Образовательная программа по логоритмике "Говорящая музыка"
учебно-методический материал по логопедии (младшая, средняя группа)

Белоусова Наталья Владимировна

Программа «Логоритмика» предназначена для систематических занятий логоритмикой с детьми от 2 до 5 лет в условиях ДОУ.

       Она адресована музыкальным руководителям и логопедам. В основе её лежит система логоритмических занятий, разработанная Г. Волковой и учебно-методические пособия Картушиной М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду». 

       Программа адаптирована для ДОУ, тематический материал распределён на 3 года обучения и значительно расширен благодаря самым современным методам логоритмики.

       Программа рассчитана как на профилактическую работу с детьми без речевых патологий, так и на коррекционную работу с детьми, имеющими речевую патологию, в раннем, младшем и среднем дошкольном возрасте.      

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Образовательная программа по логоритмике «Говорящая музыка»

Автор: Белоусова Н.В., учитель-логопед МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №23 «Солнышко»

   

       Программа «Логоритмика» предназначена для систематических занятий логоритмикой с детьми от 2 до 5 лет в условиях ДОУ.

       Она адресована музыкальным руководителям и логопедам. В основе её лежит система логоритмических занятий, разработанная Г. Волковой и учебно-методические пособия Картушиной М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду».  

       Программа адаптирована для ДОУ, тематический материал распределён на 3 года обучения и значительно расширен благодаря самым современным методам логоритмики.

       Программа рассчитана как на профилактическую работу с детьми без речевых патологий, так и на коррекционную работу с детьми, имеющими речевую патологию, в раннем, младшем и среднем дошкольном возрасте.      

Содержание:

  1. Пояснительная записка.

4

2.   Перспективное планирование.

8

3.    Содержание занятий.

10

4.    Предполагаемые результаты освоения программы.

13

5.    Краткие методические рекомендации.

16

6.    Список литературы.

18

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Правильная речь ребенка неотделима от его полноценного развития. Понимание речи окружающих, выражение собственных желаний и мыслей, общение со взрослыми и сверстниками -  всё это является средством социализации личности, обогащает мышление ребенка, способствует его развитию. В последние годы наблюдается тенденция к увеличению числа детей дошкольного возраста с нарушениями речи, вызванными физиологическими несовершенствами и патологическими состояниями. И именно логоритмика является одним из самых доступных, интересных методов профилактики и преодоления этих нарушений в условиях дошкольных   образовательных учреждений.

        Известно, что ребенок развивается в движении. Ученые коррекционной педагогики доказали филогенетическую связь между развитием движений и речи. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям с речевыми нарушениями. Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-образовательный и коррекционный процесс. Коррекция нарушенных и развитие сохранных функций требуют от ребенка собранности, внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти (образной, эмоциональной, словесно-логической, двигательно-моторной, произвольной).

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.

Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика. Музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечнососудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально - волевых качеств личности.

С этой целью была разработана образовательная программа «Говорящая музыка», которая составлена на основе системы логоритмических занятий, разработанной Г. Волковой и учебно-методических пособий Картушиной М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду».  

Направленность программы: данная программа направлена на активизацию речевого развития, формирование правильного дыхания; формирование необходимого уровня слухо-зрительно-двигательной координации, развитие чувства ритма; развитие артикуляционной, лицевой, общей и мелкой моторики; развитие эмоционально - личностных качеств дошкольника: отзывчивость, различение эмоционального состояния игрового персонажа и т.д.

Новизна и актуальность: логоритмические занятия программы включают в себя здоровьесберегающие технологии, которые не только благотворно влияют на весь организм ребенка, но и способствуют максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей. Данная программа составлена с учётом возрастных и психологических особенностей детей раннего, младшего и среднего дошкольного возраста.

Направления работы:

  1. развитие чувства ритма – упражнения, музыкально – дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия;
  2. формирование правильного дыхания - упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания;
  3. развитие артикуляционной и лицевой моторики – упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц;
  4. развитие общей моторики – динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций;
  5. развитие мелкой моторики - пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики.
  6. развитие внимания – игровые упражнения, направленные на расширение объема внимания, его переключаемости.
  7. развитие восприятия и воображения – игры и упражнения, способствующие развитию творческих способностей детей.

        Цель программы: стимулирование речевых и познавательных процессов      развития ребёнка, овладение двигательными навыками, развитие коммуникативных навыков в процессе общения со взрослым и сверстниками.

        Задачи обучения:

  1. Коррекционно-развивающие задачи:
  • развивать речевое дыхание;
  • развивать подвижность, переключаемость артикуляционного аппарата;
  • развивать тонкие движения пальцев рук;
  • развивать фонематическое восприятие;
  • формировать и развивать слуховое, зрительное внимание и память;
  • формировать грамматический строй и связную речь.
  1. Образовательные задачи:
  • формировать двигательные умения и навыки;
  • развивать пространственные представления;
  • развивать переключаемость и координацию движений;
  • развивать ритмическую выразительность;
  • развивать воображение и ассоциативно-образное мышление;
  • развивать коммуникативные умения и навыки;
  • воспитывать нравственно-эстетические и этические чувства.
  1. Оздоровительные задачи:
  • укреплять костно-мышечный аппарат;
  • формировать правильную осанку, походку;
  • развивать координацию движений и моторных функций.

Ожидаемые результаты обучения

Повышение уровня развития познавательных процессов и речевого развития ребёнка:

  • зрительного восприятия, внимания и памяти;
  • слухового внимания и памяти;
  • статической координации движений;
  • произвольной регуляции мышечного тонуса;
  • ориентировки в схеме собственного тела;
  • ориентировки в пространстве с опорой на правую руку;
  • восприятия пространственных признаков предметов;
  • динамической координации движений рук;
  • артикуляционной моторики;
  • мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;
  • смыслоразличительной способности языка на основе материала звукоподражаний;
  • слогоритмической структуры слов;
  • поставленных звуков;
  • функций фонематического слуха;
  • понимания предметного, глагольного словаря.

Возраст детей: программа ориентирована на детей в возрасте от 2 до 5 лет.

Сроки реализации программы: 3 года.

Формы работы с детьми: групповые занятия с детьми.

Длительность занятий: составляет 10-15 минут. Периодичность проведения – 1 раз в неделю.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Месяц

№ за-нятия

Лексическая тема

Тема занятия по логоритмике

1 год обучения – 2-3 года

Сентябрь

1.

Осень

Осенние листочки

2.

Овощи

В огороде заинька

Октябрь

3.

Фрукты

Осенние подарки

4.

Дикие птицы

У кормушки

5.

Домашние птицы

У бабушки во дворе

6.

Заяц

Зайчик в гостях у ребят

Ноябрь

7.

Лиса

Лисичка и скалочка

8.

Медведь

Мишка косолапый

9.

Мебель

Три медведя

10.

Посуда

Угостим мы всех гостей

Декабрь

11.

Зима

Снег, снежок

12.

Зимние забавы

Елочка

13.

Собака

Поиграем мы с Дружком

Январь

14.

Кошка

Кошку поим молоком

15.

Рыбки в аквариуме

Аквариум

Февраль

16.

Моё тело

Вот какие мы большие

17.

Профессии

Как мама и папа

18.

Что такое хорошо и

что такое плохо

Молодцы

19.

Семья

Моя семья

Март

20.

Мамин праздник

Мамочка любимая

21.

Дом

Строители

22.

Корова

В деревне

23.

Матрёшка

Матрешка

Апрель

24.

Весна

Солнышко лучистое

25.

Деревья

Прогулка в лес

26.

Дикие животные и их детеныши

Кто живет в лесу

27.

Продукты

В магазин

Май

28.

Транспорт.

Мы едем, едем, едем…

29.

Цветы.

На лугу

2 год обучения – 3-4 года

Сентябрь

1.

Овощи

Веселый огород

2.

Фрукты

Собираем урожай

Октябрь

3.

Осень. Сезонные изменения.

Осенние листья

4.

Птицы

До свидания, птицы!

5.

Дикие животные

В лес пойдем ч.1

6.

Дикие животные и их детеныши

В лес пойдем ч.2

Ноябрь

7.

Дом

Строим дом

8.

Мебель

Поиграли и поспали

9.

Посуда

Где моя большая ложка

10.

Продукты питания

В магазине

Декабрь

11.

Зима. Сезонные изменения.

Зима в лесу

12.

Одежда и обувь зимой

Холодно!

13.

Зимние забавы

Дед мороз спешит на елку

Январь

14.

Домашние животные

На ферме

15.

Домашние животные и их детеныши

У бабушки в гостях

Февраль

16.

Экзотические животные

Зоопарк

17.

Части тела человека

Мы большие

18.

Представление о здоровом образе жизни

Расти здоровым

19.

Что такое хорошо и что такое плохо?

Вот как мы умеем

Март

20.

Профессии

Будем людям помогать

21.

Мамин праздник

Мама – солнышко мое

22.

Семья

Любимые дочки и сыночки

23.

Рыбы

Аквариум

Апрель

24.

Народная игрушка

В гости к матрешке

25.

Транспорт

Путешественники

26.

Весна

Весенний ручеек

27.

Насекомые

Под грибом

Май

28.

Растения

Мы на луг ходили

29.

Времена года

Круглый год

3 год обучения – 4-5 года

Сентябрь

1.

Фрукты и Овощи

Во саду ли в огороде

2.

Грибы и Ягоды

В лес с корзинками

Октябрь

3.

Осень

В гостях у царицы Осени

4.

Перелетные птицы

В теплые края

5.

Деревья

Мы гулять ходили

6.

Мой город, моя страна

Наша Родина

Ноябрь

7.

Дом и его части

Новоселье

8.

Мебель

Наш уютный дом

9.

Посуда

Встречаем гостей

10.

Продукты питания

В магазин

Декабрь

11.

Зима

Зимняя царица

12.

Зимующие птицы

У кормушки

13.

Зимние забавы

Новогодний праздник

Январь

14.

Домашние животные

В гости на ферму

15.

Дикие животные

По лесной дорожке

Февраль

16.

Экзотические животные

В зоопарк

17.

Человек, части тела

Вот какие мы большие

18.

Здоровый образ жизни

Расти здоровым

19.

День Защитника Отечества

Крокодил Гена идет в армию

Март

20.

Семья. Народная культура и традиции

Папа, мама, я – дружная семья

21.

Женский день

Сказка о глупом мышонке

22.

Рыбы

Рыбалка

23.

Весна

Ярче солнышко сияй

Апрель

24.

Транспорт

Путешественники

25.

Инструменты и материалы

Помощники

26.

Профессии

Кем стать?

27.

Времена года

Круглый год

Май

28.

Цветы

Будем клумбу украшать

29.

Насекомые

Муха-Цокотуха

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ЛОГОРИТМИКЕ

Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:

  • Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
  • Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
  • Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков. Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
  • Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.  
  • Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
  • Упражнения – чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
  • Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
  • Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
  • Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
  • Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.
  • Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.
  • Театральные этюды.  Очень часто у детей маловыразительная мимика, жестикуляция. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику, пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в детях чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.
  • Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
  • Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.

       

Предполагаемые результаты реализации программы:

I. Навыки и умения, развиваемые на 1-ом году обучения:

Музыка и общая моторика.

  • Учиться осознавать границы своего тела в музыкально-ритмических и песенных играх.
  • Формировать навык регулирования своего мышечного тонуса (умение напрягаться и расслабляться) в упражнениях с элементами музыкальной гимнастики и в музыкальных играх-отождествлениях.

Музыка и мелкая  моторика.

  • Знать названия пальчиков, различать их, составлять элементарные пальчиковые фигуры.
  • Подпевать педагогу в заданном темпе, ритме; сочетать слово с музыкой и движениями пальчиков.
  • Учиться проводить ассоциативные связи с сюжетом,  ритмом и характером музыкальных заданий.

Музыка и развитие артикуляционно-речевого аппарата.

  • Учиться выполнять музыкально-мимические упражнения, элементы гимнастики для языка и губ, подражая педагогу.
  • Стараться отражать темпо-ритмические особенности музыки в чётком и синхронном движении.

Музыкальная гимнастика для дыхания.

  • Учиться контролировать силу и продолжительность вдоха и выдоха в дыхательной гимнастике, подражая педагогу.

Развитие функций и форм речи (в пении, слушании, разъяснительных беседах к заданиям).

  • Развивать коммуникативную, инструктивную, когнитивную, регулятивную и номинативную функции речи;
  • Развивать умение общения в диалоге;

К концу 1 года обучения дети могут:

  • Уметь повторять за педагогом и отражать ритмичность движения в музыкально-образных играх и гимнастике.
  • Уметь сосредоточиться на выполнении конкретной задачи, подражая педагогу. Понимать сущность заданий; общаться в диалоге с педагогом.
  • Проявлять знание последовательности движений, слов (даже если это повтор за педагогом) в каждом конкретном задании и подчинять этому свои движения.
  • Уметь расслабляться и напрягаться, управлять своей мимикой вместе с педагогом.
  • Уметь произносить звуки и слоги на выдохе вместе с педагогом.
  • Знать и выполнять пальчиковые фигуры, подражая педагогу; подчинять действия музыкальному и речевому ритму.
  • Уметь извлекать звук на музыкальных инструментах: бубны, погремушки; знать их названия и тембры.

II. Навыки и умения, развиваемые на 2-ом году обучения.

Музыка и общая моторика.

  • Учиться осознавать границы своего тела, выполняя элементы «самомассажа» в музыкально-ритмических и песенных формах.
  • Формировать навык регулирования своего мышечного тонуса (умение напрягаться и расслабляться) в музыкальной гимнастике и музыкальных играх-отождествлениях.

Развитие функций и форм речи (в пении, слушании).

  • Развивать коммуникативную, регуляторную, инструктивную, когнитивную, номинативную функции речи;
  • Осваивать общение в диалоге.

Музыка и мелкая (тонкая) моторика.

  • Выполнять движения, составлять фигуры музыкально-пальчиковых игр по подсказке педагога;
  • Петь самостоятельно и выполнять движения, подражая педагогу;
  • Проводить ассоциативные связи при работе с пальчиковыми прописями;
  • Уверенно работать по пальчиковым прописям в заданном музыкой темпоритме.

Музыка и развитие артикуляционно-речевого аппарата.

  • Учиться выполнять музыкально-мимические упражнения, элементы гимнастики для языка и губ, подражая педагогу.
  • Стараться отражать темпоритмические особенности музыки в чётком и синхронном движении.

Музыкальная гимнастика для дыхания.

  • Учиться контролировать силу и продолжительность вдоха и выдоха в дыхательной гимнастике, подражая педагогу.
  • Формировать навык сочетания элементов гимнастики для дыхания с произнесением звуков.
  • Развивать умение подчинять движение музыке.

К концу 2 года обучения дети могут:

  • Уметь правильно и ритмично выполнять движения в музыкально-образных играх и гимнастике (по подсказке педагога).
  • Проводить ассоциативные связи между сюжетами игр и характером движений.
  • Уметь сосредоточиться на выполнении конкретной задачи, подражая педагогу. Понимать суть заданий, общаться в диалогах с педагогом.
  • Проявлять знание последовательности движений, слов в каждом конкретном задании и подчинять этому свои движения.
  • Уметь расслабляться и напрягаться, управлять своей мимикой.
  • Уметь контролировать силу вдоха и выдоха, сочетать с произнесением звуков, слогов, слов.
  • Знать и выполнять пальчиковые фигуры, иллюстрировать ими сказки, стихи и подчинять действия музыкальному и речевому ритму.
  • Уметь извлекать звук из музыкальных и шумовых инструментов: погремушек, бубнов, гудочков и губных гармошек, знать их названия и тембры.
  • Освоить элементарные знания по работе на   инструментах со звуковысотным рядом (ксилофон, металлофон, вибрафон и т.п.).

III. Навыки и умения, развиваемые на 3-ем году обучения.

Музыка и общая моторика.

  • Проявлять знание частей своего тела и координационную точность движений в музыкально-образных играх и элементах гимнастики.
  • Закреплять навык регулирования своего мышечного тонуса в музыкальных групповых играх и заданиях с элементами гимнастики.

Музыка и мелкая моторика.

  • Выполнять музыкально-пальчиковые игры самостоятельно под музыку, учиться выполнять сложные пальчиковые фигуры.
  • Уверенно выполнять пальчиковую гимнастику в заданном темпоритме, проявлять знание названий пальцев и движений, связанных с ними.
  • Работать над иллюстрацией пальчиковыми фигурами известных сказок.

Музыка и развитие артикуляционно-речевого аппарата.

  • Выполнять музыкально-игровую гимнастику для губ, языка, мимики самостоятельно, по очереди и синхронно в группе.
  • Менять темп, руководствуясь сменой частей музыкально-гимнастического комплекса самостоятельно.

Развитие функций и форм речи (в пении, слушании).

  • Развивать номинативную, когнитивную, регуляторную, коммуникативную, инструктивную функции речи;
  • Продолжать развитие общения в диалоге, осваивать монологичную речь.

Музыкальная гимнастика для дыхания.

  • Выполнять элементы музыкально-дыхательной гимнастики: сидя, лёжа, стоя.
  • Самостоятельно менять темп в смене упражнений, подчиняясь музыкальному ритму.
  • Сочетать дыхание с произнесением звуков, слогов, слов и элементами гимнастических упражнений.

 

К концу 3-го года обучения дети могут:

  • Уметь правильно и ритмично выполнять движения в музыкально-образных играх и гимнастике.
  • Проводить ассоциативные связи между сюжетами игр, характером музыки и характером движений.
  • Понимать смысл заданий, выполнять их. Общаться в диалогах и излагать мысль в монологе.
  • Уметь сосредоточиться на выполнении конкретной задачи, помогать педагогу, выказывать желание действовать самостоятельно.
  • Проявлять знание последовательности движений, слов в каждом конкретном задании и подчинять этому свои движения.
  • Уметь расслабляться и напрягаться, управлять своей мимикой.
  • Уметь контролировать силу вдоха и выдоха, сочетать с произнесением звуков, слогов, слов. Сочетать с выполнением гимнастических фигур.
  • Знать и выполнять пальчиковые фигуры, иллюстрировать ими стихи и сказки, подчинять действия музыкальному и речевому ритму.
  • Уметь извлекать звук из погремушек, бубнов, гудочков, губных гармошек, ксилофона, барабана; знать их названия и тембры, задействовать их для развития губ, дыхания, общей и мелкой моторики.
  • Играть и импровизировать на инструментах.

КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ.

          Занятия логоритмикой с детьми в ДОУ должны отвечать эмоциональным потребностям маленьких детей. В связи с этим, работа по программе «Говорящая музыка» предполагает сюжетно-игровой метод проведения занятий, вызывающий у детей только положительные эмоции, раскрепощая их и развивая желание продолжать занятия.

         Поскольку логопедическая ритмика является подвижной дисциплиной, - особое место должно быть отведено выбору помещения для занятий. Оно должно отвечать стандартным требованиям помещения для музыкальных занятий: хорошо освещаться, проветриваться, быть просторным, оснащённым фортепиано и аудиоаппаратурой.

          Далее приведён примерный план занятия, где учтены особенности детского восприятия, равномерно распределена эмоциональная и физическая нагрузка и указано время для каждого вида деятельности.

Примерный план занятия для детей 3-4 лет.

Вид задания

Время

1.

Приветствие, разминка.    

1-2 мин.

2.

Слушание музыки (сказки), творческие задания.

1-2 мин.

3.

Гимнастика для дыхания

2-3 мин.

4.

Артикуляционная гимнастика.

2-3мин.

5.

Подвижная групповая игра.

3-4мин.

6.

Развитие мелкой моторики: пальчиковая игра, игра на развитие тактильных ощущений, шнуровки и т.п.

2-3мин.

7.

Прощание, разминка.

1-2 мин.

Общее время

15 мин.

Осуществлять подбор материала для занятий предоставляется педагогу. Основными критериями по отбору являются следующие:

  • Доступность пониманию детей.

Яркие образы, знакомые персонажи, удобные для голоса мелодии, чёткая функциональность в музыке, простая и логичная форма произведений.

  • Яркость, красочность произведений.

Детям очень близки характерные мелодии, русские народные песни, пляски, произведения классиков с яркими средствами музыкальной изобразительности: гармонией, ритмом, фразировкой и т.д., а также – детские песенки и танцы. Использование эстрадно-танцевальной музыки допустимо лишь в том случае, если она действительно качественная.

  • Эстетика слова и музыки.

       Тексты песен и устных игр должны быть логичными, с верно выстроенными фразами, конкретными речевыми формами (монолог, диалог, повествование от автора и т.д.)

       Не рекомендуется использовать тот фольклор (потешки и песенки), где использованы старорусские, требующие переосмысления, разъяснения, слова и фразы. Это может способствовать неправильному произношению и заучиванию некоторых слов (например, «пати» вместо «спать»,  «гуляти» вместо «гулять» и т.д.).  Это может стать дополнительной нагрузкой для детского восприятия, а неправильно заученные слова могут надолго осесть в памяти ребёнка.

       Эти средства помогут сформировать грамотные и верные музыкально-эстетические представления ребёнка.  

Оснащение наглядными средствами.

       Основное требование к наглядному материалу – простота и красота. Пособия должны быть яркими, цветными, с чёткими линиями. При этом размер пособий не маловажен (особенно для группового занятия). Крупное изображение, подбор иллюстраций выразительно-красноречивых – не только понравятся детям, но и помогут правильному формированию у них понятия об эстетической красоте.

Список литературы

Список методической литературы:

  1. Волкова. Г.А., Логопедическая ритмика: Учебное пособие для студентов    дефектологических факультетов педагогических институтов; - М, 1985
  2. Захаровская. А.Б., Садретникова. Г.Ф., Профилактика, раннее выявление и преодоление недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Методические рекомендации; - М, 1989
  3. Крапухин. А.В., Шаховская. С.Н., Ишимова. О.А., Учись думать и говорить: Методические рекомендации для логопедов; - М, 1985
  4. Лапшина А.Е. Логоритмика: диагностика, коррекционно-развивающие аспекты; - Красноярск, 1997
  5. Новиковская. О., Логоритмика: Игры и упражнения: Методическое  пособие;   - М, 2005
  6. Петрова. В., Музыкальные занятия с малышами; - М, 1987
  7. Полишко. Е.Д., Гордеева. Т.В., Развитие и коррекция речи:  Методическое и  практическое пособие для логопедов; - М, 2003
  8. Субботский. Е.В.  Особое мышление дошкольника; - М, 2002
  9. Тимофеева.Е.Ю., Чернова. Е.И. Пальчиковая гимнастика; - СПб, 2006
  10. Тумакова. Г.А., Ознакомление дошкольников со звучащим словом : Методическое пособие для логопедов; / ред. Ф.А.Сохина; - М, 1991
  11. Фомичева. М.Ф., Учите детей говорить правильно: Методические  рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики; - М, 1986
  12. Шашекина. Г.Р., Логоритмика; - М, Владос, 2005
  13. Чижова. Е., Рисуем и рассказываем / сер. Развивающие методики; - М, 2005

Список музыкальной литературы:

  1. Анисимова Г.И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников; - Ярославль, 2007
  2. Боромыкова. Т., Музыкальная коррекция речи; - М, 2003
  3. Вейс. П. Ступеньки в музыку; - М, 1982
  4. Ветлугина. Н., Дзержинская. И., Комиссарова. Л,  Музыка в детском саду;

     -М, 1989

  1. Гаврищева. Л.Б., Нищева. Н.В, Логопедические распевки, музыкальная          
  2. пальчиковая гимнастика и подвижные игры; - СПб, 2005
  3. Гоголева. М. Ю., Логоритмика в детском саду; - Ярославль, 2006
  4. Картушина. М.Ю. Конспекты логоритмических занятий; - М, 2005
  5. Макшанцева. Е.Д., Музыкальные забавы; - М, 1991
  6. Макшанцева. Е.Д., Скворушка: Музыкально - речевые игры; - М, 1993
  7. Михайлова. М.А., Воронина. Н.В., Танцы, игры, упражнения для красивого   движения: Методическое пособие для музыкальных работников;      - Ярославль, Академия Холдинг, 2000
  8. Новиковская. О., Логоритмика: Игры и упражнения: практическое  

      пособие;   - М, 2005

  1. Франио. Г., Лифиц. И., Методическое пособие по ритмике; - М, 1995
  2. Чибрикова - Луговская. Е.А., Ритмика: Методическое пособие; - М, 2001
  3. Хрестоматия для фортепиано в ДМШ, вып.7; -М, 1993
  4. ХТК, И.С.Бах.
  5. Шуберт. Ф., Прекрасная мельничиха, - М, 2001
  6. Шуман. Р., Альбом для юношества; - М, 1984
  7. Шуман. Р., Карнавал, - М, 2001

 

Список практической литературы для пальчиковых,  речевых и подвижных игр:

  1.  Алябьева.Е.А., Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения; - М, 2005;
  2.  Бортникова. Е., Чудо-обучайка: Моторика / сер. Учись, играя;

          -  Екатеринбург, Литур, 2005

  1.  Крупенчук. О.И., Ладушки: Пальчиковые игры для малышей; - СПб, 2005
  2.  Лопухина. И.С., Логопедия: Речь, Ритм, Движение; - СПб, 2006
  3.  Ле Шан; Когда ребёнок сводит вас с ума; - М, 1999
  4.  Самойленко. Е.К., Дидактические игры в детском саду: Методическое

          пособие для воспитателей; - Л, 1984

     7.   Соколова. Ю., Пальчиковые игры / сер. Божья коровка; - М, 2005

     8.   Соколова. Ю., Моторика / сер. Божья коровка; - М., 2005

     9.   Соколова. Ю., Речь и моторика / сер. Божья коровка; - М, 2005

     10.  Силберг. Д.,    300   трёхминутных  развивающих  игр   для  детей  

           от 2 до 5 лет; - Минск, Попурри, 2006

    11.  Ткаченко. Т., Мелкая моторика: гимнастика для пальчиков; - М, 2005

    12.  Ткаченко. Т., Пальчиковые игры и гимнастика; - М, 2005

13.  Тимофеева. Е. Ю., Чернова. Е.И., Пальчиковая гимнастика; - СПб, 2006

14.  Фельдчер. Ш, Либерман. С., 400 способов занять ребёнка от 2 до 8 лет;

      - М,  1999

   

Список рекомендуемых CD  и аудиозаписей:

Серия компакт-дисков для общего развития детей от 0 до 7 лет: «Мамины   уроки»,   «Песенки-инсценировки»,    «Аэробика»,   «Азбука -потешка»,   «Весёлые уроки»,   «Катенька  и  кот»,   «Игровая   гимнастика», «Гимнастика  для  малышей»,   «Абсолютный   слух»,   «Золотые   ворота», «Ёлка»,   «Наш оркестр»,   «Горелки»,  «Песенки  и  игры  с  пальчиками»  №1, №2,   «Игры   для   здоровья»,   «Сказочки - шумелки»,  «Ав - ав  и  мяу - мяу», «Музыкальный   зоопарк»,   «Пять  поросят»,   «Топ - топ»;   Е.и С.Железновы; компания ДОМ: Развивалки.ru.

Серия КЛАССИКА: К.Сен-Санс, «Карнавал животных»;

«В.Моцарт.200% классической музыки: Симфонии, сонаты, концерты»; П.Чайковский «Времена года», «Детский альбом» - циклы фортепианных миниатюр;

Э.Григ, «Симфонические сюиты»;

«Симфонии Й.Гайдна от А до Я»;

Сборник  CD «Энциклопедия органной музыки»;

Сборник CD «Золотая коллекция: И.С.Бах»

CD «Учимся петь, играя» - русские народные и авторские песни  С.Коротаевой, Ю.Слонова, Н.Суховой, И.Конвенан, М.Парцхаладзе.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по реализации основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 76 » образовательная область «Музыка» на период 2017-2018 учебный год музыкального руководителя Закировой Венеры Мидхатовны

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС, Приказ от 17 октября 2013 г. N 1155, Концепцией СанПиН от  30.07.2013г.)...

Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования. «Художественно-эстетическое развитие» образовательная область «Музыка»

Пояснительная записка Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества музыкального образо...

Рабочая программа по реализации основной образовательной программы. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие. Музыка»

Программа определяет основные  направления,  условия  и  средства  развития   ребенка  в  музыкальной  деятельности,  ка...

Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования МБОУ «Начальная школа №15» Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» Раздел «Музыка»

Рабочая программапо реализации основной образовательной программы дошкольного образованияМБОУ «Начальная школа №15»Образовательная область«Художественно – эстетическое развитие...

ГОДОВОЙ ПЛАН По реализации основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» «Музыка» Для детей дошкольного возраста (3-7 лет) на 2019-2020 учебный год

ГОДОВОЙ ПЛАН По реализации основной образовательной программыдошкольного образовательного учрежденияобразовательная область «Художественно – эстетическое развитие»«Музыка...