Конспект занятия ; " Гласные первого ряда"
план-конспект урока по логопедии (подготовительная группа)

Анисимова Татьяна Николаевна

В игровой форме, дети закрепляютзнания о гласных первого ряда, занятие провдится в виде  квест игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glasnye_1ryada.docx21.4 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Гласные первого ряда».

Цель: Закрепление знаний о гласных звуках и буквах: А, О, У. ы, И.,Э

 Коррекционно - образовательные:

Способствовать закреплению представления о букве и о том, чем звук отличается от буквы. Закрепление понятия буква, и правила написания большой буквы. Способствовать закреплению знаний о гласных звуках и буквах. Закрепление графического изображения букв. Способствовать закреплению навыка соотнесения звука с буквой. Закрепление навыка чтения сочетаний главных букв. Профилактика оптической дисграфии.

Способствовать совершенствованию грамматического строя речи, закреплению пройденных лексико-грамматических категорий. Активизации словаря по пройденным лексическим темам.

Коррекционно-развивающие:

Продолжать развивать фонематическое восприятие. Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза. Развитие тонкой и общей моторики. Развитие зрительного внимания и восприятия, воображения, развитие направленной воздушной струи, способствовать развитию навыка чтения.

Способствовать дальнейшему развитию интереса к литературе, совершенствование навыка слушания литературных произведений, осознание языковых средств выразительности.

Коррекционно-воспитательные:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности. Воспитания любви и бережного отношения к природе. Любви к  музыке и классической литературе.

Оборудование:

•        Игра «Билеты»;

•        Сигналы-символы гласных звуков: А, О, У, И, ы;

•        Гласные буквы А, О, У, И, ы;

•        Магнитная доска;

•        Игра «Буквы играют в прятки»;

•        Гусеница со «сломанными» буквами;

•        Красные карандаши или маркеры  по количеству детей;

•        Картинки на гласные звуки в конверте;

•        Игра «Прочитай-ка» - составь предложения с помощью картинок букв и моделей предложений;

•        Игра «Куб с буквами»

•        Компьютер и музыкальное сопровождение

•        «Дерево» и «листья - прищепки» (красного, желтого, оранжевого цветов).

1. Орг.момент

Дети входят в игровую зону.

 Игра «Билетики»

Сейчас мы с вами  отправимся  в страну «АБВГДЕЙ – ка». Пройти помогут вот эти билеты. Каждый получивший билет, смотрит на картинку и определяет, какой гласный звук   «спрятался»   в  начале слова.  

Дети, получают билеты, отвечают.

 Повторение пройденного.

-  Назовите, все звуки , которые  вы сейчас произносили?

- Логопед: Как называются эти звуки?

- Логопед: Почему они гласные? - Акустико-артикуляционная характеристика гласных звуков; (их можно петь, тянуть, во рту нет преграды).

- Ребята, а вы заметили, что билеты красного цвета? Почему?  

Потому что, гласные звуки обозначаем красным цветом

2.А теперь  садимся в поезд и отправляемся в путешествие. ( мультимедиа песня « Паровоз - букашка»)

3. Артикуляционная гим-ка.  (Слайд.Язычок)

4,Игра «Читалочка» -  по  сигналам гласных звуков.( Слайд Гласные звуки)

 А сейчас каждый из вас найдет сигнал - символ своего гласного звука., подходящий к вашей картинке - соотнесение с сигналом – символом гласных звуков. Взаимопроверка.

 5. Сообщение темы занятия

- Вы наверное уже догадались, о чем мы будем говорить сегодня.

В стране АБВГДЕЙ-ка вас ждут интересные игры и задания, с помощью которых мы закрепим знания о гласных звуках и буквах.

Ребята, скажите , как обозначаем звук на письме – (буквой).

- Что такое буква -  это то, что мы видим и пишем.  

Правило: Буква – это графический знак, обозначающий звуки на письме.

 6. Игра  «Иностранные буквы».

«Приползает» гусеница с «поломанными буквами»( Слад.Гусеница.)

  - К нам в гости снова приползла гусеница и привезла буквы,  с которыми мы познакомились.

- Вот они!

- Ой, какие буквы странные совсем как иностранные!

- Ребята, я догадалась, эти буквы «поломались, их надо «отремонтировать». Возьмите фломастеры и допечатайте буквы. Дети, дописывают элементы букв.

Вывод: что мы делали (мы допечатали буквы правильно)

(когда игра закончена, обнаруживают   конверт с картинками)

  5. ( Слайд. Загадочный)Игра  «Заколдованные картинки» -  Посмотрите, здесь «заколдованы» какие-то картинки. Давайте попробуем их «расколдовать».

Дети садятся в круг. Перед ними лежат картинки, спрятанные под лист цветной бумаги, нарезанной тонкими полосками, приклеенные на конверты с картинками - отгадками и соотносят с буквой.

Вышли на полянку,

Сели все в кружок.

Угадай картинку, милый мой  дружок! ( Слад.Дыхание.)

- Дети, поднесите спрятанную картинку к своим губам. Положите язык на нижнюю губу и подуйте на него так, чтобы картинка открылась. Даю вам подсказку: название каждой картинки начинается с гласного звука (следить, чтобы дети не надували щеки). Затем логопед предлагает детям проверить себя, посмотрев отгадку в конверте. - Эти предметные картинки, мы подарим гласным буквам.

- Гласные буквы (А,О,У,ы,И)  выставлены на доске.

- Почему картинок меньше чем букв?

( В русском языке нет слов, начинающихся с Ы.)

 6. Игра « Телобуква»( Слайд .Телобуква)

Для этого нужно определить  какой гласный звук в слове  находится в ударной позиции и соотнести с буквой. Вывод: что мы делали в этой игре? (мы определяли гласный звук в словах и обозначали гласной буквой.

7. Физкультминутка «Веселый кубик».  (Под аудиозапись «Буква А повсюду знаменита, буква А - начало букваря...").

Мы старались звуки определить по порядку.

Я вас приглашаю на веселую зарядку.

- У нас есть кубик - помощник. Поэтому нам не придется придумывать чем заняться.

- Мы кинем кубик, а он подскажет нам игру.

- Кто будет кидать первым?

- Все хотят кинуть первым, а я знаю, что нам делать. Нам нужно посчитаться.

- Раз, два, три - дети кидают куб, смотрят, какая буква выпала, называют её.

- Повторяют на что похожа буква. Стихотворение - шутка.

- Придумывают слова с  заданной  буквой, (например Автомобиль  - и выполняют соответствующее упражнение).  Логопед может внести новое слово АТЛЕТ, вы знаете кто это   … , выполняют упражнение,

ИВОЛГА - птица

- Выполняют упражнение - «тело-буква».

 8. Игра« Прочитай-ка»

С помощью букв и картинок и схемы предложений дети составляют и читают предложения.

•        Мальчик плачет: А-а-а!

•        Винни пух и осы : О-о-о!

•        Воет волк: У-у-у!

•        Яблоко и груша.

•        Морковь____, а огурец_____.

•        Заблудились в лесу! Ау!

•        Как зовут ослика:  Иа!

•        Малыш плачет: Уа!

•        У кошки котенок.

•        У девочки кукла, а у мальчика машина.

•        У врача лекарство и градусник, а у повара чайник и кастрюля.

 

 __,   а  ___.      Конфеты сладкие, а лимон кислый.

 __ ___у-у-у!

  _______ _________ Уа,уа!

 

 

У         и  ,

а  у        и   .

 

У          ..

 

 

    _____  О     .  

(Зайчик мечтает, или думает  о капусте)

 

9. Итог занятия.  Рефлексия

Вам понравилось играть в стране АБВЕГДЕЙ-ка.

В какие игры мы играли? В какие игры хотели бы еще поиграть?

В стране Абвгдей-ка растёт это дерево, давайте украсим его листочками - прищепками.

Дерево - дети украшают дерево листочками.

Если вам было легко, и вы справились со всеми заданиями   - украсьте дерево  листочком желтого цвета.

Если  вы  испытывали затруднения - оранжевого.

Если было очень трудно -  красного. (Дети у которых  красные и оранжевые листочки  - закрепляют  материал на индивидуальном занятии).

- Какое дерево получилось?

- Осеннее, разноцветное.

Многие поэты любили это время  года и воспевали его в  своих стихах.

-  О нашем дереве  можно сказать строчкой из стихотворения А.С.Пушкина

«В багрец и золото одетые леса», – что значит  багрец - багровый, красивый, темно-красный, золото – желто - оранжевое.

- Наше путешествие в   страну завершается, но я думаю мы ещё туда вернёмся. Как вы думаете, зачем? (Чтобы узнать о других буквах?)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия: "Гласные буквы и звуки" подготовительная группа

Занятие по развитию речи и начала грамоты. Диференциация гласных звуков и букв....

Конспект занятия "Гласные звуки и буквы"

Тема: "Гласные звуки и буквы"Цель:Обобщить зания о гласных звуках и буквах: О,У,А,И;Учить петь гласный звук; выделять голосом ударный гласный звук в словах; совершенствовать навык звуко...

Конспект занятия "Гласный звук "И", буква "И,и"

Задачи:1.Образовательные:1. Познакомить детей с гласным звуком «И», буквой «И; и».2. Закрепить умение выделять звук в словах.3. Развивать фонематически...

Конспект занятия «Гласные — И, Э, А, О, У, Ы»

В первую очередь нужно добиваться правильного произношения гласных. Гласные звуки в речи дают мелодику, они образуются только голосом, в них нет «шума». В этом звукообр...

Конспект занятия «Гласные — И, Э, А, О, У, Ы»

В первую очередь нужно добиваться правильного произношения гласных. Гласные звуки в речи дают мелодику, они образуются только голосом, в них нет «шума». В этом звукообр...

Конспект занятий Тема: Первый учитель и первая школа в Ясной поляне.

Учить  понимать и оценивать поступки литературных героев. Расширять знания детей об учительской деятельности       Л.Н.Толстого, открывшего первую бесплатную школу д...

Первый в мире полёт человека в космическое пространство. Советский космонавт Ю.А. Гагарин на космическом корабле «Восток» выполнил один оборот вокруг Земли; Конспект занятия "Мы первые"

Цель: создание условий для формирования устойчивого интереса к своей истории, создание плаката «Мы первые! Первый полёт в космос»....