План по самообразованию
материал по логопедии

Харлампиева Светлана Яковлевна

Данный материал содержит план по самообразованию на период 5 лет (межаттестационный период)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya.docx33.74 КБ

Предварительный просмотр:

Программа профессионального роста педагога в межаттестационный период  (2019 — 2024г. г.)

Харлампиевой Светланы Яковлевны

Учителя-логопеда МБДОУ № 312

высшее

(образование)

24 года 

(стаж педагогической работы)

высшая

(квалификационная категория)

г. Красноярск  

Методическая тема: Развитие связной речи у детей  дошкольного возраста с ОНР.

Сроки разработки темыс 2019 года по 2024год.

Цель самообразования: повышение методологической основы, уровня квалификации, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

Повысить собственный уровень знаний;

Разработать перспективный план работы с детьми;

Провести диагностику на начало и конец учебного года;

Создать рабочую учебную программу;

Оформить в группе и в кабинете центр речевой активности;

Подготовить и провести консультации для педагогов и родителей на тему;

Участвовать в семинарах, конференциях, вебинарах различной формы и уровня;

Провести мастер-класс для педагогов и родителей по теме.

Обоснование выбранной темы.

Количество воспитанников с речевыми нарушениями возрастает год от года, усугубляется степень проявления речевого дефекта, поэтому проблема стимулирования речевого развития весьма актуальна. Речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его сверстниками и взрослыми.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

В этой связи одной из главных задач учителя - логопеда дошкольного образовательного учреждения становится организация единого образовательного процесса при взаимодействии специалистов (учителя - логопеда, педагогов групп всех возрастов детского сада, педагога - психолога, музыкальных руководителей, инструктора по физической культуре) и родителей с целью создания эффективных условий для полноценного развития речи ребенка.

         Итогом работы должны стать высокие результаты освоения программы детского сада, хорошее качество дошкольной подготовки, в частности, речевой, создание методологического инструментария (рекомендаций, буклетов, консультаций, пособий для родителей, педагогов, воспитанников по дальнейшему сопровождению и совершенствованию речевой функции).

Самообразование - одна из форм повышения квалификации педагогов, самостоятельное систематическое обучение. Выбор методической темы определяется степенью её актуальности для педагога, ДОУ, уровнем владения педагогом научно-теоретической базой и практическими умениями и навыками, необходимыми в педагогической деятельности, знанием вопросов психологии, дидактики, теории воспитания.

План самообразования.

  1. Профессионально-педагогическая деятельность.

Содержание работы

Сроки

1

Своевременное выявление детей с особыми потребностями развития, сбор анамнеза, разработка анкет и проведение анкетирования, формирование групп коррекции, выработка индивидуального маршрута коррекции речи каждого ребенка.

Начало учебного года

2

Организация образовательного процесса.

В течение. года

3

Создание доступной, безопасной, вариативной, полифункциональной предметно – развивающей среды согласно ФГОС ДО.

В течение года

4

Он-лайн консультирование родителей по вопросам речевого развития посредством общения на страницах персонального интернет-сайта учителя - логопеда, сайта детского сада, в личной переписке , а также ежедневных индивидуальных консультаций по запросу родителей.

В течение года

5

Помощь музыкальным руководителям в подготовке детей к утренникам, фестивалям, конкурсам.

По плану ДОУ

6

Подготовка детей к конкурсам – чтецов, творческим конкурсам,  литературному жанру, логопедической районной викторине.

В течение года

7

Разработка сценариев и проведение мероприятий совместно с педагогами МДОУ: развлечения, мастер – классы, педагогические проекты, выставки, викторины, конкурсы, консилиумы, педсоветы.

В течение года

8

Консультации для родителей: групповые и индивидуальные: «Составление рассказов цепной организации предложений и мнемотаблицы для заучивания стихотворений по лексическим темам», «Причины речевых нарушений», «Проявления речевых нарушений», «Условия полноценного речевого развития», «Норма речевого развития: как ее достичь?», «Артикуляционная гимнастика: с ней или без нее», «Взаимодействие на всех уровнях», «Рука в руке», «Речь и моторика», «Как начать работу по коррекции звукопроизношения», «Не навреди», «Что я знаю о своем ребенке», «Речевое дыхание: что это?», «Голосообразование», «Дикция или фикция», «Целевые ориентиры», «Единство требований в детском саду и семье: выработка стратегии», «Как сделать речь детей образной и выразительной».

В течение года

9

«Совместная картотека» - подбор, поиск, изготовление, создание дидактических игр, пособий, которые можно использовать как в детском саду, так и в домашних условиях. Формы работы: круглый стол, творческая мастерская, поиск в магазинах, в сети Интернет, совместные проекты.

В течение года

10

Семинары – практикумы, интегрированные занятия по развитию дыхания, голоса, интонации, связной речи  и моторики дошкольника

В течение года

11

Семинары - практикумы «Методы и приемы развития связной речи посредством использования рассказов цепной организации предложений»

По плану МО.

12

«Роль детской книги в речевом развитии ребенка» - создание книжек – малышек по теме недели совместно с детьми и их родителями. Выставка изготовленных книжек.

В течение года

13

«Профилактика дисграфии у детей 5-7 лет» - подготовка ребенка к письму и развитие мелкой моторики

В течение года

14

Реализация проекта «Рука в руке» - педагогическая поддержка родителей детей с речевыми трудностями

В течение года

15

Подготовка и проведение ППк: разработка сценария и проведение выпуска детей из логопедической группы, обследование детей средней группы, набор детей в логопедические группы на следующий учебный год

Апрель

16

Обобщение опыта работы по методической теме: самоанализ занятий, отчет о проделанной работе, мониторинг развития ребенка, ведение диагностических карт, разработка рекомендаций родителям и педагогам по теме, публикации в сборниках, на образовательных сайтах, порталах, участие в очных и заочных конференциях, семинарах, вебинарах, конкурсах – Мерсибо, ВсеВебинары, ТЦ Сфера, Продленка.

В течение года

17

Открытые занятия для родителей.

Начало и конец года.

18

Участие в работе РМО учителей-логопедов и РМО старших логопедов.

По плану РМО

19

Наличие, ведение, обновление персонального сайта

Постоянно

20

Кружковая работа («Заниматика»)

Кроме Летнего периода.

21

 Творческое сотрудничество с педагогами МДОУ.

В течение года

  1. Методическая работа.

Пополнение методической копилки, обобщение и распространение практического опыта по теме.

Содержание работы

Сроки

1

Изучение новых программ и методических пособий по теме и смежным наукам и дисциплинам.

2019 год и далее.

2

Изучение нормативно-правовой документации по вопросам дошкольного воспитания: Закон РФ от 01.09.2013г. «Об образовании»; ПриказМинобразования РФ от 17.10 2013 г. N 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования»; Постановление от 15 мая 2013 г. N 26 об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"; Примерная основная образовательная программа ДОУ;   МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РАСПОРЯЖЕНИЕот 9 сентября 2019 года N Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»

Начало года, регулярно

3

Разработка и утверждение годового плана работы, рабочей программы учителя—логопеда на учебный год.

Сентябрь

4

Освоение методологической базы, методической литературы, ознакомление с доступными и проверенными интернет – ресурсами, обобщение имеющегося по проблеме опыта работы педагогов.

постоянно

5

Разработка программы коррекции на учебный год.

Начало года

6

Создание электронной базы: обучающих пособий, презентаций, литературы по теме, нормативной документации, развивающих игр, картотек.

В течение 2019-2024.

7

Оформление стендов, групп, кабинета ширмами, памятками, буклетами: «Советы логопеда».

В течение года

8

Разработка сценариев совместных мероприятий с детьми и их родителями .

В течение года

9

Подготовке к проведению утренников, фестивалей, конкурсов.

По плану

10

Разработка сценариев совместных с педагогами ДОУ мероприятий: развлечения, мастер – классы, педагогические проекты, выставки, викторины, конкурсы, консилиумы, педсоветы.

В течение года

11

Подготовка консультационного материала для родителей на темы: «ФГОС ДО о речевом развитии», «Закон об образовании в РФ», «Причины речевых нарушений», «Проявления речевых нарушений», «Условия полноценного речевого развития», «Норма речевого развития: как ее достичь?», «Артикуляционная гимнастика: с ней или без нее», «Взаимодействие на всех уровнях», «Рука в руке», «Речь и моторика», «Как начать работу по коррекции звукопроизношения», «Не навреди», «Что я знаю о своем ребенке», «Речевое дыхание: что это?», «Голосообразование», «Дикция или фикция», «Целевые ориентиры», «Единство требований в детском саду и семье: выработка стратегии», «Как сделать речь детей образной и выразительной».

В течение года

12

«Совместная картотека» - создание картотеки и базы дидактических игр, пособий для использования в детском саду и дома.

2021 г.

13

Разработка методов и приемов развития связной речи посредством совершенствования моторной сферы ребенка

2022 г.

14

«Роль детской книги в речевом развитии ребенка» - создание книжек – малышек по теме недели совместно с детьми и их родителями. Выставка изготовленных книжек.

В течение года

15

Разработка программы по профилактике дисграфии у детей 5-7 лет (подготовка ребенка к письму и развитие мелкой моторики)

2020-2023 гг.

16

Оформление проекта «Рука в руке» - педагогическая поддержка родителей детей с речевыми трудностями

2024 г.

17

Подготовка и проведение ПМПК: разработка сценария выпуска детей, заполнение документации к ПМПК, отчет

Апрель

18

Самостоятельная разработка методических материалов различного уровня и характера.

В течение года

19

Обобщение опыта работы по методической теме: самоанализ занятий, отчет о проделанной работе, мониторинг развития ребенка, ведение диагностических карт, разработка рекомендаций родителям и педагогам по теме, публикации в сборниках, на образовательных сайтах, порталах, участие в очных и заочных конференциях, семинарах, вебинарах, конкурсах – Мерсибо, ВсеВебинары, ТЦ Сфера,  

В течение года

20

Обучение, курсы повышения квалификации, вебинары, конференции, самообразование по проблеме» Связная речь»

Постоянно

21

Систематизация и пополнение портфолио материалами по теме самообразования.

2019-2024 гг.

22

Участие в методическом активе РМО учителей – логопедов: разработка рабочей программы, подбор тем заседаний РМО учителей - логопедов

По плану ст. логопеда

23

Ведение сайта ДОУ  

Постоянно

24

Наличие персонального сайта: ведение, обновление, совершенствование, мониторинг, самоотчет.

Постоянно

25

Публикации систематизированного педагогического  опыта.

Регулярно

26

Работа он - лайн «Наш портал»,  педагогического сообщества «Моё образование»  привлечение участников (родителей детей с ОВЗ), обновление материалов, сопровождение в вопросах речевого развития дошкольников.

Постоянно

3. Изучение специальной литературы.

1.

Изучение и размещение материалов на сайтах:

  • Детский портал «Солнышко», Журнал «Логопед», Логопед.ру, «Продленка», «Инфоурок», «Видеоурок», «Логопедия для всех», «Логопедия.бу», «Логопортал», «Мультиурок», «Я – учитель», «Открытый урок» и др.

2.

Изучение периодических изданий, методической литературы.

Методическая литература

Т.В. Александрова «Живые звуки, или фонетика для дошкольников» СПб.: «Детство- пресс», 2005

Н.Г. Алтухова «Научитесь слышать звуки» СПб, 1999

З.Е. Агранович «Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников» - СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2009

Е.А. Алифанова, Н.Е. Егорова «Логопедические упражнения в рифмах» - М.: «Гном», 2000

Е.А. Алябьева «Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения» - М.: ТЦ «Сфера», 2006

Е.С. Анищенкова «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников» - М. «Астрель», 2006

М.К. Бурлакова «Коррекционно-педагогическая работа при афазии» - М.: «Просвещение» 1991

А.И. Богомолова «Логопедическое пособие для занятий с детьми» СПб.: «Библиополис» 1994

С.Е. Большакова «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей» М.: ТЦ «Сфера», 2007

С.Е. Большакова «Формируем слоговую структуру слова» М.: ТЦ «Сфера», 2007

Л.С.Волкова, Р.И.Лалаева, Е.М. Мастюкова и др. «Логопедия» 1 , 2 часть – М.: Просвещение. 1995г.  

В.В. Волина «Учимся играя» - М.: Новая школа, 1994

О.Е. Громова «Исправляем произношение С-Ц» М.: «ТЦ Сфера», 2007

Г.А. Глинка «Буду говорить, читать, писать правильно» СПб.: Питер Пресс, 1997

О.Б. Иншакова «Альбом для логопеда» - М.: «Владос», 2008

О.Б. Иншакова «Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет» - М.: «Владос», 2003

Исправляем  произношение: С-Ш» М.: «ТЦ Сфера», 2006

Р.А. Кирьянова «Диагностический материал для психолого-логопедического обследования детей 5-7 лет» - СПб.: КАРО, 2007

М.Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет» - М. «ТЦ Сфера», 2006

М.Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет» - М. «ТЦ Сфера», 2008

И.А. Кравченко «Игры и упражнения со звуками и словами» - М.: «Гном – Пресс», 1999

С.В. Коноваленко «Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет» - М.: «Гном-Пресс», 1998

Н.В. Курдвановская, Л.С. Ванюкова «Формирование слоговой структуры слова. Логопедические задания» - М. «ТЦ Сфера», 2009

В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов «Основы дефектологии» - М.: Просвещение, 1990

М. Мезенцева «Логопедия в картинках» М.: «ОЛМА Медиа Групп», 2009

Е.В. Новикова «Автоматизируем произношение Р и Р*» М.: «ТЦ Сфера», 2007

Н. В. Нищева «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В. Нищевой - СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2015.

Н.В. Нищева «Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР с 3 до 7 лет» - СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2013

Н.В. Нищева «Планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) и рабочая программа учителя-логопеда» - СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2014

Н.В. Нищева «Мой букварь» - СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2015

Н.В. Нищева «Конспекты логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 6 до 7 лет» 2 книги - СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2015

Н.В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» - СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2007

 Н.В. Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР» - СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2007

Н.В. Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР» - СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2007

Н.В. Нищева «Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников» - СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2015

Н.В. Нищева «Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР» -  СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2007

Н.В. Нищева «Занимаемся вместе» младшая группа СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2004

Н.В. Нищева «Картинный материал к речевой карте  ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет)» СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2008

Н.В. Нищева «Картинный материал к речевой карте  ребенка младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет» СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2007

Н.В. Нищева «Организация коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада» СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2006

Г.А. Османова «Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики» - СПб.: КАРО, 2008

Т.В. Пятница «Логопедия в таблицах, схемах, цифрах» - Ростов-на-Дону «Феникс», 2009

Е.А. Пожиленко «Волшебный мир звуков  и слов»  - М.: Владос, 2001

Е.А. Пожиленко «Методические рекомендации по постановке у детей звуков «С,Ш,Р,Л» - СПб.: КАРО, 2006

Т.С. Перегудова, Г.А. Османова «Вводим звуки в речь. Картотека заданий Л,Ль» - СПб.: КАРО, 2006

Т.С. Перегудова, Г.А. Османова «Вводим звуки в речь. Картотека заданий С,З, Ц» - СПб.: КАРО, 2006

Т.С. Перегудова, Г.А. Османова «Вводим звуки в речь. Картотека заданий Ш,Ж» - СПб.: КАРО, 2006

Т.С. Перегудова, Г.А. Османова «Вводим звуки в речь. Картотека заданий Р,Рь» - СПб.: КАРО, 2006

Т.С. Перегудова, Г.А. Османова «Вводим звуки в речь. Картотека заданий Ч,Щ» - СПб.: КАРО, 2006

Е.А. Пожиленко «Энциклопедия развития ребенка» СПб.: КАРО, 2006

З.Е. Сахипова и др. «Читаем детям» - Ленинград «Просвещение», 1991

Н.М. Савицкая «Логоритмика для малышей 4-5 лет» - СПб.: КАРО, 2009

В.И. Селиверстов «Игры в логопедической работе с детьми» - М.: Просвещение, 1981

Л.П. Савина «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» - М.: «Родничок» 2000

В.П. Ситников «Чтение и развитие речи. Справочник дошкольников» -М.: «Слово», 1997

Т.А. Ткаченко «Если дошкольник плохо говорит» - СПб.: «Акцидент», 1997

М.Е. Хватцев «Логопедия. Работа с дошкольниками»  - м.: Аквариум, СРб.: Дельта, 1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...