сценарий праздника-развлечения "В гостях у Пиши-Читая" (для детей старшего дошкольного возраста)
материал по логопедии (старшая группа)

Черепанова Елена Станиславовна

Сценарий праздника-развлечения для детей старшего дошкольного возраста с использованием персонажей кукольного театра, способствующий формированию  желания детей  пользоваться правильной и чистой речью в повседневной жизни, привлекающий внимание детей к проблемам звукопроизношения, вызывающий желание освоить навыки чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Праздник-развлечение

“В гостях у Пиши-читая ”

(для детей старшего дошкольного возраста).

                                                                         Составила учитель-логопед

                                                                           высшей категории,

                                                                        МБДОУ  «Детский сад № 10                                                             “Звездочка”, Черепанова Е. С.

 

г. Йошкар–Ола.

Цель: познакомить детей с произведениями советских писателей (Л, Пантелеев “Буква “ты”, Е. Чарушин “Как мальчик Женя научился говорить букву “р”, В. Драгунский “Заколдованная буква”); учить вслушиваться в речь окружающих; вызвать желание говорить правильно, четко произнося все звуки и при необходимости посещать занятия логопеда; вызвать желание учиться читать.

Оборудование: ширма для кукол, куклы: Ирина, Женя, Миша. Денис, Алёнка, Каркуша; домик, елка, грузовик, парта, домик, мальберт, таблицы со словами (“мама”, ”папа”, ”Маша”, ”Саша”.), обручи для игр, шишки, яблоко.

Роли исполняют:

Пишичитай – логопед ДОУ.

Ирина, Женя, Миша, Денис, Алёнка, Каркуша – логопед, психолог, музыкальный руководитель.

Скоморох – музыкальный руководитель.

Сценарий кукольного спектакля.

  Под музыку появляется Пишичитай

(песенка Пишичитая из мультфильма “Наш друг Пишичитай”: слова – Е. Аграновича, музыка – Е. Птичкина).

1. Искать меня недолго, я близок, так и знай,-

    Живет на книжной полке твой друг Пишичитай. – 2 раза.

2. Ты об руку со мною придешь в волшебный край,

     Весь мир тебе откроет твой друг Пишичитай. – 2 раза.

3. Со мной, Пишичитаем, сегодня подружись,

     И дружба та большая не кончиться всю жизнь. – 3 раза.

Пиши-читай: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я друг всех мальчиков и девочек, а зовут меня – Пиши-читай. Я помогаю ребятам подготовиться к школе: выучить все буквы,  научиться их писать, и прочитывать.

А вы хотите научиться читать?

Дети: Да, хотим.

Пиши-читай: Тогда я буду приходить к вам на занятия и помогать вам. А сегодня я хочу рассказать вам одну историю, которая произошла с девочкой Иринушкой. А было этой Иринушке четыре года и пять месяцев. Учил я эту девочку писать и читать и была она большая умница. За каких-нибудь десять дней мы одолели с ней всю русскую азбуку, могли уже свободно читать и “папа”, и “мама”, и “Саша”, и “Маша”, и осталась у нас невыученной одна только самая последняя буква “я”.

(появляется кукла)

  А вот и Иринушка. Здравствуй, милая Иринушка!

Иринушка: Здравствуйте!

Пиши-читай: Смотри Иринушка, а вот буква “я” (показывает букву).

Иринушка (смотрит с удивлением): Ты?

Пиши-читай: Почему “ты”? Что за “ты”? Я же сказал тебе: это буква “я”.

Иринушка: Буква “ты”?

Пиши-читай: Да не “ты”, а “я”.

Иринушка (еще больше удивилась): Я и говорю : ты.

Пиши-читай: Ну вот что… ну давай скажи как будто про себя: я. Понимаешь? Про себя. Как ты про себя говоришь?

Иришка (кивает, потом спрашивает): Говорить?

Пиши-читай: Ну-ну, конечно.

Иришка (молчит, опустила голову, шевелит губами).

Пиши-читай: Ну, что же ты?

Иришка: Я сказала.

Пиши-читай: А я не слышал, что ты сказала.

Иришка: Ты же мне велел про себя говорить. Вот я  потихоньку и  говорю.

Пиши-читай: Что же ты говоришь?

Иришка (оглядывается и говорит шепотом на ухо Пиши-читаю): Ты!

Пиши-читай (вскочил, схватился за голову и забегал по комнате. Придумал. Быстро подошел к девочке, ткнул её пальцем в нос и спрашивает): Это кто?

Иришка: Это я.

Пиши-читай: Ну вот… Понимаешь? А это буква “я”.

Иришка: Ясно. Это буква “ты”.

Пиши-читай: Да не “ты”, а “я”!

Иришка :  Не я, а ты.

Пиши-читай: Не я, а буква “я”!

Иришка: Не ты, а буква “ты”.

Пиши-читай: Не буква “ты”, господи боже мой, а буква “я”!

Иришка: Не буква “я”, господи боже мой, а буква “ты”.

Пиши-читай (кричит): Нет такой буквы! Пойми ты, бестолковая девчонка! Нет и не может быть такой буквы! Есть буква “я”. Понимаешь? “Я”! Буква “я”! Изволь повторять за мной: я! я! я!

Иришка (едва разжамая губы): Ты, ты, ты.

Потом уронила голову на стол и заплакала громко и жалобно.

Пиши-читай: Успокойся Иринушка! (обращаясь к ребятам) Что же делать? (догадывается) А ну, сударыня, давайте-ка почитайте мне что-нибудь.

Иришка (Ёрзает на стуле. Вздыхает. Тычет пальцем и носиком в страницу и шевелив губами бегло читает на одном дыхании.) : Тыкову дали тыблоко.

Пиши-читай (подпрыгивает): Что такое?! Какому тыкову? Какое тыблоко? Что ещё за тыблоко?

Смотрит в букварь и читает: Якову дали яблоко. Ха-ха-ха! Яблоко, Иринушка! Яблоко, а не тыблоко!

Иришка (удивленно): Яблоко? Так, значит, это буква “я”?

Пиши-читай: Ну конечно … Да, правильно. Это буква “ты”.

(Кукла прячется за ширму)

  Не очень-то хорошо говорить неправду. Даже очень нехорошо говорить неправду. Но что же поделаешь? Если бы я сказал “я”, а не “ты”, кто знает, чем бы все это кончилось. И, может быть, бедная Иринушка так всю жизнь и говорила бы: вместо “яблоко” – “тыблоко”, вместо “ярмарка” - …, вместо “якорь” - … и вместо “язык” - … (договаривают зрители). А Иринушка выросла уже большая, выговаривает все буквы правильно, как полагается, и пишет мне письма без одной ошибки.

(Пишичитай берет в руки яблоко)

Ребята, так, что это у меня в руках? Тыблоко или яблоко?

Дети: Яблоко!

Пиши-читай: Предлагаю поиграть с ним в игру “Катиться яблочко”.

Игру проводит скоморох.

Музыкальная игра “Катиться яблочко” – русская народная мелодия.

Дети стоят в кругу и передают яблоко из рук в руки по кругу, напевая песню:

Катиться яблочко внутри хоровода – 2 раза.

На ком остановиться, тот и воевода – 2 раза.

По окончании музыки ребенок, у которого оказалось яблоко, выходит в центр круга, произнося слова:

Я сегодня воевода выхожу из хоровода.

Дети: Ты сегодня воевода выходи из хоровода.

“Воевода” подходит к любым двум детям и встает между ними, протягивая яблоко на вытянутой руке вперед. Дети считают: “Раз, два, три - беги”. Дети стоящие с двух сторон от “воеводы” бегут с внешней стороны хоровода в разные стороны. Тот, кто вперед обежит хоровод и возьмет у “воеводы” яблоко становится сам “воеводой”. Игра повторяется.

                 Мелодия из песенки Пиши-читая и смена декораций.

  Но, к сожалению встречаются дети, которые не умеют выговаривать некоторые “трудные” звуки. Вот какая история произошла с мальчиком Женей. Этот мальчик не умел говорить букву “р”.

Ну-ка, Женя, скажи: “пароход”.

Женя: “Палоход”.

Пиши-читай: Скажи: “таракан”.

Женя: Талакан.

Пиши-читай: Скажи: “рыба”.

Женя: Лыба.

Пишичитай: Все ребята во дворе над ним смеялись. (Из-за ширмы голоса:”Не умеет говорить, надо в ясельки ходить. Ха-ха-ха! “лыба””) 

Женя: Ну и ладно, не буду с вами иглать! (Полез на крышу бани и плачет) У-у-у!

 На забор прилетела ворона.

Ворона: Крррааа!..

Женя: И ты меня дразнишь! Клллааа.

Ворона: (Посмотрела, наклонила на бок голову, прищёлкнула клювом) Каррр, краа, кррр, ррра, ррра.

Женя: Клвла, кллл, клклкл.

Пиши-читай: Полчаса кричал Женя по-вороньи, язык во рту в разные места ставил и дул изо всех сил. У него и язык устал и губы распухли. И вдруг так хорошо у него получилось: …

Женя: КРРРРРРРРАААА!

Пишичитай: Обрадовался Женя и полез с крыши.

Женя: РРРебята! УРРРААА! Я “рры” научился говорить!

Пишичитай: А ну, скажи нам что-нибудь.

Женя (называет имена детей и путается): Паверрррррр.

Пиши-читай: Ребята, исправьте Женю. Какое имя он сказал?

Ребята: Павел.

Пишичитай: Вот как обрадовался, что везде теперь звук [р] ставляет!

Давайте, ребята, мы поблагодарим ворону, которая научила Женю выговаривать звук Р и споем песню про ее вороненка.

Песня “Вороненок”.

1. Прошка – черный вороненок,

    Петь умел уже с пеленок.

      А к полутора годам

      Знал все ноты и пять гамм. – 2 раза.

Припев: Кар-кар, до-ре-ми – 2 раза.

               Кар, кар-кар, кар-кар, кар.

2.  И решили вороненка,

     Как способного ребенка,

     В обучение отдать

     Тайны музыки познать. – 2 раза.

Припев.

3.  Долго Прошку обучали

     И покой с ним потеряли.

     Так и есть, ведь Прошкин дар

      Заключался в “кар” да ”кар”. – 2 раза.

Припев.

Пиши-читай: А вы, ребята, запомните моё правило - правило Пишичитая:

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

  Ну, а если это правило не соблюдать, то может случиться путаница и непонимание. Давайте посмотрим, что произошло однажды с ребятами с нашего двора.

    Едет грузовик с ёлкой за ним бегут ребята.  Машина останавливается и шофёр с дворником выгружают ёлку. В роли шофера  - скоморох.

Дворник: Легче!

Шофёр: Давай заноси!

Дворник: Правея!

Шофёр: Левея!

Дворник: Ставь её на попа!

Шофёр: Легче, а то весь шпиц обломаешь. (После выгрузки) Теперь надо эту ёлку заактировать.

Уходят. У ёлки остаются только дети. Они рассматривают ель.

Алёнка: (держась за веточку) Смотрите, а на ёлке сыски висят.

Мишка: (переглядываясь с Денисом) Сыски! Ха-ха-ха!

Денис: Хи-хи-хи! Это ты не правильно сказала!

Мишка (держась за живот): Ой, умру от смеха! Сыски!..

Денис: Пять лет девчонке, а говорит “сыски”!.. Ха-ха-ха!

Мишка (упал в обморок и застонал): Ах, мне плохо! Сыски…

Денис (икая): Ик!.. Сыски. Ик! Ик! Умру от смеха Ик! (держась за лоб) Девчонке пять лет, скоро замуж выдавать! А она – “сыски”.

Аленка (обиженно): Я правильно сказала сыски! Это у меня зуб вывалился и свистит. Я хочу сказать сыски, а у меня высвистывается сыски…

Мишка: Эка невидаль! У неё зуб вывалился! У меня целых три вывалилось да два шатается, а всё равно говорю правильно! Вот слушай: хыхки! Что? Правда, здорово – ххыхх-ки! Вот как у меня легко выходит: хыхки! Я даже петь могу:

Ой, хыхечка зелёная,

Боюся, уколюся я.

Аленка (громко, перекрикивая мальчишек): Неправильно! Ура! Ты говоришь хыхки,а надо сыски!

Мишка: Именно что не надо сыски, а надо хыхки.

  Оба тихонечко ревут.

Алёнка: Сыски!

Мишка: Хыхки!

Аленка: Сыски!

Денис: Ха-ха-ха! Никакие не сыски. Никакие не хыхки, а коротко и ясно: фыфки! Вот и всё.

Пишичитай: Правильно ли говорили ребята? А как сказать правильно? Какая буква была заколдована и какой звук ребята не могли правильно произнести?

Пишичитай (выносит корзину с шишками): Ребята, что это у меня? (тот, кто первым и правильно называет, выходит играть (до 10 человек)

Музыкальная игра “Возьми шишку”.

Ши-ши-ши – наши шишки хороши.

Ышку-ышку-ышку – подними скорее шишку.

Шишки лежат в обруче. Дети идут под музыку вокруг обруча. По окончании музыки каждый ребенок должен быстро наклониться и поднять шишку. Кому не хватило шишки, тот выходит из игры, а Пишичитай убирает еще одну шишку. Игра повторяется до тех пор, пока не станется один ребенок. (Можно взять несколько обручей.)

Вспомнить несколько скороговорок или повторить за Пиши-читаем.

Пиши-читай: Ну, а теперь давайте еще раз вспомним, как правильно произносить звук Ш и повторим несколько скороговорок.

Шесть мышат                                                   Пыхтит, как пышка,

В шалаше шуршат.                                          Пухлый мишка.

Давайте вспомним еще раз мое правило, правило Пишичитая:

Кто хочет разговаривать,

        Тот должен …(выговаривать)

Все правильно и внятно,

        Чтоб было всем …(понятно).

А у кого пока не получается сказать верно, тому предлагаю в этом году походить на специальные логопедические занятия к Елене Станиславовне и потренировать язычки с помощью чистоговорок и скороговорок. Ну, а сейчас до свидания и до скорых встреч в логопедическом кабинете!

Под музыку Песенки Пишичитая дети уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытого занятия в образовательной области "Безопасность" для детей старшего дошкольного возраста "В Гостях у Карлсона"

Образовательные задачи: Ø  обобщить знания и представления детей об электричестве;Ø  Расширить представления о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку, познакомить д...

Сценарий открытого занятия в образовательной области "Безопасность" для детей старшего дошкольного возраста "В Гостях у Карлсона"

Образовательные задачи: Ø  обобщить знания и представления детей об электричестве;Ø  Расширить представления о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку, познакомить д...

Сценарий ко Дню знаний в детском саду для детей старшего дошкольного возраста "Клоун Клёпа в гостях у ребят"

Сценарий ко Дню знаний в детском саду для детей старшего дошкольного возраста "Клоун Клёпа в гостях у ребят"Цель: Доставить детям эмоциональное наслаждение, вызвать чувство радости от с...

Сценарий праздника "Осень в гости к нам пришла" для детей старшего дошкольного возраста

Осень - прекрасная пора! В ходе праздника, к детям в гости приходит Осень. С  красавицей - Осенью, дети читают стихи, поют песни, танцуют, играют в игры. ...

Сценарий досуга «В гостях у Царицы Информатики» для детей старшего дошкольного возраста

В игровой форме обратить внимание детей старшего дошкольного возраста на положительные стороны использования сети Интернет (образование, развитие, общение, досуг) и предупредить о возможных рисках при...

Сценарий развлечения «Осень в гости к нам пришла» для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Сценарий развлечения «Осень в гости к нам пришла» для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития....

Сценарий праздника «В гостях у дедушки Лесовичка». (для детей старшего дошкольного возраста.)

Сценарий праздника «В гостях у дедушки Лесовичка».(для детей старшего дошкольного возраста.)Составитель: Городянская Анна ЮрьевнаТехническое, музыкальное оснащение: , музыкальный центр, но...