Большие возможности маленьких игр
картотека по логопедии

Давыдова Ирина Вадимовна

В своей практической работе я постоянно пользуюсь "Играми со словом". С помощью этих игр дети без особых усилий осваивают необходимые танцевальные движения и добиваются выразительности речи. В процессе моей деятельности у меня образовалась картотека моих собственных авторских "Игр со словом". Некоторые игры я с удовольствием предоставляю читателям и специалистам nsportal. Одни игры были созданы мною на тексты известных детских стихотворений или русских народных потешек. В других я использовала  свой текст и движения, на мой взгляд, подходящие для этого текта. Предлагаю практический материал - описание самих игр - для старших дошкольников.  "Игры со словом" можно использовать на занятиях, в группе, на прогулке и на праздничном утреннике или развлечениях. Надеюсь, что предложенные мною игры помогут в работе музыкальным руководителям, воспитателм и логопедам  дошкольных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskie_igry_dlya_nsportal.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА АВТОРСКИХ ИГР ДЛЯ КООРДИНИЦИИ РЕЧИ С ДВИЖЕНИЕМ

«ИГРЫ СО СЛОВОМ»

ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

АВТОРСКАЯ ИГРА

(движения И.Давыдовой)

«Колпачок и ёлочка»

Цели игры:1) координация стихотворного текста с ритмическим движением; 2) закреплять хороводные движения: равномерное сужение и расширение круга;         3) укрепление у ребенка уверенности в себе за счет самостоятельного выбора нового ведущего;4)создание психологически комфортного климата в группе и праздничного «новогоднего» настроения.

Дети стоят в кругу. Водящий – в середине круга. У него в руках маленькая ёлочка и новогодний колпак.

Нам на праздник дед Мороз        Дети сужают круг, а затем

Ёлку из лесу принес.                    расширяют круг, и на конец

                                                         фразы поворачиваются спиной

                                                         в круг. Руки держат за спиной.

Водящий идет по кругу и кладет, по своему выбору, в руки одному   из детей ёлочку, а на другого надевает колпак.   После этого водящий спрашивает:  

                   

- Кто вам ёлочку принес?            

- Дед Мороз! Дед Мороз!          Отвечают дети, повернувшись в

                                                       круг лицом.

Ребенок, на которого надели колпак, бежит за ребенком с ёлочкой в руках – «догонялки».

АВТОРСКАЯ ИГРА

(текст и движения И.Давыдовой)

«Космонавты»

(для старшей и подготовительной групп)

Цели игры:1) координация стихотворного текста с ритмическим движением;

2) закреплять хороводные движения: равномерное сужение и расширение круга;

3) закрепление обратного счета; 4) создание психологически комфортного климата в группе.        

Выбирается «командир космического корабля». Дети – стоят в кругу. Командир – в центре.

Ты – пилот, и я – пилот.                      Дети показывают на соседа и на себя.         

Транспорт наш – не самолёт!             Водят указ.пальцем вправо-влево

Полетят в ракете                                  Взявшись за руки, дети сужают круг,

                                                              постепенно поднимая руки.

Космонавты эти!                                 Расширяют круг, опуская руки.

Чтобы начался полет,                         Дети произносят слова стоя в кругу. 

Командир, давай отсчет!                   (руки у детей остаются сцепленными)

- 10,9 (или 5,4,3.……) 1 – Пуск!        Командир считает обратно от 10 (или

                                                              от 5) до 1-го. В конце – топает ногой.

Ты – взлетел, и я – взлетел!               Дети раскачивают сцепленными руками

                                                             вперед-вверх и назад-вниз.       

Вниз на Землю поглядел.                  Дети смотрят из-под руки вниз.

Наш космический корабль                Дети сужают круг. Руки «жесткие и

Прямо к звездам полетел!                 прямые» руки поднимают вверх, и,

  Ура!                                                           в конце, подпрыгивают вверх. 

                                                                                                                        

АВТОРСКАЯ ИГРА

(движения И.Давыдовой)

«Андрей-воробей»

(для старшей и подготовительной групп)

Цели игры:1) координация стихотворного текста с ритмическим движением;

2)совершенствование умения выполнять танцевальные движения: сужение и расширение круга, приставной шаг, боковой галоп, поскоки; 3) вызвать интерес у детей тем, что водящий самостоятельно выбирает следующего  водящего.

Содержание игры:

Дети стоят в кругу. Водящий-Андрей стоит в середине круга с «колоском» в руках. Дети идут по кругу и произносят русскую народную потешку «Андрей-воробей».

Андрей-воробей,           Идут по кругу приставным шагом.

Не гоняй голубей.

Гоняй галочек                Двигаются по кругу боковым галопом

Из-под палочек!

Не клюй песок,             Сужают круг, делая 4 шага, в конце-притоп.

Не тупи носок.              Расширяют круг, делая 4 шага, в конце-притоп.

Пригодится носок        Стоя на месте, грозят пальчиком

Клевать колосок.          Прыжком поворачиваются спиной в круг.

                                       Руки – за спиной, приготовлены для вложения в них

                                      «колоска».

Водящий - Андрей поскоками бежит внутри круга под удары в бубен воспитателя (можно под запись русской народной мелодии). На конец музыки останавливается и передает другому ребенку «колосок», тем самым назначая нового водящего.

АВТОРСКАЯ ИГРА

(движения И.Давыдовой)

«Времена года»

(для подготовительной группы)

Цели игры:1) координация стихотворного текста с ритмическим движением;

2)совершенствование умения выполнять танцевальные движения: хороводный шаг; сужение и расширение круга; топающий шаг; образные движения руками.

Вечно следом друг за другом       Дети идут хороводом вправо,
Ходят месяцы по кругу:                
держась за руки.
В январе и в феврале                
   Сужают круг- 4 шага
Снег лежит по всей земле,          
Расширяют круг- 4 шага   
В марте и в апреле                       
Поскоками двигаются по кругу.
Слышен звон капели,
Как растают снег и лед,              
Останавливаются лицом в круг,          
Май с цветами к нам придет,      
руки поднимают, качают

                                                       «веточки». 

Но в июне и в июле                      Двумя руками обмахивают себя
Станет жарко, как в кастрюле.    
то слева, то справа.
А за август с сентябрем              
Идут друг за другом по кругу Урожай мы соберем.                    топающим шагом. Держат «руль»

                                                        в руках.

В октябре и в ноябре                  
Идут на носочках (осторожно!),
Зверь лесной уснет в норе,
         сложив ладони у щеки. 

И когда декабрь пройдет,           Берутся за руки и ведут хоровод.
Будет праздник – Новый Год!
Купим новый календарь              
Сужают круг, поднимая

                                                        постепенно, сомкнутые руки вверх
 

И наступит вновь январь!             Не опуская рук, расширяют круг.

                                                         В конце – расцепить руки вверху. 

АВТОРСКАЯ ИГРА

(движения И.Давыдовой)

«ЯБЛОНЯ»

(для старшей и подготовительной групп)

Цели игры:1) координация стихотворного текста с ритмическим движением ног и рук; 2) работа над выразительностью речи; 2) совершенствование умения выполнять танцевальные движения

Дети стоят в кругу, держась за руки. Выбранная «яблонька» - в середине)

- Яблоня!  Яблоня!        Дети идут по кругу хороводом и произносят слова.

Где же твои яблоки?     Останавливаются в конце фразы и поворачиваются

                                        лицом в круг.

Заморозил их мороз?    Слегка разводят руки в стороны. Ребенок –

                                        - яблонька» после каждого вопроса отрицательно

                                         качает головой.                                      

Или ветер их унес?        Подняв руки вверх, качают над головой.

Или молния спалила?    Сцепив вверху руки в замок резко опускают их вниз.

Или градом их побило? Кулачками стучат по коленям.

Или птицы поклевали?  Указательным пальцем пр.руки стучат по ладони

                                          левой руки.

Так куда они пропали?   Разводят руками, пожимают плечами.

- Не морозил их мороз,    Эти слова выразительно произносит ребенок-

                                            яблонька, пробуя самостоятельно выбрать для

                                            выразительные движения.

И не ветер их унес,

Не спалило их огнем,

Града не было с дождем,

Птицы их не поклевали…

Просто - дети оборвали!

Дети разбегаются, «яблонька» бежит за ними, «пятнает».

АВТОРСКАЯ ИГРА

(движения И.Давыдовой)

«ГРИБЫ»

(для старшей и подготовительной групп)

До начала игры выбрать 5-6 детей – «мухоморчиков». Они становятся в маленькой кружок, спинами в свой круг и лицом к большому кругу, который образовали остальные дети.

Мы с друзьями в лес пошли        Дети идут по кругу, произнося слова и

                                                        рассматривая, стоящих внутри, мухоморчиков.

Много там грибов нашли.            В конце фразы останавливаются.

Белых, рыженьких лисичек,        Одну руку – в сторону. Другую – в сторону.

И волнушечек-сестричек.            Показывают одной рукой волнистые движения. 

Мухоморы нам кивали                 Дети выразительно произносят слова.         

                                                        «Мухоморы» кивают головами и «зазывают»

                                                         детей руками.

Мы в корзину их не брали!         Указательным пальцем пр.руки водят вправо-

                                                        влево.

Нам такие не нужны!                   Указательным пальцем пр.руки «грозят»

                                                        мухоморам. 

Ядовитые они!                              Дети кладут руки на пояс. Топающим шагом

                                                       отворачиваются из круга, остановившись спиной

                                                       в круг и топнув ногой.

По окончании фразы «мухоморы» быстро выбирают себе замену, вытягивая из круга других «мухоморчиков» и вставая на их место в круг. Все поворачиваются и игра начинается сначала с новыми «мухоморчиками».

АВТОРСКАЯ ИГРА

(текст и движения И.Давыдовой)

 

«СЮРПРИЗ»

(для подготовительной группы)

Цели игры:1) координация стихотворного текста с ритмическим движением;

2) улучшение выразительности речи у детей; 3) обучение и закрепление танцевальных движений, используемых в дальнейшем для бальных танцев;

4) развитие коммуникативных способностей;

5) создание психологически комфортного климата и хорошего настроения

Дети стоят в парах, лицом друг другу, по кругу.

Выразительно произносят текст.

-Здравствуй, здравствуй, мой дружок!   Протягивают друг другу правые руки 

Потанцуй со мной разок!                          и «здороваются».

Шаг – притоп,                                             Делают шаг навстречу друг другу, 

                                                                     подняв сцепленные руки вверх.

Назад – притоп.                                          Шаг назад, приставить вторую ногу,

                                                                     опустив сцепленные руки вниз.                                                                              

И красивый поворот.                                 Подняв сцепленные руки вверх,

                                                                     четырьмя шагами обходят друг

                                                                     друга на 180 градусов, 

Повторить предыдущие слова и движения-дети в парах возвращаются на места.

Медленно идем мы в парах:                   Дети  красиво идут парами по кругу,

Спинки прямо, руки прямо!                   держа руки перед собой и выпрямив спину.

Впереди нас ждет сюрприз.                   На слово «сюрприз»- останавливаются.

- Ты, дружок мой, отвернись!               - говорят дети, шедшие в паре с

                                                                  внутренней стороны. Дети, шедшие в                                                                                                                                    

                                                                  паре с внешней стороны, отворачиваются.

«Ты беги и не ленись,                           - Говорят дети, шедшие  в паре с           

А теперь – остановись!»                       внешней стороны. Дети, шедшие в парах с

                                                                  внутренней стороны, бегут по                            

                                                                  внутреннему  кругу.

                                                                  В конце фразы - останавливаются.

Отвернувшиеся дети поворачиваются лицом в круг и обнаруживают «сюрприз» -рядом стоит другой партнер.

Игра повторяется сначала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Маленькой семье - большие возможности»

«Маленькой семье - большие возможности»разработка  целевой программы  по вопросам общественной  и государственной  поддержки  родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными ...

Проект «Большие возможности маленькой пуговицы». Старшая группа

Цель проекта:1.     Заинтересовать и увлечь детей идеей коллекционирования.2.     Развивать желание больше узнать о каком-либо объекте. Задачи проекта:1....

Большие возможности маленькой пуговицы.

Большие возможности маленькой пуговицы....

Консультация для родителей. "Большие возможности маленькой пуговицы".

У каждого дома можно найти в шкатулках или сундучках разные ненужные пуговицы, которые можно выкинуть, да жалко. О пуговицах иногда говорят пренебрежительно: «прос...

Большие возможности маленькой пуговицы

Познакомить педагогов с нетрадиционной технологией использования пуговиц в развитии мелкой моторики и речи воспитанников....

"Большие возможности маленькой пуговицы"

В презентации использован материал для развития мелкой моторики...

"Большие возможности- маленькой пуговицы"

ldquo;Игры детей – вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста”.Мишель Монтень.Одной из главных причин, затрудняющих фо...