Артикуляционная гимнастика (подготовительная группа)
картотека по логопедии (подготовительная группа)

Матвеева Кристина Александровна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon artikulyatsionnaya_gimnastika.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика —

комплекс

(подготовительная группа)

                                       

СЕНТЯБРЬ

К-1                                        1 – 2 недели

I. Спокойное открывание и закрывание глаз

II. 1. Упр. для губ:

«Улыбка» (губы сомкнуты, под счет растягивать губы)

Цель: Учить сильно растягивать губы, не размыкая их.

2. Упр. для языка:

«Лопатка» (Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном положении). «Маятник» (Добиваться дифференцированного движения (работает только язык) .

3. Упр. на дыхание:

«Сдуй листочек» (вдох через нос, выдох через рот). (Вырабатывать длительную целенаправленную струю).

«Улыбка» (Улыбаться, обнажив зубы, между зубами щель)

Цель: Учить обнажать зубы, оставляя между ними щель. Закрепить умение сильно растягивать губы.

К-2                                                     3 – 4 недели

I. Упр. на развитие мимики «Зажмурились от света».

II. 1. Упр. для губ: «Заборчик» (зубы сомкнуты, растягивание губ, обнажая зубы) .

Цель: Совершенствовать умение обнажать верхние и нижние зубы.

2. Упр. для языка:

«Наказать непослушный язык»

Цель: Расслабление мышц языка.

«Иголочка»

Цель: Учить детей делать язык узким, удерживать в таком положении.

3. Упр. на дыхание:

«Сдуй бабочку»

Цель: Вырабатывать сильную воздушную струю.

Заменись упр. «Заборчик» на упр. «Улыбка»

                                               ОКТЯБРЬ

К-3                                                         1 – 2 недели

I. Упр. на развитие мимики «Живая шляпа» (круглые глаза)

II. Упр. для губ: «Трубочка» (губы вытянуты вперед, не сомкнуты)

Цель: Упражнять в умении вытягивать губы вперед, не смыкать.

2. Упр. для языка: «Постелька»

Цель: Учить детей держать расслабленный язык за нижними зубами.

3. Упражнение на дыхание

«Чей шарик дальше улетит?»

Цель: Добиваться длительного направленного ротового выдоха.

III. Распевание гласного звука «У» (тихо, громко)

1. Заменить упр. «Трубочка» на «Хоботок»

Цель: Совершенствовать умение вытягивать губы вперед в сомкнутом виде.

2. Распевание гласных звуков «А», «У» (громко, тихо).

К-4                                                        3 – 4 недели

I. 1. Упр. на развитие мимики «Удивились»

II. 1. Упр. для губ «Бублик»

Цель: Учить детей фиксировать положение губ виде бублика.

2. Упр. для языка «Подъем языка за верхние зубы»

Цель: Упражнять детей в умении фиксировать широкий язык у верхних зубов, удерживать рот в полуоткрытом состоянии.  

3. Упр. на дыхание: «Задуй свечу»

Цель: Упражнять в умении выполнять сильный резкий выдох.

III. Распевание гласных звуков «А», «У», «И» и звукосочетаний (громко, тихо)

I. Упр. для губ, чередование «Бублик», «Трубочка».

Цель: учить передавать артикуляционный уклад для губ.

                                             НОЯБРЬ

К-5                                                     1 – 2 недели

I. Упр. на развитие мимики «Нахмурились» (брови слегка сведены к переносице).

II. 1. Упр. для губ «Пускание мыльных пузырей» (медленное смыкание – размыкание губ).

«Улыбка»

Цель: Продолжать вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая зубы.

2. Упр. для языка «Дятел»

Цель: Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка, умение делать кончик языка напряженным

Я по дереву стучу д-д-д

Червячка добыть хочу д-д-д

Хоть и скрылся под корой д-д-д,

Все равно он будет мой.

- Отодвигать язык в глубь рта (кончик языка опущен вниз).

3. Упр. на дыхание: «Подуй на чай».

Цель: Отрабатывать длительную воздушную струю.

III. Игра «Эхо» (дети-громко, дети-тихо).

Проговаривать:

Эп-эп-эп – пекарь выпекает хлеб.

Эпь-эпь-эпь- мы поедем в степь.

Усложнение на 2 неделе

1. Для губ: «Пускание мыльных пузырей» (учить убыстрять темп).

2. Для языка: Заменить 2-е упр. на упр. «Горка»

Цель: Учить прижимать боковые края языка к верхним коренным зубам.

3. Заменить III часть: Проговаривать

КО-КО-КО, курица кричит: «КО-КО»

КУ-КУ-КУ – сидит кукушка на суку.

 К-6                                                         3 – 4 недели

I. 1. Упр. на развитие мимики «Улыбнулись-нахмурились»

II. 1. Упр. для губ: «Рупор»

Цель: Учить детей, вытягивая губы вперед, несколько их выворачивать до обнажения зубов.

2. Упр. для языка: «Постелька»

«Качели»

Цель: Добиваться дифференцированного движения органов артикуляционного аппарата, (работает только язык). Вырабатывать подъем языка.

3. Упр. на дыхание: «Чей пароход лучше гудит? »

Цель: Добиваться умения направлять воздушную струю посередине языка.

III. Отчитывать:

Та-та-та, там увидели кота.

Ту-ту-ту, дали тортик мы коту.

От-от-от, только тортик не ест кот.

Усложнение на 4 неделе

1. Упр. для губ: «Рупор» - «Улыбка» (в чередовании)

Цель: Совершенствовать умение чередовать арт. уклад для губ.

2. Заменить III часть:

Отчитывать:

Ка-ка-ка, ка-ка-ка, вот течет река Ока.

Ко-ко-ко, ко-ко-ко, там рыбак недалеко.

Ке-ке-ке, ке-ке-ке, ловит рыбу на Оке.

                                           ДЕКАБРЬ

К-7                                                    1 – 2 неделя

I. Упр. на развитие мимики: «Удивились», «Нахмурились», «Улыбнулись»

II. 1. Упр. для губ: «Заборчик»

«Спокойное открывание и закрывание рта» (губы в положении улыбки).

Цель: Учить детей медленному, плавному раскрыванию и закрыванию рта.

2. Упр. для языка: «Киска сердится»

Цель: Упражнять в умении упирать кончик языка в нижние зубы, края прижимать к коренным зубам.

«Лопатка»

Язык лопаткой положи и под счет его держи,

1, 2, 3, 4, 5 – язык надо расслаблять.

3. Упр. на дыхание: «Подуй на блинчик»

Цель: Упражнять в умении вырабатывать длительный выдох.

III. Отчитывать:

Ам-ам-ам – молока тебе не дам.

Му-му-му, молока кому?

Усложнение на 2 неделе

1. Упр. «Лопатка» заменить на упр. «Желобок»

Цель: Учить «скручивать» язычок, образуя желобок посередине.

2. Заменить III часть:

Отчитывать:

О-о, о-о, видим мы кино.

О-о, о-о, мы глядим в окно.

Ха-ха-ха, ха-ха-ха, мы поймали петуха.

 К-8                                                      3 – 4 недели

I. Упр. на развитие мимики: «Соленый чай» (нам не вкусно) .

II. 1. Упр. для губ: «Жаба» (губы сомкнуть, подуть воздух под верхнюю губу. Затем – под нижнюю. Затем – быстрое смыкание и размыкание губ.

Цель: Учить детей быстро управлять воздушной струей, тренировать мышцы губ. Учить дифференцировать движения.

2. Упр. для языка: - «Желобок»

«Лопаточка»-«Иголочка» (в чередовании)

Цель: Упражнять детей в умении чередовать расслабление и напряжение языка.

Язык лопаткой положи и спокойно подержи.

Язык иголочкой потом и потянем острием!

3. Упр. на дыхание: «Подуем в желобок»

Цель: Упражнять в умении формировать воздушную струю посередине языка.

III. Отчитывать:

- Ха-ха-ха, ха-ха-ха, есть у нас два петуха.

- Хы-хы-хи, хы-хы-хи, все дерутся петухи.

- Ху-ху-ху, ху-ху-ху, клювы все у них в пуху.

Усложнение на 4 неделе

1. Заменить упр. «Жаба» на упр. «Улыбка»-«Хоботок» (чередование)

Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.

А теперь слоненок я - хоботок есть у меня.

2. Заменить III часть:

- Са-са-са, са-са-са, в лесу бегает лиса.

- Си-си-си, си-си-си, в водоеме караси.

- Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня!

                                           ЯНВАРЬ

К-9                                                  1 – 2 недели

I. Упр. на развитие мимики: «Улыбка» (встреча с другом)

II. Упр. для губ: - «Лягушки улыбаются»

Цель: Добиваться умения делать оскал зубов. Одновременно при этом широко открывать глаза.

-Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам!

Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.

2. Упр. для языка: - «Чашечка»

Цель: Вырабатывать умение делать язык широким, приподнимая края языка, удерживая форму чашечки.

«Дятел»

3. Упр. на дыхание: «Собачке жарко»

Цель: тренировать в быстром вдохе и выдохе через рот.

III. Отчитывать:

-За-за-за, за-за-за, здесь привязана коза.

- Зи-зи-зи, зи-зи-зи, обезьянку привези.

- За-за-зя, за-за-зя, обезьянам здесь нельзя!

Усложнение на 2 неделе

1. «Чашечка в полости рта»

«Гриб»

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, растягивая подъязычную связку.

2. Заменить III часть

Отчитывать:

- Са-са-за, са-са-за, залезает в сад коза.

Под кустиком - сайка,

У кустика - зайка.

Будет ли зайка есть эту сайку?

К10                                                   3 – 4 недели

I. Упр. на развитие мимики «Обрадовались – огорчились»

II. 1. Упр. для губ: - «Покусывание верхними зубами нижней губы и наоборот»

2. Упр. для языка – «Гриб»

На лесной опушке, где жила кукушка,

Вырос гриб волнушка, шляпка на макушке.

Наша Даша в лес пошла.

Наша Даша гриб нашла.

Вот и нет волнушки на лесной опушке!

«Змейка»

Цель: Вырабатывать умение оттягивать язык вглубь рта.

3. Упр. на дыхание – «Свеча»

Цель: тренировать интенсивный прерывистый выдох (фу -фу-фу) .

III. Отчитывать:

Ба-бя-ба, ба-бя-ба, мама, мама, вон труба!

Был у бабушки баран, бил он бойко в барабан!

Усложнение на 2 неделе

1. Чередовать «Покусывание губ» с упр. «Заборчик»

2. Добавить еще упр. для языка «Подуй на челку»

Цель: Упражнять у умении загибать края языка, добиваясь целенаправленной воздушной струи.

3. Заменить III часть:

Отчитывать:

Да-дя-да, да-дя-да, не ходи, Вадим, туда!

Дед Данила делил дыню!

Дольку - Диме, дольку - Дине!

                                         ФЕВРАЛЬ

К-11

I. Упр. на развитие мимики: «Испугались-обрадовались».

II. 1. Упр. для губ: «Рупор»

Цель: Упражнять в умении вытягивать губы вперед, обнажая зубы.

2. Упр. для языка:

«Фокус»

Цель: Отрабатывать верхний подъем языка.

«Кошка лакает молоко»

Цель: Добиваться дифференцированного выполнения (работает только язык)

«Гармошка»

Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, растягивая подъязычную связку.

На гармошке я играю, рот пошире открываю.

3. Упр. на дыхание:

«Лягушка»

Цель: Тренировать прерывистый выдох (ква-ква-ква)

III. Отчитывать:  

Усложнение на 2 неделе

1. Упр. для губ: «Рупор» - «Улыбка» (в чередовании)

Цель: Упражнять в умении четко выполнять упражнение, чередуя арт. уклад.

2. Заменить III часть

Отчитывать:

Ки-ги-ги, ки-ги-ги, испекли мы пироги.

Га-ка-га, га-ка-га, Хочешь, Коля, пирога?

Гу-ку-гу, гу-ку-гу, есть их больше не могу!

  К-12                                                  3 – 4 неделя

1. Упр. на развитие мимики: «Забыл» (удивление, огорчение, печаль, радость) .

II. 1. Упр. для губ: «Трубочка»

Губы сомкнуть, перемещать их вправо-влево.

Цель: Добиваться движения губ, а не челюсти.

2. Упр. для языка: «Индюшата»

Цель: Вырабатывать подъем языка, подвижность его передней части.

Малышата-индюшата ножками топочут.

Весело болбочут: бл-бл-бл!

«Маляр»

Цель: Вырабатывать подъем языка, растягивая подъязычную связку. Добиться плавного динамичного выполнения.

З. Упр. на дыхание: «Рыбки».

Цель: Тренировать быстрый вдох через рот и медленный выдох через нос.

III. Отчитывать:

Ши-ши-ши, ши-ши-ши, что то шепчут камыши.

Ше-ше-ше, ше-ше-ше - это утка в камыше.

Тише, мыши, кот на крыше.

Зашумите, он услышит.

Усложнение

1. Чередование упр. «Трубочка» - «Заборчик»

2. Заменить упр. «Маляр» на упр. «Гармошка»

3. Отчитывать:

Со-шо-со, со-шо-со, я пишу уж хорошо!

Су-шу-шу, су-шу-шу, все, что хочешь, напишу!

Шел Саша по шоссе.

Саша шапкой шишку сшиб.

                                                  МАРТ

К-13                                                       1 – 2недели

I. Упр. на развитие мимики. Произношение фразы «Скоро мамин праздник» (восклицательно, вопросительно, повествовательно)

Цель: Закрепить значение знаков: .,, , …

II. Упр. для губ:

«Рупор» - «Хоботок» (в чередовании)

Цель: Совершенствовать умение плавно и четко переключаться с одной арт. позы на другую.

З. Упр. для языка:

«Чищу зубы»

Цель: Вырабатывать умение удерживать кончик языка за нижними и верхними зубами.

Чисти зубы, чисти зубы и снаружи, и внутри.

Не болели чтоб они.

«Пиала»

Цель: Вырабатывать умение делать язык широким, приподнимая края языка, удерживая форму чашечки.

Язык широкий положи, края приподними.

Получилась пиала, округленная она.

В рот её мы занесем и бока к рукам прижмем.

«Горка»

3. Упр. на дыхание: «Загляни в окошко»

Цель: Тренировать быстрый сильный выдох через рот. Развивать внимание.

III. Отчитывать:

Жа-жа-жа, жа-жа-жа, есть иголки у ежа.

Ежи хороши и ужи хороши!

Да жаль, что не дружат ужи и ежи.

Усложнение на 2 неделе

I. Заменить упр. «Пиала» на упр. «Качели»

Цель: Вырабатывать умение менять положение языка с постепенным ускорением темпа.

2. Отчитывать:

Задрожали зайки, увидев волка на лужайке.

Заржавел железный замок.

К-14                                                        3 – 4 недели

I. Упр. на развитие мимики:

Шла Ульяна с огорода, повстречала там урода.

А урод стоит на палке с бородою из мочалки

-Кого испугалась Уля? Покажите, как испугалась Уля? Изобразите пугало. Ой, какое оно страшное!

II.1. Упр. для губ:

«Кролик» (зубы сомкнуты, верхняя губа приподнята)

Цель: Учить дифференцированному выполнению движений губ, работает только верхняя губа.

2. Упр. для языка:

«Почистим нижние резцы»

Цель: Упражнять в умении производить движения кончиком языка снизу вверх.

«Горка»

Спинка язычка сейчас станет горочкой у нас.

Я расстаять ей велю, напрягаться не люблю!

Язык на место возвращается и чудесно расслабляется.

«Птенчики» (рот широко открыт, широкий язык внизу) .

Цель: Упражнять в умении удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте.

3. Упр. на дыхание:

«Чья синичка дольше пропоет? » (на одном выдохе: ц-ц-ц-ц.)

III. Отчитывать:

Четыре черненьких чумазеньких чертенка

Чертили черными чернилами чертеж.

Усложнение на 4 неделе

1. Заменить упр. «Горка» на упр. «Испечем блинчик»

2. Упр. «Кролик»-«3аборчик» (В чередовании) .

3. Отчитывать:

На тачке возят кирпичи для дачки.

Грачи грачатам кричат.

Грачи берегут грачат.

У бычка два бочка да у овечки два бочка.

У овечки и бычка четыре черненьких бочка.

                                             АПРЕЛЬ

К-15                                                  1 – 2 недели

I. Упр. на развитие мимики: «Мы охотники»

У нас в руках фото-ружье. Выслеживаем барса, фотографируем верблюда, испугались зубра. Удивились, увидев павлина.

II. 1. Упр. для губ:

«Бублик» (зубы сомкнуты)

Цель: Учить округлять губы при сомкнутых зубах.

2. Упр. для языка:

«Качели»

Цель: Упражнять в умении фиксировать кончик языка в положении за верхними и нижними резцами.

«Чашечка» (завести за верхние зубы, зафиксировать – «выпили чай»)

«Вкусное варенье».

3. Упр. на дыхание:

«Свеча»

Цель: Добиваться длительного, ровного, медленного выдоха.

III. Отчитывать:

Сказала тетя: «Фи, футбол! »

Сказала мама: «Фу, Футбол»

Сестра сказала: «Ну, футбол! »

А я ответил: «Во! Футбол! »

(Т. Сапгир)

Усложнение на 2 неделе

1. «Бублик» - «Хоботок» (В чередовании)

2. Упр. на дыхание:

«Свеча»

Цель: Отрабатывать интенсивный прерывистый выдох.

(фу-фу-фу)

3. Отчитывать:

Щеткой не чистят ночные сорочки,

Щеткой не чистят чулки и платочки!

Щеткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока!

У щучки чешуя, а у чушки щетинка.

К-16                                                      3 -4 недели

I. Упр. на развитие мимики: «Ласковый котенок просит молочко»

«Цыпленок, который хотел запеть, как петух, но у него ничего не получалось.

II. Упр. для губ:

«Улыбка» - «Хоботок» (в чередовании)

Цель: Совершенствовать умение плавно и четко переключаться с одной артикуляционной позы на другую.

2. Упр. для языка:

«Часики»

Цель: Учить дифференцированному движению языка (челюсть неподвижна) .

«Блинчик»

Цель: Совершенствовать умение удерживать широкий язык в расслабленном положении.

«Змейка»

3. Упр. на дыхание:

«Пароход гудит» (кончик языка касается горлышка бутылька)

Цель: Добиваться длительного плавного сильного выдоха.

III. Отчитывать:

Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

Синица у водицы,

А синичка над водичкой

Усложнение на 4 неделе

1. Упр. для губ:

«Улыбка» - «Трубочка»

Заменить упр. «Блинчик» на упр. «Гармошка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых моментов при проведении артикуляционной гимнастики в группе для детей с нарушениями речи

Наибольшую обеспокоенность у родителей вызывает дефектное произношение звуков.  Формирование правильного звукопроизношения – долгий и трудоёмкий процесс для всех его участников: для учителя-...

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГРУППЫ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКАДЛЯ ГРУППЫ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ...

Картотека артикуляционной гимнастики (подготовительная группа)

Картотека артикуляционной гимнастики (подготовительная группа)...

Картотека пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики подготовительная группа

КАРТОТЕКА "ПАЛЬЧИКОВАЯ, АРТИКУЛЯЦИОННАЯ И ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА"Комплекс № 1Тема: «Мы снова вместе!»Пальчиковая гимнастика:«Здравствуй, детский сад!»Дружат в нашей г...

Картотека артикуляционной гимнастики (подготовительная группа)

Артикуляционная гимнастика — это упражнения для тренировки языка, губ, щек и нижней челюсти. Именно эти органы отвечают за четкое и правильное произношение звуков и слов...

Картотека артикуляционной гимнастики подготовительная группа

муниципальное автономное общеобразовательное учреждениегорода Новосибирска«Средняя общеобразовательная школа № 217»(Дошкольное отделение)...