КАРТОТЕКА
материал по логопедии (подготовительная группа)

Плотникова Анастасия Геннадиевна

пальчиковых гимнастик

и

логоритмических упражнений

по лексическим темам

в подготовительной к школе группе

компенсирующей направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovitelnaya.docx93.36 КБ

Предварительный просмотр:

Карточка № 1.

Лексическая тема

Пальчиковая гимнастика

Логоритмические упражнения

Я и мои друзья

«Мальчик-пальчик»

-Мальчик-пальчик

 Где ты был?

 -С этим братцем-

 В лес ходил.

 С этим братцем-

 Щи варил.

 С этим братцем-

 Кашу ел.

 С этим братцем-

 Песни пел.

Дети поочередно сгибают и разгибают все пальцы, начиная с мизинца.

«Нужно спортом заниматься»

Нужно спортом заниматься,                                  Каждый день тренироваться.                                 Мы начнем без промедленья

И ногами дружно топать,                                       И руками громко хлопать.                                      Повороты влево-вправо
Выполняем мы на славу,                                        А теперь прыжки на месте.                                        Ну-ка дружно, ну-ка вместе.                                  Будем мы здоровыми,                                             Будем все мы сильными.                                        
Будем от гимнастики

Самыми красивыми.

Дети держат спину прямо, плечи отводят назад.

Ходят на месте.

Хлопают руками.

Поворачивают туловище

Прыгают вправо-влево.

Напряженными руками
касаются плеч.

Тянутся вверх на носочках.

Карточка № 2.

Лексическая тема

Пальчиковая гимнастика

Логоритмические упражнения

Музей

«Экскурсия»

На экскурсию мы едем-

Город свой узнать хотим            Вращают руками, как

                                                        будто держат руль

Вдоль по улицам проедем

И в окошко поглядим.                  Слегка разводят руки

                                                                  в стороны

Стоп! Смотрите прямо-

Что же перед нами?.....                Дети называют

                                                          виды музеев

Повторить несколько раз

«Экскурсия»

Мы в автобус дружно сели

И в окошко посмотрели.

Наш шофер педаль нажал,

И автобус побежал.

Стоп! Машинам красный свет.      

Дальше вам дороги нет.

Посмотрите – ка в окошки

И подумайте немножко

Что за здание пред вами?

Отвечайте, быстро сами!.

Мы приехали в музей,

Выходите поскорей!

Выполнять движения в соответствии с текстом.

Карточка № 3.

Лексическая тема

Пальчиковая гимнастика

Логоритмические упражнения

Осень

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать.

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.

Сжимают и разжимают кулачки.

Загибают пальчики, начиная с  большого.

«Шагают» по столу.

«Ветер и листья» 

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал.

Вот дубовый.

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой.

И последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

Ветер по лесу кружил,

Ветер с листьями дружил.

Вот дубовый,

Вот кленовый.

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой.

И последний лист с осинки

Ветер кружит над тропинкой.

К ночи ветер-ветерок

Рядом с листьями прилег.

Вот дубовый.

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной.

Вот с березки золотой.

И последний лист с осинки 

Тихо дремлет на тропинке.

Бегут по кругу на носочках и взмахивают руками.

Встают лицом в круг, загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку.

Опускают руки, приседают.

Бегут по кругу на носочках и взмахивают руками.

Встают лицом в круг, загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку.

Кружатся на носочках на месте.

Приседают, опустив руки.

Сидят лицом в круг и загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку.

Ложатся на спину, расслабляются, закрывают глаза.

Лексическая тема

Пальчиковая гимнастика

Логоритмические упражнения

Овощи. Труд взрослых на полях и огородах.

«Корзина с овощами» 

С большою корзиной иду в огород.

На грядках растет разноцветный народ.

Тут красный, пузатый сеньор-помидор.

А там кабачок, оседлавший забор.

Румяный редис принакрылся листком, Зеленый лучок дружно всходит рядком

Как солнышко, желтая репка горит

И с черною редькой, смеясь, говорит.

Лиловый атласный висит баклажан.

Он здесь словно гость из диковинных стран.

Вот рыжей лисицей крадется морковка,

А тут чеснока две седые головки

И сочный, кудрявый, хрустящий салат.

Все дружно в корзине  горою лежат.

Дети идут пальчиками по столу.

На каждое название овоща загибают по одному пальцу сначала на правой, а потом на левой руке.

Вновь идут пальчиками по столу.

«В огороде»

Приходите в огород

Посмотреть, как все растет,

Как играют в прятки

Огурцы на грядке.

Как подсолнухи в картошке

Тянут к солнышку ладошки.

Как от утренней росы

У бобов блестят усы.

Как краснеют у забора

Великаны-помидоры.

Все растет, все цветет,

Никому не тесно.

Приходите в огород —

Очень интересно.

Дети маршируют.

Приседают, ладонями закрывая лицо

Поднимают руки через стороны вверх и встают на носки

Наклоняют корпус вправо и влево

Поворачивают корпус вправо и влево

Наклоняют корпус вперед,
разводя руки в стороны

Прыгают на двух ногах с хлопками над головой.

Лексическая тема

Пальчиковая гимнастика

Логоритмические упражнения

Фрукты. Труд взрослых в саду.

«Компот»

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много вот:

Будем яблоки крошить,

Грушу будим, мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

Левую ладошку держат

«ковшиком» пальцем правой руки мешают.

Загибают пальчики по одному,

начиная с большого.

Опять варят и мешают

«Садовник» 

Мы вчера в саду гуляли.

Мы смородину сажали. 

Яблони белили мы

Известью, белилами.

Починили мы забор.

 

Завели мы разговор:

 — Ты скажи, Садовник наш.

Что ты нам в награду дашь?

— Дам в награду слив лиловых.

Груш медовых.

Самых крупных спелых яблок.

Вишен целый килограмм.

Вот что вам в награду дам.

Идут по кругу, взявшись за руки.

Изображают, как копают яму и сажают в нее куст

Движение правой рукой вверх- вниз.

Имитируют удары молотком.

Стоят лицом в круг.

В центр выходит один ребенок.

Ведут диалог

На каждое название фруктов загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с больших.

Карточка № 6.

Лексическая тема

Пальчиковая гимнастика

Логоритмические упражнения

Ягоды. Грибы.

 «Грибы» 

Топ-топ — пять шагов,

В туесочке пять грибов.

Мухомор красный —

Гриб опасный.

А второй — лисичка,

Рыжая косичка.

Третий гриб — волнушка,

Розовое ушко.

А четвертый гриб — сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб — белый,

Ешь его смело!

Шагают пальчиками по столу. Переплели пальцы — сделали туесочек, большие пальцы — ручка.

Загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с мизинцев, на каждое название гриба.

«За грибами»

Все зверюшки на опушке

Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали,

Рыжики срывали.

Лисичка бежала.

Лисички собирала,

Скакали зайчатки.

Искали опятки,

Медведь проходил,

Мухомор раздавил.

Дети идут в хороводе.

Скачут вприсядку, срывают воображаемые грибы.

Бегут по кругу, собирают воображаемые грибы.

Скачут стоя, срывая вооброжаемые грибы.

Идут вразвалку,

Топают правой ногой.

«Где вы были?» 

Ножки, ножки, где вы были

За грибами в лес ходили.

Что вы, ручки, работали?

Мы грибочки собирали.

А вы, глазки, помогали?

Мы искали да смотрели,

Все пенечки оглядели.

Дети выполняют ходьбу на месте.

Приседают, изображают, что собирают грибы.

Смотрят из-под руки, выполняют повороты влево, вправо

Карточка № 7.

Лексическая тема

Пальчиковая гимнастика

Логоритмические упражнения

Растения: деревья, кустарники, травы.

«Мы пошли в лесок гулять»

Раз, два, три, четыре, пять,       Сжимают

Мы пошли в лесок гулять.        и разжимают

                                                      кулачки

Этот пальчик по дорожке,         Загибают

Этот пальчик по тропинке,        пальцы,  

Этот пальчик за грибами,          начиная с

Этот пальчик за малинкой,        большого

Этот пальчик заблудился,

Очень поздно возвратился.

«Дерево»

Дерево кончается где-то в облаках,

Облака качаются на его руках,

Эти руки сильные рвутся в вышину,

Держат небо синее, звезды и луну!

Дети поднимают руки вверх

Качают руками

Движение качания усиливается

Корпус качается вправо-влево.

Карточка № 8.

Лексическая тема

Пальчиковая гимнастика

Логоритмические упражнения

Одежда. Головные уборы.

«Стирка»

Раз, два, три, четыре, пять –       Последовательно

                                                       соединяют пальчики

                                                   одной руки с пальчиками

                                                        другой руки

Будем вещи мы стирать:             Кулачки имитируют

                                                       стирку

Платье, брюки и носочки,          Поочередно загибают              

Юбку, кофточку, платочки,       пальчики на обеих

Сарафанчик и халат,                    руках в кулачки

Шарф и шапку не забудем –      

Их стирать мы тоже будем.      Кулачки имитируют

                                                     стирку

«Маша растеряша»

Ищет вещи Маша,

Маша растеряша

И на стуле нет,

И под стулом нет,

На кровати нет,

Под кроватью нет.

Вот какая Маша,

Маша растеряша!   

Поворот в одну сторону.

Поворот в другую сторону.

Руки вперёд, в стороны

Присесть, развести руки в стороны.

Наклоны головы влево-вправо.

Погрозить указательным пальцем.

 

Карточка № 9.

Лексическая тема

Пальчиковая гимнастика

Логоритмические упражнения

Обувь

«Ботинки» 

Всюду, всюду мы вдвоем

Неразлучные идем.

Мы гуляем по лугам.

По зеленым берегам.

Вниз по лестнице сбегали.

Вдоль по улице шагали.

После лезем под  кровать,

Будем там тихонько спать.

Среднии и указательный пальчики «шагают» по столу.

Дети загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку.

Кладут ладони на стол.

«Чок – чок, каблучок!»

 Чок – чок, каблучок,                   Топать ногами

 Наскочил на сучок,                     Прыжки на месте

Оторвался, поломался –              поднимать ноги по  

                                                        очереди

Чок – чок, каблучок.                    Поднимаемся на

                                                       носки, опускаемся на

                                                       пятки

 У забора старичок –                    Наклониться,  

                                                       сгорбиться

Дал ему я каблучок:                    Развести руки в

                                                       стороны

- Старичок, старичок,                  Наклоны головы

Почини мне каблучок!               протянуть руки

                                                       вперед

Карточка № 10.

Лексическая тема

Пальчиковая гимнастика

Логоритмические упражнения

Перелётные птицы

«Птички» 

Эта птичка — соловей.

Эта птичка — воробей.

Эта птичка — совушка,

 сонная головушка.

Эта птичка — свиристель.

Эта птичка — коростель.

Эта птичка — злой орлан.

Птички, птички, по домам!

Дети загибают по одному пальцу на обеих руках на каждое название птицы.

Машут сложенными накрест ладонями.

Машут руками, как крыльями.

«Осень» 

Осень. По утрам морозы.

В рощах желтый листопад.

Листья около березы

Золотым ковром лежат.

В лужах лед прозрачно-синий.

На листочках белый иней.

Встают на носочки и поднимают руки вверх, а потом приседают.

Кружатся на носочках. Руки на поясе.

Приседают, делают плавные движения руками перед собой влево-вправо.

Бегут по кругу на носочках.

Останавливаются, приседают.

Карточка № 11.

Лексическая тема

Пальчиковая гимнастика

Логоритмические упражнения

Домашние птицы

«На птичьем дворе»

Во дворе стоит забор,         Руки на столе: правая –

За забором птичий двор.    ладошка вниз, левая –

                                               сжата в кулак;

                                               поочередно меняют

                                              положение рук.

Тут галдеж и суета             Ударяют правой рукой,

Начинается с утра:               сжатой в кулак, в

                                              ладошку левой руки,

                                          затем меняют положение

Кукарекают, гогочут,             Последовательно

Громко крякают, болбочут    соединяют пальчики  

                                                обеих рук с большими

Гуси, утки, индюки,            Соединяют

Курицы и петухи.               одноименные пальчики

                                             рук, начиная с больших

«Домашние птицы»

Наши уточки с утра –             Дети идут по кругу

Кря-кря-кря! Кя-кря-кря!         вперевалочку, подражая

                                                походке уток.

Наши гуси у пруда –            Идут, вытянув шею

Га-га-га! Га-га-га!                    вперед и отставив руки –

                                               «крылья» назад.

Наши курочки в окно –        Останавливаются,

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!              встают лицом в круг,

                                            бьют руками по бокам.

А как Петя-петушок            Встают спиной в круг,

Рано-рано поутру               вытягивают шею вверх,

Нам поет ку-ка-ре-ку!          поднимаются на цыпочки.

Карточка № 12.

Лексическая тема

Пальчиковая гимнастика

Логоритмические упражнения

Семья

«Семья»

Знаю я, что у меня               Поднимают руки

Дома дружная семья:          ладошкой к себе и

                                              прижимают к груди

Это – мама,            Загибают пальчики: сначала

Это – я,                   безымянный, затем мизинец,

Это – бабушка моя,                  указательный

Это – папа,                    пальчик, средний и

Это – дед.                                   большой

И у нас разлада нет.           Вытягивают вперед

                                            руки ладошками вверх

«Кто живёт у нас в квартире»

Кто живет у нас в квартире?        Шагают на месте.

Раз, два, три, четыре.

Будем мы сейчас считать –          Хлопают в ладоши.

Раз, два, три, четыре, пять!

Мама, папа, брат, сестра –        Выполняют «пружинку»,
Сосчитаю всех едва!               руки на поясе.

Самый главный – это я,       Прикладывают руки к груди.

Вот и вся моя семья!                 Поднимают руки вверх,
                                                 затем медленно опускают  

                                                   вниз.

Карточка № 13.

Лексическая тема

Пальчиковая гимнастика

Логоритмические упражнения

Домашние животные и их детеныши

«Котенок-шалун»

Котенок мамочку зовет:

- Мяу-мяу, мяу-мяу.
Он не напился молока:

- Мало-мало, мало-мало.

Покормит мама молочком:

- Мур-мур-мур, мур-мур-мур.

Свернется маленьким клубком:

- Ур-ур, ур-ур-ур.
Потом с клубочком поиграет:

- Цап-цап-цап, цап-цап-цап.

И нитку быстро размотает:

- Ап-ап-ап, ап-ап-ап.

Дети соединяют одноименные пальцы обеих рук.

Скрещивают пальцы рук, опускают и поднимают пальцы.

Поглаживают ладонью одной руки тыльную сторону другой.

Потирают кулачок о кулачок.

Сжимают и разжимают пальцы рук.

Делают круговые движения указательным пальцами относительно друг друга.

«Кони» 

Кони гуляют гурьбой на лугу.

Я всех коней перечислить могу:

Черный как уголь, белый как снег,

Рыжий как пламя красивее всех.

Серый, весь в яблоках, с гривой седой.

Конь шоколадный, совсем молодой.

Кони пасутся у речки гурьбой 

Их посчитаем ещё раз с тобой.

Черный как уголь, белый как снег.

Рыжий как пламя красивее всех.

Серый, весь в яблоках, с гривой седой.

Конь шоколадный, совсем молодой.

Идут по кругу с высоким подниманием колена.

На каждое название коня загибают по одному пальцу на обеих руках.

Вновь идут по кругу с высоким подниманием колена. 

Вновь загибают пальцы.

Лексическая тема

Пальчиковая гимнастика

Логоритмические упражнения

Дикие животные и их детеныши.

«Есть у каждого свой дом» 

У лисы в лесу глухом

Есть нора — надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет там лапу.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нем.

Дети загибают пальцы на обеих руках: по одному пальцу на каждое двустишие.

Удары ладонями и кулачками поочередно.

«На водопой» 

Жарким днем лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой-лосихой топал лосенок,

За мамой-лисицей крался лисенок,

За мамой-ежихой катился ежонок,

За мамой-медведицей шел медвежонок,

За мамою-белкой скакали бельчата,

За мамой-зайчихой — косые зайчата,

Волчица вела за собою волчат.

Все мамы и дети напиться хотят.

Дети идут по кругу друг за другом.

Идут, громко топая.

Идут крадучись.

Передвигаются в глубоком приседе.

Идут вперевалку.

Скачут на носочках, согнув руки перед грудью.

Скачут, сделав ушки из ладоней.

Идут на четвереньках. Останавливаются, делают лакательные движения языком.

Лексическая тема

Пальчиковая гимнастика

Логоритмические упражнения

Животные жарких стран и севера.

«Животные Севера»

Смотрите, милые друзья,

Да тут их целая семья:

У медведя-медвежонок,

У тюленя-теленок,

У пингвина-пингвиненок,

У оленя-олененок.

А теперь кормить их будем.

Травку дам оленю,

Пингвину и тюленю рыбы дам,

Мишке белому-медко,

А моржу дам молоко!

Развести руки в стороны.

Загибать пальчики, начиная с большого

«Пингвины»

Идут себе вразвалочку,
Ступают вперевалочку
Пингвин-папа,
Пингвин-мама
И сынишка пингвинишка
В черном фраке и манишке.

Имитировать движения пингвинов, шагать по кругу.

«Зебра» 

По саванне зебра мчится.
Над землей летит как птица.

Полосатая коняшка,

Словно папина тельняшка

Бегут по кругу с высоким подниманием колена.

Меняют направление движения.

Карточка № 16.

Лексическая тема

Пальчиковая гимнастика

Логоритмические упражнения

Зимующие птицы.  

«На кормушке» 

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело?

Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек.

Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

На каждое название птицы загибают по одному пальчику.

Опять сжимают и разжимают кулачки.

«Снегири» 

Вот на ветке посмотри,

В красных майках снегири.

Распушили перышки,

Греются на солнышке.

Головой вертят,

Улететь хотят.

Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью! За метелью!

Опущенными руками хлопают себя по бокам.

Показывают грудку руками.

Мелко потряхивают кистями опущенных рук.

Повороты головой влево-вправо.

Бегут по кругу, взмахивая руками.

Карточка № 17.

Лексическая тема

Пальчиковая гимнастика

Логоритмические упражнения

Новый год  

«Подарки»

Дед Мороз принёс подарки:

Буквари, альбомы, марки,

Кукол, мишек и машины,

Попугая и пингвина,

Шоколадок полмешка

И пушистого щенка.

Дети «шагают» пальчиками по столу.

На каждое название подарка загибают по одному пальцу сначала на правой, потом на левой руке.

«С Новым годом!»

С Новым годом! С Новым годом!

Здравствуй Дедушка Мороз!

Он из леса мимоходом

Ёлку из лесу принёс.

На верхушке выше веток

Загорелась, как всегда,

Самым ярким жарким светом

Пятикрылая звезда.

Дети стоят лицом в круг, кланяются.

Идут по кругу, изображают, что несут на плече ёлку.

Встают лицом в круг, поднимают руки вверх.

Поднимаются на носочки.

Бегут по кругу, поставив руки на пояс. 

Карточка № 18.

Лексическая тема

Пальчиковая гимнастика

Логоритмические упражнения

Посуда.

Продукты питания.

«Машина каша» 

Маша каши наварила,

Маша кашей всех кормила,

Положила Маша кашу

Кошке – в чашку,

Жучке – в плошку,

А коту – в большую ложку.

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла,

Все до крошки раздала.

Указательным пальцем правой руки мешают в ладошке левой руки.

Загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с больших, на каждое название посуды.

Разжимают кулаки.

Сбувают воображаемые крошки с ладошек.

«Посуда»

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни — разобьются.

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос.

Он посуду нам принес.

Надули животик: одна рука на поясе, другая изогнута, как носик.

Присели, одна рука на поясе.

Кружатся, рисуя руками круг.

Потянулись, руки сомкнули над головой.

Легли на ковер, вытянулись.

Карточка № 19.

Лексическая тема

Пальчиковая гимнастика

Логоритмические упражнения

Мебель

«Мебель»

Мебель я начну считать:                 Показывают

                                                         ладошки обеих рук

Кресло, стол, диван, кровать,         Поочередно

Полка, тумбочка, буфет,               загибают пальчики

Шкаф, комод и табурет.                 в кулачок, начиная

                                                         с мизинца

Много мебели назвали,                Разжимают кулачки

                                                   и показывают ладошки

Десять пальчиков зажали.             Сжимают кулачки

                                                      и поднимают их вверх

«Кирюшина кроватка»

Вот Кирюшина кроватка,

Развести руки в стороны

Чтобы спал Кирюшка сладко,

присесть, ладошки под щечку

Чтоб во сне он подрастал,

медленно подниматься

Чтоб скорей большим он стал

встать на носочки, тянуть

руки вверх

Карточка № 20.

Лексическая тема

Пальчиковая гимнастика

Логоритмические упражнения

Дом. Стройка.

«Новый дом»

 

Тук-тук-тук, тук-тук-тук!       Ударяют,  

Молоток бери, мой друг!        чередуя,

                                         кулачком о кулачок 

Мы построим новый дом          ладонями

                                                изображают  

                                              «стены» дома

Есть окошко в доме том.     пальцами

                                       изображаем «окно»

Есть еще одно повыше,       остальные

                                         соединяем «крышей»

Есть труба вверху на крыше.   мизинец

                                           отставляем в                        

                                     сторону  – «труба»

Дом готов, зовем гостей:         Делаем

«Приходите поскорей!»         приглашающий

                                                жест рукой

«Маляры»

 

Маляры известку носят             дети идут по кругу, 

                                                 держат в руках

                                                воображаемые ведра

Стены кистью купоросят        движения

                                               воображаемой кистью 

                          вверх-вниз

Не спеша разводят мел         наклонились, мешают

                                                 кистью в воображаемом ведре 

Я бы тоже так сумел              «красят»

«Дом»

Справа тук!

Слева тук!

Впереди тук, тук, тук!

Тук, тук молотком .

Строим , строим новый дом.

Вырос дом, огромный дом.

Будут дружно все жить в нем.

Правой рукой стучат по полу.

Левой рукой стучат по полу.

Одной рукой стучат перед собой.

Стучат кулачками друг о дружку.

Через верх разводят руки в                         стороны.

Поднимаются на цыпочки.

Делают приглашающий жест.

Лексическая тема

Пальчиковая гимнастика

Логоритмические упражнения

Город. Улица.  

«Я по городу хожу»

Я по городу хожу,                     Ходьба на месте

Я про город расскажу.

Поликлиника, аптека,                 Сгибают пальцы на

Магазин, библиотека.                 обеих руках

Много здесь жилых домов         Разжимать по

И деревьев, и цветов.                  очереди   пальцы

Школа, детский сад, музей,      Стучать пальчиком

                                                      о пальчик

Город нужен для людей.             Хлопки

«Поездка»

По городу трамваи,                     «Едут» по кругу

Троллейбусы идут,                    

Их по своим маршрутам

Водители ведут.

Спешишь ли в гости к другу,     Делают повороты

Иль в школу на урок,                      туловищем

Они без опоздания                      «Едут» по кругу

Тебя доставят в срок.                

Карточка № 22.

Лексическая тема

Пальчиковая гимнастика

Логоритмические упражнения

Наша Родина – Россия.

«Моя страна»

Посмотрю на карту я:

Вот российская земля.

Есть леса тут и озера,

Горы, реки и моря.

Я люблю тебя, Россия,

Ты же Родина моя!

Вытягивают вперед прямые ладони.

По очереди соединяют одноименные пальцы рук.

Крепко сжимают в «замок».

Прикладывают руки к груди.

 «Берёза» 

Береза моя, березонька.

Береза моя белая,

Береза кудрявая.

Стоишь ты, березонька,

Посредь долинушки,

На тебе, березонька,

Листья зеленые,

Под тобой, березонька,

Трава шелковая.

Дети идут хороводом, взявшись за руки.

Меняют направление движения.

Встали, подъем рук вверх, вдох.

Опустили руки, выдох.

Подъем рук, вдох.

Опустили руки, выдох.

Подъем рук, вдох.

Опустили руки, выдох.

Лексическая тема

Пальчиковая гимнастика

Логоритмические упражнения

23 февраля – День защитников Отечества

«Бойцы»

Пальцы эти – все бойцы.

Удалые молодцы.

Два больших и крепких малых

И солдат в боях бывалых.

Два гвардейца – храбреца!

Два сметливых молодца!

Два героя безымянных,

Но в работе очень рьяных!

Два мизинца – коротышки

– Очень славные мальчишки!

Растопырить пальцы на обеих руках,

сжать их в кулак.

Приподнять два больших пальца,

другие крепко прижать к столу.

Приподнять указательные пальцы, другие крепко прижать к столу.

Приподнять средние пальцы,

другие крепко прижать к столу.

Приподнять безымянные пальцы,

Хлопнуть в ладоши.

«Летчик»

Быть шофером хорошо,

А летчиком — лучше.

Я бы в летчики пошел,

Пусть меня научат.

Наливаю в бак бензин,

Завожу пропеллер.

«В небеса, мотор, вези,

Чтобы птицы пели».

Дети бегут по кругу, крутят воображаемый руль.

Бегут, расставив руки, как крылья.

Остановились, наклонили воображаемый сосуд.

Круговое движение правой рукой.

Бегут, расставив руки.

Карточка № 24.

Лексическая тема

Пальчиковая гимнастика

Логоритмические упражнения

Профессии.  

«Повар» 

Повар готовил обед,

А тут отключили свет.

Повар леща берет

И опускает в компот

Бросает в котел поленья,

В печку кладет варенье

Мешает суп кочережкой,

Угли бьет поварешкой.

Сахар сыплет в бульон.

 И очень доволен он.

Приседают, ребром ладоней бьют по полу.

Имитируют выключение света правой рукой.

Загибают большие пальцы на обеих руках.

Загибают указательные пальцы.

Загибают средние пальцы.

Загибают безымянные пальцы.

Загибают мизинцы.

Изображают, как сыплют сахар.

Опускают руки, пожимают плечами.

«Шофёр»

Качу, лечу

Во весь опор.

Я – сам шофер

И сам – мотор.

Нажимаю на педаль –

И машина мчится вдаль.

Дети бегут по кругу и крутят воображаемый руль.

 

 

Останавливаются, нажимают

правой ногой на

воображаемую педаль и

бегут в противоположную

сторону.

Карточка № 25

Лексическая тема

Пальчиковая гимнастика

Логоритмические упражнения

8 Марта. Мамин праздник.

«Цветочек для мамочки»

Ой, в нашем цветнике                           Раскрывать и

Большой цветок на стебельке.              закрывать кулачок,

                                                      пальчики, будто лепестки.

От ветерка качается,                             Движения руками      

                                                                   вправо-влево.

И мне улыбается!                                   Мимика, жесты.

Я мамочку поцелую

И цветочек подарю ей!

«Мамин праздник»

Вот подснежник на поляне,       Идут по кругу

Я его нашел.                                нагибаются

                                                     «срывают»  цветок

Отнесу подснежник маме,         Идут по кругу, в

Хоть и не расцвел.                      руке  «цветок»

И меня с цветком так нежно     Обнимают сами

Мама обняла,                               себя

Что раскрылся мой подснежник       Разводят руки

От её тепла.                                     в  стороны

Карточка № 26.

Лексическая тема

Пальчиковая гимнастика

Логоритмические упражнения

Весна.  

 «Жаворонок»

Дети показывают движениями кистей рук как летит птичка.

Птичка, птичка, прилетай!

Весну-красну зазывай!

Птичка крылышками машет,

Веселит детишек наших!

 

«К нам весна пришла»

К нам весна пришла,                       Ручки

Цветы красивые принесла!          протягивают

                                                вперёд  «с букетом».

В палисадник мы пошли

И венок себе сплели!          Пальчики двигаются,

                                               будто плетут венок.

«Весна, весна красная!» 

Весна, весна красная!

Приди, весна,               с радостью,

С радостью, -               с радостью,

С великой милостью:

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными.

Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Идут в противоположную сторону по кругу.

Останавливаются, поднимают руки вверх, Встают на носочки, вдох.

Приседают, опускают руки, выдох.

Взявшись за руки, бегут по кругу.

Карточка № 27.

Лексическая тема

Пальчиковая гимнастика

Логоритмические упражнения

Рыбы.  

«Налим» 

Жил да был один налим.

Два ерша дружили с ним.

Прилетали к ним три утки

По четыре раза в сутки.

И учили их считать:

Раз, два, три, четыре, пять!

 

Ладони сложены, имитируют движения плывущей рыбки.

Ладони раздвинуны, имитируют движения двух плывущих рыбок.

Взмахи сложенными накрест ладонями.

Кулаки сжимают и разжимают.

Пальцы на обеих руках загибаются, начиная с большого.

 «Акула» 

Приплывали две севрюги,

У них спины словно дуги.

Налетали с двух сторон.

Ты, акула, выйди вон.

Двумя ладонями дети изображают, как плывут севрюги.

Выгибают ладони тыльной стороной вверх.

Изображают, как севрюги плывут навстречу друг другу.

Делают толчок ладонями от груди.

«Летучая рыба» 

Я летучая, прыгучая,

Улетела бы за тучу я.

Да соскучилась бы вскоре —

До того люблю я море.

Дети двигаются подскоками по кругу.

Двигаются, взмахивая руками, как крыльями.

Двигаются по кругу, изображая плавание.

«На дне» 

Улитки ползут,

Свои домики везут.

Рогами шевелят,

На рыбок глядят.

Рыбки плывут,

Плавниками гребут.

Влево, вправо поворот,

А потом наоборот.

Передвигаются по кругу в полуприсяде, сложив руки за спиной.

Делают «рожки» из пальчиков,

Ритмично наклоняют голову влево-вправо.

Передвигаются по кругу, делая гребковые движения руками.

Выполняют повороты туловища влево, вправо и наоборот.

Лексическая тема

Пальчиковая гимнастика

Логоритмические упражнения

Комнатные растения. Способы  ухода за   ними.  

«Цветы»

Наши красные цветочки

Распускают лепесточки.

Ветерок немножко дышит,

Лепестки колышет.

Наши красные цветочки

Закрывают лепесточки,

Они тихо засыпают,

И головкою кивают.

Прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки

Раскрываются в виде чаши, перед лицом.

Кисти движутся против часовой стрелки и потом по часовой стрелке.

Кисти рук наклоняются влево и вправо.

Прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки

Показать пальчиками, как лепестки закрываются.

«На окне в горшочках» 

На окне в горшочках

Поднялись цветочки.

К солнцу потянулись,

Солнцу улыбнулись.

К солнышку листочки

Повернут цветочки.

Развернут бутоны,

В солнышке утонут.

Дети сидят на корточках лицом в круг, медленно встают.

Тянутся на носочках, руки вверх, широко в стороны.

Ладони развернуть вверх.

Руки соединить над головой, медленно развести в стороны.

Карточка № 29.

Лексическая тема

Пальчиковая гимнастика

Логоритмические упражнения

Спорт.

«Спортсмены»


Чтоб болезней не бояться         Поднимают руки к

                                                 плечам, плечам, в стороны.
Надо спортом занимать            Сжимаем и разжимаем

                                                    кулаки.
Играет в теннис теннисист         Сгибаем пальцы в      
Он спортсмен, а не артист           кулачок,
В футбол играет футболист       начиная с мизинца.
В хоккей играет хоккеист,
В волейбол — волейболист,
В баскетбол — баскетболист.

«Ножки»

Зашагали ножки топ-топ-топ!

Прямо по дорожке топ-топ-топ!

А теперь пойдем быстрей

Топ - топ-топ-топ-топ-топ-топ!

Ну, шагайте веселей.

Топ - топ-топ-топ-топ-топ-топ!

За   Аленкой побежали,

Но нисколько не устали!

Ходьба обычным шагом друг за другом

 

 

 

Ходьба с ускорением «топающим шагом».

 Бег друг за другом

Карточка № 30.

Лексическая тема

Пальчиковая гимнастика

Логоритмические упражнения

Космос

«Космонавты»

Раз, два, три, четыре, пять -

В космос полетел отряд.

Командир в бинокль глядит,

Что он видит впереди?

Солнце, планеты, спутники, кометы,

Большую желтую луну.

По одному загибают пальчики на обеих руках.

Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.

Пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль».

Загибают пальчики обеих рук.

«Ракета»

Раз, два — стоит ракета.
Три, четыре — самолет.
Раз, два — хлопок в ладоши,
А потом на каждый счет.
Раз, два, три, четыре —
Руки выше, плечи шире.
Раз, два, три, четыре
И на месте походили.

Руки вытянуты вверх

.

Руки в стороны.

Хлопаем в ладоши.

Шагаем на месте.

Хлопаем в ладоши.

Руки вверх-вниз.

Хлопаем в ладоши.

Шагаем на месте.

Карточка № 31.

Лексическая тема

Пальчиковая гимнастика

Логоритмические упражнения

Насекомые

«Пчела»

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелек

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.

Пожужжали, полетали,

От усталости упали.

Машут ладошками.

На каждое название насекомого

загибают пальчик.

Делают кружочки из пальчиков

подносят к глазам.

Роняют ладони на стол.

«Жуки»  

Я жук, я жук, Я тут живу,

Жужжу, жужжу: Ж-ж-ж...

Дети приседают и произносят текст.

По сигналу педагога «Жуки» дети поднимаются и начинают бегать, расставив руки, как крылья. По сигналу «Дождь» дети должны опустить руки и присесть.

«Стрекоза»

Летит стрекоза.

Как горошины глаза.

Вверх-вниз,

Взад-вперед,

Как прозрачный самолет.

Бегут по кругу, расставив руки. Руками показывают большие глаза. Сначала бегут на носочках, потом в полуприседе.

Меняют направление бега.

Свободно бегают по ковру

Карточка № 32.

Лексическая тема

Пальчиковая гимнастика

Логоритмические упражнения

Транспорт. Правила дорожного движения.  

«Транспорт»

Будем пальчики сгибать –    

Будем транспорт называть:
Автомобиль и вертолёт,
Трамвай, метро и самолёт.
Все пальцы мы в кулак зажали,
Все виды транспорта назвали.

Загибаем пальцы начиная с мизинца.

«Встряхиваем» ладонями.

«На шоссе» 

По шоссе спешат машины.

– Ш-ш-ш! – шуршат спокойно шины.

И шипят со злом уже:

– Не спеши на вираже!

Еж с мешком и посошком

По шоссе идет пешком.

Над ежом кружится стриж:

– Ты куда же, еж, спешишь?

– Прямо в город по шоссе

Тороплюсь я, как и все.

– Будь дружок, настороже,

Не спеши на вриаже!

Дети бегут по кругу, держат воображаемый руль.

Выполняют поворот и продолжают движение.

Наклоняются и идут в полуприседе.

Бегут по кругу, взмахивая воображаемыми крыльями.

Вновь идут в полуприседе.

Бегут по кругу, взмахивая воображаемыми крыльями.

Карточка № 33.

Лексическая тема

Пальчиковая гимнастика

Логоритмические упражнения

Читаем книги.

«Любимые сказки»

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть

Рукавичка, Теремок,

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк – Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад.

Хлопают в ладоши

Поочередно загибают пальчики на левой руке

Поочередно загибают пальчики на правой руке

Хлопают в ладоши

Карточка № 34.

Лексическая тема

Пальчиковая гимнастика

Логоритмические упражнения

9 мая – День Победы.  

«Солдаты»

Мы солдаты, мы солдаты,        Пальцы бодро

Бодрым шагом мы идем.         «маршируют» по

                                                     Столу.

В нашу армию, ребята,            Пальцы сжаты в кулак

Просто так не попадешь.         указательный вверх и

                                             покачивается влево-вправо

Нужно быть умелыми,           Ладонь вверх, пальцы

Сильными и смелыми,          растопырены,  

                                                  сжимаются и  

                                                  разжимаются

«Победа!»

Мы празднуем Победу!            Шагают на месте.

Салют! Салют! Салют!             Руки поднять вверх,

                                                     пальцы сжимаем,

                                                     разжимаем

Кругом цветы весенние            Руки на пояс,

                                                     повороты туловища,

Цветут, цветут, цветут!            Руки развести в

                                                     стороны.

Все люди пляшут, празднуют,     Приседания с

                                                      выставлением ног

                                                      вперёд.

Поют, поют, поют!

Пусть в мире страны разные.     Вдох, круговое

                                                       движение руками,

                                                      изображая

Живут, живут, живут!                земной шар.

Карточка № 35.

Лексическая тема

Пальчиковая гимнастика

Логоритмические упражнения

Лето.  

«Я рисую лето»

Я рисую лето:                    Рисуют пальчиком

                                            по столу

Красной краской –            Рисуют в воздухе  Солнце,                                «солнце»

На газонах розы,                Сжимают и

На лугах покосы,               разжимают пальцы

Синей краской – небо        Рисуют в воздухе

                                               «облака»

И ручей певучей.             На столе рисуют    

                                            пальцем «ручей»

«Солнышко»

Солнышко, солнышко

Золотое донышко.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

 

Побежал в саду ручей,

Прилетели сто грачей,

А сугробы тают, тают,

А цветочки подрастают.

Дети идут друг за другом по кругу, держась за руки.

Дети протягивают по очереди руки вперед.

Дети разводят руки в стороны и прижимают     их к сердечку.

Делают волнообразные движения вытянутыми вперед руками.

Руки в стороны, имитируют взмахи крыльев.

Дети медленно приседают.

Поднимаются на носочках и тянутся вверх.

Карточка № 36.

Лексическая тема

Пальчиковая гимнастика

Логоритмические упражнения

Школа.

Школьные принадлежности.  

«Я выросла!» 

Мне теперь не до игрушек –

Я учусь по букварю.

Соберу свои игрушки

И Сереже подарю.

Деревянную посуду

Я пока дарить не буду.

Заяц нужен мне самой, –

Ничего, что он храмой.

А медведь измазан слишком…

Куклу жалко отдавать:

Он отдаст её мальчишкам

Или бросит под кровать.

Паровоз отдать Серёже?

Он плохой, без колеса…

И потом, мне нужно тоже

Поиграть хоть полчаса!

Мне теперь не до игрушек –

Я учусь по букварю…

Но я, кажется, Серёже

Ничего не подарю.

Делают ритмичные удары кулачками и хлопки попеременно.

На каждое название игрушки загибают по одному пальцу на обеих руках.

 

Делают ритмичные удары кулачками и хлопки попеременно.

Двигаются по кругу друг за другом, выполняя поскоки.

«Переменка» 

Переменка! Переменка!

Отдохните хорошенько:

Можно бегать и шуметь

Танцевать и песни петь,

Можно сесть и помолчать,

Только – чур! – нельзя скучать!

Дети двигаются по кругу друг за другом, выполняя поскоки.

Бегут по кругу.

Выполняют танцевальные движения.

Приседают.

Выполняют прыжки на носочках, руки держат на поясе.

Карточка № 37.

Лексическая тема

Пальчиковая гимнастика

Логоритмические упражнения

До свиданья, детский сад!  

«Дружные ребята»

Дружат в нашей группе              Пальцы ритмично
Девочки и мальчики
.                   сжимаются в  «замок»

                                                       и разъединяются
Мы с тобой подружим              
Подушечки всех пальцев
Маленькие пальчики.               
одной руки одновременно                                                      дотрагиваются до

                                                        пальцев другой
Раз, два, три, четыре, пять
…       Поочередно соединяем

                                                       одноименные пальцы:

                                                      большой с  большим,

                                                       указательный с

                                                      указательным и т.д.
Начинай считать опять
.             Одновременно касаемся

                                           подушечками пальцев двух рук
Раз, два, три, четыре, пять…        
Поочередное касание


Мы закончили считать
.                   Встряхиваем

                                                 опущенные вниз кисти рук

«Парк аттракционов»

Мы на карусели сели,

Завертелись карусели.

Присели на качели,

То вниз, то вверх летели.

А теперь с тобой вдвоем

Мы на лодочке плывем.

Мы на берег выйдем с лодки

И поскачем по лужайке.

Будто зайки, будто зайки.

Дети, держась за руки, кружатся.

Держась за руки: один игрок стоит, другой приседает.

Держась за руки, качаются: вправо-влево, вперед-назад.

Прыжки на двух ногах.

Картотека

пальчиковых гимнастик

и

логоритмических упражнений

по лексическим темам

в подготовительной к школе группе

компенсирующей направленности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр

Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...