«В LEGO – кубики играем, речь родную развиваем»
методическая разработка по логопедии

     На современном этапе развития интеграционных процессов в образовании проблема адаптации детей с тяжелыми речевыми нарушениями к условиям общеобразовательной школы имеет важное значение. Адаптация детей с тяжелыми речевыми нарушениями в массовых школах возможна только при условии высокого уровня речевого развития.

            Учитывая, что основным, ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игровая деятельность, то большое внимание отводится разработке и внедрению таких педагогических технологий, которые имеют ярко выраженный характер. Из существующих инновационных технологий в логопедической практике, я остановила свой выбор на LEGO -технологии. И этот выбор не случайный, так как LEGO - педагогика – это новейшее направление в современном коррекционно-развивающем процессе, а LEGO -технология – одна из известных и распространенных педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду для обучения и развития дошкольника. LEGO -технология служит важнейшим средством развивающего обучения, что дает возможность сформировать у детей речевую деятельность.

            Тренируя пальцы рук детей-логопатов логопед оказывает мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Поэтому применение LEGO –технологии является незаменимой в работе логопеда.

На сегодняшний день определена перспективность LEGO-технологии. Данная технология является многофункциональной, имеет такие хорошие технические и эстетические характеристики как безопасность, прочность, привлекательность, возможность использования в различных игровых и учебных моментах.

            Одной из причин освоения и внедрения мною LEGO-технологии в коррекционно-образовательный процесс явилось введение Федеральных государственных образовательных стандартов к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые предполагают использование новых педагогических технологий.

            Учитывая выше изложенное, я решила использовать LEGO-технологию в логопедической работе с детьми с тяжелыми речевыми нарушениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Представление инновационного педагогического опыта работы

учителя-логопеда ГБДОУ детский сад №86 комбинированного вида Красногвардейского района

Шпак Оксаны Васильевны

Тема «В LEGO – кубики играем, речь родную развиваем»

  1. Актуальность и перспективность опыта

        На современном этапе развития интеграционных процессов в образовании проблема адаптации детей с тяжелыми речевыми нарушениями к условиям общеобразовательной школы имеет важное значение. Адаптация детей с тяжелыми речевыми нарушениями в массовых школах возможна только при условии высокого уровня речевого развития.

        Учитывая, что основным, ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игровая деятельность, то большое внимание отводится разработке и внедрению таких педагогических технологий, которые имеют ярко выраженный характер. Из существующих инновационных технологий в логопедической практике, я остановила свой выбор на LEGO -технологии. И этот выбор не случайный, так как LEGO - педагогика – это новейшее направление в современном коррекционно-развивающем процессе, а LEGO -технология – одна из известных и распространенных педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду для обучения и развития дошкольника. LEGO -технология служит важнейшим средством развивающего обучения, что дает возможность сформировать у детей речевую деятельность.

        Тренируя пальцы рук детей-логопатов логопед оказывает мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Поэтому применение LEGO –технологии является незаменимой в работе логопеда.

На сегодняшний день определена перспективность LEGO-технологии. Данная технология является многофункциональной, имеет такие хорошие технические и эстетические характеристики как безопасность, прочность, привлекательность, возможность использования в различных игровых и учебных моментах.

        Одной из причин освоения и внедрения мною LEGO-технологии в коррекционно-образовательный процесс явилось введение Федеральных государственных образовательных стандартов к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые предполагают использование новых педагогических технологий.

        Учитывая выше изложенное, я решила использовать LEGO-технологию в логопедической работе с детьми с тяжелыми речевыми нарушениями.

  1. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта

Практический опыт и анализ литературы по изучению данного вопроса, свидетельствуют о том, что возникла необходимость поиска новых путей оптимизации коррекционно-развивающей работы, выбор таких форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, учитывают индивидуальные особенности ребёнка и «зону ближайшего развития».  Назрела потребность построения образовательной деятельности на содействии и сотрудничестве детей и взрослых, поддержке инициативы детей, развитии их познавательных интересов, сотрудничестве педагогов с родителями и другими членами семьи в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Для решения этой проблемы я обратила внимание на LEGO-технологию, которая позволяет оптимизировать педагогический процесс, расширяет образовательное пространство, обогащает развивающую предметно-пространственную среду. Данная технология ведет к игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности воспитанников, позволяет детям экспериментировать с доступными для них материалами, обеспечивает развитие психических процессов и мелкой моторики рук, дает возможность самовыражения детей, и тем самым способствует речевому развитию дошкольников с речевыми нарушениями.

Исходя из вышесказанного, мною была выбрана тема - «В LEGO – кубики играем, речь родную развиваем», которой я занимаюсь третий год.

Цель моего опыта – развитие речи дошкольников с тяжелыми речевыми нарушениями при использовании LEGO-технологии.

Таким образом, использование LEGO-технологии в коррекционной работе с дошкольниками с нарушениями речи,  позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности,  способствует развитию психических процессов,  обогащению активного словаря, развитию связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи, развитию фонематических процессов и владению речью как средством общения и культуры, развитию инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, что соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.

Деятельность логопеда по развитию речи дошкольников  при использовании LEGO-технологии должна учитывать основные принципы Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и опираться на следующие теоретико-методологические принципы:

  1. Принцип развития. Предполагает выделение в деятельности педагога по речевому развитию детей тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка (по Л.С. Выготскому).
  2. Онтогенетический принцип. Разработка педагогической методики ведется с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребёнка в онтогенезе.
  3. Принцип связи речи с другими сторонами психического развития ребенка. Все психические процессы у ребенка – память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение – развиваются при непосредственном участии речи              (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец и др.).
  4. Принцип деятельностного подхода. В дошкольном возрасте ведущей формой деятельности становится игра, в процессе которой происходит интенсивное развитие речи.
  5. Принцип поэтапного формирования умственных действий опирается на идеи П.Я.Гальперина и Д.Б.Эльконина. Становление умственных действий – длительный процесс, который начинается с развернутых внешних операций с использованием вспомогательных материализованных средств опоры, а затем постепенно сокращается, автоматизируется, переводится в умственный план.
  6. Принцип дифференцированного подхода предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка.
  7. Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком, содействие и сотрудничество детей и взрослых. Получение нового, позитивного опыта ребенком возможно лишь с помощью родителей, воспитателей и педагогов дошкольного учреждения.
  8. Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и их реализации. Ведущая роль в деятельности с  LEGO- конструктором принадлежит логопеду, однако решение поставленных задач доступными для него средствами осуществляет ребенок.
  9. Принцип рационального сочетания разных видов деятельности, основанный на утверждениях Л. С Выготского и А.Н. Леонтьева, что личность ребенка развивается в процессе деятельности.
  10. Принцип воспитывающего обучения. Использование LEGO -технологии в коррекционной работе позволяет воспитывать у дошкольников волевые и нравственные качества. Этому способствует деятельность ребенка, направленная на решение проблемной ситуации, желание достичь необходимого результата при повышенной мотивации деятельности.
  11. Принцип интеграции образовательных областей, который позволяет формировать у ребенка целостное представление о мире.

  1. Теоретическая база опыта

Дошкольное детство - это возраст игры. Ребенок, играя, не только познает мир, но и выражает к нему свое отношение. Необходимость постоянного внимания к игре детей со стороны взрослых обусловлена тем, что она является критерием психофизического развития дошкольника (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.). Основой коррекционно–развивающей работы с использованием ЛЕГО-технологии является игра – ведущий вид детской деятельности. Речь ребенка и непосредственно игровая деятельность развиваются взаимосвязано. 

Наборы «LEGO» зарекомендовали себя во всем мире как образовательные продукты, удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности. В силу своей педагогической универсальности они оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками.

LEGO-конструирование - это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С его помощью трудные учебные задачи можно решить при помощи увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребенок и педагог могут с ней справиться.  В процессе конструктивно-игровой деятельности педагог, опираясь на непроизвольное внимание детей, активизирует их познавательную деятельность, совершенствует сенсорно-тактильную и двигательную сферу, формирует и корригирует поведение, развивает коммуникативную функцию и интерес к образовательной деятельности. Отечественные логопеды и зарубежные педагоги однозначно отмечают, что использование в работе с детьми LEGO-конструкторов позволяет за более короткое время достичь устойчивых положительных результатов в коррекции нарушений речи. Оно также направлено на предупреждение вторичных дефектов, что способствует становлению ребенка как личности (Т. В. Лусс ).

В логопедии LEGO-технология интересна тем, что, строясь на интегративных принципах, она позволяет обеспечить единство коррекционно–образовательных, коррекционно-воспитательных, коррекционно-развивающих целей и задач. LEGO-конструирование - это не только практическая творческая деятельность, но и развитие умственных способностей, которое проявляется в других видах деятельности: речевой, игровой, изобразительной, конструктивной.  Это также воспитание социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развитие самостоятельности, способности детей решать любые задачи творчески. LEGO -технология является интерактивной педагогической технологией, так как стимулирует познавательную деятельность дошкольников. Интерактивная деятельность предполагает организацию и развитие диалогового общения.

М.М. Кольцова, Е. И. Исенина и др. авторы отмечают, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики.  Использование в коррекционной работе LEGO-конструкторов помогает развитию мелкой моторики рук, активизирует различные отделы коры больших полушарий головного мозга, тем самым способствует развитию и гибкости артикуляционного аппарата, у детей улучшается звукопроизношение.

З.А. Репина рекомендует начинать коррекцию общего недоразвития речи с развития психологической базы речи, ее основы. LEGO-конструирование может помочь достичь ребенку высокого уровня восприятия, пространственного мышления, планирующей функции речи. В игре с конструктором, при выполнении задания, дошкольники выполняют задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениям, действиями. Дети не просто выполняет заученные действия, они видоизменяют их, получая новые результаты. Развивающееся мышление дает возможность заранее предусматривать результаты своих действий, планировать их.

Все продуктивные виды деятельности, в том числе и LEGO – конструирование, не только выражают определенные результаты психического развития ребенка, но и обеспечивает его развитие, способствует совершенствованию и перестройке психических свойств и способностей ( по В.С. Мухиной).

Л.С. Цветкова утверждает, что развитие зрительного предметного восприятия подготавливает базу для перехода к формированию языковых и речевых средств, к оречевлению предметного мира, к связи «предмет – слово».  В постройках из LEGO – конструкторов наглядность представлена объемными предметами и воспринимается со всех сторон. На основе такого восприятия предмета в сознании дошкольника формируется образ. Стараясь как можно точнее передать форму, ребенок активно работает пальцами, происходит мощное воздействие на тактильные рецепторы, а это, способствует развитию речи.              

Огромную роль в коррекционной работе с детьми с речевой патологией играет сенсорное развитие. Конструирование тесно связано с сенсорным и интеллектуальным развитием ребенка - совершенствуется острота зрения, восприятие цвета, формы, размера, успешно развиваются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).

Зрительное восприятие формируется в процессе осмысленной деятельности ребенка с самими предметами. Глубокие качественные изменения состоят в том, что ребенок постепенно переходит от вычленения отдельных составляющих частей фигуры к сравнению, сопоставлению объекта или его частей с другими объектами или предложенным образцом. (по В.С. Мухиной).

Главное значение сенсорного воспитания по М. Монтессори состоит в создании основы для развития мышления через расширение поля восприятия. Применение дидактических упражнений с использованием ЛЕГО-элементов позволяет усилить коррекционно-развивающий эффект при проведении занятий по обобщению сенсорного опыта. Впечатления, полученные при активном взаимодействии с внешним миром, дают пищу разуму для выработки абстрактных понятий.

  1. Технология опыта

        На рынке детских товаров фирмой LEGO представлен широкий выбор игровых наборов: «Семья», «Дом», «Аэропорт», «Зоопарк» и другие.  Работу с конструктором и, в частности, игры я использую с различными целями:

- выявление речевых возможностей (диагностика);

- развитие речи в рамках определенных тем. Например, тема «Специальный транспорт»: идет отработка темы словаря, грамматических конструкций, работа над пересказом, рассказом, диалогом;

- развитие лексико-грамматического строя речи;

- развитие дыхания;

- постановка и отработка звуков в ходе игры;

- развитие представлений о цвете, форме, пространстве;

- развитие количественных представлений;

- подготовка к обучению грамоте;

- развитие тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук;

- развитие просодической стороны речи;

- формирование пространственной ориентации.

Конструкторы LEGO имеют широкие возможности использования в коррекционном процессе. При проведении диагностики свободная конструктивно-игровая деятельность позволяет не только быстрее установить контакт между логопедом и детьми, но и полнее раскрыть некоторые особенности ребенка с точки зрения сформированности эмоционально-волевой и двигательной сфер, выявить речевые возможности ребенка, установить уровень коммуникативности.

         Работая по лексическим темам с помощью LEGO –конструктора, детям с тяжелыми нарушениями речи предоставляется возможность запомнить новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Лучше всего у детей-логопатов накопление словаря происходит через увиденное и осознанное ими. Например, работая с детьми над темой «Стройка» удивила меня своей результативностью. Дети создавали конструкции как на фантастические темы, так и на реальные сюжеты. Эмоциональная составляющая игры способствовала активизации диалогов в процессе конструирования. Составление рассказов по построенным декорациям, последующее объединение их в общее большое повествование, помогло детям проследить пространственно-временные отношения, необходимые для связности высказывания. Такая же работа проводилась и по другим темам. Игра у детей проходила с большой мотивацией.

        Возможность совершенствования самостоятельных действий с элементами конструктора, их описание и сравнение способствуют увеличению лексического запаса, и помогают перевести слова из пассивного словаря в активный.

         Использование LEGO -технологии в коррекционно-образовательном процессе дает возможность работать над пересказом, рассказом, диалогом более эффективно. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объемному образцу декораций из конструктора, помогает детям с заиканием лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развернутым и логичным. При этом работа над связной речью ведется в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности.

        Логопед, участвуя в создании конструкций, построек занимается с детьми, имеющими наиболее сложный речевой дефект - заикание, при котором необходимо проговаривание собственных действий (на этапе сопряженной речи) или работа над отраженной речью. Когда конструирование закончено, начинается работа со всей группой.

Развитию лексико – грамматического строя способствуют игры с использованием фигурок и построек из наборов «LEGO»: «Кому что?», «Четвертый лишний», «Продолжи», «Будь внимательным», «Отгадай-ка», «Узнай по описанию», «Подбери слова», «Подбери фигурку», «Живое – неживое», «Задай вопрос», «Подумай и договори», «Закончи предложение», «Составь предложение», «Чей? Чья? Чьи?».  «Исправь ошибку», «Назови ласково».

При работе с конструктором LEGO полезно отрабатывать грамматические конструкции - согласование числительных с существительными (сколько в твоем поезде вагончиков? сколько диких животных у тебя в лесу?). Используя конструктор LEGO DUPLO «Заправочная станция», мы с детьми знакомимся с предлогами. Например: «Ехали вдоль забора, отдыхали под деревом, припарковались около дома». Благодаря тому, что кубики объемные, быстро строим разные места, куда могут заехать наши машины (в лес, на площадку, в гараж, под мост и т.п.), работаем над словообразованием глаголов с использованием различных приставок «Птичка, лети!». С помощью развивающего конструктора LEGO DUPLO играть можно в разных декорациях.

        Конструирование фигурок животных помогает детям научиться выделять части целого и отрабатывать падежные окончания «Собака без чего? – без хвоста». Составление частей разных животных помогает развивать понимание образование сложных слов (игра «Веселый зоопарк», где соединяется голова крокодила и туловище тигра и получается «крокотигр»).

        Для развития дыхания у детей я так же использую конструктор LEGO DUPLO и предлагаю детям поиграть в игры «Лабиринт» (с помощью дыхания нужно вывести из лабиринта шарик сделанного из фольги), «Ступеньки» (проговаривание предложения на одном выдохе), «Вертушка» и «Помоги самолету взлететь» (упражнения помогают развивать продолжительный и плавный выдох).

        Я активно использую конструкторы LEGO в процессе коррекции звукопроизношения:

- вместе с детьми конструируем игровые модели положения языка при выполнении артикуляционной гимнастики («лошадка», «грибок», «чашечка»);

- создаем игрушки для игр-звукоподражаний (Р-машина, Ч- поезд, Т-танк);

- дифференцируем звуки по твердости-мягкости: дети конструируют синего и зеленого роботов и раскладывают перед ними картинки;

- дифференцируем звуки по глухости-звонкости: в LEGO - кубики дети помещают сыпучие материалы (например, гречку);

- при помощи LEGO -конструктора дети изучают характеристику звуков (используем кубики красного, синего и зеленого цвета), выкладывают слоги и схемы слов при изучении звукового анализа и синтеза.

        Используя ЛЕГО в процессе постановки звуков, мне удается скрасить неприятные ощущения у детей, вызванные монотонностью постановки звуков. На индивидуальных занятиях я придумываю, как можно сделать это веселее и увлекательней. Например, постановка вибранта может растянуться на довольно долгий срок. Однотипность упражнений, направленных на вызывание вибрации кончика языка, неприятные ощущения нередко вызывают негативную реакцию у ребенка. Как быть? Я предлагаю  ребенку сделать из ЛЕГО трактор или другую машину и придумать небольшую сказку с интригой. Например, «У Королевы Красивой Речи сломалась ее любимая машина, а ей обязательно нужно вернуться в свое королевство. Помоги ей!» – прошу я. Ребенок уже готов помочь Королеве и согласен выполнить мою просьбу. Чтобы завести ее машину, нужно завести моторчик. Машина сказочная, собранная им из ЛЕГО, поэтому нужно завести каждый кирпичик. Дети делают самые разнообразные постройки, а впоследствии придумывают свои истории.

На начальном этапе по подготовке к обучению грамоте я знакомлю детей с термином «звук». С этой целью использую Лего–человечков в разноцветных костюмчиках. Для дифференциации гласных и согласных звуков в работе применяю сыпучие материалы. Человечки в красных платьицах изображают гласные звуки, их туловище пустое, они всегда поют. В туловище человечков в синих и зелёных костюмчиках дети помещают сыпучие материалы (например, гречу). Эти человечки обозначают согласные звуки, они умеют шуршать и греметь. Проиграв один раз, дети перестают путать гласные и согласные звуки. Кроме того, использование сыпучих материалов при работе с ЛЕГО помогает детям определить «глухой» и «звонкий» звуки, а цветовая гамма – усвоить их «твёрдость» и «мягкость». Для уточнения предлагаю детям самостоятельно построить домики для своих героев. Человечки в синих костюмчиках живут в синем домике, возле которого проложена твёрдая синяя дорожка. Человечки в зелёных костюмчиках живут в зелёных домиках, рядом с их домиками мягкая зелёная лужайка. Создание постройки стимулирует и развивает потенциальные творческие способности детей. На логопедических занятиях я учу детей не только различать звуки, улавливать разницу между оппозиционными звуками и выделять заданный звук, но и обучаю звуковому анализу и синтезу. Манипулируя «человечками», переставляя их местами, ребёнок экспериментирует, получает новые слоги. В последующем разноцветные «человечки» заменяются кирпичиками соответствующего цвета. Это необходимо для составления схем слов. Таким образом, на занятиях я знакомлю детей с понятием «схема слова». По аналогии использую ЛЕГО при составлении схемы предложения. Однако, при этом, используются ЛЕГО – кирпичики другого цвета (жёлтого).

Для детей с заиканием важно работать над мимикой. У марки ЛЕГО есть продукция, которая позволяет собирать ЛЕГО человечка, выбрав ему лицо, одежду, руки и ноги. При выполнении мимической гимнастики меня интересует лицо. Я разработала ряд заданий для выполнения мимической гимнастики с помощью данного набора лиц лего- человечков.

        Задания:

1. Меняем человечкам лица, выполняем мимическую гимнастику. Начинаем с простых мимических поз, постепенно усложняя. Радостное, грустное, злое, удивленное, испуганное и т.д.

2. Показываем такое же лицо, как нарисовано на карточке - карточки с выражением лиц лего-человечков.

3. Показываем карточку с таким выражением лица, как у лего- человечка.

4. Логопед показываем лицо человечка, а ребенок рассказывает- какая у него эмоция и повторяет.

5.  Логопед называет детям выражение лица (эмоцию), а они находят лицо человечка с таким выражением и повторяют, смотрясь в зеркало. Например: «Веселое выражение лица- это когда улыбаются, покажи такое же лицо на лего-человечке- а как ты улыбаешься?»

На занятиях по подготовке к обучению грамоте я использую набор LEGO DUPLO и LEGO -мозаику. С их помощью дети с речевыми нарушениями в игровой форме знакомятся со знаками, символами, цифрами, геометрическими фигурами и буквами. Выкладывая ритмические ряды, дети осваивают строчку, находят начало строки, учатся ориентироваться на плоскости. Для развития слуховой памяти и увеличения объема произвольного слухового внимания я использую игру «Волшебный диктант», здесь тетрадный лист заменяет плата, а карандаш – LEGO детали. 

При формировании у детей с тяжелыми нарушениями речи пространственных представлений и усвоении их словесных обозначений используется геометрическая мозаика. Сначала дошкольник должен научиться показывать, какие геометрические фигуры располагаются вверху и внизу от центральной фигуры, а какие - справа и слева от неё. В последующем, по словесной инструкции, дети сами располагают фигуры на пластине. Данные задания помогают детям в игровой форме усвоить такие понятия, как «вверху - внизу», «выше - ниже», «справа – слева». Собирая пирамиду из ЛЕГО-кубиков или другую постройку, дети познают трёхмерное пространство и знакомятся с пространственными предлогами: «над», «под», «между», «возле», «перед», «около» и другими. Все описанные виды работ активизируют зрительное внимание ребёнка, приучают его присматриваться к предлагаемым изображениям и замечать в них не только сразу бросающееся в глаза сходство, но и небольшие различия.

Нам поможет справиться для лучшего запоминания образа буквы если задействовать как можно больше анализаторов (зрительный, тактильный, кинестетический). И с данной задачей может справиться LEGO - конструктор. Манипулируя деталями конструктора ЛЕГО, дети, превращая их то в одну, то в другую букву, запоминают образ буквы, лучше различают сходные буквы, что помогает освоить азы грамоты и выполнить роль наглядной опоры. Причём в данном случае наглядность представлена объёмными предметами и воспринимается со всех сторон. На основе такого восприятия предмета в сознании дошкольников с речевой патологией формируется образ. Стараясь как можно точнее передать форму, дети активно работают пальцами, причём чаще всеми десятью. Происходит мощное воздействие на тактильные рецепторы, а это способствует развитию речи.

Важная роль при подготовке к школе отводится развитию мелкой моторики. Предлагая детям-логопатам работу с конструктором ЛЕГО, требующими не только тонких и точных движений руки и пальцев, но и чёткого согласования движения руки и глаза, учитель-логопед готовит руку детей к письму. Очень важно и то, что при сборке ЛЕГО- элементов одновременно работают обе руки, а значит, задействованы оба полушария головного мозга: левое ответственно за язык и речь, правое – за ориентацию в пространстве и некоторые эмоциональные состояния.

Я заметила, что ЛЕГО-конструктор - отличный инструмент для развития мелкой моторики, причем вариаций игры «ЛЕГО-лабиринта» великое множество: дети-логопаты могут проводить мячик (или любой другой объект) по проходам пальчиком, палочкой или любым другим подходящим предметом по ЛЕГО-лабиринту. В ходе такой игры активно развиваются мышцы кисти, раздражаются нервные окончания пальцев, развивается зрительно-хватательная координация. Дальнейшее развитие событий зависит от предпочтений ребенка: можно играть в лабиринт-футбол или просто катать по проходам небольшой шарик, ездить по лабиринту на любимой машинке, либо водить ЛЕГО-человечка по дорожкам от входа к выходу и назад.

С помощью этого конструктора мы с детьми делаем массаж рук, так как кирпичики имеют выпуклые кнопочки, проводим пальчиковые гимнастики с кубиками LEGO  «1, 2, 3, 4, 5 с ЛЕГО будем мы играть», «ЛЕГО зарядка».

С помощью LEGO-конструктора мы с детьми работаем над просодической стороной речи, и я предлагают детям задания «Лесенка» и «Какой слог громче?», направленные на развитие способности детей управлять просодическими компонентами собственной речи: высотой, громкостью, интонацией, ударением.

Я использую конструктор LEGO и в театрализованной деятельности для решения следующих задач:

1. Создание условий для развития творческой активности детей (развитию способностей, побуждению к импровизации средствами мимики, интонации).

2. Обеспечение условия для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами деятельность в едином творческом процессе.

3. Самореализация каждого ребенка и создание благоприятного микроклимата, уважения к личности маленького человека.

Следовательно, при помощи использования кнопочных конструкторов LEGO театрализованная деятельность детей становится более интересной, развиваются интеллектуальный и творческий потенциал детей - самостоятельность исполнения и передача образа сказочных персонажей, взаимодействие в коллективе, воображение, речь, а также личностные качества каждого воспитанника.

Играя в конструктор LEGO с воспитателями в группе и с родителями дома, дошкольники закрепляют знания, полученные на логопедических занятиях. Эффективность коррекционно - развивающей работы значительно выше, когда учитель – логопед, педагоги и родители являются партнерами, работают совместно и в одном направлении. Использование LEGO -технологии дома дает возможность родителям участвовать в совместных досугах, получить навыки взаимодействия с детьми на основе сотрудничества и равноправных отношений. И в этой ситуации LEGO-конструктор выступает в качестве универсального материала, работа с которым доставляет одинаковое удовольствие и детям, и взрослым.  Совместная созидательная деятельность имеет большой развивающий потенциал: дает возможность взрослым понять трудности своего ребенка, установить взаимопонимание, почувствовать каждому из участников свою значимость в общем деле.

Таким образом, использование LEGO -технологии в системе коррекционной работы с детьми с тяжелыми речевыми нарушениями поможет оптимизировать образовательный процесс, обеспечивает вариативность и разнообразие форм педагогического воздействия и взаимодействия детей и взрослых, объединяет всех участников образовательного процесса в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, становится эффективным средством достижения целевых ориентиров дошкольного образования.

  1. Результативность и эффективность опыта

         В результате использования LEGO-конструктора мы с детьми сумели достичь следующих результатов:

- дети с удовольствием посещают логопедические занятия,

- материал на занятиях стал интереснее и доступнее для усвоения,

- коррекционная работа имеет выраженную положительную динамику (об этом свидетельствует мониторинг речевого развития детей, проведенный с детьми в сентябре и мае 2015-2016 учебного года).

Эффективность моего опыта можно проследить в повышении качества коррекционно – развивающей работы, улучшении речи дошкольников.

У детей сформировалась координация движений артикуляционного аппарата, заметно сократились сроки постановки звуков. Используя LEGO-конструктор, дети научились управлять просодическими компонентами собственной речи: высотой, громкостью, интонацией, ударением. Выполняя пальчиковые упражнения и массаж рук с помощью LEGO- конструктора, дети достигли хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает их к письму. Кисти рук приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений, это облегчила приобретение навыков письма.

Всё это создало благоприятную базу для более успешного обучения в школе. Своими результатами опыта по теме «В LEGO – кубики играем, речь родную развиваем» я делюсь с педагогами дошкольных образовательных учреждений на методических объединениях учителей-логопедов в виде открытых занятий. Я провела открытые занятия «Весна-красна!», «Лего город» с детьми с заиканием. Результаты этой работы опубликованы в статье «Использование ЛЕГО-технологии в коррекции речи детей-логопатов старшего дошкольного возраста» (Технологии коррекции нарушений у детей; Я в мир удивительный этот пришел…: Сборник материалов научно-практических конференций с международным участием: 06.11.2014 г. и 11.12.2014 г. / Сост. Ю.С. Галлямова, Т.А. Иванова, М.Г. Ивлева, Е.А. Петрова/ Под ред. Н.Н. Яковлевой. – М.: УМЦ «Добрый мир», 2015. – 195 с.).

Веду информационно-просветительскую деятельность среди родителей, а именно: провожу родительские собрания «ЛЕГО – конструирование как одно из средств развития речи дошкольника» и мастер-классы «В конструкторы ЛЕГО играем, детскую речь развиваем», размещаю информацию для родителей на методическом стенде в группе.

LEGO-технология является абсолютно новым направлением в отечественной практике. Таким образом, работа по развитию и коррекции речи с применением LEGO-технологий делает коррекционный логопедический процесс более увлекательным и результативным, потому что дети-логопаты воспринимают непосредственную образовательную деятельность как игру. Применение ЛЕГО-конструктора приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкции, что помогает лучшему усвоению коррекционного материала.

        Таким образом, LEGO -технология является перспективным направлением в логопедии для коррекции и развития детей с речевыми нарушениями и осуществление их психологической и функциональной готовности к обучению в общеобразовательной школе.

Список литературы:

  1. Каталог образовательных наборов на базе конструкторов LEGO. М.,1996.- 40с.
  2. Комарова Л.Г. Строим из LEGO/ Л.Г.Комарова. – М., 2001. – 88с.
  3. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO/ Т.В. Лусс. – М., 2003. – 96с.
  4. Рау Е.Ю., Садовникова Е.Н. «Современный подход к восстановлению коммуникации заикающихся дошкольников», сб. «Психолингвистика и современная логопедия» под ред. Халиловой Л.Б., М. 1997г.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Ниже приведены задания с включением LEGO-конструирования, направленные на коррекцию и развитие различных компонентов речевой деятельности, которые могут использоваться как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях.

Предложенные методики могут значительно разнообразить логопедическую работу, а также повысить мотивацию детей к выполнению заданий логопеда.

Образовательная область «Познавательное развитие»

«Чудесный мешочек», «Найди такой же!», «Найди и назови!»

Цель: Развитие зрительного и слухового внимания, зрительную и тактильную память; ознакомление с понятиями «элемент», «деталь»; формирование умения различать геометрические фигуры, действовать по заданному образцу и словесной инструкции.

«Что изменилось?», «Чего не стало?»

Цель: Развитие зрительного внимания, ориентировку в пространстве; формирование представлений о цвете и форме Лего-элементов, Лего-деталей; способствование обозначению своих действий словами.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

«Светофор»

Цель: Ознакомление с правилами безопасного перехода через проезжую часть; развитие пространственной ориентировки, цветовосприятия - через конструктор Лего.

«На дороге»

Цель: Закрепление представлений о правилах дорожного движения; побуждение для создания тематических построек с помощью Лего-конструктора и обыгрывание их в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.

«Когда за дверью незнакомец»

Цель: Закрепление правил безопасности поведения в ситуации, когда ребенок находится один дома и незнакомец звонит в дверь; развивать активную речь; воспитывать разумную осторожность поведения.

Образовательная область «Речевое развитие»

«Произнеси слоги по схеме»

Цель: Развивать умение детей выкладывать на плато детали конструктора по образцу педагога с одновременным проговариванием (одинаковые элементы располагаются двумя группами: в первой группе – 2 элемента, во второй – 3 элемента).

Далее педагог предлагает названному ребенку указывая пальцем на выложенные элементы пропеть песенку «шарика» с заданным слогом (например: ШУ-ШУ     ШУ-ШУ-ШУ).

«Различаем звуки»

Цель: Развитие фонематического слуха, дифференциация звуков Л-Р

Предварительная работа: педагог показывает детям выложенные горизонтально на плато две длинные детали конструктора и просит детей сделать то же на своих плато.

Когда задание выполнено, педагог дает детям инструкцию:

«Попробуем разложить звуки-кубики на две полочки. На полочку слева будем складывать звуки «Л», а на полочку справа – звуки «Р». Я буду называть звуки, если услышите звук «Л» - прикрепляйте на левую полочку деталь конструктора, а если услышите звук «Р» - прикрепляйте на правую полочку деталь конструктора».

Логопед медленно произносит цепочку различных звуков, среди которых – звуки  «Л» и «Р». Затем дети подсчитывают выложенные детали, сравнивают их количество.

«Где находится звук?»

Цель: Развитие умения устанавливать место звука в слове.

Предварительная работа: логопед показывает детям выложенную на плато цепочку из трех одинаковых деталей конструктора (жёлтого цвета) и просит детей сделать то же на своих плато.

Когда задание выполнено, педагог дает детям инструкцию:

«У каждого слова есть начало, конец и середина, так же, как у ваших схем на плато. Покажите деталь в начале схемы, в конце схемы, в середине схемы. (Дети показывают). Сейчас мы с вами посмотрим картинки и попробуем определить, где в этих словах находится звук «Ч»».

Логопед показывает детям картинки, в названиях которых звук «Ч» в различных позициях. Дети называют слово и определяют позицию звука в слове. Позиция звука в слове отмечается детьми на своих плато закреплением над соответствующей деталью элемента: красного цвета для определения гласного звука, синего цвета для определения твердого согласного звука или зелёного для определения мягкого согласного звука.

Вариант: детям раздаются наборы картинок, в названиях которых присутствует звук «Ч» в различных позициях. На своих схемах дети по инструкции логопеда выделяют одну из позиций. Задача детей – отобрать картинки со словами, соответствующими заданной схеме.

«Подбери слово к схеме»

Цель: Развитие умения детей в нахождении места звука в слове.

Предварительная работа: логопед показывает детям выложенные на плато два горизонтальных ряда одинаковых деталей: первый ряд – из трех элементов, второй ряд – из четырех элементов. Просит детей сделать то же на своих плато.

Когда задание выполнено, логопед дает детям инструкцию:

«Каждое слово состоит из определенного количества звуков. Левый ряд деталей на ваших плато – это схема слова, состоящего из трех звуков. Правый ряд – схема слова из четырех звуков».

Логопед показывает детям картинку, название которой состоит из трех звуков (например: рак, рот), произносит название картинки, утрированно выделяя каждый звук. Просит детей посчитать количество звуков в слове и определить подходящую схему. То же с картинками, в названиях которых четыре звука.

Вариант: детям раздаются наборы картинок с названиями из трех и четырех звуков. Задача детей – определить количество звуков в словах и разложить их над соответствующими схемами.

«Выложи схему слова!»

Цель: Формирование умение осуществлять звуковой анализ слов, состоящих из трех-шести звуков; продолжать учить выкладывать схему слова, обозначая гласные звуки кубиками ЛЕГО красного цвета, согласные твердые – кубиками ЛЕГО синего цвета, согласные мягкие – кубиками ЛЕГО зеленого цвета.

 

«Повтори так же»

Цель: Развитие чувства ритма у детей с заиканием.

Логопед производит с помощью музыкальных инструментов звуки, различные по времени звучания. Задача детей – с помощью коротких и длинных деталей конструктора выложить на своих плато заданный ритмический рисунок.

«Дорожка из слогов»

Цель: Развитие умения проговаривать заданный слог в сочетании с движениями пальцев рук.

Логопед предлагает детям на своих плато выложить «дорожку» из элементов конструктора. При закреплении каждого элемента должен быть произнесен заданный слог.

«Пальчики жмут на кнопочки»

Цель: Развитие умения проговаривать заданный слог в сочетании с движениями пальцев рук.

Логопед предлагает детям выложить на своих плато пять элементов конструктора. Задача ребенка – нажимая поочередно каждым пальцем на «кнопочку» произносить заданный слог.

«Посчитай слоги»

Цель: Развитие умения определять количество слогов.

Логопед произносит определенное количество слогов. Задача ребенка - сосчитать слоги и выложить на своих плато соответствующее количество элементов конструктора.

«Раздели словечко»

Цель: Развитие умения различать разную слоговую структуру слова.

Логопед произносит слова различной слоговой структуры. Задача ребенка – сосчитать число слогов в слове и выложить на своих плато соответствующее количество элементов конструктора.

«Рассели животных по домам»

Цель: Развитие умения различать разную слоговую структуру слова

Предварительная работа: дети из элементов конструктора строят одно- и двухэтажный дома.

Каждому ребенку раздается набор картинок с изображениями животных, названия которых состоят из одного и двух слогов. Задача детей – «расселить животных» в соответствии с количеством слогов.

«Паровоз»

Цель: Развитие умения дифференцировать понятия домашние и дикие животные.

Каждому ребенку раздается плато, набор элементов конструктора и набор картинок  с изображением предметов различных групп (например – домашние животные и дикие животные).

На первом этапе занятия логопед просит детей по образцу выложить с помощью элементов конструктора на своих плато «вагончики»:

- Наши картинки отправляются в путешествие на поезде. Надо рассадить их по вагонам. Только нельзя их смешивать между собой – в левом вагоне поедут домашние животные, а в правом – дикие.

Задача детей – разложить картинки согласно инструкции.

После выполнения задания следует обсуждение результата. Логопед стимулирует детей на формулировку полных правильных ответов.

«Один-много»

Цель: Закрепление умения детей дифференцировать имена существительные единственного и множественного числа.

Каждому ребенку раздается плато, набор элементов конструктора и набор предметных картинок.

По образцу логопеда дети выкладывают на своих плато элементы конструктора таким образом, что на расстоянии друг от друга закреплен один элемент и группа из нескольких элементов. Один элемент обозначал единственное число, группа элементов – множественное число.

Логопед предлагает детям положить одну из картинок рядом с отдельным элементом и назвать слово. Затем эту картинку дети перекладывают к группе элементов и называют слово.

«Посчитай-ка»

Цель: Закрепление умения детей согласовывать существительные с числительными.

Каждому ребенку раздаются плато, набор элементов конструктора и набор предметных картинок.

По образцу логопеда дети выкладывают на своих плато элементы конструктора в пять рядов. В первом ряду – 1 элемент, во втором ряду – 2 элемента и т.д. 5 рядов.

Логопед предлагает детям взять определенную картинку и, прикладывая ее к каждому ряду назвать изображенный на ней предмет вместе с числительным (например – одна сумка, две сумки, три сумки, четыре сумки, пять сумок).

«Огромный, средний, маленький»

Цель: Развитие умения детей образовывать с помощью суффиксов существительных уменьшительно-ласкательного значения пренебрежительно-увеличительным суффиксом.

Каждому ребенку раздаются плато, набор элементов конструктора и набор предметных картинок.

По образцу логопеда дети выкладывают на своих плато элементы конструктора в следующем порядке: 1-ая деталь – большая, 2-ая – средняя, 3-я – маленькая.

Логопед предлагает детям взять определенную картинку и, прикладывая ее к каждому элементу на плато назвать ее в соответствии с размером детали (например – «сумище – сумка – сумочка»).

«Лесенка»

Цель: Развитие высоты и громкости голоса.

Каждому ребенку раздаются плато и набор элементов конструктора.

По образцу логопеда дети выкладывают на своих плато «лесенку» из четырех элементов по возрастанию от самого маленького до самого большого. Затем, по показу логопеда, дети произносят заданный слог или слово «поднимаясь» (повышая голос) и «спускаясь» (понижая голос) по «лесенке».

Вариант: в процессе выполнения задания меняется не высота, а громкость голоса.

«Какой слог громче?»

Цель: Совершенствование умения регулировать силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.

Каждому ребенку раздаются плато и набор элементов конструктора.

По образцу педагога дети выкладывают на своих плато три ряда из трех деталей конструктора, где две детали одинаковые, а третья – больше по размеру и занимает разные позиции: в начале, середине и конце ряда. Затем, по показу логопеда дети произносят цепочку из трех слогов, где один из слогов выделен ударением в соотношении с заданным рядом. Например, если логопед указывает на ряд, в котором первая деталь большая, то в цепочке слогов ударением выделяется первый слог.

Вариант: педагог произносит цепочку слогов и просит детей определить подходящий ряд.

«Артикуляционная гимнастика»

Задание 1.

Цель: Развитие артикуляторной моторики

По образцу логопеда дети выкладывают на своих плато три детали в ряд. Затем, указывая по очереди на детали дети выполняют заранее оговоренные артикуляционные позы: 1- я деталь – поза «Заборчик», 2 - я деталь – поза «Трубочка», 3-я деталь – поза «Спрятали губки». Вариант: логопед указывает детали в разнобой, дети должны выполнить соответствующую позу.

Задание 2.

По образцу логопеда дети выкладывают на своих плато четыре детали в следующем порядке: вверху, внизу, слева и справа. Затем дети в заданном порядке указывают по очереди на детали и выполняют движения языком (упражнения «Качели», «Часики», «Парус», «Киска сердится», «Лопаточка», «Иголочка»).

«Продолжи узор»

Цель: Развитие пространственной ориентации

По образцу логопеда дети выкладывают на своих плато начало узора из 3 – 4-х деталей, затем продолжают его самостоятельно.

 «Расскажи сказку!»

Цель: Развитие связную речь, формировать умение составлять сюжетный рассказ в логической последовательности, используя три структурные части (зачин, развитие действия, концовка) с использованием ЛЕГО-конструктора.

«Лабиринт»

Цель: Развитие плавности и длительности выдоха.

С помощью дыхания вывести шарик из лабиринта. Лабиринт устроен так, чтобы во время игры ребёнку приходилось дуть с разной силой.

«Забей в ворота гол»

Цель: Развитие плавности и длительности выдоха.

С помощью дыхания продвинуть шарик в ворота, построенные из ЛЕГО конструктора.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Конструктивно-модельная деятельность

«Построй длинную (короткую) дорожку!»

Цель: Формирование умения выделять пространственные признаки предметов (высота, длина, ширина) и выполнять простые задания. Предполагающие уменьшение или увеличение построек, двумя способами: путем мелких деталей на более крупные и путем надстраивания частей; развивать активную речь за счет использование определений (длинная, короткая, прямая. извилистая).

«Широкая и узкая тропинки»

Цель: Формирование представлений о ширине предметов; умения сравнивать предметы по ширине; развитие умения анализировать предметный или графический образец и соотносить свои действия с ним.

Образовательная область «Физическое развитие»

«Мини-футбол»

Цель: Развитие мелкой моторики рук и координация умелости; тренировка глазомера; совершенствование пространственной ориентировки; формирование навыка действия по заданному образцу.

Игровой самомассаж конструктором ЛЕГО с элементами пальчиковой гимнастики

«ЛЕГО ЗАРЯДКА»

Цель: Развитие мелкой моторики рук.

 1, 2, 3, 4, 5!                          (Загибаем-разгибаем пальчики на обеих руках одновременно)

     С ЛЕГО будем мы играть!

С ЛЕГО  будем мы играть! (Кулачки-ладошки ударяем друг о друга поочерёдно)

Своим ручкам помогать!

ЛЕГО в руки мы возьмём        (Выполняем действия в соответствии с текстом,

На ручку левую кладём,    прокатывание конструктора  между ладонями, правая

Правой ручкой накрываем     рука сверху) 

И ладошками катаем.

Сейчас руки поменяем,      (Меняем положение рук прокатывание конструктора

Точно также покатаем.   между ладонями, левая рука сверху)

      В ручку правую возьмём   (Сжимаем конструктор в правой руке)

И сильней его сожмём!

      В ручку левую возьмём   (Сильно сжимаем в левой руке)

И сильней его сожмём.

Мы конструктор убираем  (Убираем на край стола)

Пальцы быстро загибаем.

Пальчики свои встряхнём, (Интенсивно трясём ладошки)

И играть скорей начнём!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческо-познавательный проект для детей 2-3 лет "А я в кубики играю, интелект свой развиваю"

laquo;Развитие познавательно-исследовательской продуктивной (конструктивной) деятельности»Пояснительная записка:Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленная н...

Пальчиковый игро-тренинг "Пальчики играют, речь нам развивают"

тренинг для детей и родителей (открытое занятие)...

Презентация: родительское собрание тема: «Мы играем, мы играем , речь ребёнка развиваем»

- Создание условий для речевого развития дошкольников в семье и ДОУ; - Повышение педагогической культуры родителей....

В игры с пальцами играем, речь ребенка развиваем.

Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок научился быстрее говорить, надо тренировать не только его артикуляционный аппарат, но и пальцы, мелкую моторику. Упражнения, по тренировке пальцев рук, являются мощны...

Мастер-класс для родителей «В игры играем – речь детей развиваем».

Почему важно развивать речь детей? Потому что речь, по сути, - основа существования человека в обществе, основа его успешности. Недаром говорят: «Встречают по одёжке, провожают по уму». А ...