Консультация для воспитателей «СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В ДОУ».
консультация

Тюркина Анна Сергеевна

В психолого-педагогическом отношении дети с РАС выделены в особую группу,

поскольку взаимодействие с другими людьми (в том числе, с родителями, воспитателями,педагогами, психологами) строится иначе, чем при других нарушениях развития, в связи скачественными нарушениями коммуникации и социального взаимодействия. Даже пристоль тяжёлом нарушении, как слепоглухота, воспитание и обучение опирается навзаимодействие с ребёнком, в то время, как при аутизме сама коммуникация, потребностьв ней искажена, а в тяжёлых случаях фактически отсутствует. Следовательно, решению традиционных задач дошкольного образования должно предшествовать хотя бы частичное преодоление, смягчение обусловленных аутизмом трудностей, прежде всего, социально-коммуникативных и поведенческих. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

        «СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В ДОУ».

Что такое аутизм?

Аути́зм — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Термин «аутизм» (от греческого autos – сам) означает «оторванность ассоциаций от данных опыта, игнорирование действительных отношений».

То есть ребенок - аутист находится как бы сам в себе, он отгорожен от окружающего мира стеной, оторван от реальности и не может адекватно на нее реагировать. Отсюда и расстройства речи, моторики, стереотипность деятельности и поведения, приводящие таких детей к социальной дезадаптации.

Проявление аутизма (В.В.Лебединский, О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М.Либлинг)

  1. Экстремальное одиночество ребенка, нарушение его эмоциональной связи даже с самыми близкими людьми.
  2. Крайняя стереотипность в поведении, проявляющаяся и как консерватизм в отношениях с миром, страх изменений в нем, и как обилие однотипных аффективных действий, влечений интересов.
  3. Особое речевое и интеллектуальное недоразвитие, не связанное, как правило, с первичной недостаточностью этих функций особый, чрезвычайно характерный тип психического дезонтогенеза.

Классификация по шкале МКБ 10.

  • детский аутизм (F84.0) аутистическое расстройство, инфантильный аутизм, инфантильный психоз, синдром Каннера;
  • атипичный аутизм (F84.1) с началом после 3 лет;
  • синдром Ретта (F84.2);
  • синдром Аспергера (F84.5) аутистическая психопатия.

Не существует «типичного аутиста». У людей наблюдается множество различных проявлений аутизма, от легких до тяжелых.

Классификации РДА, предложенной в 1985г С.С. Никольской, детей с РДА можно разделить на 4 группы:

  1. Дети с полной отрешённостью от окружающего мира, полным отсутствием потребности в контакте, полевым поведением, мутизмом, отсутствием навыков самообслуживания.
  2. Дети, с активным отвержением окружающего мира, с преобладанием многочисленных стереотипий.
  3. Дети, с преобладанием сверхценных интересов, фантазий, повышением влечений.
  4. Дети, с чрезвычайной ранимостью, тормозимостью в контактах, робостью, поиском защиты у близких людей, стремлением к выработке социально положительных стереотипах поведения.

Категория детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы крайне неоднородна.  Поэтому дети с РАС нуждаются в коррекционно-воспитательной индивидуальной деятельности, которая позволяет сформировать базовые навыки:

  • развитие ощущений и восприятия, зрительно-моторной координации
  • развитие навыков самообслуживания
  • развитие речи и коммуникативных склонностей.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА.

В диагностический период специалисты проводят следующую работу: идет сбор данных об особенностях психофизического развития ребенка (смотрим медицинскую карту развития, ИПРА, заключение ЦПМПК; проводится первичная консультация с родителями.

Родителям предлагается заполнить анкету, в которую включены вопросы об особенностях общения в семье, уточняем эмоциональную реакцию на других детей или взрослых, как родители поощряют или по необходимости наказывают, понимает ли ребенок инструкции, идущие от родителей; уточняется время нахождения ребенка в ДОУ.

Адаптационный этап.

Адаптация к условиям детского сада является крайне важным и часто непростым этапом для детей с РАС. Надо отметить, что длительность адаптационного периода с момента начала посещения ДОУ в среднем 2 месяца и больше.

Адаптация у таких детей затруднена, прежде всего, из-за нарушений коммуникации и социализации, а также в связи с наличием дезадаптивных форм поведения, к которым относятся: агрессия, аутоагрессия, самостимуляция, импульсивность, полевое поведение и другие особенности поведения, препятствующие адаптации.

На этом этапе важно придерживаться следующих установок: доброжелательное, оптимистичное, терпимое отношение к детям, но в то же время надо быть требовательными в процессе обучения и повседневной жизни.

Нельзя позволять ребенку управлять собой. Надо помогать аутичному ребенку налаживать контакт с другими детьми: стараться вовлекать в общие игры, предотвращать возможные агрессивные и неадекватные действия. При этом важно не просто пресекать недопустимые поведенческие проявления, а обучать ребенка более «правильным», социально-приемлемым способам взаимодействия со сверстниками

После проведения диагностического и адаптационного этапов наступает время активирующего этапа, во время которого по завершению проведенной диагностики, педагоги проводят обобщение и анализ результатов. Затем, на заседании психолого-педагогического консилиума, дается оценка состояния ребенка, уровня его развития, запаса знаний, поведенческих навыков. Диагностика служит основой для разработки индивидуальной образовательной программы ребенка.

Формирующий и корригирующий этапы являются основными в коррекционной работе. Главным принципом работы с данной категорией детей является положение о том, что ребенка-аутиста нужно учить всему, само ничего не получится и просто так не появится.

Так как основной целью коррекционной работы является развитие умений социального взаимодействия.

1 период - установление контакта. Первое взаимодействие с ребенком может длиться очень недолго, буквально 3 секунды. Но постепенно время активного контакта необходимо увеличивать, предлагая ему сенсорные стимулы (мыльные пузыри, вращающиеся предметы — волчки, колесики, заводные и музыкальные игрушки), игры с мячом или конструктор. Важно учитывать личные предпочтения ребенка, доступность игры для него и пользу, и цель, которые планирую достичь при помощи игровых действий.

Любые задания предлагаются в наглядной и игровой форме, объяснения  должны быть простые, повторяющиеся по несколько раз. Речевые задания произносятся голосом разной громкости, с обращением внимания на тональность. Занятия носят ритуальный характер.

2 период — формирование навыков учебного поведения. Ведущей задачей является общая организация поведения ребенка: формирование установки на выполнение задания, выработка усидчивости, удержания внимания, привыкание к ситуации обучения. Важно соблюдать принцип постепенности и дозирования подачи нового материала, так как дети с РАС негативно воспринимают все незнакомое.

Можно включать игры с ритмичным стуком (барабан, палочки, музыкальные тарелочки и др.), раскачивание на качелях, лазание по шведской стенке, кружение на вращающемся тренажере; игры на развитие мелкой моторики (нанизывание бусин на стержень, проволоку, шнурок; различные обводки, шнуровки и др.), которые помогают улучшить контакт, увеличить спектр чувственных ощущений, улучшить моторные навыки.

Инструкции и задания во время образовательной деятельности формулируются четко и кратко. Подкрепляю желаемое поведение ребенка с помощью значимых для него стимулов и похвалы.

3 период — развитие познавательной сферы. На данном этапе решаются задачи интеллектуального развития ребенка. В коррекционной работе с ребенком с РАС положительная динамика наблюдается тогда, когда ему все меньше требуется развернутая помощь взрослого. Если в начале работы педагог сопровождает все свои действия эмоциональными комментариями (даже если ребенок никак не реагирует на происходящее), то через некоторое время ребенок включается в совместные действия с педагогом.

Таким образом, используя, в коррекционно-развивающей работе с детьми с РАС различные игры, мы расширяем опыт использования ребенком игрушек и игр, помогаем поддерживать эмоциональный контакт с другими детьми, формируя устойчивую совместную деятельность, а также стимулируем развитие его личности, способствуем формированию его речевых, коммуникативных и социальных навыков.

Взаимодействие с родителями

При планировании работы с семьей необходимо учитывать такие факторы, как её состав, образование, возраст родителей, материальные и бытовые условия жизни. Все эти факторы влияют на педагогическую функцию семьи. Ведь каждая семья – это малая социальная группа. Родителям требуется систематическая и квалифицированная помощь, поддержка. Поэтому с родителями обсуждаются положительные моменты.

Если что-то не получается, то можно проговорить или проиграть вместе ситуации. Родители должны иметь реалистичное представление о возможностях и способностях своего ребенка. Необходимо научить родителей приемам и методам воспитания и развития ребенка с ОВЗ.

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА.

Аутичные дети видят смысл какой-либо деятельности только тогда, когда она четко заранее запрограммирована: дети должны знать, что делать в первую очередь, какую последовательность действий совершать, как закончить. Например, во время занятия физкультуры им непонятно, зачем и как долго надо бегать по кругу. Но их деятельность будет более осмысленной, если в зале на полу разложить несколько игрушек и дать ребенку конкретное задание: каждый раз, пробегая мимо игрушек, брать одну из них и бросать в корзину. Когда все предметы будут собраны, перейти с бега на шаг, и, пройдя еще один круг, сесть на скамейку. Таким образом, ребенок будет видеть план своих действий и станет более спокойным. Подобной осмысленности необходимо добиваться при выполнении любого задания. Ребенок всегда должен знать, зачем он будет выполнять то или иное действие.

С этой целью в помещении, где находится аутичный ребенок, можно разместить так называемые пооперационные карты, на которых в виде символов обозначена четкая последовательность действий. Так, схему, отражающую нужную последовательность действий ребенка при сборах на прогулку, можно нарисовать на шкафчике.

Дети с нарушениями в общении любят заниматься коллекционированием, поэтому их можно и нужно привлекать к работе по сортировке предметов. Они могут стать неоценимыми помощниками воспитателя, в тех случаях, когда нужно, например, разложить карандаши по цвету, кубики по размеру, вырезанные шаблоны по форме. В школе можно привлекать таких детей к созданию и сортировке гербариев, коллекций камней, ракушек, фотографий. Они неплохо справляются с ведением ежедневных записей-наблюдений за животными в живом уголке (но не на первых стадиях работы.

Аутичный ребенок плохо осознает свое тело. У него может быть нарушена пространственная ориентация. Поэтому полезно разместить в групповой комнате нескольких зеркал на уровне глаз ребенка. Время от времени воспитатель может привлекать внимание ребенка к его отражению. Этот прием, который уже был описан выше, дает положительные результаты.

Лучше осознать свое тело аутичному ребенку поможет упражнение, которое успешно применяется в детских садах: положив ребенка на большой лист бумаги, педагог или дети из группы обводят контур его тела, а затем вместе, называя вслух части тела и предметы одежды, закрашивают этот контур.

Для развития тактильного, зрительно-тактильного, кинестетического восприятия можно использовать такие игры как «Волшебный мешочек», «Угадай предмет». Полезно предложить детям складывать головоломки на ощупь, с закрытыми глазами (вместо головоломок можно использовать «Рамки Монтессори».

На первых этапах работы с аутичными детьми рекомендуется предлагать им игры с жесткой последовательностью действий и четкими правилами, а не сюжетно-ролевые, где необходима диалоговая речь. Для закрепления навыков каждую игру следует проиграть не один десяток раз, тогда она может стать своего рода ритуалом, которые так любят дети данной категории. Во время игры взрослый должен постоянно проговаривать свои действия и действия ребенка, четко обозначая словами все, что происходит с ними. При этом педагога не должно обескураживать то, что ребенок не проявляет ни малейшего интереса к словам. Не надо отчаиваться: многократное повторение одной и той же игры, одних и тех же слов принесет свои плоды, — ребенок сможет включиться в общую деятельность.

Если ребенок работает в прописях, можно указывать в них стрелками направление движения руки. Аутичным детям рекомендуется давать графические задания, в которых требуется узнать и дорисовать какую-то деталь предмета, а не нарисовать его полностью.

Иногда аутичному ребенку необходима физическая помощь в организации действия: взрослый в буквальном смысле «работает» руками ребенка, пишет или рисует вместе с ним, держа один карандаш.

Нельзя забывать, что телесный контакт, а также упражнения на расслабление будут способствовать снижению уровня тревожности ребенка. Можно использовать с этой целью и пальчиковые игры.

Аутичным детям трудно осваивать любой новый вид деятельности, но они всегда стремятся выполнить все хорошо, поэтому на первых этапах работы надо подбирать такие задания, с которыми они обязательно справятся. Ваша помощь и Ваша похвала помогут закрепить успех и повысить уверенность ребенка. Даже если реакция на Ваши слова не проявляется внешне, доброжелательный тон и слова поддержки создадут положительную эмоциональную атмосферу, которая со временем поможет сделать Ваше взаимодействие с ребенком более эффективным.

Аутичным детям свойственна психическая пресыщаемость, они быстро истощаются физически, поэтому для них необходим индивидуальный ритм работы, более частое переключение с одного вида деятельности на другой. В детском саду эту проблему решить легко: ребенка не надо загружать непосильными для него заданиями.

Для улучшения пространственно-временной ориентации аутичного ребенка необходима терпеливая работа педагога. Можно составить план группы с указанием расположения предметов; оформить распорядок дня, используя символы и рисунки. Однако недостаточно просто составить и повесить схемы, необходимо как можно чаще “путешествовать” с ребенком по ним, узнавая и называя предметы (на первых этапах, если ребенок не захочет повторять названия, воспитатель или учитель может делать это сам).

Как отмечалось выше, детям с аутизмом свойственны бесцельные монотонные движения, раскачивания. Отвлечь их от стереотипного ритма можно, используя эмоционально насыщенные ритмические игры и танцевальные движения. Регулярные занятия будут способствовать уменьшению двигательных расстройств.

Если ребенок не принимает инструкций и правил, которые Вы ему предлагаете, ни в коем случае не навязывайте их насильно. Лучше присмотритесь к тому, что и как хочет делать он сам, подыграйте ему, займитесь тем, что ему интересно. Это поможет наладить с ребенком контакт.

С аутичными детьми необходимо заниматься физическими упражнениями, так как подобные занятия помогают им лучше чувствовать свое тело, способствуют улучшению координации движений.

Рисование красками (кисточками, штампами и особенно пальцами) помогает детям снять излишнее мышечное напряжение. С этой целью полезна также работа с песком, глиной, пшеном, водой.

ПРАВИЛА РАБОТЫ С АУТИЧНЫМИ ДЕТЬМИ:

1. Принимать ребенка таким, какой он есть.

2. Исходить из интересов ребенка.

3. Строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребенка.

4. Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка).

5. Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.

6. Чаще присутствовать в группе, где занимается ребенок.

7. Как можно чаще разговаривать с ребенком.

8. Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения.

9. Терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты и т. п.)

10. Избегать переутомления ребенка.

КАК ИГРАТЬ С АУТИЧНЫМИ ДЕТЬМИ

Поскольку аутичные дети болезненно воспринимают смену обстановки, то все индивидуальные игры рекомендуется проводить за столом. Кроме того, для аутичных детей (при условии, что с ними уже установлен контакт), будут полезны дыхательные и релаксационные упражнения.

 «Рукавички»

Цель: включение аутичных детей в групповую работу.

Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою «пару», отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаковые рукавички.

Дети сразу видят и понимают целесообразность своих действий (ищут пару). Педагог наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются. Проводить игру рекомендуется в два этапа. На первом этапе дети только ищут парную рукавичку. Проиграв подобным образом несколько раз можно переходить ко второму этапу: найдя пару, участники игры раскрашивают парные рукавички.

«Щепки но реке»

Цель: создать спокойную, доверительную атмосферу.

 Участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой руки. Это все вместе - Вода одной реки.

По реке сейчас поплывут Щепки. Первый ребенок, первая Щепка, начинает движение. Он сам решит, как будет двигаться. Например, закроет глаза и поплывет прямо. А Вода плавно поможет руками Щепке найти дорогу. Возможно, щепка поплывет не прямо, а будет крутиться. Вода должна и этой щепке помочь найти дорогу. Может быть, Щепка, оставив глаза открытыми, будет двигаться хаотично или кругами. Вода должна и ей помочь. Когда Щепка проходит до конца Реки, она становится рядом с последним ребенком и ждет, пока не приплывет следующая, которая встает напротив первой. Тем самым они составляют Реку и постепенно удлиняют ее. Так, неспешно. Река будет блуждать по классу, пока все дети не проплывут по Реке, изображая Щепки.

Дети сами могут решить, как они в качестве «Щепок» будут двигаться по «Воде»: медленно или быстро. Дети, которые будут Водой, должны потренироваться приостанавливать и направлять самые разные Щепки. Аутичному ребенку не обязательно быть в роли Щепки.

 «Охота но тигров»

Цель: научить детей планировать свои действия во времени.

Группа участников встает в круг. Водящий выходит за круг, становится спиной к группе и начинает громко считать до 10, В это время участники передают друг другу маленького игрушечного тигра. После окончания счета тот, у кого находится тигр, вытягивая руки вперед, закрывает тигра ладошками. Остальные участники делают то же самое. Задача водящего — найти тигра.

Как правило, аутичным детям трудно сразу включиться в игру, поэтому сначала необходимо дать им возможность понаблюдать за ходом игры со стороны.

«Покажи нос»

Цель: помочь детям ощутить и осознать свое тело.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем мы играть.

Вы смотрите, не зевайте

И за мной все повторяйте,

Что я вам сейчас скажу

И при этом покажу.

Воспитатель, называя части своего тела, показывает их на себе, кладет на них руку. Дети повторяют за ним движения, показывая на себе названные части тела. Затем воспитатель начинает «путать» детей: называть одну часть тела, а показывать другую. Дети должны заметить это и не повторить неверные движения.

«Кто я?»

Цель: развитие представлений и воображения ребенка

Содержание: Взрослый поочередно надевает на себя атрибуты представителей различных профессий (врач, артист, дирижер, дрессировщик, милиционер и т. д.) Ребенок должен отгадать, кто это был.

«Покажи по-разному»

Цель: научить детей распознавать и показывать различные ощущения и действия, ознакомить их со словами-антонимами

1 этап игры: Взрослый говорит:

Вот я захожу в ворота высокие (и сопровождает свои слова показом, а вот я захожу в ворота.  (взрослый пригибается) Какие? Ребенок должен назвать антоним к слову «высокие».

Я несу легкий пакет (показывает, а теперь я несу (показывает). Какой пакет?

Я перехожу широкую реку (показывает, а вот я перепрыгиваю через ручей (показывает) Какой?

Я иду медленно, а вот я иду.  Как?

Я гуляю, мне жарко. Но вот подул ветер, и мне.

Я смотрю грустный спектакль. А теперь смотрю.

2 этап игры: Все действия выполняет ребенок, а взрослый комментирует или устанавливает правила игры, например. «Если я скажу, что ворота высокие, то ты идешь, как обычно, а если я скажу, что ворота низкие, то ты пригибаешься» и т. д.

«Солнечный зайчик»

Цель: развитие внимания и умения ориентироваться в пространстве.

«К нам в гости пришел Солнечный зайчик. Найди, где он находится. (Педагог включает фонарик и светит им на стенку). А теперь зайчик будет двигаться. Запомни, как он двигался, и нарисуй его путь». Ребенок следит взглядом за движением светового пятна, а затем зарисовывает траекторию пути зайчика на бумаге. Вместо фонарика можно использовать лазерную указку, а в солнечный день — зеркальце.

        



Предварительный просмотр:

Индивидуальное сопровождение ребёнка с расстройствами аутистического спектра в группе ДОУ

Выявленные проблемы

Образовательная область

Задачи

Методы, приемы, упражнения

1. Зрительный контакт устанавливает на короткое время

Социально- коммуникативное

развитие

Познавательное развитие

Учить устанавливать зрительный контакт (1 – 5 секунд);

Учить проявлять эмоциональную реакцию на ласковое обращение к нему знакомого взрослого;

Формировать потребность эмоционально-личностного контакта со взрослым;

Формировать фиксацию взора на яркой и озвученной игрушке и действиях с ней (прослеживание за ее перемещением по горизонтали и вертикали на расстояние 30 см). Научить удерживать взгляд на предметах, объектах.

Прослеживать взглядом за упавшим предметом.

«Кто это?», «Где Ваня?», «Где тетя?». (Стребелева Е.А. стр. 8).

«Испечем оладушки»,

«Кто спрятался», «Кто это», «Ку-ку»

Стребелева стр. 7

«Позови петрушку»,

«Кто в домике живет»

(Стребелева стр.79).

Дидактические игры: «Прокати шарик», «Собери мозаику», «Постучи молотком».

Игры с кубиками и мячиками («Бах, упало!»).

2. Не имитирует действия других

Познавательное развитие

Формировать умение имитировать действия других (постучи по столу, помаши, поздоровайся за руку, положи кубик ведро, шарик в бутылку, стукни молотком)

«Сделай как я».

3. Совершает однообразные, стереотипные действия с предметами

Познавательное развитие

Учить совершать действия со строительным материалом (кубиками).

«Построим башню», «Построим мост».

4. Нет активной речи, ограничено понимание речи

Речевое развитие

Социально- коммуникативное

развитие

Учить понимать обращенную речь;

Учить выполнять единичные команды

Учить понимать и выполнять одноступенчатую инструкцию взрослого.

(сядь, встань, помаши «пока», «привет», дай мне руку).

Формировать умения пользоваться рукой как средством коммуникации, выполняя согласованные, направленные на другого человека движения рукой, телом и глазами

Способствовать привлечению внимания ребенка голосу взрослого

Формировать двигательное подкрепление эмоциональной реакции

Дидактическая игра

«Укажи и покажи», «Кто это? Что это?».

Игры по методике Е. Железновой

«Наши ручки», «Мошка», «Кубики», «Оладушки» (Е.А. Стребелева стр.7)

5. Низкий уровень зрительно-моторной координации

Познавательное развитие

Учить находить предметы, игрушки.

Учить дотягиваться до интересного предмета.

Учить рассматривать предмет в руке

Учить перекладывать предметы из одной руки в другу.

Учить манипулировать предметами

Игры в сухом бассейне, с мячиками из разного материала.

Игры с кубиками (строим башню)

«Поймай мяч», «Бусы», «Прокати шарик» (Стребелева стр. 82 -83).

6. Слабо развита тонкая моторика рук

Физическое развитие

        

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Имитирует движения

        

Учить приемам самомассажа

        

Учить выполнять движения кистями рук по подражанию с использованием соответствующих стихотворных текстов.

Учить сжимать и разжимать кулаки

Учить выполнять движения кистями рук по подражанию

Учить выполнять движения кистями рук по подражанию

Игры в физкультурном зале «бежим», «идем», «прыгаем». Игры в большом сухом бассейне.

Игра с массажными мячиками «Ходит ёжик без дорожек»,

игра с массажными ковриками «Колючий ёжик».

Игры по методике Е. Железновой

«Наши ручки», «Мошка», «Кубики».

Игры с мячами «Кати мяч».

Игра «Спрячь мягкий мячик»,

Игры с пищащими игрушками.

Игры в сухом бассейне (фасоль, песок, крупы, тесто).

«Найдем игрушку», «Спрячь игрушку».

Рисование пальчиковыми красками.

7. Не проявляет интерес к рисованию, лепке

Художественно-эстетическое развитие

Воспитывать интерес к процессам изобразительной деятельности.

Учить наблюдать за действиями взрослого, совершать действия совместно со взрослым (рука в руке)

Обучать рисованию пальчиковыми красками, толстыми фломастерами.

Стимулировать осознание связь между движением руки и линиями, которые появляются на листе бумаги.

Учить выполнять различные действия с пластичными материалами – мять и разрывать на кусочки, соединять их в целый кусок.

Проведение горизонтальных и вертикальных линий (взрослый рукой ребенка).

Действия с кинетическими песком, цветным тестом, шариковым пластилином.

8. Не сформированы культурно- гигиенические навыки

Познавательное развитие

Вырабатывать навык мыться рук по алгоритму

Учить пользоваться ложкой

Мытье рук по алгоритму дома и в детском саду.

Во время еды в детском саду и дома держать ложку и подносить её ко рту самостоятельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сопровождение детей, имеющих расстройства аутистического спектра в дошкольном образовательном учреждении»

Одной из приоритетных задач современной образовательной политики нашего государства является развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих равную доступность услуг ...

EduQuest (ЭдуКвест) технология как ресурс повышения качества сопровождения детей с расстройством аутистического спектра в дошкольном образовании

В статье описана современная технология EduQuest (ЭдуКвест), используемая при оказании психолого-педагогической поддержки детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра (далее &nda...

Дискуссия-вертушка «Педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра»

В статье рассматриваются условия для максимальной включенности педагогов в обсуждение всех аспектов по проблеме обучения и развития детей с расстройствами аутистического спектра...

Статья из опыта работы на тему: «Сопровождение детей с расстройством аутистического спектра в дошкольной образовательной организации»

Расстройства аутистического спектра (РАС) – это особая форма нарушения психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенч...

Проект "Особенности коррекционно- педагогического сопровождения детей с расстройством аутистического спектра в условиях ДОУ"

ПРОЕКТТема:«Особенности коррекционно-педагогического сопровождения детей  с расстройством  аутистического спектра в условиях ДОУ»  Направление реализации проекта:...