Использование логосказок в работе с детьми с ОВЗ
статья по логопедии

Копьёва Марина Владимировна

В последнее время  в детских садах общеразвивающего вида наблюдается  увеличения количества детей с ОВЗ. У таких детей  плохая работоспособность, они   тяжело проходят адаптацию и социализацию У детей с ОВЗ, имеющих тяжелые нарушения речи, помимо нарушения всех основных частей языковой системы наблюдается нарушения внимания, памяти, недостаточно сформировано словесно-логическое мышление. Дети, имеющие тяжелые нарушения речи, фиксируют внимание на своем речевом дефекте, что отрицательно сказывается на их общении с окружающими.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_logoskazok_v_rabote_s_dettmi_s_ovz.docx17.86 КБ

Предварительный просмотр:

Использование логосказок в работе с детьми с ОВЗ

В последнее время  в детских садах общеразвивающего вида наблюдается  увеличения количества детей с ОВЗ. У таких детей  плохая работоспособность, они   тяжело проходят адаптацию и социализацию У детей с ОВЗ, имеющих тяжелые нарушения речи, помимо нарушения всех основных частей языковой системы наблюдается нарушения внимания, памяти, недостаточно сформировано словесно-логическое мышление. Дети, имеющие тяжелые нарушения речи, фиксируют внимание на своем речевом дефекте, что отрицательно сказывается на их общении с окружающими.

Нужно отметить, что эмоциональный дискомфорт очень плохо влияет на развитие всех сторон речи: часто дети с ОВЗ  замкнуты ,они плохо идут на контакт со сверстниками, их внимание плохо концентрируется . Педагогам приходиться постоянно в своей деятельности поддерживать интерес детей к выполняемым упражнениям, создавать новые ситуации для закрепления и совершенствования  достигнутых результатов.

 В связи с этим перед педагогами  возникают  задачи  коррекции нарушений речи, социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среде нормально развивающихся сверстников.

Для решения этих задач в нашем саду в совместной работе учителя-логопеда  и воспитателя, широко применяются  логосказки .

Логосказка- процесс, который  способствует развитию всех  сторон  речи, развивает нравственные качества ребенка , активизирует внимание, память, мышление и воображение. Активное участие  в ребенка в ходе повествования  логосказки обязательное  условие для ее реализации, так как цель логосказки именно всестороннее , последовательное развитие речи детей.

У логосказки огромные возможности: ребенок с помощью сказки может проживать действия героев, отождествляя себя с ними, и тем самым решить многие свои проблемы. Сказка  не ругает ребенка, не затрагивает его личные чувства, ребенок учится на примере героев сказки и сам находит выход из трудной ситуации благодаря действиям героев. Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику, речь. Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству. Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» спрятанные глубоко в подсознании страх, беспокойство, дети становятся мягче, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру, а, следовательно, преодолевают психологическую боязнь перед самостоятельным высказыванием.

Логосказка является прекрасным иструментом для развития коммуникативных    навыков ребенка: происходит совершенствование лексико – грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.

                Перед тем как начать использовать в работе логосказки, нами была проделана подготовительная работа:   изучена литература по данной теме, пройден курс по повышению квалификации «Логосказка»,были подобраны атрибуты:  пальчиковый театр, игрушки для настольного театра ( объемные, мягкие и плоскостные), элементы декораций.  

Для более успешной работы были привлечены родители. На родительском собрании родителям была дана информация, что такое логосказки, какие проблемы они решают и что при совместной деятельности ребенок , родитель и педагог работа будет более эффективной. Родители были поделены на группы, и каждой группе было предложено  изготовить совместно с детьми некоторые атрибуты для сказок.

Логопедом совместно с педагогами  был сочинен цикл сказок: артикуляционные, пальчиковые , фонетические и сказки на  разные лексические темы.

Вот одна из сказок,  которую мы сочинили для развития лексико-грамматических категорий.

                             

                      Времена года»

    Жил-был король «Год» и было у него четыре дочери. Звали их Зима, Весна, Лето и Осень. Дочери жили вместе с отцом и ходили по очереди в гости к людям. Сестры были красивы и умны, и не когда между собой не ругались.

     Но вот однажды заспорили сестры кто из них красивей и главней.

-Я самая красивая и главная - сказала старшая сестрица Зима. Я белокура, бледнолица, весела, игрива. Мною год начинается. С моим приходом праздник   долгожданный наступает. А детишки  как меня любят:  катаются на коньках, на лыжах, на санках. Играют в снежки и лепят  снеговиков. И совсем не боятся моих морозов.

    Но тут возразила вторая сестрица Весна:

-Ты холодная, суровая, да знойная. Все люди моего прихода ждут, ведь я яркая, теплая, цветущая, солнечная. Когда я прихожу к людям, то дни становятся длиннее, а ночи короче. Прилетают птицы из теплых стран. Солнце светит ярче. Появляются первые цветы. Просыпаются животные и насекомые после зимнего сна. А на деревьях распускаются первые листочки.

-Что вы спорите сестрицы, я всех прекрасней - возмутилась Лето.

-Я теплая, жаркая, красочная. С моим приходом всё зеленеет вокруг, наливается разноцветными красками. В воздухе парят ароматы цветов и спелых ягод.  Повсюду  слышны пения и щебетания птиц.  Для людей я всегда долгожданная, ведь именно летом начинаются отпуска.  А детишек домой не загонишь, играют, веселятся и катаются на велосипедах, самокатах и роликах.

   -Нет, Нет, Я прекрасней и главней - воскликнула младшая сестра Осень.

-Я очаровательная, сказочная, яркая.  Немало писателей  стихотворений мне посветили, рассказывая о моей красоте. Когда я прихожу к людям, мир наполняется яркими красками. Деревья одеваются в разноцветные наряды- красные, желтые, оранжевые. Листья кружатся в танце, начинается листопад. А в огородах-то урожая видимо- невидимо. В лесу  грибов огромное количество. Все сыты и звери и люди. Запасы делают, да меня  нахваливают.

Услышал спор дочерей король Год и возразил:

- Не зачем спорить, да ругаться. Каждая из вас по-своему хороша и прекрасна.

Занятия с использованием логосказки  проводились  с детьми индивидуально и  фронтально. В «сказочных» занятиях использовалось два варианта: первый вариант, когда логопед рассказывал сказку и предлагал  детям изменить конец сказки, и второй вариант: педагог рассказывает не всю сказку и дети сами придумывали к ней продолжения. Детям рассказывались логосказки с декорациями и атрибутами, детьми.  Так же использовалось  самостоятельное сочинение детьми сказок и историй с показом театрализованных представлений.

В конце года была проведена  повторная диагностика детей, результаты которой были следующими:   словарь детей обогатился названиями, обогатилась глагольная лексика; усовершенствовался грамматический строй языка.

Мы убедилась в том, логосказки являются эффективными инструментом в коррекции нарушений  речи и  социальной адаптации для детей с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Использование логоритмики в работе с детьми с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Почему логоритмика?  Всё, окружающее нас, живёт по законам ритма. Смена времён года, дня и ночи, сердечный ритм и многое другое подчинено определённому ритму. Любые ритмические движения активизир...

Опыт работы «Использование мнемотаблиц в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей, и мы знаем, что в настоящее время эта  проблема становится особенно значимой. Главной и о...

Опыт работы по теме : " Использование ИКТ в работе с детьми , имеющими нарушения речи".

Информационно- коммуникативные технологии, как в нашем детском саду, так и в других ДОУ- актуальная проблема современного дошкольного воспитания, поэтому, сегодня мне хотелось с Вами, уважаемые коллег...

Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста" "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации"

Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста"опыт работы "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации" "Фестив...

Семинар-практикум для педагогов "Использование мнемотехники в работе с детьми с детьми дошкольного возраста"

Для развития речевого, умственного и психического развития детей часто используют в работе с детьми мнемотаблицы. Дети лучше запоминают стихи, пословицы, поговорки, сказки с помощью картинок в таблице...