Логопедическое занятие "В деревне у дедушки" по развитию речи детей младшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)

Абрамова Анна Петровна

Логопедическое занятие " В деревне у дедушки" для младших дошколят с ЗПР И ТНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskoe_zanyatie_v_derevne_u_dedushki.docx24.6 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ г. Москвы «Школа №2093 им. А.Н. Савельева»

Конспект интегрированного логопедического занятия

для детей младшего дошкольного возраста

Тема: «В деревне у дедушки».

Провела: Абрамова Анна Петровна,  учитель-логопед.

Задачи  логопедические:

1. Активизировать словарь  по теме «Домашние животные».

2. Развивать  ротовой выдох, артикуляционную моторику.

3. Развивать фразовую речь.

4. Развивать  умение  воспроизводить заданный ритм, темп.

5. Развивать слуховое, зрительное внимание, память, мышление.

6. Развивать  умение работать в коллективе.

Задачи двигательные:

1. Развивать общую и мелкую моторику.

2. Развивать ориентировку в пространстве.

3. Развивать умение ползать разными способами.

Материалы и оборудование:

Бубен; кукла дедушки;  игрушки коня, кошки, собаки, свиньи, коровы, козы, кролика; макет избы; шапочки животных; картинки (кость, рыба, трава, овёс, хлеб, морковка, капуста), диск с музыкой, обручи.

Место проведения:   спортивный зал.

Участники: воспитатель группы, воспитатель физкультуры.

                                                   

Содержание занятия

Вводная часть

- Дети, сегодня мы поедем в гости в деревню на поезде.

Дети имитируют движение поезда по кругу, по сигналу логопеда (бубен) меняя темп: двигаются то в медленном, то в быстром, то в спокойном темпе. Затем по команде логопеда дети останавливаются и садятся на стульчики.

- Посмотрите, кто нас встречает? (Дедушка.)

Артикуляционная гимнастика.

- Жил-был дедушка.                         Демонстрация игрушки «Дедушка».

- Вот в таком он доме жил.              Логопед показывает макет «Деревенский дом».

- Вокруг дома был забор.                    Артикуляционное упражнение «Заборчик» - зубы

                                                           сомкнуты, губы растянуты в улыбку.

- В доме окошки.                              Артикуляционное упражнение «Окошко» - рот          

                                                           широко  открыт.

- Тихо в доме, только часы тикают.  Артикуляционное упражнение «Часики» -  

                                                           Тянуться вытянутым языком вправо, затем влево.

- Да ветер в трубе гудит.                 Дети изображают, как гудит ветер: «У-у-у» (тихо

                                                          и громко).

Основная часть

- Скучно дедушке одному, нет у него друзей-помощников. Вдруг в дверь постучали…

- Вот так: тук, тук – тук. (Логопед отхлопывает ритм в ладоши).

- Как постучали? ( Дети по очереди отхлопывают заданный ритм).

- А потом вот так постучали: тук – тук, тук, тук. (Логопед отхлопывает ритм по коленям).

- Как потом постучали? (Дети по очереди отхлопывают заданный ритм по коленям).

- Хотите узнать, кто постучал? Тогда отгадайте! (Логопед загадывает загадки  и раздаёт игрушки животных детям).

- Му-у! Молока кому?

- Кто к дедушке пришёл? (Корова пришла.)

- Иду-иду, бородой трясу, травку прошу: Ме-е. (Коза пришла.)

- Цок-цок-цок, к вам спешу, телегу везу, иго-го. (Лошадь пришла.)

- Громко лает: гав-гав, чужих в дом не пускает. (Собака пришла.)

- Мягкие лапки: мяу-мяу, в лапках цап-царапки. (Кошка пришла.)

- Хвостик крючком, нос пятачком: хрю-хрю. (Свинья пришла.)

- Впустил дедушка животных, стали они жить дружно и весело.

- А вы хотите тоже повеселиться вместе с ними? (Да.) Ну, тогда  будем танцевать!

                                 Игра 1. «Изобрази домашнее животное».

Вариант 1.

Дети, держа игрушку животного в руках, весело танцуют под музыку, изображая каждый «своё» животное.

Вариант 2.

- Вы сегодня не ребята, а весёлые козлята, а я ваша мама-коза.

Далее координация речи с движением «Весёлые козлята», «Конь», «Кошка».

«Весёлые козлята».

Мы весёлые козлята,                              Дети шагают по кругу.

Очень шустрые ребята.

Вышли в поле погулять,

Свежей травки пощипать.                     Приседают, «пощипывают» травку.

А потом попьём водицы                       Наклоняются вперёд.

Возле дома из копытца.

Очень весело живём                              Тянутся, встав на носочки и поднимая руки

И растём, растём, растём.                     Вверх.

«Конь».

Звонко цокают копытца,                       Идут по кругу, высоко поднимая колени.

Конь идёт к реке напиться.                     Плавно разводят руки в стороны и наклоняются                

                                                               вперёд.

В ней холодная вода, пейте!

Хороша водица,                                  Поочерёдно притоптывают то левой, то  

Постучим-ка мы копытцем.                правой ногой.

Хвост пушистый у коня,                       Останавливаются, правой рукой показывают    

                                                                «хвостик».

Как косичка у меня.                              Левой рукой показывают косичку.

«Кошка».

Осторожно словно кошка                    Выполнение действий по тексту.

Поиграю я немножко:

Я легко со стула спрыгну,

Спинку я дугою выгну.

А теперь, крадусь как кошка,

Спинку я прогну немножко.

Я из блюдца молочко,

Полакаю язычком.

Вариант 3.

Логопед надевает детям шапочки. Логопед называет животное, дети, на которых надеты названные шапочки, выходят в середину круга и показывают движения,  остальные дети повторяют. Если детям трудно самим показать движения, то это делает логопед, оречевляя свои действия. Затем логопед говорит: «Раз, два, три, домик свой займи!» Дети бегут и занимают свой домик (обруч), обручей меньше на один, чем детей.

- Хорошо повеселились, пора помочь дедушке по хозяйству.

 - Ребята, а как животные помогают дедушке?

Каждый ребёнок в шапочке отвечает фразой, как помогает животное, которое изображено у него на шапочке. (Корова даёт молоко. Лошадь возит грузы. Кошка ловит мышей. Собака сторожит дом. Коза даёт молоко и шерсть. Свинья даёт мясо.)

Дети снимают шапочки.

- Как назовём животных, которые стали жить рядом с дедушкой и помогают ему? (Домашние.)

- Ребята, а знаете ли вы, чем кормит дедушка своих животных?

- Давайте и мы покормим домашних животных, но прежде разогреем пальчики.

Пальчиковая гимнастика (без речевого сопровождения), дети выполняют упражнения сидя на полу: «Кролик», «Коза», «Корова», «Собака», «Кошка», «Кошка выпускает коготки».

«Кролик» - выпрямить указательный и средний палец, остальные сжать в кулак.

«Коза» - выпрямить указательный и средний, большой палец поставить на согнутых мизинце и безымянном.

«Корова» - выпрямить указательный и мизинец, большой палец поставить на согнутых безымянном и среднем.

«Собака» - правую ладонь развернуть к себе ребром. Поднять большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный прижать друг к другу. Мизинцем двигать вверх-вниз.

«Кошка» - соединить средний и безымянный пальцы с большим. Указательный и мизинец поднять вверх.

«Кошка выпускает коготки» - ладони развернуть от себя, поджать подушечки пальцев. Движение сопровождать шипением: ш-ш-ш. Затем, быстро выпрямив и растопырив пальцы, сопроводить это движение мяуканьем: «Мяу!»

 

                                      Игра 2. «Накорми животных».

Дети образовали круг, логопед дал каждому ребёнку игрушку животного. В центре круга лежит обруч, а в нём картинки. По команде логопеда дети берут картинку для «своего» животного, затем с помощью вопросов логопеда дети оречевляют свои действия:

- Расскажите,  чем накормили домашних животных?

- Кому дали косточку?

- Что далее корове? И т.д. Затем дети меняются игрушками, игра проводится ещё раз.

- Спасибо, ребята, что помогли дедушке накормить животных. Дедушка очень рад, что у него появилось так много животных и друзей. Для них он построил домики, а кота оставил жить в доме.

- А зачем? (Чтобы кот ловил мышей.)

                                     Игра 3. «Мышки в норках».

На одной стороне зала дети-мышки сидят в норках (за стульчиками, в обручах, за дугами). В дальнем углу сидит кот. Кот задремал – мышки выползают из своих норок и разбегаются в разные стороны, ищут зёрнышки, хлебные крошки. По сигналу логопеда «Кот проснулся! Мышка, мышка берегись! Да коту не попадись!» кот мяукая и потягиваясь, просыпается и бежит догонять мышек. Дети-мышки убегают и прячутся в свои норки (ползать можно любым способом). Игра повторяется, затем выбирается новый кот.

Заключительная часть

- Вот наша поездка в деревню к дедушке закончилась.

- С какими домашними животными мы там встретились? (Дети называют.)

- Давайте попрощаемся с дедушкой.

- Садимся в поезд и едем домой в группу. (Дети, имитируя поезд под музыку «Весёлые друзья» выходят из зала.)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система логопедических занятий по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с сочетанием пальчиковой гимнастики, артикуляторной и речью.

В последнее время логопедами отмечается увеличение количества  детей  не говорящих или малоговорящих. Многие дети начинают говорить значительно позднее своих сверстников. Это тревожит как ро...

Логопедическое занятие "Зимние забавы" по развитию речи детей младшего дошкольного возраста.

Предлагаю занятие по развитию речи для младших дошколят с ЗПР  и ТНР....

Логопедическое занятие "Зимние забавы" по развитию речи детей младшего дошкольного возраста.

Предлагаю занятие по развитию речи для младших дошколят с ЗПР  и ТНР....

Конспект занятия "Фольклор как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"

Открытое занятие "Фольклор как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"...