Логоритмика
картотека по логопедии (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Логоритмика для детей 4–5 лет
Специалисты по раннему развитию детей считают, что между моторикой ребёнка и его речью существует прямая зависимость. Вот почему нередки случаи, когда нарушения разговорной речи у малыша сопровождаются отставанием в двигательном развитии. Помочь в таких случаях может логоритмика для детей 4-5 лет.
Логопедическая ритмика (логоритмика) — это один из самых действенных методов устранения нарушений речевого развития у детей при помощи движений, совмещённых с музыкой и словами. Занятия логоритмикой очень полезны для малышей, поскольку они:
- развивают правильное речевое дыхание;
- формируют понятие ритма слова или музыки;
- способствуют развитию моторики рук и пальцев;
- вырабатывают ловкость, равновесие, координацию движений;
- укрепляют и тренируют мышцы.
Как провести с малышом логоритмическое занятие?
Для выполнения логоритмических упражнений с ребёнком 4-5 лет не требуется специальной подготовки. Взрослый показывает движения, а дети их повторяют. Готовясь к проведению занятий, следует учесть несколько принципов, чтобы обучение было успешным:
- Все движения и слова должны быть предельно простыми: никаких сложных па и длинных текстов. Именно благодаря простоте достигается максимальный эффект от логоритмических упражнений.
- Занятия проводите 2–3 раза в неделю и не больше, чем по 20–30 минут.
- Заранее позаботьтесь о музыкальном сопровождении. Музыка должна задавать темп и ритм движениям и словам. Лучше всего для каждого упражнения подобрать отдельный саундтрек. Это может быть классическая музыка, песенки из мультфильмов, звуки природы и т.п.
- Главное условие: занятия должны нравиться ребёнку, он должен получать только положительные эмоции. Не забывайте постоянно хвалить, подбадривать его, радоваться вместе с ним успехам.
- В процессе занятий вы можете использовать различные игрушки и музыкальные инструменты. Это оживит игру и повысит действенность упражнений.
Подбор упражнений индивидуален для каждого ребёнка. Всё зависит от проблемы, которую вы хотите преодолеть: если у малыша нелады с моторикой — увеличьте число двигательных упражнений; если страдает звукопроизношение — уделите внимание артикуляции. Но в любом случае вам не обойтись без пальчиковой гимнастики, некоторые упражнения которой мы предлагаем вам освоить.
Пальчиковые упражнения по логоритмике
Все упражнения нужно проводить в виде увлекательной игры, стишки можно читать, а можно и петь. Главное, чтобы у ребёнка было хорошее настроение и желание играть.
Зайчик
Зайчик серенький сидит
(Сидим, как зайчики)
И ушами шевелит —
Вот так, вот так!
(Шевелим ушками-ладошками).
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.
(Хлопаем в ладоши).
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Скок-скок, скок-скок.
(Прыгаем, как зайчики).
Готовим капусту
Мы капусту рубим, рубим!
(Руки согнуты в локтях, ладони «лопаткой», движения перед собой вверх и вниз: если левая рука вверху, то правая — внизу).
Мы капусту солим, солим!
(Руки согнуты в локтях прямо перед собой, пальцы — большой, указательный и средний — собираем в щепоть, шевелим пальцами, будто солим).
Мы капусту трём, трём!
(Руки перед собой, согнуты в локтях, пальцы складываем в кулак, трём кулачки друг о друга).
Мы капусту жмём, жмём!
(Руки перед собой, согнуты в локтях, поочередно то расставляем пальцы в стороны, то собираем в кулак).
Вот какие мы молодцы — приготовили капустку!
Майский дождик
Майский вдруг закапал дождь:
«Кап-кап-кап-кап».
(Ритмично щёлкаем пальцами рук).
И по лужам ты идёшь:
«Так-так-так-так».
(Ритмично притопываем).
Ветер шелестит листвой:
«Ш-ш-ш-ш».
(Ритмично потираем ладонью о ладонь).
Спрятал кудри под травой:
«Тш-тш-тш-тш».
(Ритмично потираем ладонями о колени).
Дождь сильнее застучал:
«Тук-тук-тук-тук».
(Ритмично стучим указательным пальцем одной руки о ладонь другой).
Скоро дождик ливнем стал:
«Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук-тук».
(Хлопаем в ладоши).
Солнышко
Солнце с неба посылает
Лучик, лучик, лучик.
(Ритмично скрещиваем руки над головой).
И им смело разгоняет
Тучи, тучи, тучи.
(Плавно покачиваем руками вверху).
Летом нежно согревает
Щёчки, щёчки, щёчки.
(Потираем щёки).
А весной на носик ставит
Точки-точки-точки.
(Постукиваем пальцем по носу).
Золотят веснушки деток —
Очень нравится им это!
Прогулка по лужам
Шлёп-шлёп-шлёп —
Иду по лужам.
(Ритмично постукиваем ладонями по ногам).
Хлюп-хлюп-хлюп —
Вода в ботинках.
(Притопываем ногами).
Кап-кап-кап —
Мне зонтик нужен.
(Поднимаем руки вверх и ритмично щёлкаем пальцами с одновременным движением рук сверху вниз).
Оп-оп-оп —
Вода по спинке.
(Скрещиваем руки на груди и ритмично похлопываем по предплечьям).
Буль-буль-буль —
Упала шапка.
(Приседаем).
Ой-ой-ой, кругом вода.
(Кружимся).
Да-да-да, себя так жалко.
(Киваем головой).
Одевайтесь в дождь всегда!
Машина
«Би-би-би» —
Гудит машина.
(Постукиваем кулачком одной руки о ладонь другой).
«Тук-тук-тук» —
Мотор стучит.
(Хлопаем в ладоши).
Едем, едем, едем, едем,
Он так громко говорит.
(Ритмично топаем ногами).
Шины трутся о дорогу.
«Шу-шу-шу» —
Они шуршат.
(Потираем ладони).
Быстро крутятся колёса.
(Показываем ручками, как крутятся колёсики).
Логоритмические игры
Помимо пользы для развития речевого аппарата ребёнка, логоритмические игры позволяют ему перевоплощаться в различных персонажей, двигаться в соответствии с выбранным образом, что способствует проявлению творческих способностей.
Курочка на грядке
Возьмитесь с малышом за руки и потанцуйте с ним, как будто вы курочка с цыплёнком. Помашите крылышками, поклюйте зёрнышки, поройтесь лапками.
Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать,
А за ней ребятки — жёлтые цыплятки!
А за ней ребятки — жёлтые цыплятки!
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко,
Лапками гребите, зёрнышки ищите!
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко,
Лапками гребите, зёрнышки ищите!
Весёлый оркестр
Представьте, что вы с ребенком играете на различных музыкальных инструментах. Если у вас нет барабана, дудочки, скрипки — замените их любыми предметами. Главное, чтобы было весело и шумно.
Барабаню в барабан:
«Бам-бам-бам» да «бам-бам-бам».
Очень громко, знаю сам.
«Бам-бам-бам» да «бам-бам-бам».
Барабанит барабан:
«Бам-бам-бам» да «бам-бам-бам».
«Ду-ду, ду-ду-ду» —
Дую я в свою трубу.
Быть я трубачом смогу!
«Ду-ду, ду-ду-ду».
Скрипку в руки я возьму
И смычком я проведу.
Звук чудесный — просто диво,
Скрипка так звучит красиво.
Три струны всего — «трям-трям».
Инструмент известен нам.
Балалайку я возьму —
Плясовую заведу.
Игры с пёрышком
Воспользуйтесь обычным пёрышком. Сдувайте его с ладошки, с кончика носа, поиграйте им в «футбол», двигая дыханием по столу. Пусть ребенок сам покружится, как пёрышко, под плавную музыку.
Зовут меня Пёрышко,
Я лёгкий как пёрышко,
И ветер легко меня может с собой унести
В далёкие страны,
К морям-океанам,
Куда не проехать верхом и пешком не пройти.
В качестве логоритмических упражнений можно надувать с малышом мыльные пузыри, дуть на бумажные кораблики в ванной, играть на различных свистульках.
Не забывайте и про скороговорки и чистоговорки. Проговаривание различных словосочетаний стимулирует артикуляцию и способствует чистоте произношения.
Логопедическая ритмика положительно влияет на ребёнка. Замечено, что дети, с которыми регулярно проводят занятия, умеют выразительно двигаться, ритмичны и грациозны, хорошо поют. Кроме того, логоритмические упражнения:
- нормализуют психическое состояние малыша;
- развивают у него музыкальный и фонематический слух;
- тренируют все виды памяти: зрительную, слуховую, речевую, музыкальную;
- обогащают словарный запас ребёнка;
- способствуют приобретению им красивой осанки и походки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие для дошкольников по логоритмике. Логоритмика- один из методов преодоления речевых нарушений.
Логоритмика -это такая форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.Работая с детьми, имеющими...
Методическое пособие по логоритмике: "Логоритмика - праздник красивой речи"
Методическое пособие для родителей по логоритмике: "Логоритмика - праздник красивой речи".Пособие предназначено для родителей, воспитывающих детей с нарушениями речи....
Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"
Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"...
Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная логоритмика» детского объединения «Логоритмика + » для детей от 4 до 6 лет.
Профилактика и коррекция отклонений в речевом развитии детей с незначительными нарушениями речи, путём развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом, движением и музыкой, через музыкально-...
Из опыта работы: Конспект открытого занятия по логоритмике для детей подготовительной группы по теме "Логоритмика как форма взаимодействия музыкального руководителя и учителя-логопеда в работе с детьми ТНР
Отклонения в развитии детей стихийно не преодолеваются, а требуется систематическая работа. Лучшим способом организации логоритмической работы является сотрудничество специалистов детского сада...
Школа педагогического опыта. Логоритмика. Чем полезна логоритмика и как ею заниматься?
Еще в середине прошлого века биологи и врачи доказали, что регулярное выполнение определенных движений в заданном ритме способно побороть самые разные заболевания и не только улучшить самочувстви...
Конспект занятия по логоритмике "Весёлая логоритмика"
Конспект занятия по логоритмике для детей среднего и старшего дошкольного возраста....