Рабочая программа кружковой работы для детей с нарушением речи "Звуковичок"
рабочая программа по логопедии (старшая группа)

Муллахметова Гульназ Анваровна

Программа разработанна для детей 5-7 лет с нарушением речи и расчитанна на 1 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx79.8 КБ

Предварительный просмотр:

РАСМОТРЕННО

педагогическим советом МАДОУ

детский сад №1 «Радуга»

ГО г. Агидель РБ

Протокол от 06.09.2019г. №1

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий  

МАДОУ детский сад № 1

«Радуга» ГО г. Агидель РБ

_______________Л.А.Холбан

Приказ от 06.09.2019г. № 101

Рабочая программа кружковой деятельности

«Индивидуальная коррекционная работа речевого развития»

Руководитель кружка:

                                                                   учитель-логопед

                                                                        Муллахметова Г.А.

2019г.

Содержание

№ п/п

Стр.

I.

Целевой раздел

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2

Цели и задачи логопедического кружка

3

II.

Содержательный раздел

2.1.

Характеристика детей с ФФНР

4

2.2.

Перспективный план работы по коррекции звукопроизношения

7

2.3.

Этапы коррекции нарушений звукопроизношения

8

2.4.

Учебно-тематический план

14

III.

Организационный раздел

15

3.1.

Структура и содержание кружковой деятельности

15

3.2.

Мониторинг уровня  речевого развития детей

16

3.3.

Используемая литература

18

Приложения

20

  1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается.

В наш век «высоких технологий» и глобальной компьютеризации общества, уровень развития речи и коммуникативных навыков дошкольников оставляет желать лучшего.

В дошкольном возрасте  мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими, ребенок не умеет правильно построить фразу и, тем более, составить рассказ по картинке.

Очень часто речевое нарушение, являясь первичным дефектом, влечет за собой заметное отставание в психическом развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее.

В настоящее время наблюдается неумолимый рост числа детей с различными речевыми расстройствами. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сегодняшний день  очень актуальной.

Программа логопедического кружка  позволяет оказывать специализированную логопедическую помощь детям 5-7 лет.

При составлении программы были использованы методические разработки О.С.Гомзяк, О. И. Крупенчук ,Н.В. Нищевой, Т. А. Ткаченко, а также собственные методические разработки и пособия автора программы. Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области профилактики и коррекции речевых нарушений у детей.

1.2. Цели и задачи логопедического кружка

Цель работы кружка: создание благоприятных условий для совершенствования звукопроизношения у детей 5-7 лет в условиях дошкольного учреждения.

Задачи:

1. Развитие слухового внимания и слухового восприятия, фонематического слуха.

2. Развитие моторики артикуляционного аппарата.

3. Развитие дыхания.

4. Развитие мелкой моторики.

5. Формирование умения регулировать силу голоса.

6. Формирование правильного звукопроизношения.

7. Работа над интонационной выразительностью речи (использование логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма, тембра).

8. Расширение словарного запаса.

9. Формирование связной речи.

10. Воспитание культуры речевого общения.

II.Содержательный раздел

2.1. Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

       Фонетико-фонематическое недоразвитие — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

      К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.

      С развитием логопедической науки и практики, физиологии и психологии речи (Р. Е. Левина, Р. М. Боскис, Н. X. Швачкин, Л. Ф. Чистович, А. Р. Лурия и др.) стало ясно, что в случаях нарушения артикуляторной интерпретации слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие. Р. Е. Левина на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Было установлено, что у детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками.

     Состояние фонематического развития детей влияет на овладение звуковым анализом.

      Уровень сформированности действия по выделению последовательности звуков в слове и умение сознательно ориентироваться в звуковых элементах слова находятся в зависимости от степени недоразвития фонематического восприятия и от того, является ли это недоразвитие первичным или вторичным (Л. Ф. Спирова).

      Вторичное недоразвитие фонематического восприятия наблюдается при нарушениях речевых кинестезии, имеющих место при анатомических и двигательных дефектах органов речи. В этих случаях нарушается нормальное слухопроизносительное взаимодействие, которое является одним из важнейших механизмов развития произношения. Имеет значение и низкая познавательная активность ребенка в период формирования речи, и ослабленное произвольное внимание. При первичном нарушении фонематического восприятия предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень сформированности действия звукового анализа ниже, чем при вторичном.

     Несформированность произношения звуков выражается вариативно. Так, звонкие заменяются глухими, р и л звуками л' и йот (у), с и ш звуком ф и т. п. Некоторые дети всю группу свистящих и шипящих звуков, т. е. звуков фрикативных, заменяют более простыми по артикуляции взрывными звуками т, т', д, д\

      В других случаях процесс дифференциации звуков еще не произошел и вместо артикуляционно близких звуков ребенок произносит средний, неотчетливый звук, например: мягкий звук ш' вместо ш, вместо с — с', вместо ч — т' и т. п.

     Наиболее распространенной формой нарушения является искаженное произнесение звуков, при котором сохраняется некоторая сходность звучания с нормативным звуком. Обычно при этом восприятие на слух и дифференциация с близкими звуками не страдает.

      Такая форма нарушения, как отсутствие звука или замена близким по артикуляции, создает условия для смешения соответствующих фонем и осложнений при овладении грамотой.

При смешении близких звуков у ребенка формируется артикуляция, но процесс фонемообразования еще не закончен. В таких случаях затрудняется различение близких звуков из нескольких фонетических групп, происходит смешение соответствующих букв.

       В фонетико-фонематическом развитии детей выявляется несколько состояний: недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно. Это наиболее легкая степень фонетико-фонематического недоразвития; недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи. В этих случаях звуковой анализ нарушается более грубо; при глубоком фонематическом недоразвитии ребенок «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность.

      Таким образом, недостатки звукопроизношения могут быть сведены к следующим характерным проявлениям:

а) замена звуков более простыми по артикуляции, например: звуки с и ш заменяются звуком ф;

б) наличие диффузной артикуляции звуков, заменяющей целую группу звуков;

в) нестабильное использование звуков в различных формах речи;

г) искаженное произношение одного или нескольких звуков.

Произносительные ошибки необходимо оценивать с точки зрения их значимости для речевой коммуникации. Одни из них затрагивают лишь образование оттенков фонем и не нарушают смысла высказывания, другие ведут к смешению фонем, их неразличению.       Последние являются более грубыми, так как нарушают смысл высказывания.

     При наличии большого количества дефектных звуков, как правило, нарушается произношение многосложных слов со стечением согласных («качиха» вместо ткачиха). Подобные отклонения в собственной речи детей также указывают на недостаточную сформированность фонематического восприятия.

Низкий уровень собственно фонематического восприятия с наибольшей отчетливостью выражается в следующем:

а) нечеткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи (в первую очередь глухих — звонких, свистящих — шипящих, твердых — мягких, шипящих - свистящих — аффрикат и т. п.);

б) неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза;

в) затруднение при анализе звукового состава речи.

     У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием нередко имеется определенная зависимость между уровнем фонематического восприятия и количеством дефектных звуков, т. е. чем большее количество звуков не сформировано, тем ниже фонематическое восприятие. Однако не всегда имеется точное соответствие между произношением и восприятием звуков.

    Так, например, ребенок может искаженно произносить 2— 4 звука, а на слух не различать большее число, причем из разных групп. Относительное благополучие звукопроизношения может маскировать глубокое недоразвитие фонематических процессов. В таких случаях только применение специализированных заданий вскрывает сложную патологию.

    У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием наблюдается общая смазанность речи, «сжатая» артикуляция, недостаточная выразительность и четкость речи. Это в основном дети с ринолалией, дизартрией и дислалией — акустико-фонематической и артикуляторно¬фонематической формы. Для них характерна неустойчивость внимания, отвлекаемость. Они хуже, чем нормально говорящие дети, запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью. Раннее выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием является необходимым условием зля успешной коррекции недостатков в дошкольном возрасте и предупреждения нарушений письма.

     После обследования детей с фонетико-фонематическим недоразвитием необходимо: сгруппировать дефектные звуки по степени участия органов артикуляции и вычленить нарушения: звуков раннего онтогенеза (м, п, б, т', г, х, с') и среднего онтогенеза (ы, твердые, мягкие, л', озвончение всех согласных); выделить смешиваемые звуки и звуки-субституты, встречающиеся и при нормальном речевом развитии (на определенном возрастном этапе); вычленить искаженные звуки за счет неправильного уклада органов артикуляции (р горловое и пр.); вычленить звуки, имеющие постоянные субституты, из числа более простых по артикуляции.

2.2.Перспективный план работы по коррекции звукопроизношения

Направления работы

Месяц

Количество занятий

I этап

Коррекция двигательных возможностей - развитие пальцевой моторики

Октябрь

8

Развитие психологической базы речи: - развитие пространственных ориентировок - развитие памяти - развитие слухового внимания

Развитие просодической стороны речи - развитие речевого и неречевого дыхания - развитие силы голоса - развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур.

Развитие артикуляционной моторики - развитие подвижности артикуляционного аппарата - развитие способностей воспроизводить артикуляционные уклады отрабатываемого звука

II этап

Формирование первичных произносительных навыков. - постановка звука; -развитие фонематического слуха и восприятия; - развитие звукового анализа; - автоматизация поставленного звука; - дифференциация смешиваемых звуков; - дифференциация звуков в слогах; - дифференциация звуков в словах; - дифференциация звуков в предложениях; - дифференциация звуков в связной речи.

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

8

10

6

8

III этап

Формирование коммуникативных умений и навыков Введение звука в слоги, слова, словосочетания, связную речь

Март

Апрель

8

8

ИТОГО

28 недель *

2занятия

56

2.2. Этапы коррекции нарушений звукопроизношения

Этапы коррекционной работы

Направления коррекционной работы

Методы логопедического воздействия

I этап – подготовительный. Цель: подготовка слухового и рече-двигательного анализаторов к постановке звуков.

1.Развитие ручной моторики. Цель: активизация моторных речевых зон головного мозга

I. Упражнения на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук общего характера, включенные в различные виды деятельности: 1. конструирование из кубиков различных построек по образцу, по памяти, произвольно; 2. раскладывание и складывание разборных игрушек; 3. составление предметных разрезных картинок (по образцу, по памяти); 4.складывание из палочек, спичек геометрических фигур, изображений, букв; 5.обведение контуров предметных изображений; 6.раскрашивание контурных изображений предметов цветными карандашами; 7. вырезание цветных фигурок, полосок по контурам; 8. наматывание ниток на катушку, клубок; 9. работа с пластилином; 10.работа с мозаикой; 11.игры с природным материалом (горохом, крупами, камешками, ракушками и т.д.) II. Пальчиковая гимнастика (комплексы). III. Пальчиковые игры без речевого сопровождения. IV. Пальчиковые игры с речевым сопровождением.

2.Развитие неречевого дыхания. Цель: развитие длительного выдоха без участия речи; формирование нижне-реберного, диафрагмального дыхания.

Игровые упражнения: «Дровосек», «Качели», «Сердитый ежик», «Листопад», «Бабочки», «Задуть свечу», «Гуси летят», «Пушок», «Ворона», «Жук», «Вертушка», «Лыжники» и др

3.Развитие речевого дыхания и голоса. Цель: развитие речевого дыхания на длительном плавном выдохе, различие высоты, силы, тембра голоса

1. Игровые голосовые упражнения «Эхо», «Вьюга», «Дует ветер», «В лесу», «Лесенка».

2. Работа со стихотворными текстами.

3. Работа с диалогами.

4. Развитие артикуляционной моторики. Цель: выработка правильных, полноценных движений артикуляторных органов для правильного произношения звуков

1. Упражнения на развитие мышц лица: а) по подражанию и словесной инструкции (закрывание глаз; зажмуривание правого, левого глаза; поднимание бровей; надувание и втягивание щек и т.д.); б) имитация мимических движений с использованием картинок (упражнения «Дети загорают», «Подарок», «Кислый лимон», «В зоопарке»).

2.Гимнастика для челюстей, щек, губ, языка (комплексы упражнений по М.Е. Хватцеву). Артикуляционная гимнастика включает: а) статические упражнения («Лопаточка», «Чашечка», «Горка» и др.); б) динамические упражнения («Улыбка»- «Трубочка», попеременное движение нижней челюсти, «Маляр» и др.).

Развитие артикуляторных движений проводится в 2-х направлениях:      а) развитие кинетической основы движений; б) развитие кинестетических ощущений.

5.Развитие слухового восприятия и внимания. Цель: подготовка к различению на слух речевых единиц: слов, слогов, звуков; формирование установки на точное восприятие речи окружающих.

1.Упражнения на узнавание неречевых звуков («Кто хлопал?», «Что звучит?», «Тихо – громко» и др.).

2.Упражнения на развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале («Найди картинку», «Близко – далеко», «Хлопки», «Кто летит?» и др.)

6.Развитие слухо-моторных координаций (развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур). Цель: подготовка к работе над звуко-слоговой структурой слова, над ударением (логическим, фразовым), интонационной выразительностью.

1. Упражнения на оценку ритмов.   2. Упражнения на воспроизведение ритмов: - по слуховому образцу; - по инструкции. Материалом для упражнений служат различные ритмические структуры: - одиночные «пачки»; - серии «пачек»; - простые ритмы; - акцентированные ритмы.

7.Развитие фонематического восприятия и элементарных форм фонематического анализа. Цель: формирование умения различать слова близкие по звуковому составу, развивать произносимых детьми после уточнения артикуляции и слухового образа звуков

1. Упражнения на различение слов, близких по звуковому составу («Найди ошибку», «Подбери картинки», «Найди пару», «Поезд» и др.). 2. Упражнения на развитие фонематического анализа («Подними картинку», «Красный-зеленый-синий», «Угадай, где спрятался звук?»). Работа проводится на материале звуков, правильно умение выделять звук на фоне слова, первый и последний звук в слове.

II этап – этап формирования первичных произносительных навыков.

I.Постановка звука.

Цель: формирование правильного артикуляционного уклада изолированного нарушенного звука. Направления работы:  1.Развитие слухового восприятия. Цель: уточнение слухового образа отрабатываемого звука. 2. Развитие фонематического анализа. Цель: выделение отрабатываемого звука на фоне слова, уточнение его слухопроизносительного образа. 3.Развитие артикуляционной моторики, артикуляционных укладов отрабатываемого звука. Цель: уточнение артикуляции отрабатываемого звука с опорой на зрительное, тактильное восприятие и кинестетические ощущения; отработка каждого

1. Игры и упражнения на уточнение слухового образа отрабатываемого звука: - введение картинки-символа, соотносящейся со звуком; - игры на звукоподражание.

2. Упражнения на выделение звука на фоне слога, слова (проводятся аналогично упражнениям на подготовительном этапе, но речевой материал подбирается на конкретный звук, над которым ведется работ.

3.Упражнения на развитие артикуляторной моторики (определенный комплекс упражнений для губ, щек, челюстей, языка для подготовки правильного произнесения нарушенного звука).

4. Непосредственная постановка звука. Способы: а) по подражанию (с опорой на слуховой образ, на зрительное, тактильное восприятие и кинестетические ощущения); б) механический (с использованием вспомогательных средств: шпателя, зонда и т.д.); в) от других правильно произносимых звуков; г) от артикуляторного уклада; д) смешанный способ постановки (используются различные способы).элемента необходимого артикуляторного уклада.

5. Работа по непосредственной постановке звука. Цель: объединение изолированных артикуляционных элементов в единый артикуляционный уклад.

II. Автоматизация звука. Цель: закрепление условно- рефлекторных Рече двигательных связей на различном речевом материале; введение звука в слоги, слова, предложения, связную речь. Направления работы: 1. Введение звука в слоги, слова, словосочетания, связную речь (основное направление работы). 2. Развитие фонематических процессов (фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза). 3. Работа над просодической стороной речи: над ударением в процессе автоматизации звука в словах и слогах (используются

1. Упражнения на имитацию слогов с отрабатываемым звуком: а) прямых открытых слогов – обратных слогов (при автоматизации щелевых звуков); б) обратных слогов – прямых открытых слогов (при автоматизации смычных и аффрикат).

 2. Упражнения на автоматизацию звука в словах: имитация, игры с называнием картинок и натуральных предметов: а) звук в начале слова; б) звук в конце слова; в) звук в середине слова (а,б,в – в простых односложных словах); г) звук в односложных словах со стечением согласных; д) звук в начале слова; е) звук в середине, конце слова (д,е – в простых двусложных словах); ж) звук в двусложных словах со стечением согласных; з) автоматизация звука в трёхсложных словах без стечения согласных; и) автоматизация звука в трехсложных словах со стечением согласных.

3.Автоматизация в словосочетаниях.

4. Автоматизация в чистоговорках.

5.Автоматизация звука в предложениях (с постепенным усложнением структуры предложения и речевого материала).

6. Автоматизация в связной речи. Приемы работы при автоматизации звука в словосочетаниях, предложениях, связной речи: имитация речевых высказываний; заучивание чистоговорок, поговорок, пословиц и стихотворений; пересказ рассказов, составление предложений и рассказов по серии сюжетных картинок, по сюжетной картинке; дидактические игры.

III. Дифференциация звуков речи. (Проводится, если ребенок заменяет или смешивает звуки в речи). Цель: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематичекого анализа и синтеза. Подэтапы: 1.Предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков. Цель: уточнить произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков. 2.Этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков. Цель: сравнение конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане.

1. Упражнения первого под этапа. а) Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения (упражнения при постановке звука). б) Игры и упражнения на уточнение слухового образа звука (картинка-символ, игры на звукоподражание). в) Выделение звука на фоне слога («Красный – зеленый»). г) Выделение звука на фоне слова (исключаются слова со звуками, сходными акустически и смешиваемые в произношении). «Подними цветной кружок на заданный звук», «Назови картинки (придумай слова), где есть заданный звук». д) Определение места звука в слове: в начале, в середине, в конце слова. е) Выделение слова с данным звуком из предложения.

2. Упражнения второго подэтапа (речевой материал включает слова со смешиваемыми звуками). а) Дифференциация звуков в слогах (повторение слогов со звуками, выделение звуков из слогов с поднятием кружка- символа, придумывание слогов со звуками, преобразование слогов). б) Дифференциация звуков в словах (определение звука в словах, места звука, работа с картинками – омонимами и др. упр.). в) Дифференциация звуков в предложениях (аналогично упражнениям первого подэтапа, но включаются оба смешиваемых звука). г) Дифференциация звуков в связной речи (работа с картинками, стихами, короткими текстами).

III этап – этап формирования коммуникативных умений и навыков. Цель: сформировать у ребенка умения и навыки правильного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.

1.Развитие умения использовать автоматизированные и отдиференцированные на специально подобранном материале звуки в самостоятельной речи ребёнка. 2. Формирование способности контролировать свое умение правильного произнесения звуков в спонтанной речи.

Заучивание стихов, диалогов, составление предложений, рассказов по картинкам, пересказы коротких текстов, где частотность данного звука не превышает нормального его распределения в естественной речи.

2.3. Учебно-тематический план

Месяц

Этапы работы

Тема

Количество занятий

1

Октябрь

Подготовительный этап

Развитие ручной моторики. Развитие речевого дыхания и голоса. Развитие артикуляционной моторики. Развитие слухового восприятия и внимания. Развитие фонематического восприятия и элементарных форм фонематического анализа.

8

2

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Постановка звуков

Постановка звуков

8

10

6

8

3

Март

Автоматизация звуков

Автоматизация звука в слогах

8

Автоматизация звука в словах

Автоматизация звука в предложениях

Автоматизация звуков в связной речи

4

Апрель

Дифференциация звуков

Дифференциация изолированных звуков

Дифференциация звуков в слогах

Дифференциация звуков в словах

8

Дифференциация звуков в предложениях

Дифференциация звуков в связной речи

ИТОГО

28 недель* 2 занятия

56

III.Организационный раздел

3.1. Структура и содержание кружковой деятельности

Периодичность занятий: 2 раза в неделю, во второй половине дня, всего 56 занятий (с октября  по апрель включительно).

Продолжительность занятия: 20 минут.

Форма организации детей: подгрупповая.

В содержание  занятий включены следующие виды работы:

  • Артикуляционная гимнастика, самомассаж органов артикуляции.
  • Упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов, внимания, памяти.
  • Дыхательные  упражнения.
  • Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, самомассаж кистей рук.
  • Лексико-грамматические упражнения и упражнения для формирования связной речи.

Форма работы с родителями:  консультации по мере необходимости.

Ожидаемые результаты: 

  • коррекция звукопроизношения;
  • развитие просодической стороны речи,
  • формирование слоговой структуры слова;
  • коррекция лексико-грамматической стороны речи;
  • формирование связной речи, коммуникативных возможностей каждого ребенка.

Занятия проводит учитель-логопед в специально оборудованном помещении, в котором имеется необходимое оборудование и материал для занятий:

 1. Стол логопедический

2. Стул

3. Шкаф книжный

4. Полка

5. Зеркало настенное

 6. Зеркала ручные

7. Столы детские (4 шт)

 8. Стулья детские (10 шт)

 9. Набор логопедических зондов и шпателей

10. Набор игрушек (образные, строительный материал, игры-забавы)

 11. Настольные игры (лото, домино)

12. Альбомы для обследования и коррекции речи

13. Предметные и сюжетные картинки

14. Разрезная азбука

 15. Счетный материал

16. Мозаика

17. Набор предметов разного цвета, величины, формы

18. Набор звучащих игрушек

19. Комплекты игрушек для работы по развитию речи (мебель, одежда, посуда, транспорт, домашние и дикие животные, овощи, фрукты)

  1. Мониторинг уровня  речевого развития детей.

Система мониторинга состояния звукопроизношения у детей

Мониторинг состояния звукопроизношения у детей проводится два раза в год (октябрь, апрель). Время коррекционной работы зависит от характера и степени выраженности речевого нарушения, а также динамики его коррекции.

Обследование состояния звукопроизношения у детей проходит по нескольким критериям (Речевая карта Крупенчук О.И.):

1. СОСТОЯНИЕ РЕЧЕВОГО АППАРАТА, ГОЛОСОВОЙ ФУНКЦИИ И ПРОСОДИКИ

2. МИМИЧЕСКАЯ И АРТИКУЛЯЦИОННАЯ МУСКУЛАТУРА

3. ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

4. СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА 

5. ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

6. ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

7. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

8. ЛЕКСИЧЕСКИЙ ЗАПАС

9. ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЕ РЕЧИ

10. СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

Оценка результативности программы проводится два раза в год (октябрь, апрель).  Данные заносятся в дневник логопеда.

  1. Используемая литература

  1. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические игры с мячом. – СПб.: «Литера», 2010. – 64 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
  2. Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 32 с.
  3. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий в старшейлогогруппе.
  4. Коррекция звукопроизношения у детей: дидактические материалы / авт.-сост. Л.Е. Кыласова. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2011. – 367 с.
  5. Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников : диагностика, занятия, упражнения, игры / авт.- сост.Н.П. Мещерякова, Е.В. Зубович, С.В.Леонтьева. – Волгоград : Учитель, 2010. – 141 с.
  6. Крупенчук О. И., Воробьева Т. А.  Исправляем произношение: комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. - СПб.: «Литера», 2010. – 96 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
  7. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно.
  8. Крупенчук О.И. Речевая карта.
  9. Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры»: Учебно- методическое пособие / Изд. 2 доп. и перераб. – Пермь, 2014. – 60 с.
  10. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.
  11. Нищева Н.В. Тексты и картинки для автоматизации и дифференциации звуков разных групп: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 112 с. 15
  12. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев: маленькие подсказки для родителей /Ольга Новиковская. – Изд.2-е дополн.-М.:АСТ; СПб: Сова, 2007. – 158 с.
  13. Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство / Марина Полякова. – 4-е изд. – М.: Айрис- пресс, 2009. – 208 с.
  14. Пособие С.В.Васильевой, Н.Соколовой // Логопедические игры для дошкольников (с приложением). - М.: «Школьная пресса», 2001
  15. Практическое пособие И. Лопухиной // Логопедия – 550 занимательных упражнений для развития речи. - М.: «Аквариум», 1996
  16. Практическое пособие В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко // Индивидуально-подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. - М.: 1998
  17. Практическое пособие Е.Савельевой // 305 веселых загадок в стихах. – Новосибирск, 2008 21.Программа Н.В.Нищевой «Программа коррекционно - развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР (с 4 до 7 лет)‖. – СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.
  18. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии.
  19. Ткаченко Т.А. Звуки и знаки. Гласные. - Юнвес, 2001 г. - 24 с. (Серия «Подготовка дошкольников к чтению и письму»)
  20. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб.:  ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
  21. Филичева Т.Б. Основы логопедии / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – Просвещение, 1989. – 223 с

Приложение 1

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания.

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания

 без участия речи.

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ;

Увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.

  1.  «Цветочек». Сделать вдох и задержать дыхание, понюхать цветочек (вдохнуть аромат).
  2. «Одуванчик» (проводится на свежем воздухе). Сорвать одуванчик, подуть на него так, чтобы с первого-третьего раза слетели все пушинки.
  3. «Узнай по запаху». Узнать яблоко, сок, одеколон и т.п. по запаху, сначала с открытыми глазами, потом с закрытыми.
  4. «Свеча» («Задуй свечу»). Сделать вдох. По сигналу «Тихий ветерок» медленно выдохнуть на пламя свечи, так, чтобы оно отклонялось, но не гасло. По сигналу «Сильный ветер» - задуть свечу резким выдохом.
  5. «Костёр». Воспитатель кладёт перед детьми картинку (или макет) костра из полосок тонкой бумаги. Детям предлагается «раздуть угасающий костёр», вдыхая через нос и медленно выдыхая через рот.
  6. «Не разбуди игрушку». Дети двигаются шагом под музыку в четырёхдольном размере. На первую, вторую долю – два коротких шага и вдох носом, на третью-четвёртую доли – остановка и долгий выдох.
  7. «Погрей руки». Дети вдыхают через нос и дуют на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот.
  8. «Султанчик». Детям предлагается долго дуть на султанчик из полосок бумаги или цветных перьев на палочке, на цветные метёлочки, на хвосты у птичек или лошадок, на плавники у рыбок, на «хвостики» у девочек и т.п.
  9. «Листья шелестят». Детям предлагают полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанные в виде листиков и прикреплённые к «ветке». По сигналу «Подул ветерок» дети плавно дуют на листики, так, чтобы они отклонялись и шелестели.
  10. «Чья птичка дальше улетит». Фигурки птичек из тонкой бумаги ставят на самый край стола. Двое детей садятся – каждый напротив своей птички – и по сигналу дуют на неё. Продвигать птичек нужно только на выдохе. Остальные дети следят: чья птичка дальше улетит (проскользит по столу)?
  11. «Бурлящая вода». Детям предлагается подуть в бутылку с водой через трубочку. Выдох должен быть ровный и длительный – тогда вода будет долго и равномерно бурлить.

Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале согласных звуков.

Цель. Отработка удлинённого выдоха через рот с одновременным произношением согласных звуков.

  1.  «Ветерок».

Педагог:

Дует лёгкий ветерок – Ф-Ф-Ф…

И качает так листок – Ф-Ф-Ф…

Выдох спокойный, ненапряжённый.

Дует сильный ветерок – Ф-Ф-Ф…

И качает так листок – Ф-Ф-Ф…

Активный выдох.

Дует ветерок, качаются осенние листочки и поют свои песенки…

Осенние листочки на веточках сидят,

Осенние листочки детям говорят:

Осиновый -  А-А-А…

Рябиновый – И-И-И…

Берёзовый – О-О-О…

Дубовый – У-У-У…

Дети хором поют: «А-А-А», «И-И-И», «О-О-О», «У-У-У».

  1. «Трубач».

Сидя, медленно вдыхая, громко произносить: ПФ-Ф-Ф. Повторить 4-5 раз.

  1. «Ёжик»

Сидя на коврике, ноги вместе, упор на кисти рук сзади, согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди – медленный выдох на звуке Ф-Ф-Ф-Ф_. Выпрямить ноги – вдох (4-5 раз).

  1. «Регулировщики»

Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлинённого выдоха произносить: Р-Р-Р-Р-Р (5-6 раз).

  1. «Каша кипит».

Сидя, одна рука лежит на животе, другая – на груди. Втягивая живот – вдох, выпячивая живот – выдох. Выдыхая, громко произносить: Ф-Ф-Ф-Ф (3-4 раза).

  1. «Гуси шипят».

Ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклониться вперед с одновременным отведением рук в стороны – назад (в спине прогнуться, смотреть вперёд) – медленный выдох на звуке Ш-Ш-Ш-Ш-Ш (5-6 раз).

  1. «Шар лопнул».

Педагог:

Надувала кошка шар,

А котёнок ей мешал:

Подошёл и лапкой – топ!

А у кошки шарик – лоп

Ноги слегка расставлены, руки опустить вниз. Разведение рук в стороны – вдох. Хлопок перед собой – медленный выдох на звуке Ш-Ш-Ш-Ш-Ш (5-6 раз).

  1. «Насос».

Встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох (при выпрямлении) и выдох с одновременным наклоном туловища в сторону и произнесением звука С-С-С-С-С (руки скользят вдоль туловища) (6-8 раз).

  1. «Семафор».

Сидя, ноги сдвинуты вместе. Поднимать руки в стороны – вдох, медленно опускать вниз – длительный выдох на звуке С-С-С-С-С (5-6 раз).

  1. «Лыжник».

Ноги полусогнуты и расставлены на ширину ступни. Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5-2 минуты. На выдохе произносить М-М-М-М-М (5 раз).

Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слогов.

  1. «Часики».

Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперёд-назад, произносить: тик-так.

  1. «Петух».

Встать прямо, руки опущены. Поднять руки в стороны, затем похлопать ими по бёдрам. Выдыхая произносить ку-ка-ре-ку.

  1. «Паровозик».

Ходить по комнате, выполняя попеременно движения руками и приговаривая: чух-чух-чух.

  1. «Дровосек».

Ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх – вдох, опустить – вниз медленный выдох с произнесением слова ух-х-х-х.

  1. «Гуси летят».

Медленная ходьба в течении 1-2 минут. Поднимать руки в стороны – вдох, руки вниз – выдох, произносить: гу-у-у-у.

Дыхательно-голосовые упражнения на материале слов.

Цель: Тренировка удлинённого выдоха через рот с одновременным проговариванием слов с изменением силы и высоты голоса.

  1. Произнесение ряда слов на одном выдохе.

Вдох – папа, папа; пока, пока, кипа; папа, пока, кипа, пика и т.п.

  1. Перечисление названий месяцев.

Например: январь, февраль; январь, февраль, март и т.д.

  1. Перечисление времён года.

Зима; зима, весна; зима, весна, лето.

Дыхательно-голосовые упражнения на материале предложений, фраз.

  1. Произнесение фразы с постепенным усложнением.

Цель: Тренировка удлинённого выдоха с одновременным произнесением фразы.                                            

Во время беседы по сюжетной картинке, произносится короткая фраза. Первый ребёнок повторяет фразу, дополняя её одним словом, второй – ещё одним и т.д. Фраза должна произноситься на одном выдохе.

  1. «Цветы».

В вазе знакомые детям цветы. Дети называют их. Затем по очереди нюхают какой-либо цветок и на одном выдохе произносят заданную фразу. Фразы постепенно усложняются.  Например: «Роза пахнет. Роза очень хорошо пахнет. Красная роза очень хорошо пахнет».

Приложение 2

Упражнения для активизации работы мышц глаза.

(Гимнастика для глаз)

Комплекс №1. (способствует снятию статического напряжения мышц глаза, улучшает кровообращение и.п. сидя)

  1. Плотно закрыть глаза, а затем широко открыть глаза с интервалом 30 сек. (5-6 раз).
  2. Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо не поворачивая головы (2-3 раза).
  3. Вращать глазами по кругу 2-3 сек. (3-4 раза).
  4. Быстро моргать (1 мин).
  5. Смотреть вдаль, сидя перед окном (3-4 мин).

Комплекс №2. (способствует снятию утомления, улучшению кровообращения, расслаблению мышц глаза и.п. - стоя).

  1. Смотреть прямо перед собой (2-3 сек.), поставить указательный палец на расстоянии 25-30 см. от глаз. Перевести взгляд на кончик пальца, смотреть на него 2-3 сек., опустить руку (повтор 4-5 раз).
  2. Опустить голову, посмотреть на носок левой ноги; поднять голову посмотреть вправый верхний угол комнаты; опустить голову, посмотреть на носок правой ноги; поднять голову посмотреть в левый верхний угол комнаты (ноги на ширине плеч; 2-3 раза).
  3. Посмотреть на вершины деревьев перед окном; перевести взгляд и назвать любой предмет на земле; отыскать в небе птиц или самолёт и проследить за ними взглядом; назвать транспорт проезжающий мимо или стоящий на обочине дороги.

Комплекс №3 (улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости, восстанавливает кровообращение и.п. - сидя).

  1. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко одноименного глаза 1-2 сек.; отвести пальцы (3-5 раз).
  2. Смотреть на концы пальцев вытянутой вперёд руки (по средней линии лица) медленно приблизить указательный палец к лицу, не отводя от него взгляда (3 раза).
  3. Отвести полусогнутую правую руку с игрушкой в сторону; медленно передвигать игрушку справа налево, следит за ней двумя глазами; тоже самое, но в обратную сторону (4-5 раз).

Комплекс №4 (способствует улучшению координации движений глаз и головы, развитию сложных движений, улучшению функций вестибулярного аппарата и.п. - стоя).

  1. Поднять глаза вверх, опустить вниз; посмотреть вправо, влево, не поворачивая головы (3-4 раза).
  2. Поднять голову вверх; совершать круговые движения глазами по часовой стрелке, против часовой стрелки (2-3 раза).
  3. Посмотреть на левый носок ног; поднять голову посмотреть на люстру; опустить голову, посмотреть на правый носок; поднять голову, посмотреть на люстру (2-3 раза).

Комплекс №5 (тренирует мышцы глаза, улучшает упругость век, восстанавливает циркуляцию внутриглазной жидкости).

  1. И.п. – сидя на полу. Ноги согнуть в коленях, руки в упоре сзади; повернуть голову назад и увидеть предметы, расположенные сзади (2 раза).
  2. И.п. – стоя, руки на палке, расположенной вертикально. Отвести руки от палки и успеть удержать падающую палку; попеременно перехватывать палку двумя руками (3-4 раза).
  3. И.п. – стоя. «Спрячь глазки» (зажмуриться). «У кого глазки большие» (широко открыть глаза).

Комплекс № 6 (способствует тренировке мышц глаза, формированию сложных движений глазных мышц).

  1. И.п. – стоя, руки с мячом внизу. Поднять мяч до уровня лица, широко открытыми глазами посмотреть на него; опустить мяч; поднять мяч до уровня лица, прищурить глаза, посмотреть на мяч; опустить его.
  2. И.п. – стоя, мяч в вытянутых перед собой руках. Двигать руками вправо-влево, следить глазами за мячом (5-6 раз).
  3. И.п. – руки с мячом внизу. Совершать медленные круговые вращения руками снизу вверх, вправо и влево, следить глазом за мячом (4-5 раз).
  4. И.п. – стоя, мяч в вытянутых руках. Согнуть руки, поднести мяч к носу; вернуться в исходное положение, следить за мячом (4-5 раз).  

Гимнастика для глаз (с текстом)

  1. «Солнышко и тучки»

Педагог:

Солнышко с тучками в прятки играло.

Посмотреть глазами вверх-вниз, вправо-влево.

Солнышко тучки-летучки считало:

Серые тучки, чёрные тучки.

Лёгких -  две штучки,

Тяжёлых – три штучки.

Тучки попрятались, тучек не стало.

Закрыть глаза ладонями.

Солнце на небе вовсю засияло.

Поморгать глазками.

Продавало солнышко  на весёлой ярмарке

Платья разноцветные, яркие-преяркие.

Приходил на ярмарку весёлый народ.

Побывал на ярмарке весь огород.

  1. «Ёлочка»

Дети берут в руки маленькую ёлочку на палочке, чётко проговаривая чистоговорку.

При выполнении гимнастики голова всё время находится в одном положении, двигаются только глаза.

Хором.

Ашу-Ашу-Ашу –

Нарядим ёлку нашу.

Передвигают ёлочку вправо-влево, прослеживая движение взглядом.

Ишки-Ишки-Ишки –

Поднимают вверх и опускают вниз.

Вот золотые шишки.

Ош-Ош-Ош –

Рисуют в воздухе круг.

Шар большой хорош.

Ша-ша-ша –

Рисуют в воздухе ёлочку.

Ёлка тоже хороша.

Педагог.

Едут в поезде, ребята.

Белочки и зайчики

К девочкам и мальчикам.

Приложение 3

Логоритмические упражнения

  1. «Прогулка».

Педагог.

Раз-два-три-четыре-пять –

В лес отправимся гулять.

Обычная ходьба.

По извилистым тропинкам

Потихоньку мы пойдём.

Ходьба «змейкой» между листьями, лежащими на полу, взявшись за руки.

Может быть, и под листочком

Сладку ягодку найдём.

На носочки дети встали,

По дорожкам побежали.

Бег на носках

И на каблучках пойдём,

Через лужи перейдём.

Ходьба на пятках.

Где ты прячешься, грибок?

Полезай-ка в кузовок!

  1.  «Ёжик»

По сухой лесной дорожке –

Топ –топ – топ – топочут ножки.

Ходит, бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ёжик.

Ищет ягодки, грибочки

Для сыночка и для дочки

Если подкрадётся волк –

Превратится ёж в клубок.

Ребята стоят, слегка согнувшись. Руки, согнутые в локтях, - перед грудью, кисти рук опущены вниз. Ноги, слегка согнутые в коленях, делают мелкие, частые шажки. «Собирают ягодки» - кончики пальцев соединяются, «срывают ягодки». Сворачиваются на полу клубком.

Ощетинит ёж иголки –

Не достанется он волку.

Ёж не тронет никого,

Но и ты не тронь его!

Встают и продолжают топать по дорожке.

  1. ИГРА «ДЕРЕВЬЯ» 

Дети свободно располагаются по залу и выполняют движения под пение на мотив англ.нар.песни «Три поросенка»
Ну-ка все в ладошки хлоп,
Вместе хлоп, дружно хлоп.
Ну-ка все в ладошки хлоп,
Вслед за мною хлоп.
Припев:
Мы – деревья на ветру,
Мы – деревья на ветру,
Мы – деревья на ветру,
Он качает нас.
Ну-ка ножкой топ да топ,
Топ да топ, топ да топ.
Веселее топ да топ,
Дружно ножкой топ.
Припев:
И головкой покивайте,
Покивайте, покивайте,
Дружно, вместе наклоняйте, 
Наклоняйте так.
4. Упражнение  «На лошадке»

Дети стоят друг за другом на расстоянии 2-3 шагов. Руки согнуты в локтях, выведены перед собой, кулаки сжаты, как будто они держат вожжи. Дети идут по комнате, высоко поднимая колени, и цокают язычками.

5. «СНЕГОВИКИ И СОСУЛЬКИ»
УПРАЖНЕНИЕ на развитие выразительной речи, мимики и движений
Вед: Встретились однажды во дворе Толстячки-Снеговички и Сосульки-Худышки.
Удивились Сосульки: 
Дети смотрят, подняв брови и
широко открыв глаза
«Ах, какие вы толстые!» 
Рассердились Снеговички: 
Хмурят брови, морщат губы, смотрят сердито.
«Не такие уж мы и толстые!» 
Еще больше удивились Сосульки: 
Округляют губы (как буква «о»), поднимают брови
«О, да вы еще и сердитые!»
Еще больше рассердились Снеговички: 
Вытягивают губы трубочкой, сводят брови 
«У-у-у! Мы действительно сердитые!»
Сморщили нос Сосульки: 
Морщат нос, произносят слова с недовольством в голосе
«Фу! Не хотим с вами разговаривать!»
Скривили губы Снеговички: 
Изображают на лице возмущение, кривят уголки рта.
«Пф! Ну и не надо».

Приложение 4

Речевые игры, способствующие обогащению словаря формированию грамматического строя речи.

1. “Узнай героя”

Цели:

  • находить по словам-определениям героя;
  • самостоятельно придумывать и подбирать слова-определения к характеристике героев:

Гадкий, нехороший, жадный – Бармалей.

Добрый, внимательный, заботливый – Айболит.

Грозный, зубастый, бессовестный – Крокодил.

Маленькие, толстопятые, неуклюжие – медвежата.

Маленький, бесстрашный, храбрый – комарик.

Кривоногий, хромой, хороший – Мойдодыр.

Кровожадный, беспощадный, злой – Бармалей.

2. “Все наоборот”

Цель: уметь подбирать к словам-определениям слова с противоположным значением

Больные – здоровые (зверята)

Злой – добрый (Бармалей)

Грустная – Веселая (Федора)

Грязный – чистый (мальчик)

Темно – светло (краденное солнце)

Высокий – низкий (жираф, бегемот)

3. “Что делает?”

Цель: подобрать к предметам и героям сказок слова-действия

Подушка – ускакала

Простыня – улетела

Брюки – сбежали

Стол – ушел

Умывальник – выбегает

Муха – пошла на базар и т.д.

4. “Кто? Что?”

Цель: уметь различать живое – неживое, правильно ставя вопросы; кто?, что?.

Муха-Цокотуха – самовар

Айболит – градусник

Федора – посуда

Крокодил – солнце и т.д.

5. “Четвертый лишний”

Цель: определить какой предмет из названных лишний. Объяснить свой выбор.

Айболит, волки, корабль, орел

Самовар, Муха-Цокотуха, уж, комарик

Утюг, скалка, блюдца, магнитофон

6. “Скороговорки”

Цель: учить четко проговаривать текст, постепенно увеличивая темп.

Слишком много ножек у сороконожек.

Расскажи-ка про покупки
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки
Про покупочки свои.

7. “Загадки”

Цель: учить детей отгадывать загадки по содержанию текста сказки.

8. “Маленькие слова”

Цель: правильно употреблять в речи предлоги, знать их значение.

- И упал Айболит и лежит на снегу.

- Он в Африке, он в Африке

Под пальмою сидит.

- А рядом бегемотики

Схватились за животики.

- Я пришью ему новые ножки

Он опять побежит по дорожке.

9. “Один-много”

Цель: упражнять в умении ставить слова в форму множественного числа родительного падежа

Одно дерево – много …

Одна пальма – много …

Один крокодил – много …

Одна обезьяна – много …

Одна зверушка – много …

Одно насекомое – много …

Игры на развитие связной речи.

Цели:

Целенаправленно развивать диалогическую речь. Формировать у детей умение отвечать на вопросы и задавать их, участвовать в коллективном разговоре.

Учить формулировать свою мысль в виде полных предложений, составлять из них небольшой рассказ.

1. “Не плачь, мышонок”

В этой игре взрослый берет на себя роль мышонка, который остался один. Он горюет и плачет, а разные герои сказок Чуковского пытаются развлечь его беседой.

Воспитатель, исполняющий роль мышонка, причитает:

– Бедный я, бедный. Кто со мной поговорит, кто мои слезки вытрет.

Ребенок: Я с тобой поговорю, я твои слезки вытру.

– А ты кто?

Ребенок: Я Муха-цокотуха и т.д.

По просьбе мышонка дети поют песенки, читают стихи, показывают книги, приглашают поиграть и т.д.

2. “Бюро находок” (игра демонстрируется)

Воспитатель-ведущий:

– Работает бюро находок. В бюро находок потерянные вещи. Забрать их можно только тогда, когда расскажешь строчку из произведения К.И. Чуковского с этим словом

3. “Помогите!” (игра демонстрируется)

Горе! Горе! Крокодил
Солнце в небе проглотил

Воспитатель берет на себя роль крокодила (в руках игрушка с солнышком в пасти)

Эй вы, звери, выходите
Крокодила победите,
Чтобы жадный крокодил
Солнце в небо воротил.
Но мохнатые боятся:
Где нам с этаким сражаться!
Он и грозен и зубаст
Он нам солнце не отдаст!

Останавливаем сказку! Кто нам поможет. Позовем героев из других сказок К. Чуковского, ну хотя бы из сказки “Муха-Цокотуха” (дети берут на себя роль Мухи-цокотухи, паука, бабочки-красавицы и т.д.) и пытаются уговорить крокодила вернуть солнце. А может, придут герои сказки “Телефон” и будут звонить крокодилу.

4. “Гости”

Герои сказок ходят друг к другу в гости. Муха-цокотуха к бабушке Федоре. Рассказывает о своей истории, слушает Федору, дает советы, помогает. Мойдодырк Федоре. Учит Федору быть чистоплотной. Учит мыть посуду и т.д.

Мальчик к бабушке Федоре.

Бармалей к Айболиту и т.д.

5. “Неожиданная встреча”

Мойдодыр – Муха-цокотуха

Айболит – паук (обыывание)

6. “Незнайка

Незнайка никогда не читал сказок Чуковского – дети знакомят его с героями сказок по фотографии (картинке).

Мойдодыр – это умывальник, который рассердился на мальчика-грязнулю

Муха-цокотуха – это именинница, которая пригласила к себе на чай букашек, таракашек и с ней приключилась серьезная неприятность.

Комарик – это …

Бармалей– это …

Тараканище– это …

Федора – это …

7. “Объяснялки”

Продолжи предложения.

Комарик храбрый, потому что …

Таня и Ваня непослушные, потому что …

Море погасло, потому что …

Мойдодыр рассердился, потому что …

Посуда убежала от Федоры, потому что…

8. “Путаница”

Рассмотри рисунки. Что перепутал художник?

Из болота тянут жирафа.

Муха цокотуха в шапочке Айболита.

Краденое солнце в зубах волка и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружковой работы "Разноцветный мир" по познавательному развитию детей

Предназначена для проведения кружковой работы с детьми 3-4 лет...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружковой работы «Развитие творческих способностей детей средствами ручного труда» «Волшебные ручки» (срок реализации 1 год, возраст детей 4-5-6 лет)

На кружке “Волшебные ручки” являются разные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, работа с подручными материалами, а также работа с разными видами круп и шерсти. Основное значе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружковой работы «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности» В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС «Что? Зачем? И почему?»»

Именно исследовательская деятельность помогает выпускнику ДО соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, выпускник сегодня должен обладать такими качествами как, любознательность, активность,и...

Рабочая программа кружковой работы "Играем в путешествия" для детей 5-7 лет в логопедической группе.

Рабочая программа кружковой работы "Играем в путешествия" для детей 5-7 лет в логопедической группе....

Рабочая программа кружковой работы художественно-эстетического направления «Оч-умелые ручки» для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ним цели...

Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми   младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом   образования в форме кружковой работы п...