Конспект занятия "Гласные и согласные звуки"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Конспект подгруппового логопедического занятия по грамоте "Гласные и согласные звуки" в старшей группе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_glasnye_i_soglasnye_zvuki.docx452.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия по грамоте

"Гласные и согласные звуки" в старшей группе

Цель: повторение изученного материала

Задачи:

- закрепить навык различения гласных и согласных звуков;

- закрепить навык различения твердых и мягких согласных звуков;

- закрепить навык различения звонких и глухих согласных звуков;

- совершенствовать навык звукового анализа и синтеза слов;

- учить отвечать предложением на поставленный вопрос;

- развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику;

- развивать память, логическое мышление.

Оборудование: зеркало на каждого ребенка, мешочек, кубики красного и синего цвета (для организационного момента), карточки "Артикуляционная гимнастика", картинки (лиса, какаду, кольцо, коньки, каратэ, часы), круги синего и зеленого цвета (по количеству детей), символы согласных звуков, карточки - обозначения звонких и глухих звуков, карточки с ребусами.

Используемые материалы: интернет - ресурсы (пальчиковая гимнастика, физминутка).

Ход занятия

I Организационный момент

Логопед: В круг ребята становитесь,

Дружно за руки не беритесь,

Слушайте скорей загадку

И скажите мне отгадку:

Один мягкий и свистит,

Другой твердый и шипит.

Третий вовсе запоет,

Хоть кто его произнесет.

Дети: Звук.

Логопед: Ребята, какие звуки бывают?

Дети: Звуки бывают гласные и согласные.

Логопед: Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?

Дети: Красным цветом.

Логопед: Каким цветом обозначаем согласные звуки?

Дети: Синим цветом.

Игра "Волшебный мешочек"

Логопед: Играем в игру "Волшебный мешочек". Кто достанет красный кубик, называет любой гласный звук, кто достанет синий кубик, называет любой согласный звук.

Дети по очереди вытаскивают из мешочка кубики красного или синего цвета, называют соответствующий звук и проходят на свои места.

II Основная часть

Логопед: Чтобы красиво произносить звуки, нужно делать гимнастику для язычка.

Артикуляционная гимнастика

Логопед показывает знакомые детям карточки по артикуляционной гимнастике, дети выполняют упражнения.

- "Наказать непослушный язык" (приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить «пя-пя-пя…»; удерживать 5 сек.).

- "Блинчик" (приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, удерживать 5 сек.).

- "Часики" (улыбнуться, кончиком языка попеременно тянуться к уголкам рта).

- "Качели" (приоткрыть рот, напряженным языком тянуться попеременно то к носу, то к подбородку).

- "Блинчик" - "Иголочка" (попеременно выполнять упр. "Блинчик" и упр. "Иголочка" (приоткрыть рот, узкий напряженный язык выдвинуть вперед)).

- "Лошадка" (приоткрыть рот, пощелкать кончиком языка).

Гимнастика для ума (1 вариант (простой): картинки - отгадки выложены перед детьми; 2 вариант: картинки - отгадки выставляются после того, как дети отгадали загадку)

Логопед: У меня для вас еще есть загадки. У кого из диких зверей хвост пушистей и длинней?

Дети: Лиса.

Логопед: Этот попугай в Австралии живет, На деревьях от жары в листве скрывается, Хохолок его, как веер распускается ...

Дети: Какаду.

Логопед: Украшение на пальце.

Дети: Кольцо.

Логопед: Эти чудо - башмаки мчат ребят по льду реки.

Дети: Коньки.

Логопед: Это вид борьбы такой -То ногою, то рукой, От того защитой служит, Кто дерется, а не дружит.

Дети: Каратэ.

Логопед: Нет ног, а ходят, Рта нет, а скажут, Когда спать, когда вставать, Когда работу начинать.

Дети: Часы.

"Назовите последний звук в слове" (картинки перед детьми)

Логопед: Назовите последний звук в слове ЛИСА

Дети: Звук А.

Логопед: КАКАДУ

Дети: Звук У.

Логопед: КОЛЬЦО

Дети: Звук О.

Логопед: КОНЬКИ

Дети: Звук И.

Логопед: ЧАСЫ

Дети: Звук Ы.

Логопед: КАРАТЭ

Дети: Звук Э.

Логопед: Повторим, звуки А, О, У, И, Ы, Э какие?

Дети: Гласные звуки.

"Чуткие ушки"

Логопед: В слове "к о нь к и" два звука [к], [к*]. Какие они? Чем отличаются?

Дети: Это согласные звуки. Звук [к] - твердый, звук [к*] - мягкий.

Логопед: Каким цветом обозначаем твердые согласные звуки?

Дети: Синим цветом.

Логопед: Каким цветом обозначаем мягкие согласные звуки?

Дети: Зеленым цветом.

Логопед: Играем в игру "Чуткие ушки".

Логопед произносит изолированные твердые и мягкие звуки, дети поднимают круг синего или зелёного цвета в соответствии с названным звуком (например, [п], [т*], [м*], [к] и т.д.)

Пальчиковая гимнастика

Логопед:

Поднял ушки бурундук, пальчики в кулачок, выставить вверх указательный и

Он в лесу услышал звук: средний пальцы, шевелить ими

- Это что за громкий стук,

Д - д - д, д - д - д? пальчики поочередно стучат по столу

- А пойдем, - сказал барсук, - "идти" по столу указательным и средним пальчиками

Сам увидишь этот трюк: "бинокль"

Это дятел сел на сук указательный палец правой руки стучит по левой ладошке

Вот и слышен перестук! указательный палец левой руки стучит по правой ладошке

Логопед: Какой звук услышал бурундук?

Дети: Звук Д.

Логопед: Звук Д звонкий или глухой? Как определить?

Дети: Звук Д звонкий, потому что если приложить ладонь к горлышку, оно "дрожит".

"Разделите звуки на звонкие и глухие"

Логопед: Определите, звонкий или глухой звук.

У каждого на столе символ согласного звука. Дети определяют, приложив ладонь к горлышку звонкий или глухой звук, соотносят символ звука с соответствующим обозначением звонкости - глухости звука.

Образец: приложение 1

Физминутка

Дети встают на физминутку, выполняют движения по тексту:

Логопед:

Потрудились - отдохнем.

Встанем, глубоко вдохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Дети садятся на места.

"Разгадайте ребус"

Логопед: Звук я к звуку подберу и слово получу. Какое, отгадайте.

Каждому ребенку выдается карточка с ребусом.

Задание: Определите первый звук в каждом слове, положите символ этого звука в пустую клеточку, "прочитайте" получившееся слово.

Образец: приложение 2

Дети выполняют задание, "читают" по символам слова из 3-х звуков.

Логопед: Сколько звуков в слове СОК (СУП, КИТ, КОТ)?

Дети: В слове СОК (СУП, КИТ, КОТ) три звука.

Логопед: Задание - придумайте предложение с любым словом (выставляются картинки: СОК, СУП, КИТ, КОТ).

Ответы детей, например, Я пью апельсиновый сок. (Мама сварила овощной суп. Кот сидит на окошке. В море плавает кит).

III Итог

Логопед: Чем сегодня мы занимались?

Дети: Говорили о звуках (отгадывали загадки, называли последний звук в слове, определяли твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки, разгадывали ребусы, "читали " слова).

Логопед: Какое задание было трудным? Интересным?

Ответы детей.

приложение 1C:\Users\связной\Downloads\фC:\Users\связной\Downloads\фC:\Users\связной\Downloads\фC:\Users\связной\Downloads\фC:\Users\связной\Downloads\фC:\Users\связной\Downloads\фC:\Users\связной\Downloads\фC:\Users\связной\Downloads\фC:\Users\связной\Downloads\ф


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД Область "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте) "Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки"

Конспект НОД по области "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте), проведенной с детьми старшей группы с ЗПР на тему "Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки"...

КОНСПЕКТ открытого мероприятия НООД по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «В стране звуков. Знакомство с гласными и согласными звуками. Звуковой анализ и синтез»

-закрепить знания детей о том, что слово звучит, т.к. состоит из звуков;-учить сравнивать слова по длине;-дать знания о том, что звуки отличаются друг от друга (гласные и согласные);-познакомить с сим...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Твёрдые и мягкие согласные. Условное обозначение согласных звуков».

Дать понятие о мягких и твёрдых согласных, учить различать их на слух и по артикуляции, познакомить с условным обозначением мягких и твёрдых согласных; развивать фонематический слух; соверше...

Образование согласных звуков. Звонкие и глухие согласные звуки. Способы их определения. Схемы.

Образование согласных звуков. Звонкие и глухие согласные звуки. Способы их определения. Схемы....

Конспект НОД по подготовке обучению грамоте Тема: Многозначные слова. Согласный звук к (к’), буква «К». Введение понятия «глухой согласный звук»[27], стр.53 [27], стр.59

Конспект НОД по подготовке обучению грамоте Тема: Многозначные слова. Согласный звук к  (к’), буква «К». Введение понятия «глухой согласный звук»[27], стр.53 [27], с...