«Закрепление предлогов В, НА, ПОД в лексической теме «Дикие животные»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

 

Цель: закрепить навыки практического употребления в речи 

           предлогов В, НА, ПОД.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hod_zanyatiya.docx27.36 КБ

Предварительный просмотр:

 Закрепление предлогов В, НА, ПОД в лексической теме «Дикие животные»

Цель: закрепить навыки практического употребления в речи  

              предлогов В, НА, ПОД.

Коррекционно – образовательные задачи:

- уточнить для детей пространственные отношения, выраженные предлогами В, НА, ПОД;

- продолжать учить состовлять предложения с предлогами В, НА, ПОД;

- совершенствование грамматического строя речи (употребление качественных прилагательных);

- совершенствование слоговой структуры;

- уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные».

Коррекционно – развивающие задачи:

- развитие связной речи;

- зрительного восприятия и внимания;

- развитие общей моторики, координации речи с движением, тактильной чувствительности, навыков ориентировки на плоскости;

Коррекционно – воспитательные задачи:

- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

Оборудование: два наборных полотна, белая магнитная доска, «чудесный короб» с горохом, плоскостные изображения диких животных, картина «В осеннем лесу», схемы предлогов, схемы слогов, схемы предложений, схема рассказа, картинки с изображением диких дивотных.

Предварительная работа: предварительная беседа о жизни диких животных наших лесов и их детёнышей. Разучивание динамической паузы «На водопой». Ознакомление со схемой описания животного.

Ход занятия.

  1. Организационный момент:

- Ребята,сегодня к нам пришли гости.

- Повернитесь к гостям и улыбнитесь приветливо. Поздоровайтесь.

(Дети здороваются.)

На столе стоит чудесная коробочка с горохом. В коробочке спрятаны фигурки диких животных.

Логопед. Тот, кого я назову, подойдёт, возьмёт фигурку и назовёт её.

(Дети выполняют задание)

Логопед. Что вы нашли?

Дети. Мы нашли фигурки белки, зайца, лисы, волка, медведя и лося.

Логопед. Кто это?

Дети. Это дикие животные.

Логопед. Почему их так называют?

Дети. Они живут в лесу, сами строят себе жильё и добывают пищу.

Логопед. На сегодняшнем занятии мы и будем говорить о диких животных.

  1. Коллективное составление картины «В осеннем лесу»

Логопед приглашает детей по одному к доске, на которой весит картина «В осеннем лесу».

Логопед. Ребята, мы с вами отправим наших диких животных в «осенний лес». Но для начала посмотрите внимательно на доску. Я сейчас вывешу для вас подсказки. (Логопед  вывешивает на доску схемы предлогов В, НА, ПОД)

Логопед. Ребята, давайте вспомним когда мы говорим маленькие слова В, НА, ПОД.

На столе у логопеда коробка и кубик. Логопед убирает кубик в коробку.

Дети. В- когда предмет находится внутри.

Логопед кладет кубик на коробку.

Дети. НА- когда предмет находится сверху.

Логопед убирает кубик под коробку.

Дети. ПОД- если предмет внизу.

Логопед. Молодцы ребята. Отлично. Маша, куда ты посадишь белку?

1-ый ребёнок. Я посажу белку на ветку.

Логопед. Ребята, какая у нас белка?

Дети. Рыжая, забавная, маленькая и т.д.

Логопед. Где живёт заяц, Юра?

2-ой ребёнок. Заяц живёт под ёлкой.

Логопед. Какой у нас заяц ребята?

Дети. Серый, косой, трусливый и т.д.

Логопед. Паша, а где живёт волка?

3-й ребёнок. Волк живёт  в логове.

Логопед. Какой волк?

Дети. Злой, страшный, зубастый и т.д.

Логопед. Толя, а где спит зимой медведь?

4-ый ребёнок. Медведь спит в берлоге.

Логопед. Правильно. А какой медведь?

Дети. Большой, сильный, лохматый и т.д.

Логопед. Владик, где живёт лиса?

5-ый ребёнок. Лиса живёт в норе.

Логопед. А какая у нас лиса, ребята?

Дети. Хитрая, рыжая, ловкая и т.д.

Логопед. Ваня, пусть лось встанет, так что бы всех видеть. Где он      

будет стоять?

6-ой ребёнок. Лось стоит на горке.

Логопед. Ребята, а лось у нас какой?

Дети. Большой, рогатый, длинноногий.

Логопед. Молодцы ребята у вас получилась красивая картина, хотя мы    использовали не всех диких животных, которые живут в лесу.

  1. Работа над предложениями.

Логопед. Ребята, а теперь мы с вами будем работать над предложениями по нашей картине. Посмотрите, на доске у меня выложены схемы предложений.

Логопед. Ребята, я сейчас вам буду называть слова, а вы составите из них предложения, которые подойдут к этим схемам.

  1. Белка, ветке, сидит,  на.
  2. В, лиса, норе.
  3. Зайка, кустиком, под, сидит, маленький.

1-ый ребёнок. Белка сидит на ветке (показывает схему).

2-ой ребёнок. Лиса в норе (показывает схему).

3-ий ребёнок. Маленький зайка сидит под кустиком (показывает схему).

Логопед. Молодцы ребята. Вы справились с заданием. А сейчас я уберу      

схемы предложений. Буду называть вам набор слов, вы составите      

 предложения из них и сами выложите схемы этих предложений.

  1. Лось, на, стоит, горке.
  2. В, медведь, берлоге.
  3. Волк, в, сидит, логове, голодный.

1-ый ребёнок. Лось стоит на горке (выкладывает схему).

2-ой ребёнок. Медведь в берлоге (выкладывает схему).

3-ий ребёнок. Голодный волк сидит в логове (выкладывает схему).

  1. Динамическая пауза.

Логопед. А теперь ребята давайте пройдём на ковёр и немножко  

отдохнём.

Жарким днём лесной тропой                                   Дети идут по кругу

Звери шли на водопой.                                    друг за другом.

За мамой – лосихой топал, лосёнок,                Идут, громко топая.

За мамой – лисицей крался лисёнок,                Идут крадучись.

За мамой – ежихой катился ежонок,                 Идут в глубоком приседе.

За мамою – белкой скакали бельчата,            Скачут на носочках,    

                                                                         согнув руки  перед грудью.

 За мамой – зайчихой – косые зайчата,                 Скачут, сделав ушки из

                                ладоней.

          За мамой – медведицей шёл медвежонок,         Идут в перевалку.

Волчица вела за собою волчат.                         Идут на четвереньках.

Все мамы и дети напиться хотят.                Останавливаются, делают

                                                                             лакательные движения

                                                                              языком.

  1. Составление рассказа- описания животного  по схеме.

Логопед. Ребята сейчас мы с вами составим рассказ

Вам поможет схема – подсказка в картинках. Рассказ вы будете составлять по цепочке. Начнём с Маши. Маша опишет внешний вид, части тела животного. Ваня скажет, где живёт животное в жарких странах или в лесу. Юра вспомнит, чем питается животное. Толя расскажет, как животное защищается от врагов. Миша вспомнит, как называются его детёныши и в каких мультфильмах и сказках это животное встречается. Паша внимательно слушает все, что говорят ребята и в конце расскажет нам целый рассказ о животном.

(Логопед открывает картинку с изображением животного- медведя)

Дети. Это медведь!

1-ый ребёнок. У него густой мех, огромная голова, сильные лапы, маленький хвостик.

2-ой ребёнок. Он живёт в лесу.

3-ий ребёнок. Медведь любит мёд, малину, питается корешками, разоряет муравейники.

4-ый ребёнок. Он защищается клыками и мощными лапами.

               5-ый ребёнок. Его детёныши – медвежата. Медведь встречается в  

             мультфильме  про  Вини пуха и в сказке «Три медведя» и т.д.                      

6-ой ребёнок. Это медведь. У него густой мех, огромная голова, сильные лапы, маленький хвостик. Он живет в лесу. Медведь любит мёд, малину, питается корешками, разоряет муравейники. Он защищается клыками и мощными лапами.

                Его детёныши – медвежата. Медведь встречается в мультфильме про  

            Вини пуха и в сказке «Три медведя» и т.д.

               Логопед. Молодцы ребята!

  1. Деление слов на слоги.

Логопед. У меня на столе лежат картинки с изображением диких животных. Тот, кого я назову, подойдёт, возьмёт картинку и разделит название животного на слоги. Слова с одним слогом поместим под схему односложного слова, а слова с двумя слогами под схему двусложного слова.

Дети выполняют задание. Логопед следит за правильностью выполнения и останавливает ребёнка, если тот допускает ошибку, предлагает подумать и исправить ошибку.

  1. Окончание занятия.

Логопед. А сейчас я вам загадаю загадки о диких животных

Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной.

                                           (Ёж)

                 Кто с высоких тёмных сосен
                В ребятишек шишку бросил?
                И в кусты через пенёк
                Промелькнул, как огонёк?

                                                (Белка)

                   

                 Хозяин лесной, просыпается весной,
                А зимой, под вьюжный вой,
                Спит в избушке снеговой.

                                                (Медведь)

                 Маленький, беленький,
                По лесочку прыг-прыг!
                По снежочку тык-тык!

                                                 (Заяц)                              

                 Хитрая плутовка, рыжая головка,
                Хвост пушистый - краса!
                А зовут её...

                                                  (Лиса)

                 Кто осенью холодной
                Ходит хмурый и голодный?

                                                  (Волк)

Логопед. Наше занятие подошло к концу. Молодцы ребята вы очень хорошо сегодня занимались.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации родителям по закреплению лексической темы: "Дикие животные"

Методические рекомендации родителям по закреплению лексической темы: "Дикие животные"...

Конспект занятия с детьми с ЗПР старшего дошкольного возраста на тему «Предлог «под». (лексическая тема «Дикие животные»)

Конспект предназначен для работы с детьми с ЗПР старшего дошкольного возраста. Может использоваться учителями-логопедами, воспитателями групп компенсирующей направленности, родителями....

Проект НОД с детьми старшей группы компенсирующей направленности по лексической теме «Дикие животные». Предлоги ЗА, ИЗ-ЗА.

Проект разработан, как зачетная работа, по модулю «Методика и практика коррекционно-развивающего образования детей с ОВЗ».Будет полезен учителям-логопедам, работающим  по методик...

Методические рекомендации для родителей по закреплению лексической темы «Дикие животные»

Набор дидактических игр и упражнений для проработки лексической темы "Дикие животные". Может быть использовано как педагогами во время занятий в детском саду, так и родителями дома. Предназн...