Современные логопедические технологии в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста
статья по логопедии

Вдовенко Татьяна Сергеевна

Инклюзивное образование – это образовательный процесс, в ходе которого предполагается доступность обучения для всех детей, среди которых и дети с особыми потребностями. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные логопедические технологии в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста

Инклюзивное образование – это образовательный процесс, в ходе которого предполагается доступность обучения для всех детей, среди которых и дети с особыми потребностями. Однако, инклюзивное образование на практике сталкивается с рядом трудностей: организацией «безбарьерной» среды, негативными стереотипами и предрассудками, отчасти неготовностью педагогов и родителей осознать данную форму обучения. Неотвратным является факт, что на сегодняшний день в России рынок услуг образования для детей, что имеют особые потребности, невероятно узок. В малых городах и сёлах данные дети остаются за пределами системы исключительно по экономическим причинам. Среди всего прочего, большие затруднения возникают с подбором квалифицированных кадров: логопедов, педагогов-дефектологов, психологов, воспитателей и социальных педагогов, низким уровнем их профессиональной подготовки [5].

До недавних пор, воспитатели в детских садах опирались на стандарты программы образования, согласно которым строилась вся работа с воспитанниками. А дети, в свою очередь, используя внутренний ресурс, адаптировались под  эту программу. Сейчас в детских садах стало намного больше детей, у которых отсутствует сильный внутренний ресурс. Их поведение кажется «ненормальным» и очень странным, бывает, что воспитатели рекомендуют обследовать ребёнка, направляют за консультацией к специалистам или же советуют перевести ребёнка в учреждение специализированного характера. В недавнее время такой перевод «нестандартного» ребёнка был частым явлением. В данное время все дети равноправны, поэтому первоочередная задача  образовательного  учреждения – найти  нужный ресурс,  дабы создать условия каждому ребёнку для развития.

Деятельность воспитателя специфична тем, что педагог дошкольного образовательного учреждения не только ведёт наблюдение за детьми и даёт им определённые знания, но регулярно воспитывает в ходе игровых образовательных ситуаций, рассказов, пения, чтения художественной литературы и прочее.

Следующая  проблемой,  которая существует на этапе включении ребёнка  с особыми потребностями в процесс обучения это переработка образовательной среды, которая обеспечит формирование образовательного маршрута, где будут учитываться особенности ребёнка.

Таким образом, следует понимать, что применение инклюзивного образования соприкасается с различными трудностями, такими как: отсутствие нормативно-правовой базы, психологическая неготовность педагогического состава к принятию ребёнка с особыми потребностями, отсутствие финансирования и трудностями применения новых современных педагогических технологий.

Российские специалисты, исследуя понятие «педагогическая технология», рассматривают этот термин в широком смысле и относят его к большому кругу процессов образования, где рассматривают педагогические технологии в различных системах образовательного уровня.

В системе обучения «Педагогическая технология» – это понятие, которое раскрывает взаимодействие дидактической задачей. Так, если дидактическая задача определяет цель обучения и воспитания, то педагогическая технология – пути и средства их осуществления [2].

Таким образом, педагогическая технология – это структурный метод создания, применения и определения процесса преподавания в целом и усвоение знаний с учётом механических и человеческих параметров, которые  своей задачей определяют оптимизацию формы образования.

В учебно-методическом комплексе «Логопедические технологии», авторами которого являются Н. М. Борозинец и Т. С. Шеховцова, раскрывается понятие педагогической технологии как объединённого формулирования различных видов образовательного сотрудничества педагога и воспитанника. Это поэтапная, взаимосвязанная система деятельности воспитателя, которая направлена на осуществление педагогических задач и реализации на практике предварительно запланированного педагогического процесса [3].

Современная структура логопедической деятельности прибывает в постоянном интенсивном поиске способов совершенствования и оптимизации образовательного процесса и развития детей на различных возрастных этапах и в разных условиях обучения, что свойственны детям с особыми образовательными потребностями.

Современная практика логопедической работы имеет в своих запасниках технологии, которые направлены на постоянную диагностику и максимально возможную коррекцию нарушений речи.

К таким видам профессиональной логопедической деятельности относятся следующие технологии:

- Логопедическое обследование ребёнка.

- Логопедическая коррекция звукопроизношения.

- Стимулирование речевого дыхания в виду различных нарушений произносительной стороны речи.

- Коррекция голоса.

- Формирование интонационной стороны речи.

- Коррекции ритмической стороны речи.

- Развитие лексико-грамматической стороны речи.

- Логопедический массаж [4].

Балансируя на гране соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия применяет в практике деятельности, приспосабливая к своим нуждам более эффективные, нетрадиционные для неё методы и приёмы смежных наук, которые помогают продуктивно выстраивать работу учителя-логопеда.

Так, в современной практике логопедической деятельности при наличии всех параметров интенсивно применяются нетрадиционные для логопедии технологии: нейропсихологические технологии, кинезитерапия, гидрогимнастика, разные виды логопедического массажа, суджок-терапия, гимнастика Стрельниковой, дыхательный тренажёр Фролова, фитотерапия, аурикулотерапия, ароматерапия, музыкотерапия, хромотерапия, литотерапия, имаготерапия, сказкотерапия, песочная терапия, различные модели и символы, мультимедийные средства коррекции и развития, БОС-технологии [4].

Лексико-грамматический параметр речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи существенно отличается от речи нормально развивающихся сверстников, их словарного запаса, как в количественном, так и в качественном плане.

К речевым отклонениям от нормы относятся следующие показатели:

- Бедный словарь. Ребёнок применяет в активной речи обобщенные, часто используемы в обиходе слова и словосочетания.

- Не осознание и искажение значений слов. Данный показатель проявляется в неумении выбрать из собственного словаря и верно использовать в речи слова, которые бы более точно отражали смысл высказывания.

- Сложности использования слов в словосочетаниях и предложениях, которые определяются неумением верно подобрать окончания слов.

Опыт педагогов-практиков в данной работе с детьми с особыми потребностями показывает, что даже по окончанию курса коррекции и развития речи у детей проявляются сложности, связанные быстротой использования имеющихся знаний и личного речевого высказывания, им необходимо больше времени для обдумывания и составления ответа.

Наряду с этим попутно с задачей накопления, обогащения и уточнения словарного запаса обязан решаться другой не менее важный параметр – создание условий для активизации и актуализации личного высказывания. Здесь на помощь может прийти новая логопедическая технология развития речи – дидактический синквейн. Данная технология не требует специальных условий для применения и корректно вписывается в работу по формированию лексико-грамматических умений у дошкольников с общим недоразвитием речи.

В переводе с французского языка Синквейн определяется как «пять строк», то есть пятистрочная строфа стихотворения. Дидактический синквейн опирается на содержательную сторону и синтаксическую логичность каждой из строк. Создание дидактического синквейна является способом свободного творчества, который требует от детей умения определять в информационном материале самые что ни на есть главные элементы, формулировать выводы.

Важность и целесообразность применения дидактического синквейна в практике логопедической деятельности определяется тем, что:

- новая технология проектирует новые возможности; современная логопедическая практика определяется структурой поиска и применением новых эффективных технологий, которые помогают оптимизировать деятельность учителя-логопеда.

- гармонично входят в работу по развитию лексико-грамматических категорий. Применение синквейна не ломает общепринятую структуру воздействия на речевую патологию и способствует её логической завершенности.

- помогает обогащать и активизировать словарь, уточняя содержание понятий.

- выступает диагностическим материалом, так как даёт возможность логопеду оценить уровень овладения ребёнком изученного.

- имеет характер структурированного воздействия, где не только развивается речь, но стимулируется развитие ВПФ (памяти, внимания, мышления) [1].

Анализируя опыт логопедов, можем отметить, что большинство детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста постепенно овладевают навыками  создания синквейна, упражняясь в выборе действий и признаков к предметам, отрабатывая умение обобщать, расширяя и уточняя словарный запас.

Синквейн может использоваться как на индивидуальных, так и групповых занятиях, с одной группой или в двух подгруппах одновременно. При этом можно дать такого рода работу на дом для общей деятельности ребёнка и его родителей: нарисовать предмет и создать синквейн. Могут быть использованы такие варианты работы как:

Выполнение работы по составлению синквейнов совершенствует процесс изучения понятий и их содержание, учит кратко, но совершенно точно высказывать собственные мысли, помогает расширять и актуализировать словарный запас. При этом, создание синквейна необходимо для выработки навыка анализа.

Таким образом, современная структура логопедической деятельности прибывает в постоянном интенсивном поиске способов совершенствования и оптимизации образовательного процесса и развития детей с особыми образовательными потребностями. Интенсивное применение современных педагогических технологий даёт новые возможности по обогащению и активизации словаря детей, позволяет гармонично строить работу по развитию лексико-грамматических категорий, развивать личность дошкольника с ограниченными возможностями здоровья.

Список использованных источников

1. Акименко, В. М. Новые педагогические технологии : учебно-методическое пособие / В. М. Акименко. – Ростов н/Д : Феникс, 2015. – 143 с.

2. Акименко, В. М. Развивающие технологии в логопедии /
В. М. Акименко. – Ростов н/Д : Феникс, 2017. – 95 с.

3. Борозинец, Н. М. Логопедические технологии : учебно-методическое пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцова. – М : Наука, 2014. – 232 с.

4. Гаркуша, Ю. Ф. Новые информационные технологии в логопедической работе / Ю. Ф. Гаркуша, Е. В. Манина // Логопед. – № 3. – 2014. – С. 67-69.

5. Инклюзивное образование // Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. –  М. : Школьная книга, 2016. – 422 с.

6. Инклюзивное образование в ДОУ // Справочник руководителя дошкольного учреждения. – № 10. – 2015. – 423 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе «Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации»

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно- технического прогресса во все ее сферы диктует, нам, педагогам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспи...

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей с ограниченными возможностями здоровья(дети с задержкой психического развития старшего и подготовительного возраста)

Материал по обучению грамоте детей с ОВЗ с Задержкой психического развития с использованием цифровых образовательных ресурсов....

Методические рекомендации по организации интегрированного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях.

Данное пособие содержит методические рекомендации по  организации  интегрированного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях, осуществлению психолого-медико-педагогического сопров...

Условия обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

Условия обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья...

Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья

Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья ...

«Технология лэпбук- эффективная практика образования детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста»

Интерактивные тематические папки - лэпбуки,  представленные в психолого-педагогических публикациях в качестве образовательной технологии, метода активного обучения, дидактического средства, вызва...