Теоретические основы проектирования профилактической деятельности учителя-логопеда
статья по логопедии

Вдовенко Татьяна Сергеевна

На сегодняшний день статистика показывает, что отмечается увеличение числа детей с дефектами в развитии речи. В связи с этим возрастает необходимость профилактической работы по предупреждению речевых нарушений у дошкольников. В данной статье раскрывается сущность понятия профилактической деятельности учителя-логопеда в ДОУ и предлагается к рассмотрению программа по осуществлению работы учителя-логопеда в рамках обозначенного вопроса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Теоретические основы проектирования профилактической деятельности учителя-логопеда

Аннотация: На сегодняшний день статистика показывает, что отмечается увеличение числа детей с дефектами в развитии речи. В связи с этим возрастает необходимость профилактической работы по предупреждению речевых нарушений у дошкольников. В данной статье раскрывается сущность понятия профилактической деятельности учителя-логопеда в ДОУ и предлагается к рассмотрению программа по осуществлению работы учителя-логопеда в рамках обозначенного вопроса.

Ключевые слова: дошкольник, учитель-логопед, профилактическая работа, профилактическая деятельность учителя-логопеда

Полноценное и своевременное овладение речью выступает важным условием развития личности ребёнка. Для того чтобы развитие речи детей осуществлялось правильно, необходим ряд определённых условий, которые должны создаваться родными и близкими ребёнка.

На сегодняшний день статистика показывает, что отмечается увеличение числа детей с дефектами в развитии речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной деятельности по предупреждению логопедом и воспитателями детских учреждений речевых нарушений у дошкольников [5].

Как отмечают специалисты, начиная целенаправленную деятельность по развитию правильного звукопроизношения с раннего возраста, есть все предпосылки предотвратить развитие ряда нарушений речи. Зачастую такая работа помогает выявить у дошкольников другие, более сложные патологии в речи, что позволит вовремя приступить к их ранней коррекции.

Одним из важнейших направлений формирования логопедической помощи выступает профилактика и предупреждение нарушений речи у детей дошкольного возраста. Во главе этой отрасли логопедии стоит решение следующих задач:

1. Первичная профилактика, куда относится предупреждение нарушений речи.

2. Вторичная профилактика, где решаются вопросы предупреждения перехода расстройств речи в формы хронического отклонения, и, вместе с тем, предупреждение патологических последствий речевого развития.

3. Третичная профилактика заключается в социально-трудовой адаптации детей, которые страдают речевой патологией [7].

Как отмечал великий педагог А. С. Макаренко, «все должны знать, что профилактика нежелательных проявлений – это трудный процесс, но очень важный в формировании личности ребёнка» [Цит. по: 6, с. 10].

Работа по профилактике в ДОУ необходима детям для нормального и своевременного развития речи. Главная цель данной работы – создание педагогами необходимой предметной атмосферы, которая помогла бы максимально полно раскрыть потенциальные речевые способности детей, предупредить у них трудности речевого развития. Создание предметно-развивающей среды, и, вместе с тем, повышение внимания к воспитанникам с большой степенью риска развития речевых недостатков образуют основное содержание работы воспитателя в ходе профилактической деятельности. Учитель-логопед наблюдает соотношение развивающей среды возрастным потребностям детей, делает наставления воспитателям по её обогащению [3].

Обоюдный подход к воспитанию детей в целом и речевому развитию в частности во время игр, оздоровительных мероприятий, занятий и иных видов деятельности, проработка единых педагогических установок, направленных на детей и группу в целом, является основой взаимодействия.

Как уже отмечалось, логопедическая работа в детском образовательном учреждении несёт в себе ряд направлений, в числе которых профилактика (пропедевтика) нарушений речи до их развития, и отработка всех проблемных сторон и качества речи, если нарушения отсутствуют, и сопутствующая коррекция и доразвитие иных психических функций, среди которых зрительное и слухоречевое внимание, речевая и зрительная память, словесно-логическое мышление. Но чаще всего, вся работа учителя-логопеда позиционируется только как некие действия, непосредственно направленные на устранение неверного произношения у детей, потому как в первую очередь нарушения звукопроизношения воспринимаются близким окружением и провоцируют беспокойства родителей ребёнка. Но в рамках такого подхода к логопедии часто не воспринимаются иные направления деятельности учителя-логопеда. Наряду с этим, не нужно забывать, что профилактика и предупреждение речевых нарушений у детей выходит на первый план среди важнейших направлений деятельности.

Поэтому главной целью организации работы детского образовательного учреждения должно выступать создание определённой атмосферы воспитания, которая способствовала бы максимальному раскрытию полноценных способностей речи у детей дошкольного возраста, предупреждению и устранению трудностей их речевого развития. Для реализации такого подхода должны быть решены определённые условия. Первое из них – диагностическое – определяется регулярным наблюдением и контролем развития речи детей с позиции педагогов, ранним определением и распознаванием параметров, неблагоприятно влияющих на речь, недостатков и задержек в её развитии и верной квалификации. Второе условие – профилактическое – в самом общем представлении может быть описано как важная помощь педагога в нормальном развитии речи. Третье – коррекционное – его задача заключается в своевременном полном или частичном устранении (сглаживании) имеющихся у детей нарушений речи [4].

Таким образом, профилактическая деятельность учителя-логопеда ДОУ складывается из непосредственной помощи, методического сопровождения детей в своевременном и естественном речевом развитии и обеспечении полноценного формирования личности ребёнка [6].

Формулировка понятия «полноценность» выступает ключевым определением профилактического блока и по своей сущности определяет его структуру. Учителю-логопеду важно помнить, что период дошкольного развития – этап самого интенсивного формирования не только правильного звукопроизношения, проявляющееся во владении рядом лексико-грамматических средств языка, но и, вместе с тем, в целом речью как социально значимой и постоянно востребованной деятельности. Поэтому профилактическую работу в широком смысле понимания необходимо воспринимать как взаимодействие компонентов, которые служат стимулом развития и совершенствования речевой деятельности дошкольников в совокупности её мотивационных и потребностных параметров.

В связи с этим изначально важно создать доступную среду и выбрать доступные средства для общения ребёнка с взрослыми и сверстниками. Очевидно, что чем сложнее и разностороннее деятельность ребёнка, тем важнее становится речь, которая должна обладать более высокими структурно-функциональными качествами. Правильное и грамотное построение такого рода работы показывает высокий уровень мастерства и творческих способностей учителя-логопеда. Вместе с тем она является самым мощным стимулом, мотивацией речи дошкольника [2].

Вместе с тем полномасштабности речевого развития способствует окружающая среда. Главным её компонентом и средством профилактики недостатков речи у дошкольников является грамотная правильная речь взрослых: воспитателей и учителей-логопедов. Методические требования, созданные педагогом В. П. Балобановой, и на сегодняшний день являются актуальными. Их суть заключается в следующем:

- речь педагога должна быть исключительно правильной и литературно оформленной;

- тон и форма речи должны носить вежливый характер;

- важно выстраивать речь согласно с возрастными особенностями дошкольников: чем взрослее ребёнок, тем сложнее должна быть речь, направленная на общение с ним;

- компоненты речевого общения должны соответствовать развитию детей, особенностям их словарного запаса и интересам детей;

- речь педагога должна быть ясной, точной, эмоционально выразительной, образной, простой; обязательными компонентами является темп речи взрослого и достаточная громкость [1].

Между тем, работу учителей-логопедов в рамках профилактической деятельности в более узком значении можно рассматривать как предупреждение путём использования педагогических приёмов и средств профилактики речевых отклонений дошкольников и организация деятельности психогигиенического характера. Детская речь, как известно, в активный период своего развития чрезвычайно ранима и особенно восприимчива к негативному внешнему воздействию. В связи с этим деятельность по профилактике речевых нарушений должна включать в себя:

- сохранение физического и нервно-психического здоровья дошкольников;

- создание доброжелательной и спокойной среды, где важными компонентами выступают: психологический комфорт и недопущение травм ребёнка посредством внешних факторов;

- заблаговременное выявление параметров риска в речевом развитии, отклонения состоянии здоровья от норм, определение врождённых и приобретённых заболеваний, которые могут повлиять на развитие речи;

- предвидение возможности возникновения трудностей у детей на этапе поступления в школу, непосредственно связанные с речевой готовностью [5].

Таким образом, содержание педагогической деятельности в ходе решения задач профилактической направленности определяются неформальным и творческим отношением учителя-логопеда к развитию речи дошкольников с учётом их возраста, познавательных и социально-эмоциональных способностей и возможностей развития – с одной стороны, а с другой – пристальным вниманием к дошкольникам с высоким уровнем риска развития речевых недостатков.

Рассмотрим модель коррекционно-профилактической работы, созданной в рамках реализации образовательно-воспитательного процесс учителя-логопеда, которая проводится через взаимодействие  с педагогами и родителями.

Итак, коррекционно-профилактическая работа в рамках ДОУ осуществляется в три этапа:

1. Подготовительный.

На данном этапе решаются следующие задачи:

-  Изучение научно-методической литературы;

- Изучение опыта коллег;

- Организация взаимодействия с воспитателями;

- Разработка комплексного перспективного плана совместной работы специалистов ДОУ и родителей;

- Подбор и изготовление тренировочных упражнений и игр для использования в системе занятий педагогами;

- Отведение и оснащение специального места в группах для проведения профилактических мероприятий;

-  Диагностика состояния речи детей разных возрастных групп.

2. Основной этап включает работу с педагогами ДОУ, работу с родителями и детьми.

В рамках сотрудничества с педагогами на первоначальной ступени проводится педсовет на тему: «Создание единого коррекционно-образовательного пространства». Дальнейшая работа укладывается в рамки проведения семинаров-практикумов: «Методы изучения состояния звуковой культуры речи»; «Игры-упражнения для развития артикуляционного аппарата (сказка о веселом язычке)»; «Уроки логопедии». Формирование правильного произношения звуков, используя специальный комплекс упражнений; «Учимся, играя». Развитие артикуляционного праксиса через опосредованную артикуляционную гимнастику; «Раз ступенька, два ступенька……». Развитие слухового внимания, памяти с помощью пошаговой программы «Логопедическая лесенка»; «Учись, малыш, дышать правильно!» Развитие правильного речевого дыхания через использование комплекса дыхательных упражнений; «Раз, два, три, за мною повтори» Совершенствование фонематических процессов через использование игровых приемов.

Работая с родителями учитель-логопед проводит:

- выступления на родительских собраниях: «Главное – не опоздать!»; «Роль семьи в профилактике и преодолении нарушений речи».

- тренинг по развитию артикуляционной и мелкой моторики  «Учимся у тех, кого мы любим».

- дает рекомендации о создании полноценной речевой среды в  семье «Рука развивает мозг» и проведения пальчикового  игротренинга.

- оформляет информационный стенд «Окно логопеда», куда входят следующие колонки: «Причины речевых нарушений», «К логопеду нужно обратиться, если….», «10 простых советов родителям от логопеда», «Быть вместе», «Веселые и полезные игры на кухне»

- анкетирование родителей и идивидуальные консультации по запросам родителей.   

Работа с детьми строится по следующим параметрам, где проводятся:

-  Речевой уголок: «Домик язычка».

-   Логопедические пятиминутки: «Сказка о веселом язычке».

- Занятие по развитию  речи с использованием логопедических игр и упражнений, направленных на формирование артикуляционной моторики, речевого дыхания и фонематического слуха.

3. На заключительном этапе проводится комплексный анализ результатов эффективности работы: диагностика на конец учебного года и сравнительный анализ результатов; оформление результатов, обобщение опыта.

Данную профилактическую работу рекомендуется проводить в течение двух лет.

Таким образом, благодаря введению профилактических мероприятий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ удаётся повысить  уровень развития звуковой культуры речи, и снизить риск появления речевых нарушений, следовательно, уменьшить количество детей дошкольного возраста, нуждающихся в логопедической помощи.

                                                   

Список использованных источников

1. Балобанова, В. П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного
учреждения / В. П. Балобанова, Л. Г. Богданова, Л. В. Венедиктова и др. –
СПб. : Детство-пресс, 2011. – 342 с.

2. Коррекцинно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты / по ред. С. Г. Шевченко. – М. : Владос, 2014. – 321 с.

3. Лебедева, А. А. Специфика работы логопеда в ДОУ общеразвивающего вида / А. А. Лебедева // Логопед. – № 5. – 2014. – С. 76–78.

4. Программа воспитания и обучения в детском саду / под. ред.
А. М. Васильевой. – М. : Просвещение, 2015. – 72 с.

5. Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста // Логопед. – № 5. – 2014. – С. 78–79.

6. Стахова, Л. Л. К вопросу качества образовательных услуг учителя-логопеда в современной системе дошкольного образования / Л. Л. Стахова // Качество информационных услуг. Сборник научных трудов по материалам международного. – Научно-практического семинара. – 2009. – Вып. 11. –
С. 9–12.

7. Степанова, О. А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении / О. А. Степанова. – М. : Наука, 2015. – 186 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План профилактической работы учителя-логопеда с детьми логопункта МДОУ

План профилактической работы учителя-логопеда с детьми МДОУ...

Проектирование совместной деятельности учителя-логопеда и родителей на логопункте ДОУ в условиях ФГОС ДО

Описание материала: Предлагаю вам статью  на тему: «Проектирование совместной деятельности учителя - логопеда и родителей на логопедическом пункте  ДОУ в условиях ФГОС ДО». Данный материал б...

Различные формы просветительской и профилактической работы учителя - логопеда с родителями.

Заинтересовать и привлечь родителя к совместной деятельности с учителем логопедом в коррекционно-развивающей работе....

Профилактическая деятельность учителя-логопеда в ДОУ.

Профилактические мероприятия по устранению недостатков в речи  необходимы, можно сказать, важны. Благодаря  ранней диагностике, которая способствует выявлению детей с тяжелыми нарушениями, п...

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА организации деятельности учителя-логопеда с детьми 5-6 лет, старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи III уровня) Разработана на основе адаптированной основной обра

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАорганизации деятельности учителя-логопеда с детьми 5-6 лет,старшей группы компенсирующей направленности для детейс тяжелыми нарушениями речи(общее недоразвитие речи III уровня)...

Мастер класс: «Игровые технологии в коррекционно-профилактической работе учителя-логопеда» Профилактика оптической дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста

Цель: Показать использование игровых технологий в коррекционно-профилактической работе учителя-логопеда. Передать педагогический опыт проведения игр.  При подготовке ...