Система логопедических занятий по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с сочетанием пальчиковой гимнастики, артикуляторной и речью.
методическая разработка по логопедии на тему

Евсикова Татьяна Геннадиевна

В последнее время логопедами отмечается увеличение количества  детей  не говорящих или малоговорящих. Многие дети начинают говорить значительно позднее своих сверстников. Это тревожит как родителей, так и логопедов. Родители общаются за помощью к специалистам, но рекомендаций по решению этой проблемы недостаточно. Я на протяжении многих лет занималась этой проблемой, разработала свою систему занятий по профилактике задержки речевого развития у детей младшего дошкольного возраста.  В этой статье я обобщу опыт работы занятий, в которых я применяю систему сочетания пальчиковой гимнастики, артикуляторных упражнений, звукподражаний , словарной работы по темам «Лесные обитатели», «Домашние животные».        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochet_pal_i_art._sistema.docx18.35 КБ

Предварительный просмотр:

Система  логопедических занятий по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с сочетанием пальчиковой гимнастики, артикуляторной, речью.

В последнее время логопедами отмечается увеличение количества  детей  не говорящих или малоговорящих. Многие дети начинают говорить значительно позднее своих сверстников. Это тревожит как родителей, так и логопедов. Родители общаются за помощью к специалистам, но рекомендаций по решению этой проблемы недостаточно. Я на протяжении многих лет занималась этой проблемой, разработала свою систему занятий по профилактике задержки речевого развития у детей младшего дошкольного возраста.  В этой статье я обобщу опыт работы занятий, в которых я применяю систему сочетания пальчиковой гимнастики, артикуляторных упражнений, звукподражаний , словарной работы по темам «Лесные обитатели», «Домашние животные».        

Целью данных занятий является:

-активизация речевой деятельности

-формирование знаний о животных

-развитие артикуляционной моторики

-тренировка мелкой моторики.

Схема упражнений «Лесные обитатели»,

                           «Домашние животные».

Животное

Показываем животное пальчиками

Какие звуки изда-

ёт.

Питание.

Пальчик.

упражнен

Артикул.

упражне-

ние

Жилище

Пальчик.

упражн.

Ёжик

Медведь

Белка

Волк

Кошка

Корова

Собака

Утка

«Иголки у

ежа.

«Лапы медведя»

«Белка крепко дер-

жится за ветки лапками»

«Лапы волка»

«Коготки»

«Рога»

«Лапы собаки»

«Клюв утки»

Фу-фу-фу

Ы-ы-ы

Ца-ца-ца

У-у-у

Мяу-мяу

Му-му-му

Ав-ав-ав

Кря-кря

Яблоки

Мёд

Орехи

Косточка

Блюдце с молоком

Травка качается на ветру

Косточка

Червячки

«Надуем

щечки»

«Лижем медок»

«Орешки

за щечкой»

«Грызем косточку»

«Лакаем молоко»

«Чашка с молоком»

«Грызем косточку»

«Клюв утки»

Под

Кустиком

Берлога

Дупло

Логово

Мягкий коврик

Крыша фермы

Конура

Крыша сарая

Конспект логопедического занятия

«Лесные обитатели» для детей 3-его года жизни.

Цель: Активизировать речевую деятельность детей, через ознакомление с обитателями леса.

Задачи:

1.Учить показывать животных пальчиками, угощение для них, жилище.

2.Учить показывать движения животных под музыку.

3.вызвать желание позвать животных , повторить за ними звукоподражания.

4.Выполнять артикуляционные упражнения по подражанию.

Ход занятия:

Логопед: - Я приглашаю вас ребята поехать в лес .На чем мы можем поехать?

Дети: -На машине, на поезде.

Логопед:- А вот и поезд, садимся в  вагончики.

Звучит музыка. Дети изображают движение поезда, гудок.

Логопед:- Чу-чу-чу, чу-чу-чу. Я колесики кручу.

                Чу-чу-чу. Чу-чу-чу. Всех детей я прокачу. Ту-у-у.

Вот мы и приехали. Кто же это скачет по веткам дерева? Позовите.

Дети: -Белка.

Логопед:- Белочка-красавица скачет вверх и вниз.

                Белочка за ветки лапками держись.

Дети изображают прыжки белки вверх и вниз.

Логопед : Белочка с нами здоровается: -Ца-ца-ца.  Поздоровайтесь по беличьи.

Дети повторяют звукоподражания.

Логопед: - Угостим белочку орешками. Только надо их расколоть.

Пальчиковая гимнастика «Расколем орешки».

Дети сжижают кулаки, стучат друг об друга и угощают белку.

Логопед: Посмотрите, белочка спрятала орешки за щёчку. Покажите  орешки за щечкой.

Артикуляторное упражнение «Орешки».

Логопед: - Ёжик колючий спрятался  под кустик.  Давайте позовем ёжика.

Дети: - Ёжик.

Логопед : - Какой колючий. Покажем колючки пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Ёжик».

Логопед: - Ёжик  нас приветствует: фу-фу-фу. И мы ответим ему.

Дети повторяют звукоподражание: фу-фу-фу.

Логопед: - Угостим ёжика грибочками.

Пальчиковая гимнастика «Грибы»

Ёжик хочет домой.  Покажем ему самый густой куст, чтобы он там не боялся.

Пальчиковая гимнастика «Кусты качаются».

Логопед: - Слышите, какой шум. Зимним вечером холодным

                                                  Шел медведь  к себе домой

                                              В теплой шубе меховой

Пальчиковое упражнение «Лапы медведя»

Логопед: - Медведь ревет – ы-ы-ы. Повторите, как медведь ревет.

Дети повторяют.

Логопед: - Давайте угостим его медком и покажем, как мед надо лизать.

Артикуляционное упражнение «Лижем медок».

Логопед: – Бурый мишка собрался домой, в берлогу. Сделаем ему берлогу.

Пальчиковое упражнение «Берлога».

Логопед: Вот мы и познакомились с лесными жителями, посмотрели, где они живут, угостили их лакомствами. А теперь покажем их под музыку.

Музыкально-ритмическое упражнение  «Лесные жители».

Логопед: - А теперь и нам пора возвращаться.

Дети под музыку уходят из зала.


Конспект логопедического занятия

«Лесные обитатели» для детей 3-его года жизни.

Цель: Активизировать речевую деятельность детей, через ознакомление с обитателями леса.

Задачи:

1.Учить показывать животных пальчиками, угощение для них, жилище.

2.Учить показывать движения животных под музыку.

3.вызвать желание позвать животных , повторить за ними звукоподражания.

4.Выполнять артикуляционные упражнения по подражанию.

Ход занятия:

Логопед: - Я приглашаю вас ребята поехать в лес .На чем мы можем поехать?

Дети: -На машине,на поезде.

Логопед:- А вот и поезд, садимся в  вагончики.

Звучит музыка. Дети изображают движение поезда, гудок.

Логопед:- Чу-чу-чу, чу-чу-чу. Я колесики кручу.

                Чу-чу-чу. Чу-чу-чу. Всех детей я прокачу. Ту-у-у.

Вот мы и приехали. Кто же это скачет по веткам дерева? Позовите.

Дети: -Белка.

Логопед:- Белочка-красавица скачет вверх и вниз.

                Белочка за ветки лапками держись.

Дети изображают прыжки белки вверх и вниз.

Логопед : Белочка с нами здоровается: -Ца-ца-ца.  Поздоровайтесь по беличьи.

Дети повторяют звукоподражания.

Логопед: - Угостим белочку орешками. Только надо их расколоть.

Пальчиковая гимнастика «Расколем орешки».

Дети сжижают кулаки, стучат друг об друга и угощают белку.

Логопед: Посмотрите, белочка спрятала орешки за щёчку. Покажите  орешки за щечкой.

Артикуляторное упражнение «Орешки».

Логопед: - Ёжик колючий спрятался  под кустик.  Давайте позовем ёжика.

Дети: - Ёжик.

Логопед : - Какой колючий. Покажем колючки пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Ёжик».

Логопед: - Ёжик  нас приветствует: фу-фу-фу. И мы ответим ему.

Дети повторяют звукоподражание: фу-фу-фу.

Логопед: - Угостим ёжика грибочками.

Пальчиковая гимнастика «Грибы»

Ёжик хочет домой.  Покажем ему самый густой куст, чтобы он там не боялся.

Пальчиковая гимнастика «Кусты качаются».

Логопед: - Слышите, какой шум. Зимним вечером холодным

                                                  Шел медведь  к себе домой

                                              В теплой шубе меховой

Пальчиковое упражнение «Лапы медведя»

Логопед: - Медведь ревет – ы-ы-ы. Повторите, как медведь ревет.

Дети повторяют.

Логопед: - Давайте угостим его медком и покажем, как мед надо лизать.

Артикуляционное упражнение «Лижем медок».

Логопед: – Бурый мишка собрался домой, в берлогу. Сделаем ему берлогу.

Пальчиковое упражнение «Берлога».

Логопед: Вот мы и познакомились с лесными жителями, посмотрели, где они живут, угостили их лакомствами. А теперь покажем их под музыку.

Музыкально-ритмическое упражнение  «Лесные жители».

Логопед: - А теперь и нам пора возвращаться.

Дети под музыку уходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений"

Период работы над темой: 1 годМесяц начала работы над темой: сентябрь 2020 г.Месяц окончания работы: май 2021 г.Цель: Повышение профессионального мастерства и компетентности в вопросах использования п...

Презентация на тему «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования пальчиковых игр и нетрадиционных техник изобразительной деятельности»

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Дошкольная речь – наиболее простая, естественная форма общения - начинает...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений. Индивидуальный образовательный маршрут педагога

Актуальность темы У детей младшего дошкольного возраста низкий уровень развития речи и мелкой моторики.Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук являются мощным средством повышения...

Перспективное планирование по самообразованию воспитателя "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений:

План по самобразованию воспитателя для младшего возраста " Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр"...