РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя - логопеда для детей 5 - 6 лет с общим недоразвитием речи) на 2019 - 2020 годы»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Бабакова Татьяна Геннадиевна

Настоящая рабочая программа разработана на основе «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) от 5 до 6 лет». Автор Н.В. Нищева.

Для достижения целевых ориентиров ФГОС необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений. Анализируя уровень развития речи воспитанников МБДОУ д/с «Колокольчик» за последние три года, отмечена тенденция к увеличению количества речевых нарушений и изменению качества их развития. Нарушения речи часто сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений.

В  МБДОУ д/с «Колокольчик» коррекция нарушений речи осуществляется в условиях логопедического кабинета. В связи с тем, что в последние годы  возросло количество детей с нарушениями речи, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи, такими как, общее недоразвитие речи, возникла необходимость разработки специализированной программы  по коррекции данных нарушений.

Цель:

Реализация коррекционно-развивающей работы, гарантирующей воспитанникам, имеющим речевые нарушения, освоение основной образовательной программы дошкольного образования и успешную социализацию  в  обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_progr._onr_5_-6_let.docx77.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка детский сад первой категории «Колокольчик»

Принято

на заседании педагогического Совета №1 от 29.08.2019 года

Утверждаю

Заведующий МБДОУ Тацинского

детского сада  «Колокольчик»

____________ И.М.  Храмкова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

в рамках коррекционно – развивающей работы по реализации  «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей 5 - 6 лет с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи)»  автор Н.В. Нищева, для детей 5 - 6 лет с общим недоразвитием  речи на 2019 -2020 годы

 составитель:

учитель –логопед

 высшей квалификационной категории  

Бабакова Т.Г

станица Тацинская

2019 год

Содержание

№п/п

Название

Стр.

I

Целевой раздел

3

1.1

Пояснительная записка. Цель

3

1.2

Задачи

3

1.3

Принципы

3

1.4.

Нормативно-правовая база

4

1.5.

Возрастные и индивидуальные особенности детей с ОНР

5

1.6

Планируемые результаты

7

II

Содержательный раздел

8

2.1

Описание особенностей образовательной деятельности с детьми ОНР 5 -6  лет

8

2.2

Условия реализации  содержания

9

2.3

Методы и приемы работы с детьми 5 – 6 лет с  ОНР

12

2.4

Особенности сотрудничества с семьями воспитанников  (перспективный план взаимодействия с родителями).

14

III

Организационный раздел

18

3.1.

Расписание занятий

18

3.2

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса

19

3.3.

Организация предметно-пространственной среды (в том числе материально-техническое обеспечение)

21

I.  Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана на основе «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) с 5 до 6 лет». Автор Н.В. Нищева.

Для достижения целевых ориентиров ФГОС необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений. Анализируя уровень развития речи воспитанников МБДОУ д/с «Колокольчик» за последние три года, отмечена тенденция к увеличению количества речевых нарушений и изменению качества их развития. Нарушения речи часто сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений.

В  МБДОУ д/с «Колокольчик» коррекция нарушений речи осуществляется в условиях логопедического кабинета. В связи с тем, что в последние годы  возросло количество детей с нарушениями речи, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи, такими как, общее недоразвитие речи, возникла необходимость разработки специализированной программы  по коррекции данных нарушений.

Цель:

Реализация коррекционно-развивающей работы, гарантирующей воспитанникам, имеющим речевые нарушения, освоение основной образовательной программы дошкольного образования и успешную социализацию  в  обществе.

1.2.  Задачи:

  • Создать условия для реализации коррекционно - развивающей работы  в соответствии с требованиями ФГОС.
  • Выявить в ходе ранней диагностики воспитанников группы риска по речевому развитию.
  • Осуществлять необходимую коррекцию и сопровождение воспитанников с речевыми нарушениями в ходе реализации Общей образовательной программы.
  • Повысить компетентность педагогов ДОУ в сфере эффективного взаимодействия с детьми, имеющими речевые нарушения, а также в сфере профилактики и выявления проблем в речевом развитии.
  • Организовать взаимодействие с родителями  (законными представителями) по оказанию консультативной и методической помощи в организации полноценной речевой среды в ближайшем окружении ребенка и повысить компетентность родителей по вопросам речевого развития детей дошкольного возраста.

1.3. Принципы:

  • Принцип комплексности, выражающийся в единстве подходов к профилактике и коррекции речевых нарушений, личностно-деятельностного подхода к профилактике и коррекции речевых нарушений у воспитанников, понимание единства психического и речевого развития, взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.
  • Принцип развивающего обучения.
  • Принцип учета зоны ближайшего развития.
  • Принцип интеграции образовательных областей в организации коррекционно-развивающего процесса.

1.4.  Нормативно – правовая база

Рабочая программа создана в соответствии с нормативными документами федерального уровня и локальными актами МБДОУ Тацинского д/с «Колокольчик»:

  • Федеральным Законом № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 года №26 «Об учреждении СанПиН 24.4.3049-13» «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
  •  Уставом ДОУ

Срок реализации программы -  1 год.

1.5.  Возрастные  и индивидуальные особенности детей 5 -6 лет   с ОНР - III уровнем речевого развития

Для данного уровня развития речи детей характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным является использование простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. Структура предложений может быть нарушена за счет пропуска или перестановки главных и второстепенных членов.
      Специальные задания позволяют выявить существенные затруднения в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных. Таким образом, формирование грамматического строя языка у детей на данном уровне носит незавершенный характер и по-прежнему характеризуется наличием выраженных нарушений согласования и управления.
      Важной особенностью речи ребенка является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. В собственной речи дети употребляют простые уменьшительно-ласкательные формы существительных, отдельных притяжательных и относительных прилагательных, названия некоторых профессий, приставочные глаголы и т. Д. Типичным проявлением общего недоразвития речи данного уровня являются трудности переноса словообразовательных навыков на новый речевой материал.
      Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением. Наряду с лексическими ошибками у детей с III уровнем развития речи отмечается и специфическое своеобразие связной речи. Ее недостаточная сформированность часто проявляется как в детских диалогах, так и в монологах. Это подтверждают трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте. Указанные специфические особенности обусловлены низкой степенью самостоятельной речевой активности ребенка, с неумением выделить главные и второстепенные элементы его замысла и связей между ними, с невозможностью четкого построения целостной композиции текста. Одновременно с этими ошибками отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств. Так, рассказывая о любимых игрушках или о событиях из собственной жизни, дети в основном используют короткие, малоинформативные фразы. При построении предложений они опускают или переставляют отдельные члены предложения, заменяют сложные предлоги простыми. Часто встречается неправильное оформление связей слов внутри фразы и нарушение межфразовых связей между предложениями.
      В самостоятельной речи типичными являются трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости: персеверации, антиципации добавление лишних звуков, усечение слогов, перестановка слогов), добавление слогов или слогообразующей гласной Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова, не подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук, не всегда могут правильно определить наличие и место звука в слове и т. п. Задания на самостоятельное придумывание слов на заданный звук не выполняют.

1.6. Планируемые результаты  работы с детьми 5  - 6 лет с ОНР  - 3 уровня:

  • ребенок контактен, часто становится инициатором общения со сверстниками и взрослыми;
  • эмоциональные реакции адекватны и устойчивы, ребенок эмоционально стабилен;
  • пассивный словарь ребенка соответствует возрастной норме: ребенок может показать по просьбе взрослого несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию; показать на предложенных картинках названные взрослым действия; показать по картинкам предметы определенной геометрической формы, обладающие определенными свойствами; понимает различные формы словоизменения; понимает предложно-падежные конструкции с простыми предлогами, уменьшительно- ласкательные суффиксы существительных, дифференцирует формы единственного и множественного числа глаголов, глаголы с приставками; понимает смысл отельных предложений, хорошо понимает связную речь;

 без ошибок дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в       произношении, так и смешиваемые в произношении;

  • уровень развития экспрессивного словаря соответствует возрасту: ребенок безошибочно называет по картинкам предложенные предметы, части тела и предметов; обобщает предметы и объекты, изображенные на картинке;  называет основные и оттеночные цвета, называет форму указанных предметов;        уровень развития грамматического строя речи практически соответствует возрастной норме; ребенок правильно употребляет имена существительные в именительном падеже единственного и множественного числа, имена существительные в косвенных падежах; имена существительные множественного числа в родительном падеже; согласовывает прилагательные с существительными единственного числа;  согласовывает числительные  с существительными; образовывает существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и названия детенышей животных;
  • уровень развития связной речи практически соответствует возрастной норме; без помощи взрослого пересказывает небольшой текст с опорой на картинки, по предложенному или коллективно составленному плану; составляет описательный рассказ по данному или коллективно составленному плану; составляет рассказ по картине по данному или коллективно составленному плану; знает и умеет выразительно рассказывать стихи; не нарушает  слоговую структуру слов;
  • объем дыхания достаточный, продолжительность выдоха нормальная, сила голоса и модуляция в норме. Ребенок употребляет основные виды интонации; ребенок без ошибок повторяет слоги с оппозиционными звуками, выделяет начальный ударный гласный из слов, у него сформированы навыки фонематического анализа и синтеза, слогового анализа слов, анализа простых     предложений

II

Содержательный раздел

2.1Описание особенностей образовательной деятельности с детьми ОНР

 5 -6  лет.

Учебно – тематическое планирование  работы с детьми  5 – 6 лет  с ОНР 3 уровня (старшая группа  «Колоски»)

Дата

Форма работы

Объем в часах

Использование ИКТ

03. 09.2019

06.09.2019

Занятие № 1,2

(диагностические)

2

Презентация: дидактическая игра «Четвертый лишний»

10.09.2019

13.09.2019

Занятие № 3,4

(диагностические)

2

Программа «Говорилки»

«Неречевые звуки»

17.09.2019

20.09.2019

Занятие № 5, 6,

2

Презентация «Артикуляционная гимнастика»

24.09.2019

27.09.2019

Занятие № 7, 8

2

Программа «Говорилки»

«Неречевые звуки»

01.10.2019

04.10.2019

Занятие № 9,10

2

Презентация «Артикуляционная гимнастика»

08.10.2019

11.10.2019

Занятие № 11,12

2

Мультимедийная презентация «Веселый язычок»

15.10.2019

18.102019

Занятие № 13,14

2

Мультимедийная презентация «Веселый язычок»

22.10.2019

25.10.2019

Занятие № 15,16

2

Презентация «Времена года» Осень.

29.10.2019

01.11.2019

  Занятие № 17,18

2

Программа «Говорилки»

«Гласные  звуки»

05.11.2019

08.11.2019

  Занятие № 19,20

2

Презентация « Игрушки»

12.11.2019

15.11.2019

  Занятие № 21,22

2

Презентация « Загадки» о животных

19.11.2019

22.11.2019

  Занятие № 23,24

2

Программа «Говорилки»

«Согласные  звуки»

26.11.2019

29.11.2019

  Занятие № 25,26

2

Программа «Домашний логопед» Автоматизация свистящих и шипящих звуков в стихах.

03.12.2019

06.12.2019

  Занятие № 27,28

2

Программа «Домашний логопед» Дифференциация шипящих и свистящих звуков  в пословицах, поговорках.

10.12.2019

13.12.2019

 Занятие № 29,30

2

Программа «Говорилки»

«Безголосые звуки»

17.12.2019

20.12.2019

  Занятие № 31,32

2

Презентация «Времена года» Зима.

24.12.2019

27.12.2019

  Занятие № 33,34

2

Программа «Говорилки»

«Голосистые звуки»

14.01.2020

  17.01.2020

  Занятие № 37,38

2

Программа «Говорилки»

«Безголосые звуки»

21.01.2020

24.01.2020

  Занятие № 39,40

2

Презентация: дидактическая игра «Погрузи картинки в вагончики»

28.01.2020

31.01.2020

  Занятие №41,42

2

Презентация  дидактическая игра

« Четвертый лишний»

04.02.2020

07.02.2020

  Занятие № 43,44

2

Программа «Домашний логопед» Автоматизация звуков Ш, Ж, в пословицах и поговорках

11.02.2020

14.02.2020

  Занятие № 45,46

2

Программа «Домашний логопед» Автоматизация звуков С, З, Ц, в пословицах и поговорках

18.02.2020

21.02.2020

занятие№ 47,48

2

Программа «Домашний логопед» Автоматизация звуков Р, Л  в пословицах и поговорках

25.02.2020

28.02.2020

занятие№ 49,50

2

Презентация « Детский сад», профессии

03.03.2020

06.03.2020

занятие№ 51,52

2

Презентация «Мамин праздник»

10.03.2020

13.03.2020

занятие№ 53,54

2

Презентация «Времена года» Весна.

17.03.2020

20.03.2020

занятие№ 55,56

2

Презентация «Памятные места нашей станицы»

24.03.2020

27.03.2020

занятие№ 57,58

2

Презентация «ПДД»

03.04.2020

07.04.2020

занятие№ 59,60

2

Презентация. дидактическая игра «Подбери слово –название картинки к данной звуко – слоговой модели»

10.04.2020

14.04.2020

занятие № 61,62

2

Презентация « Сказки К.И.Чуковского»

17.04.2020

21.04.2020

занятие № 63,64

2

Программа «Говорилки»

Составление рассказа о предмете по схеме.

24.04.2020

28.04.2020

занятие №65,66

2

Программа «Домашний логопед» дидактическая игра «Подбери первый (последний) звук к названию предмета на картинке»

05.05.2020

08.05.2020

занятие № 67,68

2

Программа «Говорилки»

Составление рассказа по серии картинок.

12.05.2020

15.05.2020

занятие № 69,70

2

Программа «Говорилки»

Составление рассказа по серии картинок.

19.05.2020

22.05.2020

занятие № 71,72

(диагностические)

2

Презентация «Школьные принадлежности»

26.05.2020

29.05.2020

занятие № 73,74

(диагностические)

2

Презентация «Гласные – согласные звуки»

Всего

74 часа

2.2  Условия реализации:

  • специальным образом, созданная предметно-развивающая  среда в логопедическом кабинете;
  • организация образовательного процесса предполагает проведение подгрупповых  занятий ( 2  раза в неделю) по 25 – 30 минут  и индивидуальных занятий (2 раза  в неделю) по 10  минут;
  • проведение контрольно-диагностических занятий -2 -  3 раза в год (сентябрь- январь - май)
  • проведение занятий сопровождается  с использованием презентаций, компьютерных программ;
  • конструктивное взаимодействие с семьей, педагогами ДОУ;
  • консультационно-профилактическая деятельность.

2.3. Методы и приемы работы с детьми 5 – 6 лет с ОНР

Методы

приемы

Наглядный

  • Предметная наглядность
  • Предметные и сюжетные картинки
  • Расположение предметов по образцу, схеме, модели («Озвучь узор», «Продолжи рисунок»)
  • Выкладывание последовательностей, серий  («Кем будет?», «Кто кем был раньше?», «Прошлое, настоящее, будущее»)
  • Подведение итога занятия по графическому плану
  • Классификация и группировка по заданному свойству или признаку (восстанови последовательность, узор)
  • Выкладывание логических цепочек

Словесный

  • Вопрос как стимул к речевой активности
  • Рассказ о проделанной работе
  • Придумывание слов на заданный звук, слог
  • Договаривание по образцу
  • Комментирование собственных действий
  • Преобразование предложений по образцу.
  • Подбор предметов к действию, действий к предмету, предметов к признакам.
  • Преобразование деформированной фразы.
  • Выделение родственных слов из текста.
  • Составление словосочетаний, предложений по демонстрируемому действию
  • Выделение 4-лишнего по заданному признаку.
  • Подбор слов по родовому признаку
  • Анализ качества выполненной работы (педагогом, сверстниками, самим ребенком)
  • «Что не так? объясни»
  • Составление предложений по схемам, с заданным количеством слов.
  • Работа в паре: «объясни партнеру задание»
  • Беседы-рассуждения: что произошло бы, если…
  • Распространение предложений по наводящим вопросам
  • Сравнения предметов, анализ признаков и действий предметов
  • Анализирование собственных действий в конкретной ситуации («Кто я? – в транспорте – пассажир, дома – сын, брат, сестра, дочь…)

Практический

  • Дорисовывание недостающих элементов (раскрашивание в соответствии с шифром)
  • Угадывание предметов на ощупь
  • Выполнение действий по словесной инструкции
  • Запоминание и выполнение инструкций.
  • Выполнение действий по символьной инструкции
  • Использование знаковой символики для обозначения свойств и признаков предметов
  • Зачеркивание заданной буквы
  • Отгадывание букв с закрытыми глазами
  • Узнавание на ощупь
  • Выкладывание букв из палочек, веревочек, мозаики
  • Рисование буквы в воздухе
  • Графические диктанты

Игровой

  • Инсценировки и театрализация, сказочные сюжетов
  • Использование игрушек и сказочных персонажей
  • Исправление «ошибок» педагога или персонажа
  • Перевоплощения и выполнения соответствующих действий

Репродуктивный

  • Словесный образец
  • Одновременное проговаривание
  • Повторение, объяснение, указание
  • Словесные упражнения

Исследовательский

  • придумывание загадок, анализируя признаки и свойства предметов

2.4. Особенности сотрудничества с семьями воспитанников  

Месяц

Форма работы

Тема

Цель

Сентябрь

Анкетирование

«Я и мой ребенок»

Проанализировать отношения между взрослыми и детьми в семье, изучить адекватность позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту, и их педагогическую осведомленность

Родительское собрание

«ОНР- причины, основные направления работы на учебный год»

Познакомить родителей с ходом коррекционной работы на учебный год

Индивидуальные беседы

«Результаты диагностики»

Познакомить родителей с результатами обследования детей
и планом индивидуальной работы

Оформление фото -стенда

«Мы занимаемся»

Наглядно познакомить родителей с работой, которая ведется с детьми в логопедическом кабинете

Оформление информационного стенда

«Советы логопеда»

Отразить содержание основных моментов коррекционно развивающего обучения

Октябрь

Консультация

«Артикуляционные упражнения»

Познакомить родителей  сразновидностями артикуляционных упражнений.

Семинар – практикум с участием детей

«Наш веселый язычок»
1.Важность выполнения АУ
2.Виды АУ (Общие специальные)
3.Выполнение родителями с детьми АУ «Наш веселый язычок»
4.Практическое задание «Придумать с ребенком свою историю про язычок»

Познакомить родителей со способами выполнения артикуляционных упражнений

Открытые индивидуальные мини – занятия детей и родителей

«Учимся произносить звуки»

Познакомить родителей с практическими приемами автоматизации звуков

Ноябрь

Консультация

«Пальчиковая гимнастика»

Познакомить родителей со значением пальчиковой гимнастики в речевом развитии ребенка

Семинар – практикум с участием детей

«Как наши пальцы помогают нам говорить»
1.Важность выполнения пальчиковой гимнастики, ее связь с речью
2.Выполнение родителями с детьми ПГ (по карточкам)
3.Практическое задание «Придумайте с ребенком ПГ»

Познакомить родителей с видами, способами выполнения пальчиковой гимнастики

Индивидуальные беседы

«Спрашивали-отвечаем»

Ответить на вопросы родителей

Родительское собрание

«Итоги работы за I -е полугодие»

Познакомить с уровнем речевого развития детей и с ходом дальнейшей коррекционной работы

Консультация

«Развитие связной речи и речевого общения детей»

Познакомить родителей со способами развития связной речи и включения детей в диалог.

Январь

Консультация

«Обучение грамоте»

Познакомить родителей с технологией обучения детей грамоте

Открытые индивидуальные занятия

«Учимся произносить звуки»

Познакомить родителей с практическими приемами автоматизации звуков

Февраль

Мастер - класс

«Фонематический слух- основа речи»

Познакомить родителей с приемами работы над развитием фонематического слуха

Семинар – практикум с участием детей

«Звуки – это то, что мы слышим и говорим»
1.Связь звука-буквы, развитие фонематического восприятия.
2.Практическое задание «Проверь маму (папу)»

Познакомить родителей с играми, направленными на развитие фонематического восприятия

Индивидуальные беседы

«Расширяем словарный запас ребенка»

Познакомить родителей с приемами работы, направленными на обогащение словаря

Март

 

 

 

 

Консультация

«Готов ли ребенок к школе»

Познакомить родителей с требованиями начальной школы к речевому развитию детей

консультация-всеобуч

«Скоро в школу»
1.Активная беседа «Как учить дошкольников читать»
2.Способы знакомства с буквой (рисование, печать, выкладывание, лепка)
3.Выставка Портфолио, тетрадей детей

Предупреждение нарушений письма и чтения у детей с ОНР

Апрель

 

 

 

 

Индивидуальные беседы

«Спрашивали-отвечаем»

Ответить навопросы  родителей

Открытое занятие

«Я умею красиво и правильно говорить»

Познакомить родителей с тем, чему научились дети в процессе нашей совместной работы

Май

Родительское собрание

«Готовность детей к школе»

Подвести итоги работы за учебный год и объективно оценить речевую готовность детей к школе

Индивидуальные консультации

По вопросам родителей

Дать рекомендации родителям по домашним занятиям летом

Анкетирование

«Я и мой ребенок»

Проанализировать отношения между взрослыми и детьми в семье, изучить адекватность позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту, и их педагогическую осведомленность

III

Организационный раздел

3.1  Расписание занятий

Дни недели

Подгрупповые занятия

Индивидуальные занятия

вторник

9.00 - 9.30 –  первая подгруппа

( старшая группа  «Колоски»)

9.40 – 10.10 –  вторая подгруппа

(старшая  группа

 « Колоски»)

10.10 – 12.30  - индивидуальные занятия  с детьми старшей группы

Пятница

Четверг

9.00 -9.30 –  первая подгруппа

( старшая группа  «Колоски»)

9.40 – 10.10 – вторая подгруппа

(старшая группа  «Колоски»)

10.05 – 12.30  - индивидуальные занятия с детьми старшей  группы

11.00 – 12.30 -  индивидуальные занятия с детьми старшей  группы

     

  3.2.  Программно-методическое обеспечение образовательного процесса

  • Н.В. Нищева «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи ( общее недоразвитие речи) с 5 до 7лет»г. С –Петербург,  изд. «Детство – пресс» 2015г.
  • Н.В. Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста»  г. С –Петербург,  изд. «Детство – пресс» 2015г.
  • Н.В. Нищева «Картотека подвижных игр, упражнений, физкульминуток, пальчиковой гимнастики»  г. С –Петербург,  изд. «Детство – пресс» 2015г.
  • Г.Я.Затулина «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» Центр педагогического образования М., 2014г.
  • «Обучение дошкольников пересказу» (старшая группа). Центр педагогического образования М., 2014г.
  • Л.Н.Ефименкова «Формирование речи  у дошкольников» М., 2014 г.
  • О.Н.Лиманская «Конспекты логопедических занятий  в старшей группе детей с ОНР» изд., «ТЦ СФЕРА» 2016 г.
  • Е.И.Веселова, Е.М.Скрябина «Игры и упражнения на каждый день для детей 4 - 5 лет с ОНР» 1 и 2 –я части, изд., «ТЦ СФЕРА» 2016 г.
  • Л.П. Воронина «Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа»С –Петербург,  изд. «Детство – пресс» 2015г
  • С.Н.Викжанович «Формирование у дошкольников с ОНР предикативной лексики с использованием пиктограмм М.,2016 г
  • Т.Б.ФиличеваГ.В.Чиркина «Подготовка к школе детей  с общим недоразвитием речи  в условиях специального детского сада» изд. Альфа 1993г.
  • Иншакова О.Б. Иллюстрированный альбом логопедического обследования. М., «Коррекционная педагогика»,
  • Н.С.Четверушкина «Слоговая структура слова – системный метод устранения  речевых нарушений» изд.М.,2013г  
  • Н.В.Курдвановская  «Планирование работы логопеда с детьми 5 – 7 лет» изд. М.,2006
  • О.С.Ушакова, Е.М.Струнина  «Методика развития речи детей 3 -7 лет» М., «Владос» 2004г.
  • Е.М.Косинова  «Уроки логопеда» М., «Эксмо»2011г.
  • О.Г.Ивановская,  Л.Я.Гадасина «Логопедические занятия с детьми 5  -6 лет» С –Петербург, изд. «Каро» 2004г.
  • «Обучение связной речи» - комплект наглядных пособий .М., «Скрипторий»2013г.
  • О.Е.Громова «Инновации в логопедическую практику» М., «Линка – пресс 2008г.
  • О.А.Романович «Преодоление задержки психо - речевого развития  у детей 4 – 7 лет».г. Волгоград, изд. «Учитель» 2013 г.
  • Е.А.Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов» М., 2009г.
  • О.И..Крупенчук  «Готовим руку к письму» С – Петербург, 2012г.
  • Н.В.Рыжова  «Артикуляционная гимнастика для малышей» М., изд. «Сфера» 2013г.
  • Л.П.Савина «Пальчиковая гимнастика» М.,АСТ 2005г.Т.М.Воронцова «100 шагов к школе» М., 2012г.
  • Интернет-ресурсы:
  1. Логопедическая коррекционная программа «Говорилки»
  2. http://nsportal.ru/Социальная сеть работников образования «Наша сеть»;
  3. Практический курс «Домашний логопед». Речевые игры и   упражнения.
  4. Диск   «Слоговая структура слова» М., 2013 год

3.3 Организация предметно-пространственной среды (в том числе материально-техническое обеспечение)

Материалы для коррекции мимики, речевого дыхания артикуляционной моторики и звукопроизношения, слоговой структуры слова

№ п/п

Наименование

1

Книга с картинками для проведения артикуляционной гимнастики:

  • «Весёлая гимнастика».
  •  «Гимнастика для язычка».

2

Картинки «Звуки и буквы» с картинками-символами звуков (букв).

3

Папка «Исправляем произношение».

4

Практические материалы для индивидуальных и групповых занятий

по развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики, мимики, речевого дыхания и голоса, дикции по лексическим темам.

5

картинки для артикуляции и постановки звуков:

  • [л];
  • [р];
  • свистящих звуков
  • шипящих звуков

6

Картинки «Звукоподражание».

7

Пособия для развития речевого дыхания: снежинки, бабочки, рыбки, свистульки, воздушные шары, губные гармошки, пузырьки и др.

8

Настольные игры для автоматизации звуков: « Речевое домино», «Речевое лото»

9

Папка с практическими материалами: «Гласные звуки».

10

Подборки картинок на гласные звуки.

11

Папка с практическими материалами на автоматизацию звуков:

  • [л], [л'];
  • [р], [р'];
  • свистящих;
  • шипящих.

12

Книга с картинками на автоматизацию звуков:

  • [л];
  • [р];
  • свистящих;
  • [ш], [ж];
  • шипящих.

13

Альбом «Картинки для автоматизации звуков».

14

Подборки игр на автоматизацию звуков:

  • [к], [г], [х], [j];
  • [р], [р'], [л], [л'];
  • свистящих звуков;
  • шипящих звуков.

15

Кубики, бусы, шнурки с узелками для коррекции слоговой структуры слова.

16

Игры «Лабиринт» для автоматизации звуков и коррекции слоговой структуры слова.

17

постановочные зонды.

18

Игрушки и картинки – символы звуков, для автоматизации и дифференциации звуков.

19

Настенное пособие «Звуковая азбука»

20

Настенное пособие «Магнитные буквы»

Пособия для развития мелкой моторики

№ п/п

Наименование

1

Пуговицы, мелкие предметы и игрушки.

2

Пособия для шнурования: «Ежик», «Овечка», «Букет», «Кот-рыбак»

3

«Волшебный коврик»(настенное панно).

4

Трафареты.

5

Картинки для раскрашивания и штрихования.

6

Материалы для самомассажа пальцев рук Су - ДЖОКИ

7

Тренажёр «Ёжик» для массажа пальцев и кистей рук.

8

Игры-вкладыши

9

Мозаики.

10

Конструкторы

11

Су -Джоки

Материал для развития фонематического слуха и формирования фонематического восприятия (дифференциации фонем)

№ п/п

Наименование

1

Пособия для различения неречевых звуков: бубен, дудочка, свисток, губные гармошки, бутылочки с различным наполнением, звучащие игрушки.

2

Альбом с картинками – словами паронимами.

3

Карточки  на дифференциацию звуков: «Домики для звуков», «Выбери  игрушку», «Тим и Том», «На самолёте или на автобусе?», «Большой и маленький колокольчик».

4

Альбомы с картинками на дифференциацию звуков.

5

Подборки игр на дифференциацию звуков:

  • «Цепочка слов»  (свистящих, шипящих, сонорных);
  • «Магический круг»

Материалы для формирования лексико-грамматического строя речи и связной речи

№ п/п

Наименование

1

  • Схемы предлогов, предложений, слогов, наречий

2

Игрушки.

3

  • Альбом с картинками: «Предлоги».
  •  «Числительные».
  • «Слова-действия».
  • «Антонимы. Единственное и множественное число».
  • «Словосочетание».
  • «Предложение».
  • «Текст».

4

Альбом с картинками на лексические темы:

  • «Игрушки».
  • «Транспорт».
  • «Растения. Грибы. Цветы».
  • Профессии».
  • «Овощи».
  • «Фрукты».
  • «Времена года. Весна. Лето».
  • «Времена года. Осень. Зима».
  • «Части тела».
  • «Инструменты».
  • «Одежда. Обувь».
  • «Мебель. Бытовые приборы. Дом».
  • «Посуда. Продукты».
  • «Насекомые».
  • «Птицы».
  • «Дикие животные».
  • «Домашние животные».
  • «Цвет».

5

Лото:

  • «Речевое».
  • «Домино»

6

Игра «Когда это бывает?» на развитие словаря и связной речи по теме «Времена года».

7

Схемы предложений.

8

Палочки и шнурки для выкладывания букв.

9

Разрезные карточки «Собери букву».

10

Папка «Буквы».

11

Карточки со слогами.

12

Настенное пособие «Алфавит».

13

Кубики с буквами.

14

  • Картинки: «Звуко-буквенный анализ и синтез».
  • «Поиграем со словами. Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза».

15

Мнемо таблицы

Материалы для развития высших психических функций

№ п/п

Наименование

1

Пазлы и разрезные картинки.

2

Речевое домино.

3

Мозаика.

4

Папка с играми - головоломками

Компьютерные логопедические игры, программы

№ п/п

Наименование

1

Диск  «Слоговая структура слова».

2

Практический курс «Домашний логопед»

3

Программа «Говорилки»

4

Игры-ходилки.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи детей старшей группы (5 лет, второй год обучения) учителя-логопеда Гариповой Л.Х.

СодержаниеПояснительная запискаОрганизация коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР (III уровень речевого развития)Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР (III...

Рабочая программа логопедической помощи по преодолению общего недоразвития речи у детей старшей группы

Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников ДОУ....

Рабочая программа образовательной деятельности по преодолению общего недоразвития речи у детей логопедической старшей группы.

Рабочая (учебная) программа разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования ДОУ, Федеральными государственными требованиями к структуре основной обще...

Рабочая программа подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) 2018-2019 уч.год

Аннотация к Рабочей программе подготовительной группы компенсирующей направленности.            «Рабочая программа подготовительной логопед...

Коррекционно – развивающая программа педагога – психолога для воспитанников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на 2019 – 2020 учебный год

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Солнышко» муниципального образования г. Обь Новосибирской области      Коррекцио...