Развитие речи до года
презентация по развитию речи

Плюснина Александрина Анатольевна

Возможность двигаться очень важна, особенно для развития речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_do_goda.pptx166.89 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие речи у ребенка первого года жизни Составитель: Плюснина Александрина Анатольевна, Учитель-логопед МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « ПАНАЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД « КРАСНАЯ ШАПОЧКА»

Слайд 2

Молодые мама и папа с трепетом разглядывают своего малыша. Кажется, он ничего, ну совершенно ничего не может и не умеет... А ведь именно в первые дни и недели жизни ребенок активно приспосабливается к существованию. В первые дни жизни ребенок начинает видеть и слышать. Ребенок очень активно двигает ручками. Возможность двигаться очень важна, особенно для развития речи .

Слайд 3

1 месяц - первые достижения Старайтесь как можно активнее общаться с ребенком. Самый лучший контакт (и результативный) происходит тогда, когда кроха смотрит на вас и улыбается. Говорите ласково, спокойно, улыбайтесь и старайтесь заинтересовать своей речью. Для малыша важны не только слова, но и жесты, выражение лица, интонация . Помните, что гораздо результативнее выступать в роли партнера, а не учителя.

Слайд 4

2 месяца - уже кое-что умею Теперь уже игрушки, висящие в поле зрения вашего малыша, он рассматривает внимательно . Приглядывайтесь к нему, копируйте движения и гримасы. Ваш малыш уже может повторить за вами простые жесты и движения: высунуть язык, вытянуть губки . Уловите, на что упал взгляд ребенка и назовите ему этот предмет, имя человека и т. д. Воркуйте, "разговаривайте", повторяйте звуки, произнесенные маленьким человечком. И обязательно улыбайтесь во время этой игры ! Малыш легко воспримет как звучное так и беззвучное артикулирование вами звуков . Ребенку будет интересно почувствовать фактуру разных тканей, а также ощутить прикосновение к дереву, пластмассе . спрятав звучащую игрушку или какой-нибудь музыкальный инструмент так, чтобы малыш не видел эти предметы, позвучите ими, то знайте: этим вы развиваете так называемое слуховое сосредоточение. Оно просто необходимо для развития речевого слуха и понимания речи.

Слайд 5

3 месяца - посмеемся, мама Старайтесь больше и чаще разговаривать с ребенком, озвучивать и свои, и его действия. Малыш ответит вам улыбкой, звуками, движениями ручек и ножек . Старайтесь давать ему возможность знакомиться с разными предметами . Обозначайте словами, звуками, жестами предметы, людей, которые окружают ребенка . Разговаривая с ним, отдаляйте и приближайте свое лицо, отводите лицо влево и вправо, вообще уведите из вида ребенка. Этим вы развиваете его умение слушать . Поиск звучащих игрушек продолжается, причем вы можете использовать и другие предметы, как-нибудь скрипящие, шуршащие и т. д. Очень полезно мять бумагу и прислушиваться к раздающемуся при этом звуку.

Слайд 6

4 месяца - звуки на вкус В звуковом арсенале вашего малыша появляются певучие звуки, так называемое гуление . Если вы, находясь рядом с ребенком, ласково разговариваете с ним, тормошите, поглаживаете, показываете игрушки, то уже одного вашего присутствия достаточно, чтобы малыш начал произносить звуки. Без такого общения, без вашего обучающего влияния малыш позднее не будет вас замечать, не будет проявлять интерес к вам и к тому, что вы делаете. А если положительного контакта не будет, готовьтесь, что ребенок будет обращаться к вам криком... Рассматривая их, ребенок не просто до них дотрагивается, но и захватывает. В дальнейшем добивайтесь, чтобы ребенок сам стремился достать предмет. Не расстраивайтесь, если будут предприняты попытки засунуть игрушку в рот (кстати, туда активно засовывается и палец), ведь это важный этап изучения предмета. При этом старайтесь разнообразить интонацию, с которой говорите, пошепчите, произносите звуки одними губами. Услышав звуки, произнесенные малышом, сами попытайтесь их повторить ему и при этом улыбкой, ласковым приглашающим взглядом побуждайте к "ответу" - продолжению "разговора".

Слайд 7

5 месяцев - мама, папа, я вас знаю... и доверяю Пришла пора обзавестись магнитофоном или музыкальным центром - малыш с удовольствием слушает мелодичную музыку. Пусть музыка слышится то ближе, то дальше, исполняется на разных инструментах, звучит то справа, то слева. Именно это развивает способность малыша слушать. А умение слушать очень пригождается, ведь малыш повторяет за вами звуки . Изображайте действия вашего ребенка и обязательно комментируйте при этом, что вы делаете. Не требуйте от ребенка немедленного реагирования в виде повторения-это совсем не так легко, как может казаться взрослому . С интересом малыш слушает перекатывание пуговиц в жестяной коробке, громыхание камушков в железной банке, стук горошин о стенки спичечного коробка и многие другие звуки . Можно уже подкладывать малышу игрушку для доставания после подползания , причем самостоятельного.

Слайд 8

6 месяцев - лепетать - это что-то новенькое Имейте в виду, дорогие родители, вам следует держать себя в руках и стараться не устраивать выяснения отношений при ребенке, да и вообще не стоит давать волю плохому настроению. Малыш четко улавливает ваше состояние и, конечно, слушая и наблюдая разборки, он обязательно начнет нервничать. И раньше не следовало бы давать волю раздражительности и гневу, ведь уже доказано, что, даже находясь в утробе матери, ребенок чувствует отрицательные эмоции, ощущаемые мамой. Итак, следим за собой и всегда улыбаемся, несмотря ни на что . Обратите внимание: ребенок часто лепечет, играя. Например, постукивая игрушкой об игрушку или размахивая ею. Получается не просто повторение, а повторение в определенном ритме. Старайтесь так расположить малыша в его кроватке или манеже, чтобы у него было достаточно места для игры, чтобы ему было удобно . Итак, вы с удовольствием слушаете, как ребенок произносит слоги. Обычно это " ма ", "ба", "па", " ле ", " гу " и комбинации этих слогов. Услышав повторяющиеся слоги, вы можете повторить их за малышом, а потом договорить словом, например, "мама". Очень хорошо, если при этом ребенок смотрит на вас. Так вы дадите ему возможность не только повторить, но и увидеть, понять, запомнить. Но не переусердствуйте в занятиях. Учтите, что удержать внимание малыша на своем лице нелегко, поэтому произносите звуки и слова с разной интонацией, немножко пошепчите, немножко пошевелите губами беззвучно. И через минуту-полторы ждите реакции ребенка на свои усилия.

Слайд 9

7 месяцев - поиграем в "Ладушки"! Старайтесь сейчас говорить с ребенком неторопливо, используйте одно- и двухсложные слова, ведь малыш уже может кое-какие из них повторить. Помочь в этом могут прежде всего игрушки. Показывая ребенку собаку, вы с разной степенью актерского мастерства лаете: " аф-аф ", демонстрируя корову, мычите: " му-му ". Замечательно, если вам удастся добиться показывания пальцем на предмет или игрушку. Развивая руку и пальчики, вы стимулируете и активную речь малыша . Перед зеркалом вы показываете ребенку движения губ, открываете и закрываете рот, надуваете щеки и перед зеркалом малыш вам успешно подражает, повторяя не только ваши жесты, движения, но и звуки, слова. Вы можете показывать, как дышит собака, когда ей жарко, как двигается маятник часов (язычок вправо-влево), как котик лакает молочко и все, что только сумеете изобрести . Однако чрезмерная перегрузка словами может даже замедлить развитие речи, поэтому не стоит увлекаться просмотром и прослушиванием теле- и радиопрограмм. Гораздо полезнее, одевая малыша, комментировать свои действия, ласково, между делом называя ему части тела: "Давай ножку, наденем носочек" и предметы одежды. Для комментирования подойдут практически любые действия . Ребенок восьмого месяца жизни способен достичь такой высоты развития, на которой возможна игра в "Ладушки".

Слайд 10

8 месяцев - музыка - это интересно! С мело просите малыша повторять за вами самые разные движения, не говоря уже о хлопании в ладоши, поисках игрушки . Снабжайте своего малыша мячиками для сжимания, звучащими игрушками, игрушками, которые можно катать, трясти, перекладывать, перемещать в них детали. И помните: мы обговариваем все, что делаем . Для развития дыхания можно придумать множество упражнений, использовать вертушки, свистки, ваши поделки. Кстати, ваш малыш сейчас очень увлечен разрыванием бумаги. Ему нравятся и ощущения, возникающие при этой процедуре, и звук. В этом нет ничего плохого, но не нужно позволять рвать книги. Книги лучше все-таки читать . Можно ненадолго включать для ребенка телевизор. Посмотрите, как малыш рассматривает изображение на экране, следит за движущимися предметами. На музыку последует и вовсе чудесная реакция: разнообразные мимические движения, подобие ритмического повторения. Встреча с незнакомым человеком может вызвать такую же реакцию. Знание знакомой обстановки полезно подкреплять. Даже хорошо известные малышу предметы называйте, обозначайте в разных ситуациях. Пусть он потихоньку запоминает, учит слова.

Слайд 11

9 месяцев - я знаю, как меня зовут Обратите внимание, с игрушками малыш теперь предпочитает играть сидя. Вы можете предлагать малышу вкладывать маленькую матрешку в большую, вкладывать кубики в коробочку . Ребенок уже различает и форму, и цвет, и величину предметов . Постоянно и ненавязчиво стимулируйте малыша повторять незнакомые раньше звуки. Только не перегружайте лишней информацией . Продолжаем разговаривать с ребенком и поощрять повторение им разных звуков, а теперь и звукосочетаний, и простых слов, делая это громче и тише, с разной интонацией, беззвучно, на разном расстоянии от малыша. Демонстрируем ему игрушку, прячем, просим найти или Малыш обследует и называет вместе с вами все, что видит. Он трогает, перекладывает предметы на другое место. И на вопрос "где?" реагирует уже независимо от местонахождения предмета. попросить у мамы, пусть скажет "вот", пусть скажет "дай ". Купите малышу сборные матрешки, пирамиды, тележки - игрушки, действия с которыми приводят к результату понятному и интересному для ребенка. Ну, и, конечно, не забывайте обозначать словами бытовые процедуры: принятие пищи, умывание и т. д. И продолжайте активно развивать у малыша движения губ, языка, речевое дыхание .

Слайд 12

10 месяцев - вредное слово "нельзя" Малыш может в этом возрасте произносить слова . Чаще всего в этом возрасте ребенок уже ходит, держась за руку, и активно играет со взрослыми . Настало время нам поговорить о запретах . Вашему ребенку 10 месяцев, и он должен понимать слово "нельзя ". Если вы говорите "нельзя", не улыбайтесь при этом, пусть выражение вашего лица будет озабоченным, а тон - тревожным, тогда малыш сообразит, что своим запретом мама хочет оградить его от опасности . Вы уже умеете вместе с малышом собирать пирамиды, катать тележки, открывать коробки, матрешек, шары. По-прежнему побуждаете ребенка повторять звуки, буквы, слова, обыгрываете знакомство с предметами, обозначаете словами свои действия и действия ребенка. Необходимо, чтобы малыш постепенно усваивал: каждый предмет как-нибудь да называется. В 10 месяцев обычно начинают играть в "Сороку- белобоку ". Для развития движений пальчиков вы можете использовать разнообразные пазлы (игры-вкладыши), выкладывание из спичек, счетных палочек и, не удивляйтесь, рисование каракулей. Да-да, давайте карандаши, а лучше восковые мелки, осваиваем процесс рисования. Из новых игр в этом возрасте можно попробовать собирание: вы рассыпаете несколько палочек, или шариков, или больших пуговиц, или других подобных предметов, а ребенку предлагаете собрать предметы в банку или коробку.

Слайд 13

11 месяцев - спросите у меня Ваш малыш уже сидит, ходит, стоит самостоятельно. Свободно перемещаясь по квартире, продолжает знакомство с окружающим пространством . Уже получаются слова: "мама", "папа", "баба", "мяу", "дай" и другие. Проговаривая все свои действия, вы вместе с малышом обыгрываете ситуацию, в которой участвуют игрушки . Ребенку уже доступно понимание простых вопросов. Понимание это вам нужно развивать . Постоянно показывайте и объясняйте ребенку свои действия, причем делайте это не строгим тоном, а естественно и доброжелательно, не боясь неоднократных повторений. Малыш охотно включается в игру, если видит, что мама искренне заинтересована и действительно хочет играть.

Слайд 14

12 месяцев - мой первый словарь Приучая малыша к аккуратности, не забывайте, что тщательное прожевывание отлично активизирует и органы произношения: губы, язык, мягкое небо. Слова, слова, слова... Новые слова усваиваются легко, кроме того, малыш сопровождает слова жестами. Он пытается обозначать все, что видит. Попробуйте сесть с ним около окна, и вы увидите, с каким интересом он будет наблюдать за движущимся транспортом, людьми. Продолжайте объяснять, что происходит, и добивайтесь участия ребенка в беседе, но в то же время давайте ему возможность собраться с мыслями и не отвечать вам немедленно . Годовалому малышу нравится слушать музыку, именно сейчас закладывается ее восприятие . Ребенку в этом возрасте уже можно многое объяснить. В частности, то, что не нужно бояться белых халатов. Будьте аккуратны с таким, вроде бы невинным, предостережением: "Не будешь есть, придёт тетя доктор и заберет тебя". Запугать малыша нетрудно, только потом не стоит удивляться, что ребенок боится покидать дом и, находясь в поликлинике, плачет и кричит . Пусть он относится к этому спокойно. Воспитать это вам под силу.

Слайд 15

В возрасте одного года ваш ребенок: - Знает, как его зовут. - Понимает слово "нет". - Понимает и выполняет несложные просьбы. - Повторяет простые одно- и двухсложные слова. - Играет в "Сороку- белобоку ", желает "спокойной ночи". - Говорит "мама", "папа" и ещё около десятка слов, обычно существительных. - Любит подражать голосам животных и звукам разных предметов. - По вашей просьбе даёт игрушку. - С удовольствием смеётся. - Хорошо слышит и различает много звуков. - Демонстрирует искреннюю любовь к вам. - Вкладывает кубик в коробку по вашей просьбе. - Активно рисует карандашом или мелком каракули.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие речи третьего года жизни ребенка"

На третьем году жизни  ребенка происходит активное накапливание словарного запаса. Растущий малыш начинает интересоваться всеми явлениями окружающего мира, заводить новые знакомства со сверстника...

Многофункциональное дидактическое пособие для развития речи «ВРЕМЕНА ГОДА»

Многофункциональное дидактическое пособие "Времена года" направлено на всестороннее развитие речи детей дошкольного возраста....

консультация "Развитие речи четвертого года жизни"

Каковы возрастные показатели развития речи ребенка четвёртого года жизни?  Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии ребенка. Он начинает высказывать простейшие суждения ...

конспект занятия по развитию речи "Времена года" Тема: "осень" с использованием кинетического песка

Конспект занятия представлен для детей старшей группы по развитию речи, для закрепления знаний о времени года - осени, признаках,  сезонных изменениях. В конце занятия детям воспитатель  пре...

конспект занятия по развитию речи "Времена года" Тема: "осень" с использованием кинетического песка

Конспект занятия представлен для детей старшей группы по развитию речи, для закрепления знаний о времени года - осени, признаках,  сезонных изменениях. В конце занятия детям воспитатель  пре...

Развивающее пособие по развитию речи «Времена года» для детей среднего дошкольного возраста

Развивающее  пособие  по развитию речи «Времена года»для детей  среднего дошкольного возраста....

"Материалы к занятиям по развитию речи.Времена года. Лес. Грибы".

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от представителей животного мира. Речь для нас является одн...