Методическая разработика по теме: "Динамические логопедические игры на асфальте по автоматизации звука Р
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Ольга Николаевна Антонова
В настоящее время проблемы коррекции речи приобретают особую актуальность. Число детей с нарушениями звукопроизношения постоянно возрастает. Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи – это выработка нового сложного навыка. И как любой навык, он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях. Результат занятий во многом зависит от того, насколько удается превратить скучную работу над звуком в увлекательную игру. Педагоги знают, как трудно научить ребенка чему-то, что не вызывает у него интереса. Логопедические занятия, как и любые другие, дают нам возможность проявлять творчество и фантазию. Необходимо играть с детьми, используя для этого любой подходящий момент. Игра позволяет сменить акцент с собственно произносительной стороны речи на решение более увлекательных задач: «придумай», «запомни», «найди» и т.д., конечно основная цель занятий – правильное произнесение звука – должна сохраняться на протяжении всей игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме: «Динамические логопедические игры на асфальте по автоматизации звука  Р»

Учитель-логопед: Антонова Ольга Николаевна

Традиционно в педагогике применяются когнитивные методы развития и коррекции, но этого недостаточно для успешного развития высших психических функций (ВПФ). Детям, для успешного осознания себя, мира, нужны естественные двигательные навыки, которые способствуют развитию сенсомоторного восприятия, интеграции восприятия, усвоению информации. Необходима интеграции левополушарного и правополушарного способа жизни: левое полушарие головного мозга обогащается усвоением правым полушарием телесного опыта. Поэтому организованное естественное движение — это путь к развитию нормального обучения.

Я на своих занятиях стараюсь применять как можно больше подвижных, динамических игр. Весной и осенью, в хорошую погоду, с этой целью использую динамические игры на улице с мячом или на асфальте. Хочу привести пример динамических логопедических игр по автоматизации звука <Р> на асфальте. Эти игры не требуют специальной подготовки: нужен только асфальт и мел, кроме того, эти игры легко можно трансформировать для автоматизации любых звуков.

«Игры на асфальте»

1. «Острова». Деление слов на слоги.
На асфальте рисуются «острова»-квадраты с цифрами 1,2,3,4,5.

Деление слов на слоги

Задание: «Произнося слово по слогам, перепрыгивай с острова на остров. Сколько слогов в слове?» Слово по слогам можно и прошагивать, и пропрыгивать на одной ноге, прошагивать и отхлопывать одновременно, пропрыгивать. как лягушка, на корточках и т.п.. Речевой материал: слова со звуком <Р> в начале, середине, в конце слова различной слоговой структуры ( робот, трава, шар, мороженое).

2. «Вертушка». Звуко-буквенный анализ слов.
На асфальте рисуются буквы, расположенные по кругу диаметром около 50 см.

Звуко-буквенный анализ слов

 

Задание: «Отгадай слово. Левой ногой встань на букву, с которой начинается слово-отгадка, а правой — на последнюю букву в этом слове. Например, «фартук» - левой ногой встаем на «Ф», а правой — на «К». Набор букв, речевой материал варьируются.

Речевой материал:

- Кто подметает двор и улицу? (дворник);
- Кто готовит пищу в детском саду? (повар);
- Кто мама у теленка? (корова);
- Назови детеныша свиньи? (поросенок);
- Назови одним словом, кто это: щука, окунь, лещ, сом? (рыба/рыбы);
- Назови одним словом, что это: мандарины, яблоки, бананы, груши? (фрукты);
- Назови лишнее слово: трамвай, автобус, пароход, троллейбус? (пароход);
- Что быстрее: ракета или самолет? (ракета);

3. «Дорожки». Читаем слоги и слова.
На асфальте рисуем буквы, линии-дорожки рисует ребенок.
(см. букварь Н.С.Жуковой)

линии дорожки

Задание: «Нарисуй дорожки слева — направо, пробеги по ним и прочитай слог».
Читаем слова: «Соедини буквы дорожками, пробеги по ним и прочитай слова».
Соедини буквы дорожками


4. «Лесенка». Развитие лексико-грамматического строя речи.
На асфальте рисуем ступеньки.

Развитие лексико-грамматического строя речи

Задание: «Отгадай загадку, назови отгадку и прыгни на первую ступеньку. Измени это слово — назови это слово ласково (существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами) и прыгни на вторую ступеньку.
Измени отгадку, продолжи- у меня большие... (множественное число существительных) и прыгни на третью ступеньку.
Подбери к слову-отгадке слово-признак (какой?) и прыгни на четвертую ступеньку (согласование прилагательных с существительными).
Придумай с этим словом предложение и прыгни на пятую ступеньку (языковой синтез).
Если ребенок отвечает неправильно, то спускается на ступеньку ниже.



2-ой вариант задания: перепрыгивая со ступеньки на ступеньку, считать слова-отгадки до 5. Например, один крот, два крота... пять кротов (числительные+существительные).
Речевой материал:
-Голодна — мычит,
Сыта — жуёт,
Малым ребяткам
Молоко даёт. (корова)
-На грядочке зелёные,
А в баночке солёные. (огурцы)
-Без рук, без ног по полю рыщет,
Поёт да свищет,
Деревья ломает,
К земле траву пригибает.(ветер)
-Что за обедом всего нужнее? (рот)
-В колодец нырнуло
Оно с головой -
Наверх возвратилось
С холодной водой.(ведро)

5. «Правда или нет?»
На асфальте рисуем 4 личика, улыбающиеся и грустные.

На асфальте рисуем 4 личика

Задание: «Послушай моё предложение, если оно правильное, то повтори его и встань около улыбающегося личика; если предложение неправильное — исправь его и встань около грустного личика». Так загадываем предложения несколько раз, ребенок может чертить дорожки от одного личика к другому.
(верификация предложений)

Речевой материал:

- Рома вчера пойдет в парк.
- Картошка растет в лесу.
- Наверху над нами была крыша.
- Март — это первый месяц весны.
- Воробей больше вороны.
- Ромашки собирают девочек.
- Карандашом раскрашивают картинку.
- Виноград ест Тамару.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая игра "Различайка-Собирайка" на автоматизацию звука Р.

Логопедам хорошо известно, что дошколята гораздо охотнее проговаривают слова с автоматизируемым звуком, если этот процесс проходит в виде игры. Реятам очень нравится собирать картинки из частей, предв...

Логопедическая игра с резинками на автоматизацию звука [Ш] на уровне фразы «Аналогии»

Цель игры: автоматизация правильного произношения шипящего звука «Ш» на уровне фразы.Задачи: развивать зрительное внимание, логическое мышление, ручную моторику, пополнять пассивный и акти...

Логопедическая игра с резинками на автоматизацию звука [Ш] на уровне фразы «Объединялочки»

Цель игры: автоматизация правильного произношения шипящего звука «Ш» на уровне фразы.Задачи: развивать ручную моторику, пополнять пассивный и активный словарь, формировать умение читать пр...

Логопедическая игра с фонариком на автоматизацию звука [Ш] на уровне слова\фразы «Что в мешке?»

Цель: автоматизация правильного произношения шипящих звуков «Ш» и «Ж» на уровне слова\фразы.Задачи: развивать зрительное внимание, память, пополнять пассивный и активный словар...

Логопедические игры с прищепками на автоматизацию звуков [Ш] и [Ж] на уровне фразы "Пять чувств" и "Моё тело"

Цель игр: автоматизация правильного произношения шипящих звуков «Ш» и «Ж» на уровне фразы.Задачи: формирование умения строить фразу с существительными в винительном падеже; обо...