Сопровождение образования детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ
консультация по логопедии (младшая группа)

Сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сопровождение образования детей младшего  дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Становление в нашей стране ранней комплексной помощи является сегодня одним из приоритетов развития системы дошкольного образования. В России имеется ряд методических разработок отечественных ученых (Е.М. Мастюкова, Е.А. Стребелева, Н.Н. Печора и др.), представляющих систему ранней диагностики и психолого-педагогической помощи детям раннего возраста. Теоретическую базу для этих программ составляют основополагающие работы Л.С. Выготского.

Постоянный рост числа детей с отклонениями в развитии выдвигает диагностико-коррекционное и профилактическое направление деятельности ДОУ в ряд наиболее значимых и приоритетных. Самую многочисленную группу – до 60% от всех детей дошкольников составляют сегодня дети с нарушениями в речевом развитии.

В настоящее время патологию речевого развития можно выявить, даже в первые месяцы жизни, но коррекционная работа начинается достаточно поздно и направлена на исправление уже сложившегося стойкого дефекта речи.

Ранний возраст представляет более широкие возможности коррекции за счет большей пластичности детской психики, чувствительности к воздействиям, направленным на оптимизацию психического развития ребенка.

Сопровождение – это организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и психологического развития ребенка.

Целью  сопровождения детей с ОВЗ является создание системы психолого-педагогических условий, необходимых для полноценного физического и психического развития, эмоционального и социального благополучия ребенка.  

    Достижение цели обеспечивается ключевыми направлениями работы в ДОУ  с детьми с ОВЗ:

1.Диагностическая работа

2.Коррекционная и развивающая работа

3.Профилактическая и консультативная работа с педагогами и родителями

Работа в диагностическом направлении обеспечивает, прежде всего, определение уровня развития ребенка, его соответствие нормативным показателям развития данного возраста. Полученные результаты позволяют определить характер психофизического развития каждого ребенка.

Диагностическая функция является базовой по отношению ко всем остальным, определяя содержательную основу их реализации.

В профилактическом направлении осуществляется работа по обеспечению профилактики возникновения отклонений в развитии, обусловленных несоответствием требований среды реальным возможностям ребенка.

Средствами профилактики выступают специально организованная предметно-пространственная среда в группе, развивающее взаимодействие, сотрудничество взрослых с ребенком в различных видах деятельности, индивидуальные и групповые развивающие занятия с педагогом (с учетом рекомендаций педагога-психолога).

Работа в развивающем направлении направлена на стимуляцию потенциальных возможностей ребёнка, создание психолого-педагогических условий своевременного появления и развития у него ведущих психологических новообразований данного возраста, овладение ребёнком соответствующими формами деятельности и общения.

Реализуется развивающая функция в процессе индивидуальных и групповых занятий с педагогом и развивающего взаимодействия родителей с ребенком.

Коррекционное направление – предполагает целенаправленную работу по изменению развивающей среды, адаптации ее к возможностям и потребностям ребенка, создание психолого-педагогических условий преодоления имеющихся у ребенка трудностей в овладении деятельностью, способами и средствами взаимодействия с окружающими, развитии психологических функций.

Реализуется коррекционная функция в процессе специальной организации предметно-пространственной, коррекционно-развивающей среды, специально организованного взаимодействия взрослых с ребенком, а также в ходе коррекционных занятий.

Консультативное и просветительское направление – направлено на создание необходимого информационного и мотивационного поля, активное включение родителей ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в целенаправленный коррекционно-развивающий процесс. Адресатами консультативной помощи являются как родители детей раннего возраста, так и педагоги, медики, другие специалисты.

Задачами этой работы являются:

  1. Создание условий для сохранения и укрепления психофизического здоровья детей, создание для ребенка эмоционально благоприятного микроклимата.
  2. Максимальное содействие обучению в ведущих видах деятельности.
  3. Содействие личностно-ориентированному пути становления ребенка.
  4. Подготовка детей к социальным ситуациям развития и взаимодействия.
  5. Поддержка кризисных особенностей возраста.
  6. Вовлечение родителей в коррекционный процесс, улучшение социальной ситуации развития детей.

Процесс   сопровождения образования включает:

   - раннее выявление отклонений в развитии ребенка;

   - создание необходимой предметно-развивающей среды;

   - разработку и применение индивидуальных мер коррекции (ИОМ);

   - стимуляцию потенциальных возможностей ребенка;

   - осуществление профилактики неблагополучного развития детей.

   - обязательное обучение родителей педагогическим приемам общения со свои ребенком и приемам развивающих занятий в домашних условиях.

Выполнение коррекционных, развивающих и образовательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов педагогического и медицинского профилей и семей воспитанников.

Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей, более полному раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, возможностей и способностей, заложенных в детях природой, и предусматривает совместную работу учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, воспитателей и родителей дошкольников, медицинских работников. Ввиду того, что тяжелые нарушения речи являются следствием поражения центральной нервной системы, необходимо регулярное наблюдение и получение при необходимости рациональной реабилитационной помощи у такого специалиста, как детский невролог и психиатр.

      Для воспитанников с особыми образовательными потребностями, для обеспечения их диагностико - коррекционного, психолого - медико-педагогического сопровождения, в  детских садах функционирует психолого-медико-педагогический консилиум, который не только определяет и конкретизирует специальные условия для детей с ОВЗ, но и способствует получению ими качественного образования. Результатом работы консилиума является   - действенная и эффективная помощь детям с ОВЗ в тесном взаимодействии специалистов с семьей.

В младшие логопедические группы принимаются дети трехлетнего возраста с I и II уровнями речевого развития без выраженных отклонений в сенсомоторной и интеллектуальной сферах.  Эффективность коррекционной работы с детьми младшего возраста обусловлена ранним выявлением речевой патологии, точностью диагностики, своевременной, качественной коррекцией, с учетом компенсаторных возможностей.

Многие речевые нарушения проявляются в совокупности психических и нервно-психологических заболеваний; речевые и неречевые нарушения связаны между собой, поэтому речь идет о комплексе мер, т.е. не только о логопедическом, но и психологическом, педагогическом и медицинском воздействии.

При ранней диагностике и своевременно начатом коррекционном воздействии в целом и в речи, в частности, речевое развитие у детей трех лет, несмотря на сложность и тяжесть речевых нарушений, к пяти-шести годам приближается  к возрастным нормам.

Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды

Одним из условий успешной коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе является предметно развивающая среда, которая должна соответствовать федеральным государственным образовательным стандартам.  Она должна формироваться с учетом определенных принципов, в частности – с учетом возраста детей. Известно, что предметно-пространственная развивающая среда создает возможности для расширения опыта эмоционально – практического взаимодействия дошкольника с взрослыми и сверстниками в наиболее важных для ребёнка сферах жизни и позволяет включить в активную познавательную деятельность одновременно всех детей группы. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта. При организации предметно-пространственной развивающей среды в младшей группе учитывается, что дети младшего дошкольного возраста плохо реагируют на пространственные изменения обстановки и предпочитают в этом смысле стабильность.
        Необходимо создать комфортные, обеспечивающие безопасность детей условия для занятий и самостоятельной деятельности, учитывается такой фактор, как эмоциональное благополучие ребенка. В младшем возрасте формируются сенсорные способности ребенка, поэтому предметно-развивающая среда должна создавать условия для развития анализаторов. Обязательно должна иметься особая сенсорная зона, включающая в себя игрушки и пособия, предназначенные для развития слухового и зрительного восприятия, формирования первичных представлений о цвете и форме предметов, а также уголок с пособиями для развития моторной сферы. Дети младшего дошкольного возраста предпочитают крупные яркие игрушки, которые сделаны из различных материалов чистых цветов и имеют четкие несложные формы. В логопедической группе не должно быть неестественно окрашенных игрушек, так как у детей формируются эталонные представления об окружающем. Дети четвертого года жизни с ТНР, в отличие от своих нормально развивающихся сверстников, предпочитают игры не «вместе», а «рядом», для чего также должны быть созданы все условия. При этом начинающееся формирование коммуникативных навыков в игре предполагает создание обстановки для сюжетно-ролевых игр, также необходим настольный материал для обыгрывания предусмотренных программой сказок. Должны быть оборудованы отдельные центры с развивающими играми и игрушками для мальчиков и девочек; наборы муляжей, крупные и мелкие игрушки по всем лексическим темам (не меньше 4-5см), атрибуты для игры в «Дом», «Магазин», «Парикмахерскую», «Больницу», «Водителей» и др. В младшей логопедической группе обязательно оборудуется центр «Учимся говорить». Много возможностей развития детей заложено в игре- экспериментировании (игры с песком, водой, глиной, красками). Из дидактических игр предпочтительны игры типа лото и парных картинок, игра «Сложи узор».

Помня о том, что развитие речи непосредственным образом связано с развитием мелкой (пальцевой) моторики, педагогам следует оснащать развивающую среду в младшей логопедической группе большим количеством игр и пособий для развития мелкой моторики: конструкторы, мозаика, кубики, пирамидки, вкладыши, матрешки и другие сборные игрушки,  коробки с крышками разных форм и размеров. Не следует перегружать уголки оборудованием, так как это затрудняет выбор игр ребенком, — лучше менять оборудование раз в неделю.

Особенности образовательной деятельности  детей с ТНР младшего

 дошкольного возраста

Основной формой обучения являются занятия. Они основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснении, беседе, внушении. Отсутствие у малышей активной речи не позволяет строить занятия на основе объяснения материала, рассказа, ответов на вопросы и т.д. С ребенком пока невозможно договориться при помощи речи, поэтому педагог должен взять на себя активную роль в игре и вести ребенка за собой. Происходит это в играх, основанных на подражании. Именно в таких играх ребенок учится получать важную информацию от другого человека, усваивает речь, учится общаться и договариваться. Кроме этого, в таких играх ребенок получает возможность проявить активность. Внимание ребенка 3 лет непроизвольно. Продуктивно заниматься он может только тогда, когда ему по-настоящему интересно. Кроме этого, активизация речи детей требует наглядности и должна быть тесно связана с практической ситуацией. Всего этого можно добиться в игре. Также следует учитывать психологические и физиологические особенности детей раннего возраста – длительность занятия не должна превышать 10-15 мин., необходима смена видов деятельности на занятии. Поэтому в одном занятии используются несколько разных игр, каждая из которых длится всего несколько минут.

Необходимо достижение эмоционального контакта между педагогом и ребенком. Многое будет зависеть от того, насколько интересно организованы игры, насколько глубоко затронуты положительные эмоции ребенка. Для достижения этого необходимо вызвать у ребенка доверие и добиться положительной мотивации по отношению к занятиям. Кроме этого, важно поощрять любое проявление ребенком активности, хвалить, побуждать к новым попыткам говорить. Это поможет избежать сопутствующих нарушению речи психологических проблем – нежелания говорить, боязнь речи, негативизм.

Необходимо многократное повторение словесного материала. Малыши любят повторять одни и те же слова и действия. Это объясняется механизмом обучения: чтобы навык закрепился, необходимо большое количество повторений, и чем сложнее навык, тем больше времени и повторений потребуется.

Опыт работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста показывает, что для их обучения целесообразно использовать индивидуальную и подгрупповую форму работы. В каждой подгруппе (2-4 человека) должны быть дети с разными речевыми возможностями, что стимулирует развитие речи малышей, способствует формированию их коммуникативных функций.                            Основными направлениями коррекционно-развивающей работы являются:

  1. Развитие психических процессов (восприятия, слухового и зрительного внимания, памяти, мышления).
  2. Развитие импрессивной речи.
  3. Формирование экспрессивной речи.
  4. Работа над общими речевыми навыками.
  5. Развитие общей и мелкой моторики.

Учитывая специфику речевых нарушений у детей младшей группы, целесообразно использовать следующие приемы, наиболее характерные для данного возраста:

- показ и рассматривание предмета (Происходит знакомство с новыми словами, уточнение их значений и постепенное включение слов в пассивный, а затем в активный словарь детей, развивается восприятие речи. Используются реальные предметы, игрушки, муляжи, которые передают характерные внешние признаки предмета, их соотношение по величине. Рассказ как образец речи следует заранее продумывать, тщательно отбирая наиболее точные слова, объединяя их в короткие предложения, осуществлять в одинаковой последовательности: сначала сам предмет, затем – его форму, цвет, величину, вкус и другие признаки.. Следует предусмотреть многократное повторение слов в предложении.)

- выполнение действий с предметами (Способствует развитию восприятия и речевых средств, обогащению словаря детей. Ребенок значительно быстрее связывает новое слово с предметом, действием или признаком, если он широко опирается при знакомстве с ним на различные анализаторы. Очень важно, чтобы ребенок не только смотрел и слушал, но и действовал с предметом: трогал его, ощупывал, гладил, двигал и т.п. При этом словарь обогащается названиями действий, что способствует появлению в активной речи ребенка предложений.)

- просьбы, поручения (Помогает проверить понимание ребенком обращенной речи, способствует активизации собственной речи детей в ее обращенной и повествовательной форме. Одновременно с решением речевых задач происходит формирование у детей ориентировки в окружающей предметной среде.);

- повторение за ребенком слов, словосочетаний, предложений (прием применяется, когда дети начинают пользоваться активной речью, то есть могут ответить на вопрос одним словом или словосочетанием. При этом дети испытывают большие трудности и допускают  различные искажения слов. Повторяя детский ответ, педагог демонстрирует  правильное произношение, обращает внимание  детей на правильное структурное и грамматическое оформление слов. Если ребенок не хочет повторять требуемое слово, не надо настаивать, так как это вызывает негативную реакцию);

- вопросы – ответы (Используется, прежде всего, для активизации речи детей. Вопрос побуждает детей пользоваться словесной речью. Применительно к детям младшего дошкольного возраста  следует  различать два типа вопросов и правильно пользоваться ими в различных ситуациях: вопрос относящийся ко всем детям, и вопрос, заданный конкретному ребенку - персональный. Дети этого возраста длительное время вопрос, заданный всем детям, не относят к себе.);

- опосредованное общение через куклу ( игрушку) (способствует развитию восприятию и активизации речи. Опосредованное общение через игрушку создает непринужденную обстановку, что очень важно для развития речевой коммуникации, а также вызывает повышенный интерес к ознакомлению с новым предметом, обогащает речевые средства, ускоряет появление самостоятельной инициативной речи у детей. В отличие от описанных ранее приемов игрушка привлекается логопедом не для ознакомления с ней детей, а для того, чтобы организовать с ее помощью общение с детьми. Игрушкой может опосредованно осуществляться использование всех перечисленных приемов);

- многократное проговаривание речевого материала (При многократном проговаривании речевого материала  решаются следующие задачи: развитие восприятия речи детьми, обогащение словаря детей, развитие понимания различных грамматических форм слова и сочетаний слов. Образец речи следует готовить заранее. С целью многократного повторения отдельных слов можно использовать сказки)

- комментирование действий (Одним из приемов, обеспечивающих многократность восприятия слова детьми, может быть речь взрослого в процессе какой – либо деятельности. Использование данного приема способствует предупреждению аграмматизма в речи детей, а на определенном этапе выхода из моторной алалии способствует предупреждению заикания. Комментирование действий обеспечивает не только многократность повторения речевого материала, но и тесную действенную связь слова с обозначенным им реальным предметом, признаком, действием. Затруднения в понимании детьми комментирующей речи взрослых наблюдается редко, так как содержание ее базируется на конкретном  наглядном материале, связано с ситуацией, обусловлено выполняемой деятельностью).

Основная стратегия осуществляемых коррекционно-педагогических воздействий в младшей группе стоит в том, что на основе развития соответствующей возрасту детей когнитивной активности постепенно формируется потребность в вербальном общении, стимулируется становление самостоятельной речевой деятельности детей в контексте онтогенетически  адекватных  форм общения.

К концу четвертого года жизни дети должны:

  • уметь соотносить предметы и действия с их словесным обозначением;
  • понимать речь на уровне диалога;
  • понимать и выполнять 2-х ступенчатые инструкции;
  • понимать и по возможности называть 2-3 предмета, действия, признака по основным лексическим темам;
  • различать существительные в Им. падеже единственного и множественного числа;
  • понимать и называть существительные с суффиксом уменьшительности;
  • с помощью доступных средств общения поддерживать диалог;
  • договаривать простые фразы, предложения.

Формы и методы работы с родителями

Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьей с детьми с ОВЗ на одно из ведущих мест. Цели работы с родителями можно сформулировать следующим образом:

- выстраивание доверительных взаимоотношений педагога-воспитателя с детьми и родителями;

- определение запросов родителей и их позиции в воспитании ребенка;

- согласование совместного режима работы родителей и воспитателей, так чтобы возникающие проблемы решались оперативно и действенно;

- выработка общих требований в поведении ребенка, как в семье, так и во время его нахождения в дошкольном учреждении.

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы: родительские собрания, консультации, анкетирование, «Педагогические гостиные», День открытых дверей, родительские уголки, стенды различного содержания, игровые тренинги. А также современные формы, такие как совместная проектная деятельность, мультимедийные презентации, создание форумов и чатов для родителей, официальный сайт детского сада в интернете.   Главное донести до родителей знания, побудить их стать активными участниками образовательного процесса.

Взаимосвязь педагогов, узких специалистов, родителей осуществляется на протяжении всего коррекционного процесса. Присутствие родителей на различных мероприятиях позволяет педагогам установить с ними более тесные, доверительные отношения. Совместная деятельность сближает педагогов,  родителей и детей, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами. Родители оказываются вовлеченными в процесс коррекционно-развивающей работы, превращаются из сторонних наблюдателей в его участников.

Таким образом, комплексный подход и объединение усилий специалистов педагогического и медицинского профилей и семей воспитанников способствует повышению результатов коррекционно-развивающей работы, более высоким темпам психологического и речевого развития детей, более полному раскрытию возможностей и способностей, заложенных в детях природой.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сопровождение образования детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Подготовила учитель-дефектолог Шаталова Светлана Алексеевна МБДОУ детский сад №50 г.Ставрополь 2019г .

Слайд 2

Сопровождение – это организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и психологического развития ребенка.

Слайд 3

Цель сопровождения создание системы психолого-педагогических условий, необходимых для полноценного физического и психического развития, эмоционального и социального благополучия ребенка.

Слайд 4

Ключевыми направлениями работы в ДОУ с детьми с ОВЗ является: Диагностическая работа Коррекционная и развивающая работа Профилактическая и консультативная работа с педагогами и родителями

Слайд 5

Задачами этой работы являются: - Создание условий для сохранения и укрепления психофизического здоровья детей . - Максимальное содействие обучению в ведущих видах деятельности . - Содействие личностно-ориентированному пути становления ребенка. - Подготовка детей к социальным ситуациям развития и взаимодействия. - Поддержка кризисных особенностей возраста. - Создание преемственности в деятельности дошкольного и школьного сопровождения. - Вовлечение родителей в коррекционный процесс, улучшение социальной ситуации развития детей.

Слайд 6

Процесс сопровождения образования включает : - раннее выявление отклонений в развитии ребенка; - создание необходимой предметно-развивающей среды; - разработку и применение индивидуальных мер коррекции (ИОМ); - стимуляцию потенциальных возможностей ребенка; - осуществление профилактики неблагополучного развития детей. - обязательное обучение родителей педагогическим приемам общения со свои ребенком и приемам развивающих занятий в домашних условиях.

Слайд 7

Организация предметно-пространственной развивающей среды

Слайд 9

Особенности образовательной деятельности детей с ТНР младшего дошкольного возраста подражание взрослому активная роль педагога в игре н аглядность учет психологических и физиологических особенностей достижение эмоционального контакта положительная мотивация многократное повторение словесного материала индивидуальная и подгрупповая форма рабо ты

Слайд 10

Основные направления коррекционно-развивающей работы: 1. Развитие психических процессов (восприятия, слухового и зрительного внимания, памяти, мышления). 2. Развитие импрессивной речи. 3. Формирование экспрессивной речи. 4. Работа над общими речевыми навыками. 5. Развитие общей и мелкой моторики.

Слайд 11

Методические приемы обучения детей в младшей логопедической группе показ и рассматривание предмета выполнение действий с предметами просьбы и поручения повторение за ребенком слов, словосочетаний , предложений вопросы – ответы опосредованное общение через куклу ( игрушку) многократное проговаривание речевого материала комментирование действий

Слайд 12

К концу четвертого года жизни дети должны: уметь соотносить предметы и действия с их словесным обозначением; понимать речь на уровне диалога; понимать и выполнять 2-х ступенчатые инструкции; понимать и по возможности называть 2-3 предмета, действия, признака по основным лексическим темам; различать существительные в Им. падеже единственного и множественного числа; понимать и называть существительные с суффиксом уменьшительности; с помощью доступных средств общения поддерживать диалог; договаривать простые фразы, предложения.

Слайд 13

Формы и методы работы с родителями Цели работы с родителями можно сформулировать следующим образом: - выстраивание доверительных взаимоотношений педагога-воспитателя с детьми и родителями; - определение запросов родителей и их позиции воспитании ребенка; - согласование совместного режима работы родителей и воспитателей, так чтобы возникающие проблемы решались оперативно и действенно; - выработка общих требований в поведении ребенка, как в семье, так и во время его нахождения в дошкольном учреждении.

Слайд 14

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сопровождение адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада в рамках непосредственно образовательной деятельности

В данном материале представлены 3 из 15, разработанных мною развивающих адаптационных занятий (непосредственно образовательная деятельность) для детей 1,5-3 лет. Занятия (непосредственно образовательн...

Организация индивидуально-дифференцированного образования детей дошкольного возраста средствами психолого-медико-педагогического сопровождения.

Необходимость материала  обусловлена тем, что дети 6-7 лет  с общим недоразвитием речи:•80 - 90%  имеют те или иные отклонения физического здоровья;•18 - 20%  имеют пограничные (не...

«Медиа ресурсы в сопровождении образования детей с ограниченными возможностями здоровья»

Использование компьютерных технологий для дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями.Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, их социальная адаптация – один из приоритет...

Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста «Одарённые дети»

В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию ...

Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста «Одарённые дети»

В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию ...

Консультация для родителей "Психолого-педагогическое сопровождение образования детей с расстройством аутистического спектра"

В консультации для родителей дается описание технологий и приемов работы с  детьми с расстройством аутистического спектра....

Консультация для педагогов "Психолого-педагогическое сопровождение образования детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью"

В  консультации даны практические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению образования детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью....