   Например: « Поставь березку в нижнем левом углу»

                         «На верхнюю полку справа положи большую машину с красным кузовом, а  на нижнюю полку слева маленькую машину  с красным кузовом и жёлтой кабиной»

                         «На высокую ель посади сороку, под березку посади тетерева, а на пенёк слева-сову»

       Обязательно после выполнения инструкций проводится проверка. Задаются вопросы :» Что и куда поставили?»  Как усложнение сам ребенок, выложив у себя картинки  по своему усмотрению, может дать инструкции другим детям, затем идет сравнение результатов.

            Эту игру можно проводить аналогично играм «Выложи также»,  «Запомни и разложи» в зависимости от реализуемых задач- понимание предложных конструкций, пространственных отношений, развитие зрительной и слуховой памяти, внимания.

 7. « Найди ошибку»

      Цель:

                  Развивать зрительное внимание, гнозис

 Ход игры

Ребенку предъявляют предметные или сюжетные картинки на которых допущены ошибки. Необходимо исправить ошибки.

8. « Сделай картинки одинаковыми»

         Цель: 

                  Развивать зрительный гнозис, внимание.

Ход игры

Дети сравнивают картинки и дорисовывают необходимые детали, так чтобы изображения стали одинаковыми.

9.  «Сравни картинки»

 Цель:

         Развивать зрительный гнозис, внимание мышление.

 Ход игры

В качестве материала используются предметные или сюжетные картинки.Дети должны найти сходства и различия у предметов и сюжетов. Причем предметы могут быть похожи  между собой ( 2 чашки, 2 куклы и тд.), но отличаться по цвету , форме, узору или украшению. А также предметы не имеющие сходства, но в их строении есть похожие детали, цвет, материал, назначение.

Например: «Что общего у чашки и у миски?»

10. «Исправь ошибку»

        Цель:

                Развивать внимание, самоконтроль

Ход игры

А) Ребенку предъявляют 2 карточки с рядом фигур, букв или символов. 1 карточка –образец, а другая та, которую необходимо проверить. Ребенок , сравнивая карточку с образцом, находит отличия и исправляет.

Например:

Образец                                                                Проверяемая карточка

        

Б) У ребенка карточка с рядом фигур, логопед называет предметы в определенном порядке, игрок проверяет, в том ли порядке нарисованы фигуры.

В) Ребенку предъявляют ряд букв, символов или геометрических фигур. Логопед даёт установку : « Зачеркнуть все круги или не буквы А» или другой какой-то символ.

11. « Дорисуй недостающие детали»

        Цель:

                   Развивать переключаемость внимания, усидчивость.

Ход игры

 Перед ребенком ряды изображений предметов типа елочки, мячики и т.д.Необходимо дорисовать  какие-то детали( яблочку веточку, морковке ботву и т.)         Следить , чтобы ребенок  дорисовывал  предметы по порядку, не так : Сначала  всем зонтикам ручки, потом иголочки ёжикам.

                

12.  «Найди заплатку для коврика, сапога,» « От какого  животного фрагмент»

        Цель:

                  Развивать зрительный гнозис, внимание.

Ребенку даются большие карты с пропущенными фрагментами  узора, необходимо найти среди маленьких карточек «заплатки».

 Очень полезно  использовать всем известные игры «Лабиринты», «разложи по порядку», «Из каких фигур постройка».

Упражнения на развитие графо-моторных навыков.

Следующие упражнения хорошо сочетать с массажем и пальчиковой гимнастикой.

В качестве оборудования иметь игровизор или прозрачную папку, а также маркер для доски и тряпочку для стирания. Это позволит многократно использовать раздаточный материал.

1.«Обведи по контуру»

Картинка кладется под  прозрачную плёнку и ребенок обводит контур предмета. Можно давать узор для обводки.

Цель данной игры : Развивать память руки На первых этапах хорошо выполнять работу маркером для доски, обводятся крупные изображения, затем по мере формирования  графического навыка, изображение уменьшается

   

   2.«Сделай картинку маленькой»

Сначала картинка  обводится по контуру, потом внутри  изображения ребенок обрисовывает эту картинку, уменьшая размер.

    3.«Сделай картинку большой»

Выполняется аналогично предыдущему, но  предмет обводим по внешней стороне контура, тем самым увеличивая предмет.

4. «Проведи дорожку»  Ребенок обводит по контуру дорожку прямую, зигзагообразную, волнистую, в виде петелек.

5. Штриховки. «Дорисуй вторую половинку»

6. Рисование  по образцу на бумаге  в клеточку или в линеечку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста

В материале освящены вопросы развития высших психических функций и мелкой моторики детей дошкольного возраста...

Коррекционно-развивающие упражнения на развитие высших психических функций у детей

В данном конспекте занятий представлены упражнения на развитие внимания, памяти, воображения, мышления....

Особенности развития высших психических функций у детей 3-7 лет

В данном семинаре рассматриваются особенности развития ВПФ у детей разных возрастных категорий....

Сравнительный анализ развития высших психических функций у детей с ЗПР, ЗРР и нормой развития в возрасте 3-4 лет

Сравнительный анализ развития ВПФ у детей с ЗПР, ЗРР и нормой развития в возрасте 3-4 лет...

Развитие высших психических функций у детей раннего возраста

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются та...

ПРОГРАММА «Развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (речевые нарушения)

Пояснительная записка Программа включает в себя традиционные психолого-педагогические методы коррекции: развивающие игры и упражнения. Так как данные методы не приносят сто процентных  резул...

Профилактика дисграфии посредством развития высших психических функций у детей с ОНР.

В данной статье показана система упражнений для развития  зрительного гнозиса и мнезиса, слухоречевой памяти, графо-моторных навыков и пространственной ориентировке. Недостаточная сформированност...