Главные вкладки

    Практикум по развитию фонематического слуха «С детьми играем – речь развиваем»
    консультация по логопедии

    Колесникова Ирина Валерьевна

    Информация будет полезна родителям, воспитателям и специалистам ДОУ.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    центр развития ребенка – детский сад №15 «Светлячок»

    муниципальное образование Тбилисский район

    Практикум

    «С детьми играем – речь развиваем»

                                                                                       Подготовила:

                                                                                             учитель-логопед

                                                                                          МБДОУ ЦРР –

    д/с №15 «Светлячок»

                                                                                                 Колесникова И. В.

    ст. Тбилисская

    Игры и упражнения для развития фонематического слуха

    Звуки речи – это особые сложные образования, присущие только человеку. Они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после рождения. Длительный путь овладения ребенком произносительной системой обусловлен сложностью самого материала – звуков речи, которые он должен научиться воспринимать и воспроизводить.   Если ребенок не научится этого делать, он не сможет отличить одно слово от другого и не сможет узнать его как тождественное.  При восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием звучаний в ее потоке: фонемы в потоке речи изменчивы. Он слышит множество вариантов звуков, которые, сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывные компоненты.

    И для того, чтобы развить фонематический слух нужно развить у ребенка слуховое внимание, слуховое восприятие и слуховую память.

    Практикум

    «Выполняй задания»

    Ребенок после однократного прослушивания выполняет словесные инструкции взрослого (без показа). Для правильного их выполнения ребенку необходимы концентрация, устойчивость, переключаемость и достаточный объем слухового внимания.

    - Прикрой ладонями глаза.

    - Прикрой ладонями уши.

    - Подними правое плечо.

    - Подними левую руку.

    - Согни левую ногу.

    - Правой рукой коснись правого плеча.

    - Правую ногу подними и отведи в сторону.

    - Правую ногу в сторону, правую руку к плечу.

    - Указательным пальцем левой руки дотронься до носа, а пальцами правой руки возьми себя за правое ухо.

    «Послушай – нарисуй»

    Взрослый кладет перед ребенком несколько листов бумаги и набор разноцветных карандашей. После двукратного прослушивания ребенок выполняет инструкцию взрослого (каждую на отдельном листе бумаги):

    - Нарисуй вверху елочку, а внизу домик.

    - Нарисуй справа 2 шарика, а слева 3 кубика.

    - Нарисуй справа 3 гриба, а слева 2 цветка.

    - Нарисуй справа 2 синие палочки, а слева 4 зеленых шарика.

    - Нарисуй наверху 4 зеленые палочки, а внизу 2 желтых кружка и 1 красный.

    - Наверху нарисуй 2 большие елки и одну маленькую, а внизу 2 красных гриба и 3 коричневых.

    - В левом верхнем углу нарисуй 3 машинки, а в правом нижнем углу 4 человечков.

    «Слушай - выполняй»

    Ребенок после однократного прослушивания выполняет задания взрослого.

    - Подойди к двери и открой ее.

    - Расстегни вторую снизу пуговицу на рубашке.

    - Возьми 3 ореха и положи в свой левый карман.

    - 2 желтые конфеты отдай бабушке, а 3 зеленые конфеты положи на красное блюдце.

    - Возьми с полки робота с зеленой головой и поставь между грузовиком и гаражом.

    «Угадай, назови, покажи»

    Ребенок слушает описание действий, которые можно выполнить с предметом, а затем выбирает его среди окружающих предметов или предметов, изображенных на картинке. Отгадав загадку-описание, ребенок не только показывает предмет-отгадку, но и объясняет, какие упомянутые взрослым свойства помогли ему сделать выбор.

    - Этот предмет можно ставить на стол. В него можно налить воду. Если уронишь, его можно разбить. (Ваза)

    - Этот предмет кладут на стол. В него можно набрать жидкость. Им можно стукнуть по столу. Если уронишь, он не разобьется. (Ложка)

    - Этот предмет не кладут на стол. В него не может попасть вода. Его роняют часто и с удовольствием. (Мяч)

    - Этот предмет помогает нам узнавать мир. Глядя в него, мы смеемся, грустим, удивляемся. Его обязательно надо включать в розетку. (Телевизор)

    «Просьба»

    Ребенок выполняет названные взрослым движения только тогда, когда услышит ключевое слово «ПРОСЬБА». Для усложнения задания слово «ПРОСЬБА» можно заменить близкими по значению и звучанию словами «ПРОШУ», «ПРОСИМ», «ПОПРОШУ». Реагировать действием ребенок должен только на ключевое слово «ПРОСЬБА».

    — Просьба, подними руки вверх.

    — Руки вниз.

    — Просьба, руки в стороны.

    — Руки вперед.

    — Присядь.

    — Просьба, встань.

    — Попрыгай на одной ноге.

    «Покажи»

    Ребенок смотрит на картинку и показывает геометрические фигуры, названные взрослым, только тогда, когда услышит слово-команду «ПОКАЖИ». Ребенку необходимо ориентироваться не только на название форм, но и на их количество, цвет, величину, а также на наличие слова-команды.

    - Покажи все зеленые квадраты.

    - А где синие треугольники?

    - Покажи красный овал.

    - А синий прямоугольник?

    - Где желтый круг?

    - Покажи желтый круг и красный квадрат.

    «Тихо-громко»

    Ребенок выполняет названные взрослым задания только тогда, когда они будут сказаны тихим голосом. Взрослый произносит одно и то же задание то громко, то тихо.

    - Покружись.

    - Повернись ко мне спиной.

    - Присядь три раза.

    - Поставь руки перед грудью.

    «Бывает - не бывает»

    Если действия или явления, названные взрослым, могут происходить в реальной жизни «бывает», ребенок приседает, если не могут происходить «не бывает», ребенок стоит на месте.

    - Корова летает.

    - Лошадь выступает в цирке.

    - Рыба бежит к реке.

    - Лягушка громко разговаривает.

    - Курица дает молоко.

    «Послушай – подумай - исправь»

    Ребенок слушает рифмовку и исправляет смысловые несоответствия.

    а) - Ежик ползал на поляне,

    пудель лаял на диване,

    а кораблик в это время

    мирно плавал в океане.

    б) Кораблик ползал по поляне,

    Ежик лаял на диване,

    Ну а пудель в это время

    мирно плавал в океане.

    в) Кораблик лаял на диване,

    Пудель ползал на поляне,

    Ну а ежик в это время

    мирно плавал в океане.

    «Маленький - большой»

    Ребенок внимательно слушает название объекта. Если взрослый называет маленький объект, ребенок соединяет ладошки вместе. Если названный объект большой, ребенок разводит руки в стороны.

    Компьютер

    Кухня

    Мел

    Ластик

    «Съедобный - несъедобный»

    Ребенок внимательно слушает название объекта. Если взрослый называет то, что можно есть, ребенок подносит обе руки ко рту. Если названный объект несъедобен, ребенок низко наклоняет голову вперед, а руки прячет за спину.

    Абрикос

    Кокос

    Ананас

    Контрабас

    Креветки

    Ветки

    Салат

    Халат

    «Загадки-обманки»

    Ребенок внимательно слушает и отгадывает загадки-обманки, выбирая картинку-отгадку. Вначале взрослый не произносит неверный вариант ответа (он дан в скобках). Затем неверный ответ в рифмовке взрослый предлагает для усложнения, произнося его с вопросительной интонацией.

    -Под землею не размокла вся оранжевая. (свекла)

    -Когда последний луч потух в лесу завыл большой. (петух)

    -Он зовется «царь зверей», Потому что. (соловей)

    -В огороде до сих пор под землею. (помидор)

    «Звук заблудился»

    Взрослый читает весёлые стихи, намеренно ошибаясь в словах. Ребёнок называет слово правильно и говорит, какими звуками отличаются пары слов.

    1. Жучка будку (булку) не доела;

    Неохота, надоело.

    2. Ехал дядя без жилета (билета)

    Заплатил он штраф за это.

    3. Тает снег, течёт ручей.

    На ветвях полно врачей (грачей) .

    4. Мама с бочками (дочками) пошла

    По дороге вдоль села.

    5. На поляне весной

    Вырос зуб (дуб) молодой.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сообщение к педагогическому совещанию, на тему: "Роль дидактической игры в развитии фонематического слуха и интонационной выразительности речи"

    Данна разработка предназначенна для воспитатетелей дошкольных учреждений, логопедов, для всех возрастных групп.  Надеюсь что данный материал, будет полезен и кому - то да пригодиться....

    Консультация."Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры".

    Консультация "Развитие фонематического восприятия  у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры....

    Комбинированное занятие по развитию фонематического слуха с детьми 6-7 лет Тема: Игры с весной

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12990235","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","style":"color: rgb(34, 34, 34); font-family: Arial, Verdana, sans-serif; font-...

    Консультация Развитие речи детей в дошкольном возрасте «С детьми играем — речь развиваем»

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физкультурно-оздоровительного направления развития воспитанников №12 «Бе...

    БУКЛЕТ для родителей "Варианты игр с детьми для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти". «С детьми играем — речь развиваем»

    Варианты игр с детьми для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти. «С детьми играем — речь развиваем»...

    Развитие фонематического слуха- основа правильного формирования речи.

    Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (зв...

    Методические рекомендации по развитию фонематического слуха и звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста в ДОУ

    В дошкольном образовании огромное внимание уделяется развитию речи детей с момента поступления их в детский сад, в том числе и пристальное внимание уделяется развитию фонематического слуха и звуковой ...