Консультация для родителей "Психолого-педагогическое сопровождение образования детей с расстройством аутистического спектра"
консультация по коррекционной педагогике

Кальницкая Елена Николаевна

В консультации для родителей дается описание технологий и приемов работы с  детьми с расстройством аутистического спектра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_rabota_s_ras_.microsoft_office_word.docx35.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад  «Белочка»

Консультация для педагогов

Психолого-педагогическое сопровождение образования детей

с расстройством аутистического спектра

Подготовила:

Кальницкая Елена Николаевна

старший воспитатель

пгт. Федоровский, 2020 г.

1.Термин «аутизм»  был впервые введен Е. Блейлером. Впервые целостное описание синдрома РДАдалЛ. Каннер. Он же в  сотрудничестве с Г. Аспергером  разграничил аутизм от шизофрении. Основными дифференциальными признаками аутизма и шизофренииявляются:положительная динамика, отсутствие галлюцинаций,снижение способностей не наступало после периода нормального функционирования.Отечественные исследователи аутизма:С.С. Мнухин, К.С. Лебединская и О.С. Никольская.

Под термином ранний детский аутизм понимают «отрыв от реальности, уход в себя, пассивность и сверхранимость в контактах со средой».

Под определение «аутистические черты личности» подпадают качественные нарушения в сфере социального взаимодействия;

качественные нарушения способности к общению;

органические повторяющиеся и стереотипные модели поведения, интересов и видов деятельности.

К причинам появления аутизма относят:

-генетический фактор

-органическое поражение ЦНС

-психогенный фактор

Существует несколько вариантов отношения аутичного ребенка к матери:

- задержка узнавания матери, малая потребность в ней

- симбиотическая связь с матерью, непереносимость ее отсутствия

-амбивалентность в отношении

Для аутичного ребенка характерно наличие страхов:

-сверхценные (одиночества, высоты)

-бредоподобные, неадекватные (своей тени, предметов)

Встречаются различные виды стереотипий:

Двигательные

Сенсорные

Речевые

Поведенческие

Влечение к ритму

Особенности речи

Например, к виду сенсорных стереотипий-переливание воды из стакана в стакан, относится  тактильная стереотипия.

- облизывание игрушек-   вкусовая  стереотипия

- верчение игрушек перед глазами- стереотипные зрительные ощущения

13. Соотнесение описания поведения ребенка с аутизмом с классификацией О.С. Никольской.

  1. Елена К. 3.5 лет. При появлении диагноста ребенок начинает громко плакать и проявлять агрессию к незнакомому взрослому. Не отпускает мать ни на минуту. Девочка прячет голову в складки одежды матери и отказывается вступать в контакт. На показ ярких игрушек реагирует агрессией. Успокоившись, тянется к игрушкам, ломает их, ритмично стучит игрушками по верхним резцам. Положив игрушку на стол, каждый раз  облизывает пальцы.___ 2 группа_
  2. Костя Б. 10 лет.До года развивался в соответствии с возрастными нормативами. В 1г. 8 м. перенес краснуху, после чего стал наблюдаться распад речевой функции. Мальчик перестал реагировать наразличного вида дискомфорт. Снизились болевые ощущения. В незнакомом помещении ребенок перемещается стремительно, наблюдается карабканье за любым понравившимся предметом, при этом ребенок в качестве опоры может использовать как стул, так сидящего на этом стуле человека. Быстро теряет интерес к взятым игрушкам. ____1 группа  
  3. Кирилл В.7 лет. В поведении наблюдается отрешенность. На диагностическом приеме ведет себя спокойно, агрессии не проявляет. Комплекс оживления отмечается только при показе букв и цифр. Ребенок без предъявления задания начинает складывать из кубиков слова из 7-8 букв. Увидев кубики с цифрами, начинает называть номера машин, которые когда-то видел.  3 группа_

4.Саша Н. 8 лет. Боится заходить в незнакомую комнату. Пинает дверь. Увидев на столе красный кубик, с криками и плачем выбегает в коридор. Так реагирует на все красные предметы._3 группа

  1. Примеры логопедических заключений
  1. года. Ваня С.

        Не использует паралингвистические средства речи. Глазной контакт отсутствует. Оказавшись в незнакомом помещении выполняет целенаправленный дрейф, пытается захватить интересующий его предмет. Насыщение желаемым предметом происходит мгновенно. Отмечаются эхолалии. Ребенок с постоянной восторженной интонацией повторяет сочетание «Вот она!», при этом захват игрушки (предмета) не происходит. Вступает в краткосрочный формальный контакт с логопедом. В активном словаре около 15 слов и словосочетаний (придумай, иди, елочка зеленая и т.д.). Однако отдельные слова появлялись в речи  только единожды. Другие словесные реакции воспроизводятся вне адекватной ситуации. Звукопроизношение не нарушено, слоговая структура слова сохранна. В лексиконе отсутствуют личные местоимения, о себе говорит в третьем лице, нет слов -  мама, папа).1 уровень системного недоразвития речи

             5 лет. Алексей М. Глазной контакт формальный, кратковременный. В момент обследования не слушает вопросы логопеда. Копируя интонацию диктора, проговаривает названия автобусных остановок знакомого маршрута. Остановив взгляд на форзаце альбома обследования, отворачивается к стене и воспроизводит информацию о тираже книги. С удовольствием читает сказку и дословно рассказывает ее. Возникают проблемы с пересказами текстов, т.к. не может найти синонимов к искомому слову и нарушить порядок слов в предложении. К другим заданиям интереса не возникает. Время от времени стремится подойти к зеркалу и «поговорить» со своим отражением. В этот момент речь становится непонятной. 3 уровень системного недоразвития речи

            7 лет. Денис. Г. На занятия к логопеду и дефектологу ребенок приходит с телефонами или пультом от телевизора. При попытке изъять эти предметы проявляется агрессия и самоагрессия, полный отказ от выполнения заданий. Речь мальчика представляет цепочку гласных. Ребенок четко выделяет все гласные в словах и произносит звуки в быстром темпе. При анализе его речевой продукции оказалось, что Денис пользуется фразовой речью, но воспроизводит в словах только гласные звуки. Изолированно четко проговаривает «Р», свистящие и шипящие звуки. Родители ребенка отмечают, что звук «Р» первым появился в речи ребенка. Большинство согласных раннего онтогенеза отсутствуют. 1 уровень системного недоразвития речи

        Проведенные исследования позволили выделить ряд критериев, способствующих разграничению уже начальных проявлений РДА на вышеуказанные варианты, предполагающие возможность дифференциации самых ранних коррекционных подходов.

 I группа (8%) — с преобладанием отрешенности от окружающего: наличием полевого поведения (целенаправленного дрейфа от одного объекта к другому, карабканья по мебели, туловищу взрослого, длительного пассивного созерцания беспредметных объектов; случайных непроизвольных действий, указывающих на определенное запечатление окружающего и ориентацию в пространстве; ритмической вокализации). На первом году жизни у этих детей отмечалась гиперсензитивность к сенсорному и аффективному дискомфорту, перемене обстановки. Имелось опережающее развитие речи. На втором году чаще после соматического заболевания, психогении возникал и резкий, нередко катастрофический распад речи, навыков, потеря визуального контакта, реакции на обращение, физический дискомфорт. Нозологически здесь речь идет о злокачественно текущей шизофрении.

 II группа (62%) — с преобладанием аутического отвержения окружающего: одержимостью двигательными, сенсорными, речевыми стереотипиями, импульсивными движениями, однообразием Игры с привлечением неигровых предметов, выраженностью нарушений чувства самосохранения, «феномен тождества»; многочисленными страхами гиперсензитивного характера; нередко — отставанием в психическом развитии, а также симбиотической связью с матерью. В первые месяцы жизни отмечались выраженные редкие судорожные припадки. Этот вариант РДА может быть обусловлен как шизофренией, так и органическим поражением.

 III группа (10%) — с преобладанием аутистического замедления окружающего сверхценными пристрастиями, особыми, отвлеченного характера интересами и фантазиями, расторможенностью влечений. Страхи носили бредоподобный характер. В сюжете игры, отношении к близким и детям выступала агрессивность. Отмечалась слабость эмоциональных привязанностей. На первом году жизни были типичны мышечный гипертонус, напряженность или сопротивление при взятии на руки. Нозологическая квалификация этой группы представляет определенные трудности. Речь может идти как о вялотекущей шизофрении, так и об аутистической психопатии (вариант синдрома Аспергера).

IV группа (21%) — с преобладанием сверхтормозимости окружающим миром, ранимости, пугливости. Характерным были пониженный фон настроения, сверхценные страхи, тихая малоподвижная игра; нарастание боязливости и скованности при малейшем изменении привычного стереотипа. Интересы (к природе, музыке) и сюжеты фантазий обнаруживали стремление к уходу от непосильных нагрузок реальности. Типичны заторможенность и неуверенность движений. На первом году жизни отмечался мышечный гипотонус, слабость реакций на физический дискомфорт, неустойчивость настроения, физическая и психическая истощаемость. Сверхпривязанность к матери выступала не только как к источнику защиты, но и к эмоциональному донору, а также посреднику в трудных социальных контактах. Эти дети стремились к аффективному освоению положительных социальных стереотипов. Данный вариант РДА с нозологических позиций может, очевидно, представлять собой особую форму конституциональной аномалии развития (истинный «синдром Каннера»), а при легкой выраженности — вариант аутистической психопатии Аспергера

  1.  Таблица «Основные направления работы с детьми с аутизмом»

I группа

1. Установление эмоционального контакта. Дать возможность ребенку успокоиться. Наблюдение за ребенком.

2. Установить с ребенком тактильный контакт.

3. Выполнение совместных движений, подключиться к его стереотипии и управлять ею

II группа

1.Подключение к стереотипии

2. Перевод стереотипии в сенсорную игру

III группа

1. Установление формального контакта

2. Сопереживание печальной истории

3. Рисункотерапия и преобразование негативной ситуации в позитивную

4. Психотерапевтические игры

IVгруппа

1.Беседа с матерью

2. Изучить интересы ребенка и литературу

3. Организовать коррекционную помощь учитель-ученик (в роли ученика - педагог)

  1. Если ребенок боится заглянуть в шкаф, где находится его одежда, то необходимо создать ситуацию, которая поможет ребенку освоить новое бытовое пространство.Например, создать игровую ситуацию, в которой любимая игрушка вешает в шкаф свою одежду. Как ей нравится, что одежда находится в шкафу. Нарисовать шкаф и одежду в нем.
  2. Если Вы решили изменить маршрут прогулки аутичного ребенка. То алгоритм действий будет следующим.Подробно рассказать, как и где будет проходить маршрут, что будет встречаться на пути, как интересно будет идти там. Нарисовать маршрут.

Примеры преобразования терапевтической игры в сенсорную- игры с водой, с крупой.

Варианты агрессии у детей первой группы_самоагрессия. Нейтрализовать проявления самоаграссии у ребенка первой группывозможноуменьшив интенсивность вмешательства.

Вариантами агрессивногоотношения к окружающим объектам и людям ребенка второй группыявляются циклические агрессивные разряды, импульсивные агрессивные действия, агрессия по отношению к близким, генерализованная агрессия. Разрешением для ситуации, связанной с «цикличными агрессивными разрядами» будет избегание появления этих предметов во время занятия. Разрешением для ситуации, связанной с «импульсивными агрессивными действиями» будет крепко обнять ребенка или, прижимая к себе, покачать. Разрешением для ситуации, связанной с «генерализованной агрессией»будет подключиться к действиям ребенка  и перевести в игру.

Разрешение для ситуации, связанной со «свернутой психодрамой». Например, девочка захлопывает дверцу шкафа, в который брошена игрушка, напряженно шепча: «Закрыть, закрыть, чтоб не вышел». При этом ребенок приходит в возбуждение, усиливаются его аутостимуляторные действия. В основе подобного явления лежит, как показывает опыт коррекционной работы, ранее пережитый страх. Так, в приведенном выше примере в агрессивных действиях девочки отражался испытанный ею в прошлом сильный страх, связанный с эпизодом, когда в детском саду дети заперли ее в туалете.

Проиграть   ситуацию спасения игрушки из шкафа.

Разрешение для ситуации, связанной с «агрессивным контактом».

Например, такой ребенок начинает подталкивать на улице прохожих, может крепко обхватить и повалить другого ребенка.

Объяснить ребенку, что прохожих на улице толкать нельзя,  предложить игру «Не задень»  стараться обойти прохожих.

Чтобы заставить отказаться ребенка третьей группы от стремления создавать агрессивные образы, можно применять рисункотерапию, вносить положительные элементы в рисунок.

Как гасить устойчивые проявления агрессии?

Пример: мальчик погружен в свои фантазии о страшных собаках — слугах злого волшебника, о тех расправах, которые они могут учинить каждому, о глубоких пещерах, где они живут и «творят всем зло».

По просьбе он соглашается все детали этой фантазии изобразить на бумаге: рисует схематично и разорвано, фиксирует главным образом отрицательно окрашенные аффективные детали: «черная спина», «страшные зубы», «черное отверстие» (обозначающее подземелье) и запутанные нити подземных лабиринтов.Нарисовать положительные моменты, что собаки защитники и спасатели. Что спят они на мягких красивых ковриках.

Чтобы нейтрализовать агрессию по отношению к окружающим людям нужнокрепко обнять ребенка.

Чтобыустранить вспышку самоагрессии у ребенка 4 группы нужна постоянная эмоциональная поддержка, повышение уверенности в себе.

Чтобы гасить вспышки генерализованной агрессии у ребенка 4 группы необходимо сразу пытаться вводить сюжет, внутри которого могли бы быть актуализированы агрессивные тенденции ребенка, но не в форме его примитивных манипуляций игровым материалом, а в большей степени в виде переживания моментов «экспансии».

В современном мире практикуются различные виды терапии для детей с аутизмом. Например,иппотерапия- лечение с помощью лошади.

Холдинг-терапия включает в себя повторяющиеся процедуры холдинга – удержания ребенка на руках у родителей до его полного расслабления (физического и эмоционального).

Основные положения поведенческой терапии при аутизме. При этом подходе все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза, и др., разбиваются на мелкие блоки – действия (behaviors). Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. При разучивании действий ребенку дают задание, если он не может справиться один, дают подсказку, а затем вознаграждают правильные ответы и игнорируют неправильные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сопровождение детей, имеющих расстройства аутистического спектра в дошкольном образовательном учреждении»

Одной из приоритетных задач современной образовательной политики нашего государства является развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих равную доступность услуг ...

EduQuest (ЭдуКвест) технология как ресурс повышения качества сопровождения детей с расстройством аутистического спектра в дошкольном образовании

В статье описана современная технология EduQuest (ЭдуКвест), используемая при оказании психолого-педагогической поддержки детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра (далее &nda...

Статья "Театрализованная деятельность, как средство коррекции нарушений у детей с расстройством аутистического спектра", в журнале "Педагогическая позиция" № 34; Статья в Методическом вестнике ДАЙДЖЕСТ-Сопровождение "особого ребенка" в СРП, 2017г.

Зная особенности детей в группе и изучив возможности настольной театральной деятельности, я решила использовать ее на своих занятиях. Это оказалось одним из самых эффективных способов воздействия на д...

Дискуссия-вертушка «Педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра»

В статье рассматриваются условия для максимальной включенности педагогов в обсуждение всех аспектов по проблеме обучения и развития детей с расстройствами аутистического спектра...

Консультация "Формирование социально-бытовых навыков у детей с расстройствами аутистического спектра"

Консультация знакомит с  особенностями формирования социально-бытовых навыков у детей с РАС. Также перечислены уровни помощи и раскрыты этапы формирования некоторых навыков....

Консультация для воспитателей «СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В ДОУ».

В психолого-педагогическом отношении дети с РАС выделены в особую группу,поскольку взаимодействие с другими людьми (в том числе, с родителями, воспитателями,педагогами, психологами) строится иначе, че...

Консультация для родителей "Развивающие игрушки для детей с расстройством аутистического спектра"

Увжаемые педагоги и родители детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра, предлагаю вашему вниманию консультация на тему "Развивающие игрушки для детей с расстройством аутис...