Педагогический проект «Использование здоровьесберегающей технологии в коррекционно-развивающей работе с воспитанниками с ОНР старшей группы»
статья по логопедии (старшая группа)

Актуальным и важным для детей с ТНР в логогруппах - формирование у детей убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его посредством здоровьесберегающих технологий и приобщения к здоровому образу жизни. Предположительно внедрение современных здоровьесберегающих технологий поможет исправить не только речевой дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_zhurnala.docx27.55 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект «Использование здоровьесберегающей технологии в коррекционно-развивающей работе с воспитанниками с ОНР старшей группы»

Составила:

Логопед МБДОУ детского сада

комбинированного вида №301«Родничок»

Шарышева Ж.В.

Актуальность

Сухомлинский В.А. писал: «Физическая культура должна обеспечить осознанное отношение детей к собственному организму, выработать умение щадить здоровье, укреплять его правильным режимом труда, отдыха, питания, гимнастикой и спортом, закаливать физические и нервные силы, предупреждать заболевание …»

Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном укрепляют и сохраняют здоровье ребенка. Поступая в детский сад, многие дети имеют отклонения в физическом развитии: нарушения осанки, излишний вес, задержка в развитии координации движений.

Приобщение детей к здоровому образу жизни предполагает организацию педагогами режима дня, двигательной активности, закаливания, рационального питания; снятия напряжения, соблюдение личной гигиены, разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы, а также использование эффективных здоровьесберегающих педагогических технологий.

В логопедические группы зачисляются дети с тяжёлыми нарушениями речи. Как правило, дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития.

Это означает, что сотрудникам ДОУ необходимо осуществлять систематическое, разностороннее педагогическое просвещение родителей, включая оказание помощи в приобретении практических навыков и теоретических знаний, а также в распространении положительного семейного опыта в физическом воспитании детей.

Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его посредством здоровьесберегающих технологий и приобщения к здоровому образу жизни.

Гипотеза–решению этой задачи, на мой взгляд, будет способствовать использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда, воспитателей, инструктора по ФИЗО. Предположительно внедрение современных здоровьесберегающих технологий поможет исправить не только речевой дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребенка с ОНР

Цель проекта: создания целостной системы работы, направленной на коррекцию и нормализацию нарушенных функций. Изучение и внедрение в практику инновационных технологий в соответствии с ФГОС, обеспечивающих каждому ребенку укрепление психического и физического развития, позволяющее в дальнейшем успешному обучению в школе.

Объект: является процесс управления здоровьесберегающей средой в дошкольном образовательном учреждении.

Предмет: использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательной деятельности.

Задачи:

  1. Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них;
  2. Коррекция всех компонентов речевой системы детей с ОНР в старшей логопедической группе с внедрением инновационных технологий в этапы программных занятий и в различные режимные моменты;
  3. Создание развивающей предметно-пространственную среду и условия для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности;
  4. Повышение адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям) с помощьюздоровьесберегающих технологий;
  5. Повысить уровень знаний у педагогов ДОУ и родителей об использовании инновационных и здоровьесберегающих технологий в развитии речи детей.

Условия реализации проекта:

  • самообразование;
  • создание предметно-развивающей среды и условий для оздоровительной коррекционно-образовательной деятельности (приведение пространственной предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС и принципам здоровьесбережения);
  • накопление (сбор, изготовление, приобретение) методического и дидактического материала по данной теме.

Тип проекта: по времени проведения: краткосрочный. Практико-ориентированный, групповой.

Участники проекта:

Дети с ОНР, учитель-логопед, воспитатели, родители.

Основные формы реализации:

  1. Коррекционно-развивающие занятия с использованием здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий.
  2. Двигательная активность дифференцированных физ-минуток, подвижных игр, минуток настроения, пальчиковая гимнастика, упражнениями психологической саморегуляции – релаксации, упражнениями для профилактики плоскостопия, дыхательной гимнастика, точечный массаж.
  3. После обеденного сна проводится «коррекционно-оздоровительный час», который включает в себя закрепление полученных на логопедических занятиях знаний с применением здоровьесберегающих технологий

Ожидаемый результат:

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий:

  • повысит результативность коррекционного воспитательно-образовательного процесса;
  • сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ;
  • если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку;
  • будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

Проект предполагает 4 этапа.

1 этап. Теоретический

Определение проблемы. Определение цели и задач

2 этап. Подготовительный (разработка проекта)

Определение методов работы

Подбор методической литературы

Проведение работы с родителями детей с ОНР

Разработка плана взаимодействия участников проекта

Разработка плана работы с детьми с ОНР

3 этап. Практический (выполнение проекта)

Создание методических разработок для реализации проекта.

Внедрение инновационных технологий в коррекционно-образовательный процесс.

Приведение пространственной предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС и принципам здоровьесбережения.

1. сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

2. воспитание культурно-гигиенических навыков;

3. формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;

4.развитие эмоционально-волевой сферы детей с ОНР, формирование умения физически и психологически расслабляться, использование рефлексивных методов и приёмов;

5. использование информационно-коммуникативных технологий.

1) Познакомить детей с произведениями посредством художественного слова и применения ИКТ:  К. Чуковский  «Мойдодыр», «Айболит и воробей», А. Иванов «Помощь», В. Лебедев-Кумач «Закаляйся!»,Е. Кан «Наша зарядка». Н. Игнатов «О витаминах». В. Шаинский «Улыбка»

Прослушивание стихов о здоровом образе жизни и способах сохранения здоровья: «Мода», «Не пойду я к врачу», русско-народная песня «Жили у бабуси …» Стихотворение В. Берестова «Больная кукла».

2) Провести беседу на тему: «Я здоровым быть хочу».

3) Оформить оборудование и атрибуты к сюжетно - ролевым играм «Мы – спортсмены», «Больница», «Аптека», «Скорая помощь», «Ветеринарная лечебница».

4) Систематизировать картотеки физминуток «движение с речью», дыхательной гимнастики, артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики, гимнастики с элементами логоритмики, зрительной гимнастики.

5) Провести занятия: «Вредные привычки», «Наше здоровье - в наших руках». Закрепить знания детей о влиянии на здоровье соблюдения правил личной гигиены, двигательной активности, закаливания, питания, свежего воздуха, настроения.

7) Провести квест игру: «Что такое хорошо, а что такое плохо?».

8) Провести анкетирование среди родителей с целью выявления их отношения к проблеме здоровья своих детей.

9) В качестве наглядной агитации составить консультации для родителей и оформить уголок по темам: «Здоровый образ жизни», «Развитие мелкой моторики», «Артикуляционная гимнастика. Как правильно выполнять её дома?», «Дыхательная гимнастика», «Психогимнастика».

10) Изготовить и приобрести дидактические и игры, пособия, материал, способствующие развитию и укреплению здоровья и жизнедеятельности детей

11) Провести фотовыставку на тему: «Что нужно делать, чтобы быть здоровым».  Работа родителей с детьми по заданию педагога.

12) В работу с детьми во время проведения НОД и индивидуальных занятий внедрить различные здоровьесберегающие технологии, которые можно классифицировать на несколько видов. Наиболее удобным считаю деление здоровьесберегающих технологий на три категории:

1.технологии сохранения и стимулирования здоровья;

2.технологии обучения здоровому образу жизни;

3.коррекционные технологии.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Артикуляционная и зрительная гимнастика. Развитие общей и мелкой моторики.    Массаж и самомассаж. Динамические паузы. Подвижные и спортивные игры. Гимнастика пальчиковая. Дыхательная гимнастика.

Технологии обучения здоровому образу жизни:

Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия). Сюжетно-ролевые игры.

Коррекционно-развивающие игры, упражнения, задания на развитие речевых подсистем:

Развитие правильного речевого дыхания у детей; Выработать у детей  целенаправленную сильную воздушную струю;  Развитие  движений пальцев рук, развитие общей моторики;

Коррекция и развитие всех сторон речи воспитанников:

а) развитие артикуляционной моторики, точности движения языка и губ

б) обогащение, пополнение пассивного и активного словаря, работа над точностью понимания слов из расширенной лексики, расширить объём словарного запаса детей с ОНР

в) формирование и развитие навыков словообразования и словоизменения, работа над пониманием и употреблением грамматических конструкций

г) коррекция и развитие звукопроизношения

д) коррекция и развитие слоговой структуры слова

е) формирование и развитие фонематических процессов: фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений

ё) развитие связной речи

Коррекционные нетрадиционные технологии: технологии музыкального воздействия (музыкотерапия), логоритмика, сказкотерапия, кинезиология, психогимнастика.

4 этап. Заключительный (аналитический)

•Подведение итогов реализации проекта.

•Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов.

Материалы по сопровождению проектной деятельности

•Анкеты родителей

•Конспекты бесед, занятий

•План-конспект игротренинга «Наше здоровье – в наших руках»

•Картотека сюжетно-ролевых игр

•Картотеки пальчиковой, дыхательной, артикуляционной, зрительной гимнастики, картотека физминуток с речью, гимнастики с элементами логоритмики.

•Консультации для родителей по теме здоровьесбережения

•Фотоотчёт о проделанной работе

•Результаты динамического наблюдения.

Список литературы:

  1. В.Г. Алямовская Новые подходы к планированию образовательной работы в детском саду. - //Управление ДОУ, N3, 2002г., с. 21 – 27.
  2. Н.Н. Борисова Организация оздоровительной работы с детьми и родителями.// Медработник ДОУ-2010-№8-С.62-65.
  3. Л.В. ГаврючинаЗдоровьесберегающие технологии в ДОУ. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2010.
  4. О.И. Рябышева, Л.А. ЛенецкаяЗдоровьесберегающая среда детского сада // Управление ДОУ – 2011 - № 1. - С. 22-25.
  5. О.Л. Зверева Общение педагога с родителями в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе.

Каждый педагог в своей коррекционной работе стремится использовать различные здоровьесберегающие технологии. Одним из видов является фонетическая ритмика. Дети обучаются сознательному регулированию дв...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В презентации представлена коррекционная работа учителя логопеда  в группе детей  с ОНР с использованием здоровьесберегающих технологий.Определены цели,задачи, принципы и направления развити...

Доклад "Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ"

  Современное понимание здоровья связано не только с отсутствием у человека болезней, но и с наличием у него полноценного развитого физического, психического и нравственного состояния, кот...

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста. "Дыхательная гимнастика."

Здоровьесберегающие технологи помогают создавать психофизиологический комфорт детям во время организованной образовательной деятельности, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в свои...

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ, как мотивация к здоровому образу жизни.

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ, как мотивация к здоровому образу жизни....

Педагогический проект.«Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе с целью предупреждения дисграфии и дислексии у детей с особыми образовательными потребностями»

Цель проекта: «Использование современных здоровьесберегающихтехнологий в системе коррекционно – развивающей среды, как инновационной формы работы в ДОУ».  Задачи:Повысить у...